Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 15:14, реферат

Описание работы

Борьба с несовершеннолетней преступностью, детской беспризорностью и безнадзорностью занимала значительное место в деятельности органов внутренних дел в годы войны. Это обуславливалось тем, что работа с несовершеннолетними и подростками в годы Великой Отечественной войны резко изменилась, получила новое содержание и требовала постоянного внимания со стороны органов внутренних дел, учебных учреждений и общественных организаций.

Файлы: 1 файл

Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны.docx

— 231.27 Кб (Скачать файл)

По мнению Е. JI. Храмковой, немаловажную роль сыграл и тот факт, что написание исследований по теме требует, чтобы автор сочетал в одном лице и историка, и педагога, а это встречается нечасто. Поэтому нередко в трудах, посвященных школе военной поры, отсутствует общеисторический подход.40

Серьезная работа по публикации источников военного времени осуществлена в середине 80-х годов. По плану издания общесоюзной серии «История культурного строительства в СССР» были выпущены документы директивного и отчетного характера, которые отражали руководящую и организующую роль Коммунистической партии и Советского государства, их заботу о развитии народного образования и культуры. Данные издания активизировали исследовательскую работу в отдельных регионах и по стране в целом и позволили широкому кругу лиц ознакомиться с уникальными документальными материалами, ранее никогда не публиковавшимися.41 Достоинством этих сборников было то, что документы располагались в хронологическом порядке, были снабжены легендами и указанием подлинности. Ко всем были вводные статьи с пояснениями от составителей. Несмотря на то, что публикация документов осуществлялась и ранее,42 именно сборники 80-х годов продемонстрировали изменение отношения партии и советского правительства к вопросам культуры и

40 Храмкова, Е.Л. Указ. соч. - С. 16.

41 Культурное строительство в  РСФСР : документы и материалы. - М. : Советская Россия, 1983; Культурное строительство в Оренбуржье : документы и материалы : в 2-х кн. / сост. В. И. Швыдченко [и др.].- Челябинск: Юж.-Урал. кн. из-во, 1985, 1989; Социально-культурное строительство Челябинской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). - Челябинск : Юж. - Урал. Кн. изд-во, 1985.

42 Коммунистическая партия в  Великой Отечественной войне (июнь 1941-май 1945) : документы и материалы М. : Политиздат, 1970; Курганская партийная организация в Великой Отечественной войне 1941-1945. Документы и материалы / науч. ред. Л.А, Матвеев. - Челябинск : Юж.-Урал. изд-во, 1975; Огненные годы. Документы и материалы об участии комсомола в Великой Отечественной войне. - М. : Политиздат, 1977; Документы мужества и героизма. Башкирская АССР в годы Великой Отечественной войны. Документы и материалы. -Уфа: БРИЗ, 1980. образования в годы Великой Отечественной войны, что, разумеется, повысило интерес к этой проблеме у отечественных исследователей и привело к появлению первых обобщающих исследований истори-ко-педагогического характера.43 В них представлено развитие советской общеобразовательной школы на основе системного подхода, факты излагаются проблемно и в хронологическом порядке освещают развитие народного образования в годы Великой Отечественной войны не только в РСФСР, но и в Белоруссии, Украине, Грузии, Литве и других союзных республиках. Кроме того, монографии С.А. Черника содержат информацию о детской беспризорности и безнадзорности. В частности, он определяет, что выполнение Закона о всеобуче, организация досуга детей, появление школ с продленным днем были эффективными мерами ликвидации безнадзорности. Еще одним достижением автора является предложенная впервые в работе «Советская образовательная школа в годы Великой Отечественной войны» периодизация развития образования в СССР и то, что выделены два этапа борьбы за школу, которые различаются направленностью и сущностью самих мероприятий. На первом этапе (1941-1943 годы) принимались меры, направленные на борьбу против возникших трудностей и недостатков, за сохранение существовавшей школы и системы народного образования. Особенностью второго этапа (1943-1945 годы) явились меры по организационно-педагогическому укреплению школы, повышению качества всей учебно-воспитательной работы, укреплению дисциплины и порядка среди учащихся. Подобная логика рассмотрения истории советской школы периода 1941-1945 годов, во-первых, опирается на реальный факт существования двух этапов в ходе Великой Отечественной войны и,

