Этническая история кочевников Казахов. Материальная и духовная культура кочевников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

Особенный интерес вызывает изучение проблемы кочевничества в связи с важностью углубления и уточнения таких принципиальных вопросов теории всемирно-исторического процесса, как методология исследования сущности цивилизационного развития, различных способов производства, государственности и сословно-классовой дифференциации общества, отношений собственности и системы производственных отношений, общины и социальной организации и т. д. Вследствие этого научная значимость исследования проблемы кочевничества представляется совершенно очевидной как с точки зрения углубления наших знаний о всемирно-исторических закономерностях развития общества, так и в плане конкретизации и детальной проработки всего спектра явлений и событий истории народов Евразии.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..........3
1 Эволюция кочевничества. Природа и кочевое население Казахстана …………..5
2 Социально-экономическая структура общества ………….……………………...13
3 Этническая история кочевников Казахов. Материальная и духовная
культура кочевников ……………………………………………………………….17
Заключение ……………………………………………………………………………23
Список литературы ………………

Файлы: 1 файл

Возникновение и уникальность кочевой цивилизации.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Введение …………………………………………………………………………..........3

1 Эволюция кочевничества. Природа и кочевое население Казахстана …………..5

2 Социально-экономическая структура общества ………….……………………...13

3 Этническая история кочевников Казахов. Материальная и духовная

   культура кочевников ……………………………………………………………….17

   Заключение  ……………………………………………………………………………23

  Список  литературы …………………………………………………………………....26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прошло 20 лет с момента обретения Республикой Казахстан суверенитета. Несмотря на то, что с точки зрения истории - это миг, социально-культурная жизнь страны была отмечена событиями, важность которых трудно переоценить. Помимо кардинальных изменений в общественно-политической сфере, начался сложный процесс переоценки ценностей, изменились приоритеты в оценке духовного, мировоззренческого аспектов прошлого, настоящего и будущего, вплоть до появления взаимоисключающих точек зрения. Коренным образом изменились взгляды на мир, историю народа, сферу его духовной жизни. В последнее время ученые все больше склоняются к мысли о необходимости рассмотрения истории нашего народа в контексте мировой истории, истории Евразии, кочевой цивилизации, истории тюркских народов, а также истории стран Центральной Азии.

 Большой научный интерес представляет исследование проблемы кочевничества как одного из наиболее рациональных в доиндустриальный период способов природопользования  и  утилизации  скудных  ресурсов  засушливых  регионов, занимающих почти четверть всей земной поверхности. И поскольку кочевничество было вплетено в живую ткань естественно-природных процессов и имело место лишь в определенных пространственно-временных границах с известной амплитудой условий жизнедеятельности, то его следует понимать прежде всего как форму взаимодействия и динамического равновесия естественно-природных и социально-экономических процессов, как специфическую форму адаптации человека в особых условиях среды обитания, как способ социального функционирования в определенных экологических  нишах  посредством  кочевого  скотоводческого  хозяйства  и соответствующего  способа  производства.  Вследствие  этого  несомненно огромное  эвристическое  значение  всестороннего  исследования  данного культурно-исторического феномена.

Научная значимость темы исследования во многом обусловливается тем, что и поныне  более  чем  в  30  странах  мира  продолжает  существовать  кочевое скотоводческое хозяйство, охватывающее около 40 млн. чел. Изучение  процесса

взаимодействия  природно-географических  и  социально-экономических  факторов  в  среде номадов приобретает в данном  случае  несомненный практический интерес в связи с необходимостью приспособления современных кочевников  к реалиям высокоразвитого индустриально-урбанизированного общества и определения путей и способов интеграции номадов в структуру современной цивилизации. Совершенно очевидно, что выработка эффективной стратегии интеграционных процессов невозможна без детального исследования всех  элементов  системы  материального  производства,  общественных отношений, психологии и духовной культуры кочевников-скотоводов.

Особенный  интерес  вызывает  изучение  проблемы  кочевничества  в  связи  с важностью  углубления и уточнения таких  принципиальных вопросов теории всемирно-исторического  процесса,  как  методология  исследования  сущности цивилизационного развития, различных  способов производства, государственности  и  сословно-классовой  дифференциации общества, отношений собственности и системы производственных отношений, общины  и  социальной  организации  и  т. д.  Вследствие этого научная значимость исследования проблемы кочевничества представляется совершенно очевидной как с  точки  зрения  углубления  наших  знаний  о  всемирно-исторических закономерностях развития общества, так и в плане конкретизации и детальной проработки  всего  спектра  явлений  и  событий  истории  народов  Евразии.

Исследование  цивилизационных  и  пространственно-временных  законов

исторического  развития  номадов  представляется  вполне  возможным  сквозь

призму изучения истории и культуры, системы материального производства и

общественных  отношений казахов, одного из крупнейших кочевых народов Евразии нового времени.

