Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)

Распаусюдiлiся устные рассказы о деревья, цветы i дэманiчных существ:

русалок, лесавiкоу, дамавiкоу i др.. Прекрасные предания создан об гiстрыч-

Основные события на территории Беларусi.Значная часть паданняу рассказывает о по-

хожанняу белорусов, их предков.

Образованию белорусского народности способствовал и ряд  экономических факторов.

Экономической основой  этнавтваральных процессов явились  дальнейшее развитие сельского хозяйства (замена двухполля и других архаичных форм - лесного перелога, пашня наездом, подрубил - по-парной зерновой системой трохполля), совершенствование ремесла (вместе с традиционными рамёствами__-гончарное, ткацкое, бондарному, сля -сарнйвт-анрацовка дерева, кости, металлов и иннгшг растгавсюжвалися новые виды рамёсницкай деятельности - изготовление бумаги, отливка стекла в гутах, книгадрукарства и др.)., расширение торговли на тэърыторыи от Припяти до Западной Двины и от Немана до Днепра

3 предыдущими этнавтваральными факторами тесно связан со-ьныя факторы. Дальнейшее развитие феодальных отношений, посте-Иае установление крепостного права способствовали консолидации аматликих категорий населения земель Беларуси в социальные Группы с общими пъравами и обязанностями для каждой из них. Так, различные сатэгорыи светских феодалов консолидировались в шляхетское сословие, ИКОМ принадлежала ведущая роль в государственном управлении. Отдельным Иасловем являлось духовенство. Формировались также сословия при-'онных крестьян и мещан - жителей городов и местечек. Этот процесс адейничав установлению более широких связей в рамках каждого; асловя и между ними. Так социальные условия влияли на образование белорусского народности.

  1. Распаўсюджванне ідэй Адраджэння на Беларусі. Дзейнасць Ф.Скарыны, М.Гусоўскага і іншых асветнікаў беларускага Рэнесансу

В конце 15 в. в странах  Европы наступает новый этап в  развитии истории и культуры, который  пришел на смену средневековью. Эпоху  эту стали называть Возрождением или Ренессансом (14-16вв.) для западной Европы, и 14 – 1я половина 17 вв. для восточной. В экономической, политической и идеологической жизни Европы произошли изменения, связанные с ломкой феодальных отношений и зарождением капиталистических. Укреплением буржуазной прослойки в обществе и развитии ее идеалогии на смену на смену господству церковной культуры приходит светская. Это было время великих географических открытий, книгопечатания, развития искусства и т.д. В каждой стране появились свои художники, ученые, мыслители. С возрождением связан гуманизм – это система взглядов, которая формировалась в период ренессанса и составляла идеологическую основу его культуры, литературы, искусства. Гуманизм утверждал высокую значимость человека, защищал идеал справедливости, свободы и честолюбия. В15-16 в сложились условия для становления культуры ВКЛ: рост городов, развитие товаро-денежных отношений, национальное самосознание. В это время на Б появляется светское направление в живописи, литературе, формируются библиотеки. Специфическая черта- существование веротерпимости. Новый шаг был сделан в области права и закона- созданы статуты ВКЛ. Идет становление искусства, бел языка, лит-ры. В первой пол 16в произошли изменения в обычаях, морали. Появляется стремление к роскоши. Шляхта начинает перенимать обычаи и моду Зап Европы. Новая особенность общественной жизни ВКЛ- появление мещанства. Дворы крупных магнатов становятся центрами светской жизни. Радивил открывает первый театр, типографию. Ренесанс в ВКЛ утвердился позже чем в Европе.

