Этническая история кочевников Казахов. Материальная и духовная культура кочевников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

Особенный интерес вызывает изучение проблемы кочевничества в связи с важностью углубления и уточнения таких принципиальных вопросов теории всемирно-исторического процесса, как методология исследования сущности цивилизационного развития, различных способов производства, государственности и сословно-классовой дифференциации общества, отношений собственности и системы производственных отношений, общины и социальной организации и т. д. Вследствие этого научная значимость исследования проблемы кочевничества представляется совершенно очевидной как с точки зрения углубления наших знаний о всемирно-исторических закономерностях развития общества, так и в плане конкретизации и детальной проработки всего спектра явлений и событий истории народов Евразии.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..........3
1 Эволюция кочевничества. Природа и кочевое население Казахстана …………..5
2 Социально-экономическая структура общества ………….……………………...13
3 Этническая история кочевников Казахов. Материальная и духовная
культура кочевников ……………………………………………………………….17
Заключение ……………………………………………………………………………23
Список литературы ………………

Файлы: 1 файл

Возникновение и уникальность кочевой цивилизации.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

На обширных пространствах  Казахстана  рассеяно  несколько тысяч  озер. Из общего числа озер Казахстана 90% имеют  площадь до 1 кв. км. Основными источниками питания озер являются поверхностные и грунтовые воды, талые снега и атмосферные осадки. Вследствие этого большинство озер – пресные и слегка солоноватые.

Следствием внутриконтинентального положения Казахстана является резко континентальный режим климатических условий, характеризующийся резкими суточными, сезонными  и  годовыми колебаниями температуры воздуха. Континентальность климата в Казахстане увеличивается в  направлении  с запада  на  восток.  Наибольшая  континентальность  имеет  место  на  северо-востоке Казахстана, где разность средних температур января и июля достигает 41°С.

Другой особенностью климата Казахстана, обусловленной удаленностью от океанических источников влаги, является резко выраженная аридность, наиболее отчетливо проявляющаяся в равнинной его части, которая наименее обеспечена  атмосферными  осадками.  Относительное  увлажнение  на  севере

Казахстана составляет 50-30% и, закономерно уменьшаясь по направлению к

югу, не превышает в пустынной  зоне 5%.

Таким образом, географические условия  Казахстанского ареала характеризуются повышенной величиной солнечной радиации, засушливостью

и резко выраженной аридностью, континентальностью, посезонной дифференциацией  климата, его многолетней изменчивостью, бедностью водных и почвенных ресурсов, дефицитом атмосферных осадков, что в свою очередь обусловливает крайне скудный растительный покров, резкие колебания его урожайности, посезонно-зональные особенности  вегетации,  разреженность  и  низкую  кормовую  продуктивность пастбищного  травостоя.  Вследствие  этого  данная  зона  представляет  собой очень  хрупкую  экосистему,  обладающую  повышенной  чувствительностью  к внешним воздействиям и хозяйственной деятельности человека. В результате освоения  человеком  аридной  зоны  Евразии  была  выработана  особая  форма социокультурной адаптации и природопользования – кочевое скотоводческое хозяйство.

Коренное население Казахстана составляют казахи, один из крупнейших кочевых и тюркоязычных народов Евразии. Численность казахов в пределах территории современного Казахстана, согласно материалам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., составляла 3 392 751 чел. (81,7%  общей численности населения края). В городах проживало 1,1% казахского населения, удельный вес оседлого населения был также невелик. Наибольшая часть казахов занималась скотоводческим хозяйством и вела кочевой образ жизни.

Характерной особенностью всех кочевых  народов, в том числе и казахов, является сложная и широко разветвленная «родоплеменная» структура. Социум  дробился на множество иерархически организованных  «племен», «родов», групп и более мелких подразделений и ответвлений; взаимосвязанных сложной  системой общественных отношений и традицией единого генеалогического  древа. Казахи подразделялись на три части – Старший, Средний и Младший жузы, – каждая из которых имела свою специфичную «родоплеменную»  организацию.  Первое  упоминание  казахских жузов относится к началу  XVIIв. Основой данного членения стала специфика хозяйственно-культурного и исторического процесса, протекавшего в трех  ареалах,  возникших в связи с  естественным делением территории Казахстана на три географических части: Семиречье, Западный и Центральный, включая Северный и Восточный Казахстан.