 

 

 

 

 

 

1 Эволюция кочевничества. Природа и кочевое население Казахстана

 

Кочевничество с момента своего возникновения эволюционировало по направлению от меньшей подвижности (отгонов-перегонов) ко все большей («чистое кочевничество»). Переход  на  завьючивание предметов материальной культуры (юрты, утвари,  предметов  быта, мебели, одежды и т.п.) на лошадь и верблюда и постепенный отказ от кибиточного способа кочевания, остаточные переживания о котором, например, у казахов фиксируются в XV-XVI вв., способствовал резкой интенсификации системы передвижений, увеличению скорости и частоты кочевания, расширению ареала миграций и т.д. В результате этого формируется тип классических  кочевников,  общепризнанным  эталоном которых для всех исследователей стали казахские номады (кош-пелі) – адаевцы  табынцы,  баганалинцы  и  аназские  племена  са-баа,  руала, амарат, совершавшие перекочевки до 2000 км и более в течение года. Однако, это крайняя специализация, являющая собой предельный вариант номадизма. Типичный образ кочевника – совершающего сезонные  миграции в диапазоне 50- 100 км в течение года, проводящего зимний период года оседло на стационарно устроенном стойбище (кстау) и ведущего кочевой образ жизни в теплый период года.

В процессе эволюции номадизма по направлению от меньшей подвижности ко все большей происходила интенсивная трансформация материальной культуры формирующихся номадов применительно к качественно новому образу жизни и типу хозяйства. В частности, генеральной линией эволюции становится постепенное изживание нетранспортабельных и трудно хранящихся материалов (металл,  керамика,  стекло  и  т. п.), замена громоздких, тяжелых и плохо завьючиваемых  предметов  материальной  культуры легкими и транспортабельными материалами (кожа, кошмы, дерево и т.п.), поддающимися быстрой сборке и разборке (юрта, мебель и т. п.). Именно такой перестройке  подвергаются  все части и элементы материальной культуры кочевников. Переломным этапом явилась середина 1 тысяч, н.э., когда становление классического номадизма в Центральной Азии привело к возрастанию роли кочевников в судьбах народов Евразии и Северной Африки, их широкому выходу на арену мировой истории.   

Сложившаяся в IV-III тысяч, до н.э. система материального производства – комплексное оседло-земледельческое со все более усиливающейся скотоводческой ориентацией хозяйство  и  соответствующий  ей образ жизни – в  результате целого комплекса объективных причин в процессе своего исторического развития подвергается разбалансировке и дестабилизации. Вследствие этого начинается постепенная перестройка хозяйственно-культурной системы,  которая, по-видимому, с наибольшей  силой охватила вторую половину II тысяч, до н.э. (эпоха бронзы) – начало I тысяч, до н. э. (эпоха раннего железа).

Наряду с этим климатические изменения обусловливают постепенное освобождение экологической  ниши. Экзамен выдержали лучше других те хозяйственные группы,  которые  смогли  органически  объединить  скотоводство с занятием охотой на диких копытных животных, что потребовало высокой степени сезонной подвижности  на первых порах весьма  немногочисленной  группы людей  (пастухов), тогда как остальная часть населения (женщины, дети, старики, больные и какая-то часть мужчин) могла какое-то время базироваться в оседло-земледельческих поселениях. На этой основе формируется сезонно-мигрирующий  охотничье-скотоводческий тип хозяйства. К середине 1 тысяч, до н. э.,  видимо,  относится время окончательного становления кочевничества.

Следующим этапом в эволюции номадизма  становится фаза углубления адаптивных возможностей системы. Кочевничество эволюционировало от меньшей ко все большей подвижности, от непродолжительных передвижений  на  небольшие  расстояния  ко  все  более интенсивным и частым перекочевкам на все более значительные расстояния. И если  в  предшествующий  период  только  складывалась  система  посезонного использования пастбищных угодий, то на данном этапе все больше возрастает плотность миграционных передвижений и прежде всего концентрация номадов на сезонных территориях. По-видимому, именно в 1 тыс. до н. э.-середине 1тыс. н.э. осваиваются под зимние пастбища безводные пространства пустынь, заканчивается формирование меридиональной, вертикальной, радиальной, широтной, эллипсоидной систем кочевания. К середине 1 тыс. н.э. кибиточная система кочевания на повозках достигает своего  предельного уровня развития и в течение последующего тысячелетия полностью исчерпывает свой потенциал и отмирает.

К середине 1 тыс. н. э. накапливается  новый запас информации в виде целого ряда  технологических инноваций (появление стремени, новых элементов конской упряжи и снаряжения, в частности жесткого седла, способов завьючивания, войлочной решетчатой юрты, других предметов материальной культуры, широкое распространение кожи, шерстоваляльных и других новых сырьевых материалов и т. д.) и все более возрастает опыт экологической адаптации, увеличиваются знания об особенностях функционирования природных ресурсов среды обитания и т. п. В результате кочевое скотоводство вступает в новую стадию развития – стадию «классического  кочевничества». Этот этап в эволюции  номадизма характеризуется максимальной приспособленностью к природно-климатическим условиям и высочайшей специализацией, активным участием кочевников в этнополитических процессах на Евразийском континенте, захватом политической  и военной гегемонии в Азии, Северной Африке и Юго-Восточной Европе. В этот период номадизм стабилизируется в своем развитии, достигая максимального уровня своего потенциала. Вплоть до эпохи Великих географических открытий и широкого распространения огнестрельного оружия кочевники играют доминирующую роль в жизни народов Евразии, поскольку полностью контролируют внутриконтинентальную торговлю, караванные пути и дороги, имеют неоспоримые преимущества в военной сфере и т. д.