Кипучая и разнообразная деятельность Франциска Скорины имела исключительное значение в развитии белорусского культуры. Он (Ф.С.) родился в Полоцке в 1490г. в семье купца. Первоначальное образование получил дома, затем учился в краковском университете. С большой энергией отдается углубленному изучению грамацких навуК.Каб расширить свои знания, он едет в Италию, учиться в Падуанский университет. Там висит его портрет в известной "Зале сорока». Из Италии он возвращается на Родину и начинает готовиться к книгопечатания. И для этого едет в Прагу. За 3 года пребывания в Праге Ф.С. выдал по тому времени много книг. Наиболее распространения. был "Псалтырь" (1507). По ней учились грамоте, охотно читали. Эта книга предназначалась, как пособие для обучения грамоте. Издание "Псалтырь" на понятном белорусском языке имело положительное значение для расширения письменности в Беларуси. В Праге Ф. С. издал и перевел на белор. язык 22 книги, Библии. После Чехии он переезжает в Вильно, где были напечатаны 2 книги "Апостол", "Малая дорожная книга». Значение его деятельности: он добивался, чтобы книги просвещение, достижения науки принадлежали простым людям, служили размножению мудрости и очень много сделал для развития и обогащения бел. букв. языка и переводов книги на рус. нар. язык. Он вводил ее в букв. ужытаК.Книги Скорины, как вся его наук. и печатный. деятельность служили вазвяленчай борьбе бел. народа против иностранный. господства, за сохранение своей мудрости, родной культуры, языка. Скорина заботился, чтобы издаваемые им книги были доступен и понятен. А для этого он переводил царские книги на совершенно понятен. народный. язык, писал для них речи и паслясловъи, помещал на полях замечания, объяснял непонятные слова. По технике печатания книги Скорины долгое время служили образцом для издателей других стран. Издательская и культурно-просветительская деятельность Скорины оказала большое влияние на книгопечатание и просвещение братски. Славянск. народов, способствовало их культурному сближению. Симон Будный и Василий Тяпинский - последователи Скорины и Гусовского. Современник Скорины Николай Гусовский - это поэт-гуманист и просветитель. Один из самых образованных людей "под звездой полярной", как он называет в поэме «Песня про зубра" свой ​​край. Родился в семье охотника в Беларуси около 1470г. Первоначальное образование получил рано. Учился в Вильнюсе, Польши, Италии. В 1518 году в составе польско-литовской дипломатической миссии он попал в Рим. Дипломаты хотели договориться с папой Римским Львом 10-м о создании коалиции хрысцианских государств против турок и татар которые угрожали княжеству Литовскому. В 1552 году по просьбе папы Римскага М.Г. написал поэму. Бой быков в Италии напоминает охоту на зубра в Беларуси. "Песня про зубра". Эта поэма - гимн белорусского природе, Родине. Издать книгу в Риме он не смог, так как папа Римский размер. Только в 1553г. при помощи польской королевы Боны поэма была напечатана. Долгое время она была недоступна читателю, так как была напечатана на латинском языке. На белорусский язык поэма была переведена Иосифом Семижон, затем недавно Владимиром Шатон, его перевод считают более похожим к оригиналу. Значение: вся творчество М.Г. - Яркий пример служения народу. О большой ценности творческого наследия свидетельствует то, что она уже 5 столетий вызывает у читателя интерес. М.Г. высоко ценил миролюбивую труд простых людей. Поэт высмеивал эгоизм польск. шляхты. В этом причина того, что так рано погасла звезда большого поэтического таланта. До конца жизни М.Г. оставался в Кракове. Там написал свои поэмы "Новая и славная победа над турками в июле месяце" (1524), "Жизнь и подвиги великого Гиацинт" (1525), написал несколько посланий в стихах. Свой век доживал в одиночестве, забытый королевский. двором, разбитый параличом, но не сломлен духом. М. Г. не поставил свое творчество на службу религии, высоко ценил миролюбивую труд простых людей. Поэт высмеивал эгоизм и чванства польской шляхты, что было не по душе вельможам. В этом причина раннего погас таланта М. Г. Высокая художественная ценность творчестве поэта ставит его в ряд прадстацников бел. культуры эпохи Возрождения.

