Этническая история кочевников Казахов. Материальная и духовная культура кочевников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

Особенный интерес вызывает изучение проблемы кочевничества в связи с важностью углубления и уточнения таких принципиальных вопросов теории всемирно-исторического процесса, как методология исследования сущности цивилизационного развития, различных способов производства, государственности и сословно-классовой дифференциации общества, отношений собственности и системы производственных отношений, общины и социальной организации и т. д. Вследствие этого научная значимость исследования проблемы кочевничества представляется совершенно очевидной как с точки зрения углубления наших знаний о всемирно-исторических закономерностях развития общества, так и в плане конкретизации и детальной проработки всего спектра явлений и событий истории народов Евразии.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..........3
1 Эволюция кочевничества. Природа и кочевое население Казахстана …………..5
2 Социально-экономическая структура общества ………….……………………...13
3 Этническая история кочевников Казахов. Материальная и духовная
культура кочевников ……………………………………………………………….17
Заключение ……………………………………………………………………………23
Список литературы ………………

Файлы: 1 файл

Возникновение и уникальность кочевой цивилизации.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

и резко выраженной аридностью, континентальностью, посезонной дифференциацией  климата, его многолетней изменчивостью, бедностью водных и почвенных ресурсов, дефицитом атмосферных осадков, что в свою очередь обусловливает крайне скудный растительный покров, резкие колебания его урожайности, посезонно-зональные особенности  вегетации,  разреженность  и  низкую  кормовую  продуктивность пастбищного  травостоя.  Вследствие  этого  данная  зона  представляет  собой очень  хрупкую  экосистему,  обладающую  повышенной  чувствительностью  к внешним воздействиям и хозяйственной деятельности человека.

Коренное население Казахстана составляют казахи, один из крупнейших кочевых и тюркоязычных народов Евразии. Численность казахов в пределах территории современного Казахстана, согласно материалам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., составляла 3 392 751 чел. В городах проживало 1,1% казахского населения, удельный вес оседлого населения был также невелик. Наибольшая часть казахов занималась скотоводческим хозяйством и вела кочевой образ жизни. Казахи подразделялись на три части – Старший, Средний и Младший жузы, – каждая из которых имела свою специфичную «родоплеменную» организацию. 

Социально-экономическая  структура кочевого общества не оставляет никаких сомнений в наличии  двух полярно противоположных общественнных классов, резко отличающихся друг от друга по их роли в жизни общества, функционировании системы материального производства и т. д. На одном полюсе располагался класс непосредственных производителей, составлявший абсолютное большинство кочевого населения — от 66 до 91% всех хозяйств номадов, в собственности которого находилось такое количество скота, которое не удовлетворяло минимальные потребности  системы жизнеобеспечения и не гарантировало им необходимого продукта. На другом полюсе кочевого  общества находился класс богатых скотовладельцев, составлявший абсолютное  меньшинство населения — от 2 до 11% всех кочевников-скотоводов.

Доминанта кочевого типа хозяйственной  деятельности обеспечила историческую преемственность позднесредневековых  социокультурных образований, их этногенетическую связь с древними и раннесредневековыми насельниками региона. Этничность казахов была рождена хозяйственно-культурной оппозицией «кочевник – некочевник», поскольку интеграция осуществлялась главным образом типом хозяйства и образом жизни, а дифференциация проходила по социокультурному водоразделу. Сама этничность стала атрибутом хозяйственно-культурной обособленности казахов.

Господствующим типом хозяйства  у племен Казахстана являлось полукочевое  и кочевое скотоводство. Фундаментальной  особенностью кочевого хозяйства являлось круглогодичное содержание скота на подножном  корму. Основой кочевого хозяйства являлся мелкий рогатый скот, прежде всего овцы. Второе  место  в  структуре  хозяйственных  занятий  кочевого  казахского населения занимало земледелие. На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло.

Доминирующей  формой религиозных верований был  культ предков. Существовали специальные  родовые кладбища, находившиеся возле  зимовок. Археологические материалы также доказывают существование у племен Казахстана культа солнца и огня. Искусство древних кочевников Казахстана очаровывает и современного человека. Главным его компонентом являлась своеобразная изобразительная форма, называемая в науке "звериным стилем".

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 История Казахстана: Народы и культуры: Учеб. пособие / Масанов Н.Э. и др. - Алматы: Дайк - Пресс, 2000.

2 Кляшторный  С.Г., Султанов С.И. Казахстан. Летопись  трех тысячелетий. Центр «Казахстан-Петербуог», А-Ата, «Рауан», 1992.

3 Масанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Алматы «Социнвест»—Москва «Горизонт», 1995.

 

 

 




Информация о работе Этническая история кочевников Казахов. Материальная и духовная культура кочевников