Эволюция форм правления в античном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 23:47, контрольная работа

Описание работы

В Античной Греции не сложилось крупное, единое государство. Постепенное развитие родоплеменных отношений привело к формированию нескольких сот небольших самостоятельных государств - полисов, включающих поселение (город) и прилегающие земельные угодья.
Каждый полис имел свои законы, особую систему управления. Большую роль играли советы старейшин, представлявшие собой родовую аристократию и собрания членов племени, за которыми закрепили права граждан. Иноземцы, даже зажиточные, и рабы не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Эволюция форм правления в античном мире…………………………….4
Древнегреческий полис. Право древней Греции……………….………..7
Общественное и государственное устройство Спарты……………..….11
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………...…23

Файлы: 1 файл

IGPZS.docx

— 45.99 Кб (Скачать файл)

Уголовное право. В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть. Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений: государственные преступления (государственная измена, оскорбление богов, обман народа, внесение в народное собрание противозаконных предложений, ложный донос по делам о политических преступлениях); преступления против личности (помимо убийств, сюда следует отнести: причинение увечья, нанесение побоев, клевету, оскорбление); преступления против семьи (дурное обращение детей с престарелыми родителями, опекуна с сиротами, родственников с дочерьми-наследницами); имущественные преступления (любопытный факт: при краже, если таковая совершалась ночью, преступника дозволялось убить на месте преступления). В числе наказаний встречались: смертная казнь; продажа в рабство; телесное наказание; лишение свободы; штрафы; конфискация; атимия, т. е. бесчестье (лишение некоторых, либо всех гражданских прав).

Афинское  государство служило интересам  рабовладельцев, которые эксплуатировали  рабов и неимущих свободных. Основная масса афинских граждан попадала в зависимость от богатых, стала  презирать физический труд, превращаться в нищих. Именно это явилось одной  из главных причин гибели Афинского  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общественное и государственное устройство Спарты.

 

Среди полисов  Древней Эллады Спарта занимает особое место. Ее общественная система и  политический режим уникальны и  даже загадочны. До сих пор не выяснены причины и обстоятельства формирования здесь специфических устоев общества, его весьма своеобразных традиций.

Территория  Спарты находилась на юге полуострова  Пелопоннесс, но постепенно спартанцы  захватили всю Лаконию. Коренное население, ахейцы, оказалось под  властью спартанцев. Верхушка местных  жителей нашла общий язык с  родовой знатью спартанцев, вошла  в общину победителей. Завоевание Лаконии  сопровождалось массовым грабежом коренного  населения. Это ускорило разложение общинного строя спартанцев, а  появление частной собственности  на землю и рабов содействовало  процессу классообразования. Косвенно формирование государства подтверждается тем, что деление жителей по родам, филам постепенно заменяется территориальным. Появилось 5 областей. Спартанские деревни  из резиденции родовых общин превратились в подобие мелких административных центров.

Разбогатевшая знать, верхушка спартанцев и ахейцев  превращалась в господствующее сословие, приобретая все новое имущество - в виде земли, скота, денег. Развитие товарно-денежных отношений создавало  почву для эксплуатации и закабаления  общинников. Процесс классообразования  и формирования государства здесь  почти не отличался от процессов, подобных тем, что имели место  в Афинах перед реформами Солона. Но в Спарте все осложнялось аграрным перенаселением. В VII в. до н.э. нехватка плодородных земель стала ощущаться  особенно заметно.

Начались  войны за захват Мессении, расположенной  в центре полуострова. В результате 2 мессенских войн под властью Спарты оказалась весьма обширная территория с многочисленным населением. Здесь  проживало 200 тыс. рабов-илотов, 32 тыс. периэков. Спартанцев - мужчин-воинов - было только 10 тыс. Войны, грабеж порабощенного  народа обогатили знать Спарты, среди общины начались раздоры, аристократы стали игнорировать прежние обычаи, традиции; факты беззакония, самоуправства приняли широкие масштабы. Демос и аристократия обособились и противостояли Друг другу. Межплеменной антагонизм усиливал социальную напряженность. Спартанская община была на грани развала. Диагноз ее состояния определил легендарный Ликург: «Спарта - это больное тело, пораженное всяческими болезнями»,

Спартанцы в  Мессении поработили население, большинство  которого принадлежало к дорийскому народу; победители и побежденные  говорили на одном языке, имели одну религию. Находясь в явном меньшинстве, в окружении огромной массы населения, которое люто ненавидело поработителей, спартанцы жили в вечном страхе, почти не снимали военные доспехи, не расставались с оружием. Доведенные до отчаяния рядовые спартанцы могли  пойти на крайние меры. Знать об этом догадывалась и, вероятно, предвидела опасность ее физического истребления, как это было в других полисах, при ранних тираниях. Чрезвычайно  сложная и опасная обстановка вынудила ее в начале VII в. до н.э. провести серию радикальных преобразований.