43 Черник, С.А. Советская школа в  годы Великой Отечественной войны / С.А. Черник. - М.: Педагогика, 1975; Черник, С.А. Советская общеобразовательная  школа в годы Великой Отечественной  войны / С.А. Черник. - М. : Педагогика, 1984. во-вторых, позволяет лучше показать их отличительные черты.44 Но при всех достоинствах работы С.А. Черника имеют характерную для того времени идеологическую окраску и рассматривают советскую школу только с позитивных позиций, что, в определенной степени, снижает их значение. Кроме того, данное исследование является в большей степени педагогическим трудом, поэтому содержит подробный анализ методов и приемов обучения, особенностей воспитательной работы в школах и других детских учреждениях и не снимает актуальности исторического анализа темы диссертационного исследования.

Со страниц произведений научно-популярной литературы и сравнительно нового для 80-х годов XX века жанра - документальной беллетристики волнующая нас тема детской беспризорности и безнадзорности звучит особенно пронзительно. Эти работы позволяют восполнить пробелы в изучении данной тематики профессиональными исследователями и представляют исторические события более эмоционально и образно. С начала перестройки журналисты с охотой берутся за освещение исторических вопросов с целью пересмотра сложившейся, зачастую, догматической точки зрения на отдельные вопросы истории военного времени.

В конце 80-х годов XX века появляются документально-публицистические издания не на смежную тематику, а напрямую связанную с детской беспризорностью и безнадзорностью в 19411945 годах.45 Благодаря собранным журналистами и публицистами воспоминаниям создается обобщенный образ военного детства.46 Дети войны рассказывают от первого лица о жизни, быте, рационе пи

44 Черник, С.А. Советская общеобразовательная  школа в годы Великой Отечественной  войны / С.А. Черник. -M.: Педагогика, 1984. - С. 9.

45 Дети военной поры / сост. Э. Максимова. - М.: Политиздат, 1988.

46 Лещинский, М.Я. Дважды рожденные / М.Я. Лещинский. - М.: Современник, 1977; Марьяновский, Г.И. Книга судеб. Документальное повествование / Г.И. Марьяновский, - Ташкент: изд-во литература и искусство, 1978. Кармазин, В.Д. Добро, спасающее мир / В.Д. Кармазин. - Киев : Украина, 1989; Бакин, В.С, Детдомовское сороковые. Документальная повесть / B.C. Бакин. - М.: Молодая Гвардия, 1991. тания, играх и других подробностях, которые невозможно узнать из хрестоматийных изданий и монографий о войне. Все эти произведения позволяют понять положение детей в годы Великой Отечественной войны не с позиции сухой статистики, а на основе живого свидетельства, что для историка также имеет определенную ценность.

Исследования по истории народного образования СССР в годы войны продолжали и педагоги, особенно оживляется эта работа при подготовке статей к юбилейным датам. Но, как и в более ранний период, эти публикации изобилуют статистическими данными о собранных в фонд обороны средствах, о помощи семьям участников войны, нет прямых сведений в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью.47

Несмотря на то, что литература, изданная до середины 80-х годов XX века, очень скупо, в общих чертах раскрывает вопросы борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью, в целом, историография этого периода имеет ряд достижений. Основная заслуга исследователей заключается, во-первых, в том, что они ввели в научный оборот комплекс ранее неизвестных науке документов, что, в свою очередь, привело к пересмотру некоторых традиционных представлений о школе периода Великой Отечественной войны. Во-вторых, историки ввели новые перспективные сюжеты в изучение проблем образования в годы Великой Отечественной войны. В-третьих, учеными была сделана попытка рассмотрения общеобразовательной школы 1941-1945 годов в системе общего состояния экономики, социальной политики, культуры, идеологии существовавшего тогда общества. В-четвертых, появляются воспоминания о войне,

