Эволюция форм правления в античном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 23:47, контрольная работа

Описание работы

В Античной Греции не сложилось крупное, единое государство. Постепенное развитие родоплеменных отношений привело к формированию нескольких сот небольших самостоятельных государств - полисов, включающих поселение (город) и прилегающие земельные угодья.
Каждый полис имел свои законы, особую систему управления. Большую роль играли советы старейшин, представлявшие собой родовую аристократию и собрания членов племени, за которыми закрепили права граждан. Иноземцы, даже зажиточные, и рабы не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Эволюция форм правления в античном мире…………………………….4
Древнегреческий полис. Право древней Греции……………….………..7
Общественное и государственное устройство Спарты……………..….11
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………...…23

Файлы: 1 файл

IGPZS.docx

— 45.99 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

 

 

 

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «История государства и  права зарубежных стран » 

 

ВАРИАНТ № 5

 

 

                 

 

 

 

 

                  Выполнил:

                                                              студент ____курса ______уч. группы

                                          заочной формы обучения

                                                      __________________________

                                                       _________________________

 

                                                      Проверил: __________________

                                                        ___________________________

                                                               _____________________________

                                                                 ____________________________

 

 

 

 

 

 

Воронеж – 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Эволюция форм правления в античном мире…………………………….4
  2. Древнегреческий полис. Право древней Греции……………….………..7
  3. Общественное и государственное устройство Спарты……………..….11

Заключение………………………………………………………………………22

Список использованной литературы………………………………………...…23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В Античной Греции не сложилось крупное, единое государство. Постепенное развитие родоплеменных отношений привело к формированию нескольких сот небольших самостоятельных государств - полисов, включающих поселение (город) и прилегающие земельные угодья.

Каждый полис имел свои законы, особую систему управления. Большую  роль играли советы старейшин, представлявшие собой родовую аристократию и  собрания членов племени, за которыми закрепили права граждан. Иноземцы, даже зажиточные, и рабы не имели  права участвовать в политической и общественной жизни.

Земля была собственностью полиса, его достоянием. Шла купля и продажа участков земли, но только между гражданами данного полиса.

Античную Грецию принято считать  родиной демократии. Однако здесь  существовал и другой путь развития полиса, который продемонстрировала Спарта.

Это государство было основано дорийским  племенем, которое поселилось на юге  Пелопонесского полуострова, оно превратило местное население в бесправных рабов - илотов.

Спартанское государство вело постоянные войны против соседних племён, захватывая рабов, собирая дань, постепенно расширяя свою территорию. Рабы в Спарте были основой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эволюция форм правления в античном мире.

 

В период I тысячелетия до н.э. - I тысячелетия  н.э. наиболее развитой можно было считать  античную цивилизацию. Греко-римское  сообщество достигло наивысших результатов  во многих сферах деятельности. Достижения науки, философии, литературы, стали  предпосылками новой политико-правовой тенденции - демократии. Зародившиеся в III-II тысячелетиях до н.э. южно-европейские  протогосударства тесно взаимодействовали  с Восточными народами, анализирую уже имевшийся азиатский опыт культурной, правовой, экономической  деятельности, создавая свой собственный  путь.

Образование античных государств происходило  в результате объединения захваченных  земель, слияния культур, языков, различных  наций и значительно отличалось от аналогичного процесса на востоке. На примере Греции можно утверждать, что землевладельческая община не была предпосылкой к объединению, ведь горная местность не позволяла успешно  развивать земельное хозяйство. Ремесло развивалось гораздо  успешнее: обработка горных пород, выплавка металлов, изготовление совершенных  орудий труда обеспечили скачок в  развитии по сравнению с другими  государствами Древнего мира, что  вело к расширению торговых связей, в частности, через море. Кроме  того, из-за особого географического  положения объединение государств было затруднено - горы отделяли города друг от друга, что привело к созданию полисной системы.1

Одним из первых этапов становления  государственности стала попытка  в античном мире утвердить власть царя. Однако она не увенчалась успехом, и полисная система стала ещё  и республиканской. В идеале она  предусматривала элементы непосредственной демократии, в реальности же простой  народ, не обладал политической грамотностью, опирался на религиозные представления  о власти и во многих вопросах был  вынужден передать свои полномочия аристократии. Становление государства, его демократических институтов происходило в процессе жесткой борьбы эвпатридов и демоса в Афинах и патрициев и плебеев в Риме.