 

  1. Царкоўна-рэлігійныя адносіны ў Вялікім княстве Літоўскім, Рускім і Жамойцкім і Рэчы Паспалітай. Берасцейская царкоўная унія (1596 г.)

Реформа́ция (преобразование) — общественное движ в Зап и  Цент Европе в XVI веке, направленное против традиций христианской веры, сложившихся в католической церкви. Начало Реф положило выступление в 1517 в Германии Мартина Лютера.

Основные направления  Реф: бюргерское; народное, соединявшее  требование упразднения католической церкви с борьбой за установление равенства королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся укрепить власть, захватить земельные владения церкви.

Контрреформация

— период катол-го возрождения  в XVI—XVII вв. Считается, что контрреформация нач во времена папы Пия IV в 1560 и продолжалась до 1648 года — момента окончания Тридцатилетней войны. Контрреф вкл в себя широкий спектр усилий по борьбе с протестантизмом. Выделяют пять направлений деятельности контрреф: вероучение; духовная и структурная перестройка; монашеские ордена; духовные движения; политические аспекты. 1-м из результатов этих усилий явилось основание первых католических семинарий. Была предпринята попытка вернуть монашеские ордена к их духовным истокам, были основаны новые духовные движения, кот должны были быть сосредоточены на духовной жизни и личностных отношениях со Спасителем.

В сер XVI века издаётся Индекс запрещённых книг, согласно кот преследовался  не только автор, продавец, издатель, читатель. Итог подвёл Вселенский собор католической церкви в Триденте (1545—1563), он принял решение об отвержении протестантизма, поддержке тех, кто боролся против реформации, провёл реформу центральной католической власти, утвердив власть Папы как непререкаемую и унифицировал богослужение по епархиям.

Акт об уния был принят 9 октября 1596 года на Соборе, открывшемся 6 октября 1596 года в Бресте, на котором  присутствовали митрополит Киевский Михаил Рагоза, епископы Луцкий, Владимиро-Волынский, Полоцкий, Пинский и Холмский, а  также папские и королевские послы и ряд западнорусских епископов. Согласно составленной соборной грамоте, епископы перечисленных православных епархий признавали своим главой римского папу, принимали римско-католическую догматику, но сохраняли богослужение византийского обряда на церковнославянском языке.

Целью Брестской унии являлось обеспечение для высшего  православного духовенства на территории Речи Посполитой положения, равного  положению католического духовенства, а также ослабление притязаний Русского царя на земли Юго-Западной Руси.

 

Заключение Брестской  унии привело впоследствии к созданию Украинской грекокатолической церкви. Последователи унии, лица, придерживавшиеся грекокатолического (униатского) исповедания, именовались «униатами», причём термин часто имел негативную коннотацию при употреблении иерархами Русской и Украинской православных церквей, а также в официальной советской историографии.

Заключение Брестской  унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего  духовенства, а первоначально — и некоторых крупных украинских феодалов. Активным противником и борцом с унией стал игумен брестского Свято-Симеоновского монастыря преподобномученик Афанасий.

Православный Брестский  Собор отверг унию, отлучил униатских  епископов и лишил их сана, восстановил в священстве тех священнослужителей, которые были лишены его епископами — приверженцами унии.Позднее значительная часть униатов Белоруссии и Волыни была насильно включена в Православную российскую церковь на Полоцком Собре 1839 года.

 

  1. Архітэктура, выяўленчае  і тэатральна-музычнае мастацтва Беларусі ў складзе Вялікага княства Літоўскага, Рускага  і Жамойцкага /13 – 16 стст./.

Литература этой эпохи  небогата, в основном религиозной  тематики. Самый значительный жанр- летописи(летописец ВкнязейЛ, бел-лит летопись 1446).Сымон Будный –издал на бел языке «Катехизис», «Новый завет». Говорил о необходимости развития бел культуры и языка. Микола Гусовский написал на латыни «Песнь про зубра»- ценный источник для изучения эпохи, первая поэма про наш край адресованная европейскому читателю. Василий Цяпинский организовал типографию, где издал Евангилие на бел языке- пример бел публицистики.