Казахи Старшего жуза традиционно  занимали территорию Семиречья, в частности  бассейна реки Или и ее многочисленных притоков, предгорья Джунгарского и Заилийского  Алатау, Киргизского хребта и Каратау, междуречья  Чу и  Таласа, а также районы верхнего и среднего течения Сырдарьи. Примерная  численность казахов Старшего жуза на рубеже XIX-XX вв. составляла порядка 700 тыс. чел. Согласно народным преданиям (шежере) казахи Старшего жуза подразделялись на следующие группы: жалаир, ошакты, дулат, канлы, сары-уйсунь, шапрашты, шанышклы, ергели, ысты, албан и суан.

Казахи Среднего жуза традиционно  занимали территорию Центрального,

Северного и Восточного Казахстана, а также отчасти Южного — по среднему течению Сырдарьи. Численность  казахов Среднего  жуза  на  рубеже  XIX-XX  вв.  составляла примерно 1300—1350 тыс. чел., а с учетом казахов Китая и Монголии — более 1500 тыс. чел. Согласно генеалогическим преданиям, они подразделялись на следующие группы: кыпчак, аргын, найман, керей, конрад, уак и таракты. Среди  казахов  Среднего  жуза  также  проживали  группы  торе,  толенгутов, киргизов,  шала-казахов  и  др.,  общая численность которых может быть примерно оценена в 10-15 тыс. чел.

Казахи Младшего жуза традиционно занимали территорию всего Западного Казахстана от водораздела Иргиз — Тобол —  Тургай — Мугоджары  до восточной  оконечности  Каспийского  моря  и  низовьев  Урала  в  широтном

направлении и от нижнего и среднего течения Сырдарьи до Урала и Тобола — 

в меридиональном, захватывая огромную  территорию,  включающую полуостров  Мангышлак,  северную  часть  плато  Устюрт,  восточную  часть Прикаспийской  низменности и возвышенности Общий Сырт, Эмбенское и западную часть Тургайского плато, южную  оконечность Уральских  гор, Мугоджары, северную  часть Туранской  низменности  и  северное  побережье Аральского моря. Общая численность казахов Младшего жуза на рубеже XIX-XX вв. составляла примерно 1200-1300 тыс. чел. Согласно генеалогическим преданиям, казахи Младшего жуза подразделялись на три крупных объединения: алимулы, байулы и жетыру.

Таким образом, кочевники-скотоводы, составлявшие абсолютное большинство населения края, были широко расселены на всей территории Казахстана. Плотность кочевого населения колебалась в среднем в диапазоне 0,5-1-2 чел. на кв. км. Это было результатом того, что жизнедеятельность номадов обеспечивалась в рамках небольших хозяйственных ячеек, а выпас скота требовал  огромных пастбищных площадей. На этой основе формируется иерархически  организованная структура патронимических групп кочевого населения. Крупнейшим образованием подобного рода является Средний жуз, охватывавший огромную территорию Центрального, Северного, Восточного и отчасти Южного Казахстана. При этом казахи Среднего жуза были широко представлены  в  Монголии,  Джунгарии,  Западной  Сибири  и  Средней  Азии. Младший  жуз  охватывал  Западный  и  отчасти  Южный  Казахстан. Незначительная часть  казахов  Младшего  жуза  проникает  в  Юго-Восточную Европу, Приуралье и Среднюю Азию. В начале XIX в. из состава Младшего жуза  выделяется  весьма  специфичная  социально-политическая  общность  — Внутренняя (Букеевская) орда. Казахи Старшего жуза локализуются в Юго-Восточном (Семиречье)  и Южном Казахстане  и частично  мигрируют в Джунгарию и Среднюю Азию.   

2 Социально-экономическая структура  общества 

 

В результате развития системы производственных отношений формируется специфическая социально-экономическая структура общества, отражающая одну из важнейших сторон системы общественного разделения труда – процесс имущественной дифференциации и экономической поляризации различных классов и социальных групп, их роль в процессе производства.