По преданию, перепуганные правители Спарты несколько  раз обращались за помощью и советом  к мудрейшему Ликургу, который состоял  в должности опекуна царя. Ликург уже тогда считался знаменитым ученым-законоведом, якобы был лично знаком с Гомером, имел славу способного государственного деятеля и блестящего организатора

Вняв просьбе  правителей Спарты, многоопытный правовед на всякий случай посетил главный  храм греков в Дельфах, принес соответствующую  жертву богам и попросил согласия богов на реформы. Очарованная им главная жрица, пифия, аттестовала  Ликурга как «любимца богов» и  даже «скорее бога, нежели человека». Надо полагать, после такого благословения  все сомнения у Ликурга отпали. Если основания верить источникам, которые сообщают, что Ликург штудировал законы критских царей о государственном устройстве. Убедив народ, царей и геронтов принять его законы, их автор по преданию, уморил себя голодом, сочтя свою задачу выполненной.

Реформы, которые  по традиции приписывают Ликургу, относятся  к первой половине VII в. до н.э. За короткий срок Ликург навел образцовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц; легенды приписывают ему создание таких устоев спартанского общества, которые поражали своей стабильностью. В самом деле, четыре столетия (до Пелопоннесской войны) в Спарте не было политических потрясений, смут, заговоров. Мелкие интриги между царскими семьями  в счет не идут.

Иностранцев поражало общественное спокойствие, безопасность, беспрекословное подчинение младших  старшим, законопослушание спартанцев, их немногословие, враждебная скрытность в государственных делах. Они  удивлялись рьяной приверженности спартанцев к военным занятиям и атлетическим упражнениям, их замкнутости, равнодушию к наукам и искусству. По каким-то причинам правители стремились полностью  изолировать государство, своих  сограждан от общения с другими  полисами и народами. Торговые отношения  с другими странами были запрещены  еще в VI в. до н.э. Под угрозой смерти спартанцам запрещалось по личным нуждам выезжать за пределы своего государства. Выезд за границу разрешался только военачальникам, послам и проксенам.5

Реформы Ликурга - это целый комплекс преобразований социально-экономического и правового  характера. Их антиаристократическая  направленность очевидна. После реформ знать формально исчезла, как  бы растворилась в массе демоса.

По реформам все спартанцы, призываемые в  ополчение, были наделены земельными участками (клерами). В Лаконии и Мессении их насчитывалось около 10 тыс. Клер считался неотчуждаемым, наследственным владением, а так как земля почиталась собственностью государства, то участок нельзя было продать, подарить, -оформить как наследство. Размеры участков были одинаковы для всех, тем самым как бы утверждалась экономическая основа «общины равных». Участки обрабатывали илоты, обязанностью которых было содержать спартанца и его семью.

Участки земли  получали периэки - ремесленники, торговцы. Таких наделов насчитывалось  около 30 тыс. Периэки были свободными, но не имели политических прав. Они  платили налоги, подати, а во время  войны привлекались для службы во вспомогательных частях.

Полноправные  спартанцы между собой считались  равными, большая ретра Ликурга  предусматривала довольно жестокий кодекс их поведения от рождения до смерти. Младенца после рождения осматривали. Если он имел явные физические недостатки, то подлежал немедленному умерщвлению. Казнь предписывалось осуществлять его отцу.

Дети с 7 лет  воспитывались в гимнасиях, под наблюдением наставников-педагогов. Мальчики содержались в суровых условиях, их подвергали свирепой муштре; основная цель обучения - воспитание выносливости, умения беспрекословно повиноваться. Они спали на непокрытом сухом тростнике, ходили босые, прикрытые одним плащом, хламидой, каждый день купались в холодных ручьях.

По ночам  юноши делали засады на дорогах и  убивали запоздавших илотов. Их приучали к жестокости.

Девушки регулярно  занимались гимнастическими упражнениями, с тем, чтобы стать здоровыми  матерями. Они прыгали как лани, в быстроте бега не уступали лошади, учились метать копья, диск. Мальчики и девочки в гимнасиях обычно ходили нагие, реже в коротких туниках.

Должностные лица могли сами определять будущую  семейную пару: вели «половой отбор», цель которого - усовершенствовать «породу» людей. Такой подход преследовал  одну цель - иметь хороших воинов. Обучению грамоте и другим наукам не придавалось большого значения. Вместе с детьми спартанцев в агелах воспитывались выходцы из низших слоев общества, в частности мофаки - дети от смешанных браков между спартанцем и илоткой.