Вторая половина 13 – 14 вв. – начало нового этапа в развитии бел. архитектуры. Она объединила традиции древнебел. и зап-евр архитектуры в лице романского и готического стилей.

Романский стиль. Были свойственны  суровость внешнего вида с массивностью стен, большими башнями, узкими окнами-бойницами  с мин. декоративности.

Готике было свойственно  ощущение стремления вверх, интерьеры хорошо освещались, были оснащены легк. каркасами, колонами, витражи на окнах.

В 14 – 15 вв. в светской архитектуре – новый вид замки-крепости. Их появление было вызвано необходимостью обороны от внешнего врага. В это  время целый пояс замков возник вдоль сев-зап. границы ВКЛ, образовал оборонительную систему. Одним из первых каменных замков на нашей территории был Лидский (возведен в 20-е годы 14 в.). Представлял трапецию (80х93 см) Толщина стен – 2м, на стенах – боевая галерея с бойницами, в 2-х углах замка – башни.

В архитектуре – смесь  романского стиля и готики. К др. наиболее ранним памятникам относится  замок в Креве. Построен в 30-е годы 14 в. Был большим по размерам. Длина  стен – 108 м, толщина – 2,75 м. Новое  в замке – башня Кейстута, кот. была вынесена за территорию замка , чтобы улучшить его защиту. Замки в Лиде и Креве заложили основу развития замковой архитектуры буд. столетий

Одним из самых мощных сооружений являлся Гродненский  замок. После пожара 1398 г. замок сгорел и на его месте – каменный с 4-мя башнями, толщина 2-3 м., высота 10 м.

В начале 15 в. в системе  оборонительных построек в Гродно сущ. 3 замка – верхний и нижний. Из замков, составлявших гордость, следует  назвать замок в Мире и Новогрудке.

Бел. архитекторы 15 в. создали  новый тип православного храма и новый стиль в архитектуре, белорусскую готику. Характерный представители – Сынковичская и Маломожейковская храмы – крепости, построенные на зап. Беларуси в 15-16 вв. Прямоуг. в плане с двустатной крышей и 4мя башнями. Эти храмы представляли из себя крепости-замки в миниатюре.

В живописи 14-16 вв. господствующим направлением была иконопись. Самые  известные образ матери Божьей «Замилованые» (из Манориты 14-15 вв.), «Матерь Божья  Иерусалимская» (Пинск 15 в.), «Знамение» (дер. Именины) Эти иконы позволяют говорить о высоком развитии средневеков. ис-сва на Беларуси.

В это время развивалась  и светская живопись и скульптура. После Кревской унии на Беларуси строятся костелы и монастыри (в Минске, Бресте), в кот. появляется деревянная скульптура.

 

  1.  Рэфармацыя на Беларусі. Светапогляд і гуманістычная дзейнасць С.Буднага, В.Цяпінскага.

Идеи возрождения и  реформации оказали большое влияне на формирование общественной мысли  и культуры нашего края. Реформация – широкое общественно-политическое и идеологическое движение в зап. Европе в 16 в. Было направлено против католической церкви и носило антифеодальный характер.

Реформация пришла на Беларусь из Германии.

Главные цели: 1) лишение  католицизма идеологического и  политического господства в государстве

2) уменьшение церковного  землевладения

3) укрепление внутренней  веры людей

В результате реформации возникло новое христианское учение – протестантизм. (лютеранство, баптизм, кальвинизм и т.д.) Протестанты заявляли, что единый источник веры – Библия, не признавали монастырей и монашество, в своих церквях не вывешивали икон и выступали за идею недорогой церкви.

Социальной опорой реформ в ВКЛ были:

магнаты; видели в реформации средство ликвидации католицизма с  помощью протестантской церкви; желали сократить обособленность своего государства от католической Польши.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"