Согласно «Материалам  по киргизскому землепользованию», процессы социально-экономической дифференциации ярко иллюстрируют классовую структуру кочевого общества. Так, например, по главному показателю  — степени  общей обеспеченности скотом в среднем на одно хозяйство — экономическая поляризация общества неоспоримо очевидна. Так, в Акмолинском уезде в группе  хозяйств, имевших до 5 лошадей и составлявших 53,2% всех хозяйств уезда, в среднем на одно хозяйство приходилось 9,5 единиц скота. В группе хозяйств, имевших от 6 до 10 лошадей,—18,3 единицы скота; имевших от 11 до 25 лошадей,—31,6 единиц скота; имевших от 26 до 50 лошадей,—60,9 единиц скота; имевших свыше 50 лошадей,—174,8 единиц скота. В Каркаралинском уезде — соответственно 7,4 единицы скота, 17,6  единиц, 31,7  единицы, 62,6  единицы  и  163,4  единицы  скота;  Усть-Каменогорском — 6,8, 15,5, 28,7, 57,8 и 162,4 единицы скота; Зайсанском —7,1, 22,0, 39,9, 77,4 и 200,3 единицы скота; Петропавловском—6,1, 14,6, 27,7, 54,5 и 152,7 единицы скота; Семипалатинском—6,5, 17,6, 31,6, 60,3 и 178,9 единицы скота; Павлодарском—9,8, 20,0, 34,9, 67,8 и 206,5 единицы скота; Атбасарском —13,1, 22,7, 37,9, 71,6 и 177,0 единицы скота; Кустанайском —6,9, 15,8, 29,4, 59,4 и 197,3 единицы скота; Омском —7,9, 16,2, 28,7, 56,1, 172,9 единицы скота.  Как видим, контраст поразительный, ярко иллюстрирующий экономическую дифференциацию кочевого общества казахов.

Очевидно, что абсолютное большинство кочевников-казахов было недостаточно обеспечено скотом и  не могло в рамках собственного хозяйства обеспечить минимума жизненных потребностей, достаточного для самостоятельного и независимого существования. Таким  образом, наибольшая  часть кочевого населения, была вынуждена в поисках дополнительных источников  существования  вступать  в отношения по  поводу  необходимого продукта, т. е. продавать свою рабочую силу—до 50% населения, заниматься промыслами — до 50—60%, брать скот в саун — до 10% и т. д.  

На основании вышеизложенного можем утверждать, что среди кочевников-казахов существовала значительная социальная прослойка (66,5-91,7% всего населения), которая фактически по своему социально-экономическому положению в обществе может быть обозначена в качестве зависимого класса непосредственных производителей.

Класс непосредственных производителей в зависимости от степени обеспеченности скотом может быть дифференцирован на несколько социальных  групп или прослоек. Во-первых, группы производителей, в распоряжении которых находилось столько скота, что, хотя оно и могло обеспечить минимум жизни — 25 овец в пищу, 15 овец в обмен на хлеб  и  65  дойных  овцематок  —  в  данный конкретный год, но не могло гарантировать воспроизводство данного числа скота на последующие годы. К данной социальной группе следует отнести хозяйства, имевшие в эквивалентном выражении около 150 овец или 25 единиц скота.

Другая  социальная  группа  даже  при  занятии  дополнительными хозяйственными работами едва могла обеспечить необходимый продукт в своем личном хозяйстве, фактически жила впроголодь и совершенно не была гарантирована от дальнейшего процесса обеднения. К этой группе следует отнести хозяйства, имевшие в эквивалентном выражении около 100 овец или 16-17 единиц скота. Именно эта группа чаще других прибегала к нескотоводческим занятиям.

У последней черты  бедности на грани пауперизации находилась социальная группа, имевшая в эквивалентном выражении порядка 50 и меньше овец либо менее 8-9 единиц скота, т.е. совершенно неспособная обеспечить необходимый продукт в пределах своего личного  хозяйства  и  вынужденная  полностью  переключиться  на  поиски дополнительных средств существования.

На этой основе возникал и воспроизводился обнищавший слой общества, концентрировавшийся на периферии  номадного ареала и пополнявший  ряды оседлого населения в маргинальных зонах.