Рубеж XV-XVI  вв., знаменующийся общим кризисом номадизма, его вытеснением на периферию всемирно-исторического процесса, падением его влияния в военно-политической сфере, является началом нового, третьего этапа в исторических судьбах кочевничества. На этом этапе кочевничество, сохраняя свое приоритетное положение в сфере природопользования в аридных зонах, постепенно замыкается в своем внутреннем развитии и вступает в фазу стагнации и застоя. Характерной чертой данной  стадии  развития  является  формирование  нового этнокультурного облика кочевых племен, их постепенное включение в орбиту политического и военного господства крупных централизованных государств: Российской империи (казахи,  калмыки, туркмены, киргизы и др.), Китая (монголы, джунгары и др.), Франции (номады  Северной  Африки),  Турции  (кочевники Ближнего Востока и др.) и т. д. Из власть предержащих номады становятся власть зависимыми.  Не  менее  очевидной  чертой  рассматриваемой  фазы общественного  развития  является  отсутствие  серьезных  технико-технологических  новаций,  организационных  и  социокультурных

усовершенствований и  изобретений.

В новейшее время, в век индустриально-урбанизированного развития, по-видимому, наступает финальная стадия развития номадизма: города, промышленные предприятия, земледелие осваивают земли  номадов  и вытесняют их все глубже в пустыню.

Обширная территория Казахстана, располагаясь на стыке различных географических зон, отличается разнообразием геофизических и природно-климатических условий и характеризуется рядом особенных черт и свойств. Из-

за внутриконтинентального расположения в глубине материка Евразии между 40—55° с. ш. и 46—87° в. д. на значительном расстоянии как от Тихого и Атлантического, так и от Индийского и Северного Ледовитого океанов, природа Казахстана носит переходный характер между Западной Сибирью, Восточной Европой и Центральной Азией. В геофизическом отношении Казахстан представляет собой, в основном, низкогорную равнину с обширными плоскими низменностями, приподнятыми плато и низкогорными массивами, чередующимися по всей территории региона. Высокогорные районы со снежными вершинами занимают восточную и юго-восточную части данной  территории. Поверхность Казахстана  имеет общий наклон с юга на север и с востока на запад, понижение происходит постепенно,  причем  высокогорные  и  низкогорные участки чередуются с межгорными долинами и обширными равнинами. Такой характер поверхности играет важную роль в формировании климата и размещении природных ландшафтов.

В равнинно-низкогорной части значительную территорию занимают Западно-Сибирская, Туранская и Прикаспийская низменности, которые характеризуются горизонтальными отложениями, небольшими речными долинами и впадинами, чередованием на юге обширных плоских равнин с песчаными массивами. Значительную часть территории Казахстана занимают возвышенности: Устюрт, Тургайское, Предуральское (Эмбенское) плато, Бетпак-Дала, Прибалхашская равнина и часть возвышенности Общий Сырт. Низкогорные  районы  Казахстана, являющиеся  основными  участками равнинного региона, представлены древними, сильно разрушенными горными массивами, к  которым  относятся Центрально-Казахстанский мелкосопочник, Мугоджары и  Мангыстауские  горы. Высокогорные области Казахстана представлены горными системами Алтая, Саур-Тарбагатая, Джунгарского и Заилийского Алатау и другими западными отрогами Тянь-Шаня. Все горные системы имеют сложное орографическое и геологическое строение и отделены друг от друга обширными межгорными впадинами.

Основная часть водных ресурсов относится к области внутреннего стока и лишь северная часть региона — к сточному бассейну (бассейны рек Иртыша, Ишима, Тобола).  Начало  многим  речным  артериям  и грунтовым водам дают горные районы (ледники, вечные снега, частые атмосферные осадки), что обеспечивает сравнительно стабильный характер их наполнения. По выходу из гор реки приобретают равнинный характер, условия их питания ухудшаются.  Большая  часть  рек  заканчивается  в  бессточных  озерах  или теряется в песках. Реки равнинной части питаются в основном за счет таяния снегов, атмосферных осадков и грунтовых вод. Большинство равнинных рек пересыхает в летний  период,  образуя  небольшие  озера,  солончаковые поверхности,  заболоченные  участки,  либо  уходят  под  землю,  теряются  в песках. Густота речной сети уменьшается по направлению с севера на юг, в степной зоне она составляет на каждые 100 кв.км – 4-6 км, в полупустынной – 2-4 км, в пустынной – 0,5 км.

Информация о работе Этническая история кочевников Казахов. Материальная и духовная культура кочевников