В V - IV вв. до н.э. признаком силы и  превосходства одного полиса над  другим было оснащение армии, её подготовка. Наиболее сильными в том отношении  оказались Афины и Спарта. В  Афинах античная демократия приобрела  величайшие масштабы.. В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, где сложилась гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их имущественных и политических интересов в единое интегральное целое, античная демократия достигает своей вершины и становится, как свидетельствует последующая история, огромной созидательной силой.

В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец  аристократического военно-лагерного  государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди  самих спартиатов. Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин  в Греции. Поучительным в истории  древнегреческой государственности  является то, что конфронтация двух "полисных сверхдержав" втянула  весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом  которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических  институтов. В конечном итоге и  Афины, и Спарта оказались добычей  Македонской монархии.

Причиной гибели древнегреческой  государственности, в частности  Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии  частного собственника как полноправного  члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное  с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.

К I в. до н.э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда особенно стало очевидным, что республика-город  не может справиться с восстаниями  рабов и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В  этих условиях сохранение республиканской  системы, рассчитанной на управление государством-городом, становится анахронизмом. На смену  республике, превратившейся к 1 в. до н.э. в мировую державу, приходит империя. Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики стало  столь велико, что в течение  первых веков (принципат) императоры, стремящиеся  создать централизованную бюрократическую  монархию, еще долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов.

Укрепление власти поздних римских  императоров и принятие христианства подводят окончательную черту под  полисными порядками. Что же касается самой поздней Римской империи, то она окончательно порывает с республиканско-полисной демократией и все больше приобретает, особенно в восточной своей части, черты средневековой государственности.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Древнегреческий полис. Право древней Греции.

 

Греческие общины оказали влияние  на политическую жизнь страны, систему  ценностей, отчасти даже на особенности  литературы, искусства, философии, т. е. на историю древнегреческой цивилизации в целом.

Древнегреческая община-полис включала в себя не только сельское население, но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности если он был свободным и владел частной собственностью.

Все члены общины – свободные  собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Государство в Древней Греции существовало не «над общиной» (как это было на Древнем Востоке), оно вырастало из общины; точнее сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления.

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т. е. складывались своды законов, определявших правовой статус членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию – граждане полиса вступали в ополчение на время войн, превращались в воинов. Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии (самодостаточности).

Сила и самостоятельность общин-полисов  во многом объяснялась тем, что в  Греции не было условий для появления  больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления  внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стояли царь – басилевс и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII в. до н. э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.

Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым  часто возникала угроза лишиться своей земли и превратиться в  арендаторов на собственных участках. У аристократии был и другой противник  – довольно большой слой незнатных  горожан, разбогатевших благодаря  торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати.

Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением  тирании – единовластия, благодаря которому обуздывался произвол знати.

Но тирания была недолговечной, потребность в ней после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других – демократическим но в любом случае большую роль играло народное собрание, которому по общему правилу принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов.

Высокая роль народного собрания и  выборная власть – два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.

Древнейшим  источником афинского права являлся  естественный обычай. Обычное право  впервые было записано в 621 г. до н.э. при архонте Драконте. В начале VI в. до н.э. и позже одним из основных источников гражданского права было законодательство Солона. В V-IV в. до н.э. все большее значение приобретал закон, т. е. постановление народного собрания. 3

Вещное  право. В Афинах сравнительно высокого уровня достигла частная собственность, хотя она и носила на себе следы своего происхождения из коллективной общинной собственности. В интересах общества в целом частная собственность ограничивалась. Это выражалось в том, что на собственников государством налагались значительные повинности. Практиковались частные конфискации имущества. Энергично защищалась собственность на раба, который, как и везде, считался "говорящим орудием", не имевшим даже собственного имени, а только кличку. О широкой свободе распоряжения собственностью и владением свидетельствует наличие разного вида сделок: договора товарищества, купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма и подряда, поклажи и т. д. В одном из законов говорилось: "Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины». 4

Семейное  право. Брак считался разновидностью договора купли-продажи, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки. Застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его. Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. При наличии сыновей дочь не получала наследства. Власть домовладыки была весьма значительной. Отец при малейшей непочтительности к себе со стороны детей мог лишить их наследства.

Информация о работе Эволюция форм правления в античном мире