47 Яркина, Т. Советская школа в годы Великой Отечественной войны / Т. Яркина II Советская педагогика. -1965. - № 5. - С.109-118; Раскин, Л.Е. Героические будни / Л.Е. Раскин // Советская педагогика. - 1965 - № 5. - С. 121-124; Он же. Героически будни школ Ленинграда / Л.Е. Раскин // Начальная школа. - 1965. - № 5. -С.18; Бутько, В Дети войны / В. Бутько // Молодой коммунист. - 1971. - № 6. - С. 55-58; Черник, С.А. Борьба за повышение качества учебно-воспитательной работы школ в годы Великой Отечественной войны / С.А. Черник // Советская педагогика. - 1975. - № 3. - С. 93-102. написанные детьми, бывшими беспризорниками, выросшими в условиях детских домов и интернатов.

Со второй половины 80-х годов XX века начался новый этап историографии, который продолжается и сейчас. Изменения в обществе, связанные с развитием гласности, демократизация общества и плюрализм, позволяющий вести дискуссии по широкому спектру вопросов общественно-политической жизни страны, создали благоприятные условия для более объективного изучения истории Великой Отечественной войны. В частности, по-иному стали рассматриваться вопросы среднего и профессионального образования, социальной защиты материнства и детства в военные годы. Изменилась оценка известных фактов, обозначились новые проблемы исследования, которые всесторонне раскрываются и оцениваются более объективно на основе новых документов и свидетельств.

С начала 90-х годов научные исследования стали более критическими. Кроме того, школу начали рассматривать как один из важных показателей эффективности социальной политики в годы войны.48 В этой связи авторы обратили более пристальное внимание на причины отсева школьников в 1941-1945 годах, выявив недостаточность элементарных вещей - одежды, обуви, школьных принадлежностей, на что ранее исследователи не обращали внимание. В это время появилась работа В.В. Дрыночкина, целиком посвященная проблеме функционирования системы народного образования в годы войны.49 В данном исследовании содержится обстоятельный анализ трудностей, недостатков, просчетов в осуществлении школьной политики в 1941-1945 годах, дается объективная и критическая оценка работы народного образования в годы войны.

48 Загвоздкин, Г.Г. Цена победы. Социальная политика военных лет / Г.Г. Загвоздкин. - Киров : Жизнь, 1990.

49 Дрыночкин, B.B. Восстановление системы народного образования в прифронтовых и освобожденных районах страны в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) / В.В. Дрыночкин. - M. : ИНИОН АН СССР, 1991.

В рамках современного периода историографии ученые указывают на всеобъемлющую идеологизацию сферы народного образования в годы Великой Отечественной войны.50 Отмечается, что в годы войны не допускалось произвольное толкование тем, вопросов учебных планов и программ, самостоятельный анализ выступлений государственных и партийных руководителей и т.д. Историки начинают по-новому оценивать и вопрос об участии в патриотических движениях учителей и учащихся, выявив случаи нажима и администрирования.

В публикациях конца 80-90-х годов содержится более глубокий анализ проблемы педагогических кадров в годы войны.51 Авторы подчеркивают, что в военные годы увеличилось число учителей, не имеющих педагогического образования, а события военного времени положили начало феминизации школы. В целом, историография этого периода отмечает существенное замедление темпов развития образования, приведшее к сокращению численности удельного веса неполных средних школ, ограничив тем самым возможности осуществления семилетнего и среднего образования. Сокращение сроков обучения, сужение программ, учебных планов, постоянное отвлечение учителей и школьников на сельскохозяйственные и иные работы приводили к резкому снижению качества подготовки учащихся. Довоенный уровень школьной сети и численности учащихся в РСФСР был, в основном, восстановлен в конце 40-х годов. Разумеется, было бы несправедливо забывать о невиданном напряжении сил общественности, самоотверженном труде российского учительства, в определенной мере ослабивших отрицательное влияние войны.

50 Сперанский, А.В. Культура Урала  как важнейший фактор Великой  Победы. Уральский научный форум. Война. Культура. Победа. Роль Урала  как арсенала Победы : III региональная научно-практическая конференция. «Культура и искусство Урала в годы Великой Отечественной войны» / А.В. Сперанский. - Челябинск : ЧЕЛГУ. -Часть 1.-2005.-С. 149.