Вечное недоедание заставляло юных спартанцев воровать остатки пищи со стола взрослых. Уличенного в краже избивали за неумелость. Спарта, пожалуй, единственная страна, где мародерство, воровство не считалось  позорным занятием. Главная цель обучения и воспитания - подготовка будущего воина. По достижении 14-летнего возраста подростки подвергались испытаниям (агонам) - жестокой порке перед алтарем  Артемиды.6

Совместное  воспитание полов имело своим  результатом ранние браки. Жених, по старым обычаям, умыкал невесту, скрытно  выкрадывал ее. Впрочем, это делалось по обоюдному соглашению родителей. Спрятав ее у своих знакомых, будущий  муж тайком навещал невесту, остриженную  и одетую в мужское платье. Молодые приносили жертвы Зевсу и его супруге, невеста отрезала локон волос. Перед свадьбой полагалось мытье в бане, а потом пирушка. Приданого невесте не полагалось. Девушек воспитывали с расчетом иметь от них здоровое потомство. Мнение должностных лиц учитывалось при заключении брака.

С 20 до 60 лет  спартанец считался военнообязанным, должен был систематически, почти  ежедневно, совершенствовать свои атлетические и боевые навыки. До 30 лет спартанец  считался неполноправным, не имел политических прав, ему надлежало во всем следовать  советам своего опекуна, наставника.

Спартанцы носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой домашней утварью, соблюдали стандартную, общепринятую форму бороды и усов. К 30 годам спартанец должен был  жениться, иначе он ежегодно в религиозный  праздник подвергался избиению со стороны  женщин (вероятно, незамужних). Зато тем, кто имел трех, а тем более четырех сыновей, оказывалось особое уважение, им предоставлялись льготы.

В целом положение  женщин Спарты было сравнительно высоким. Они не знали многих забот по хозяйству - илоты доставляли продукты, детей  воспитывало государство. Мужья  часто гибли в войнах. Женщины  конкурировали с мужчинами в  понимании отечественных интересов. Знатные жены и вдовы имели  приличное материальное обеспечение. В их руках в IV в. до н.э. сосредоточилось  около двух пятых, а в III в. до н. э.- более половины богатств Спарты. Возможно, этим объясняются обвинения женщин, особенно молодых вдов, в чрезмерной свободе поведения, нравственной раскованности, распущенности, беспутстве и нимфомании.

Регламентация жизни спартанцев касалась почти  всех сторон не только общественной, но и личной жизни. Военное дело стало  их главным ремеслом. Гражданам возбранялось заниматься ремеслом и торговлей, так  как это позорило их, считалось  уделом периэков. Ввоз чужеземных изделий  был запрещен. Из обращения золотая  и серебряная монета были изъяты, вместо них в обращении появилась  сугубо местная монета в виде знаменитых железных прутьев - оболов. Консерватизм правителей Спарты, их упорное сопротивление  экономическому прогрессу выявились  в жестокой регламентации личной жизни граждан.

Это был весьма своеобразный общественный порядок, при  котором среди граждан царили грубая уравниловка и строгий  взаимный контроль. Существовал запрет на предметы роскоши. Спартанцы постоянно  были заняты военной муштрой, основанной на беспрекословном подчинении, суровой  воинской дисциплине.

Контакты  с внешним миром практически  исключались. Государство было закрытым. Реформы, приписываемые Ликургу, в  какой-то степени достигли цели: «община  равных» сохранялась; имущественное  неравенство сдерживалось и ограничивалось (до определенного периода) эффективными мерами.

Полис оказывал материальную поддержку малоимущим, нуждающимся гражданам, без этой поддержки они не могли бы участвовать  в общественных делах. Реформа Ликурга  означала перестройку территориально-племенной  организации в рабовладельческий  полис. В совокупности все эти  меры обеспечили стабильность, устойчивость государства-полиса, единодушие, гражданское  единомыслие, подчинение меньшинства  большинству.

Реформы Ликурга  в принципе признавали идею равенства, своеобразной демократии. Богатство  граждан осуждалось. Исключение делалось в тех случаях, если зажиточный спартанец  содержал за свой счет скаковых лошадей  и участвовал в конных состязаниях.

Стремясь  сохранить иллюзию «всеобщего равенства», государство поддерживало особый психологический  климат, в котором нормой и идеалом  сделалась абсолютная унификация быта: подвергалась суровому осуждению любая  экстравагантность в одежде, пище, домашней утвари, устройстве жилищ  и т. д. Обычной стала мелочная регламентация хозяйственной и  иной деятельности спартиатов, их досуга, наличие разных «табу». Власти бесцеремонно вмешивались в частную жизнь  граждан и даже семейные отношения.

В Спарте не было инакомыслящих, не было социальных конфликтов, политических смут. Казарменный  строй, охраняемый солдафонско-полицейским  государством, исключал, вероятно, всякую возможность открыто выразить недовольство. Не исключено, что при малейшем недовольстве существующими порядками на виновника  поступал донос, и его казнили.

Информация о работе Эволюция форм правления в античном мире