Следует выделить еще одну социальную группу кочевников, которая была в состоянии полностью обеспечить себя необходимым продуктом и имела скота в эквивалентном выражении порядка 200 овец или около 35 единиц скота. В данную группу следует включить те хозяйства, которые по методике «Материалов по киргизскому землепользованию» имели от 11 до 25 лошадей.  Это были достаточно самостоятельные хозяйства, состоящие в общинах и вполне независимо функционировавшие на протяжении почти всего календарного года, за исключением лишь отдельных зим.  Характерной чертой экономического положения данной прослойки хозяйств  было то, что в зимний период года они не всегда могли самостоятельно обеспечить нормальный выпас и сохранность принадлежащего им  стада скота. В  целом это была промежуточная социальная группа кочевого общества между его полюсами.

На противоположном полюсе социально-экономической  структуры общества номадов находился класс богатых скотовладельцев. К этому общественному классу следует отнести те немногочисленные хозяйства богатых скотовладельцев, которые обеспечивали фактически производство общественного продукта в интересах всего общества. В данном случае речь идет о социальной  группе, способной организовать высокоэффективное, рентабельное и достаточно прибыльное хозяйство как на общинном, так и на индивидуальном уровне. При этом все остальные слои и группы могли существовать и функционировать  только посредством экономической и хозяйственной интеграции с классом  богатых скотовладельцев. Удельный вес такого рода хозяйств был невелик, а их роль в общественной жизни  была  чрезвычайно  велика. Господствующий слой кочевого общества казахов  образовывала  группа  хозяйств, имевшая, согласно методике «Материалов по киргизскому землепользованию», свыше 25 лошадей. Так, в Семипалатинском уезде их удельный вес составлял 4,4% всех хозяйств, Петропавловском - 4,7%, Зайсанском - 2,6%, Усть-Каменогорском - 3,1%, Каркаралинском - 5,6%, Кустанайском - 9,3%, Омском - 11,9%, Атбасарском - 9,6%, Актюбинском - 4,0%, Кокчетавском - 7,6%, Павлодарском - 8,4%, Акмолинском - 9,4%, Тургайском - 10,9%, Джаркентском - 8,5%, Капальском - 4,3%, Верненском - 5,5%, Лепсинском - 2,9% и т. д. В среднем на одно хозяйство рассматриваемой группы приходилось в эквивалентном выражении порядка 600-700 овец, т.е. тот оптимум скота — «критическая  масса», который позволял им самостоятельно организовывать и в полном объеме обеспечивать все ключевые элементы процесса материального производства. Такая значительная масса скота, сконцентрированная  в отдельных индивидуальных хозяйствах обусловливала специфику общественных отношений для данной группы хозяйств. Значительная часть класса  богатых скотовладельцев прибегала к найму рабочей силы.

Таким образом, можно заключить, что социально-экономическая  структура кочевого общества не оставляет никаких сомнений в существовании глубоко зашедших и стабильных процессов имущественной дифференциации агентов экономического отношения  и  наличии  двух полярно противоположных общественнных классов, резко отличающихся друг от друга по их роли в жизни общества, функционировании системы материального производства и т. д. На одном полюсе располагался класс непосредственных производителей, составлявший абсолютное большинство кочевого населения — от 66 до 91% всех хозяйств номадов, в собственности которого находилось такое количество скота,  которое не удовлетворяло минимальные потребности  системы жизнеобеспечения и не гарантировало им необходимого продукта. На другом полюсе кочевого  общества находился класс богатых скотовладельцев, составлявший  абсолютное  меньшинство населения — от 2 до 11% всех кочевников-скотоводов, в собственности которых находилось так много скота, что его выпас, содержание и уход за ним не могли быть обеспечены в соответствии с потребностями хозяйственного цикла только личными усилиями субъектов данного общественного класса.  На основе экономической необходимости эти два полярно расположенных класса номадного общества совершенно естественно вступали в объективно закономерные взаимоотношения друг с другом по поводу обеспечения всех элементов процесса производства и создания общественного продукта для удовлетворения потребностей всего общества.

Информация о работе Этническая история кочевников Казахов. Материальная и духовная культура кочевников