51 Кузнецова, C.B. Кадровое обеспечение  образования в Поволжье в условиях  Великой Отечественной войны (1941-1945): учебное пособие / C.B. Кузнецова. - Самара : изд-во СГПУ, 2003.

Однако в историографии сохраняются некоторые недостатки. По-прежнему, школа периода войны не показывается во всей ее противоречивости, неоднозначности: публикации нередко носят описательный, а не аналитический характер, содержат поверхностную историографию проблемы. Объясняется это, во многом, отсутствием в некоторых работах по теме прочной статистической и документальной базы.52

В конце 80-х - начале 90-х годов XX века заметно возрос интерес ученых к проблемам народного образования и на Южном Урале. В работах Л.И. Футорянского нашли отражение и вопросы о развитии народного образования. Так, в книге «История Оренбуржья» под его редакцией говорится о том, что «остро стояла проблема повышения педагогической квалификации во время Великой Отечественной войны», упоминаются проблемы развития специального образования в Оренбургской области.53 Автор и в других своих работах анализирует статистику количества учителей, ушедших в начале войны на фронт, движения кадров в Чкаловской области и влияния на этот процесс эвакуации и реэвакуации, уровня образованности учителей края. Леонидом Иосифовичем исследованы изменения в контингенте учащихся, организация заботы о детях-сиротах, участие учителей и учеников в уборке урожая в годы войны, и многие другие вопросы.54

Любопытные данные о функционировании школ Урала в годы войны опубликованы в работе И.Ф. Плотникова.55 Материалы по во

52 Храмкова, Е.Л. «Война и школа» в отечественной историографии . - С. 16-18.

53 История Оренбуржья : учебное  пособие / под ред. проф, Л.И. Футорянского.-Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996. - С. 300.

54 Футорянский, Л.И. История родного края / Л.И. Футорянский. - Челябинск : Южно-уральское книжное издательство, 1988, Он же. Оренбуржье - Великой Победе (к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне) / Л.И. Футорянский. - Оренбург, 1994. - С. 41-45; Он же. Путь твоих сверстников : материалы по истории комсомольской организации Оренбуржья / Л.И, Футорянский. - Оренбург, 1998. - С. 9; Он же. Оренбуржье - во имя Победы (60 лет разгрома фашистской Германии) / Л.И. Футорянский. - Оренбург : Издательство ООИП-КРО,2004.-С. 84-86.

55 Плотников, И.Ф. Народное образование  и культура Урала в период  Великой Отечественной войны (19411945 годах) / И.Ф. Плотников // Развитие школы: опыт партийного руководства, проблема, задачи. - Свердловск : МИКС, 1989. - С. 47-61. просам развития образовательной системы на Южном Урале содержатся в трудах P.P. Хисамутдиновой и А.В. Федоровой.56 В их произведениях освещаются вопросы осуществления всеобщего обязательного обучения, работа национальных школ и эвакуированных детских учреждений, участие учащихся и учителей в сельскохозяйственном и промышленном производстве.

В работах Г.В. Кораблевой нашли отражение вопросы государственного управления школьным делом в СССР. На основе богатого архивного материала автор особо выделяет проблемы создания материальной базы общеобразовательной школы, а также обеспечения ее кадрами. Достаточно подробно рассматриваются вопросы о всеобуче. «Осуществление всеобщего обучения затормозилось из-за детской беспризорности, так как тяжелая и напряженная работа одних родителей на заводах, колхозах, других на фронте, или их гибель не давала возможности, в данное время, оказывать должное внимание воспитанию детей».57 Если исходить из цитаты, получается, что исследователь как бы объединяет между собой «беспризорность» и «безнадзорность», сводя их в общее понятие. В работе нет ни характеристик, ни оценок этим явлениям, что связано, как нам показалось, с тем, что они не были целью исследования автора и упоминались лишь в силу исторической логики изложения. Более удачно автор раскрывает вопросы осуществления принципов национальной школы в регионе. Этому вопросу Г.В. Кораблева посвящает даже самостоя

Информация о работе Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны