Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 15:14, реферат

Описание работы

Борьба с несовершеннолетней преступностью, детской беспризорностью и безнадзорностью занимала значительное место в деятельности органов внутренних дел в годы войны. Это обуславливалось тем, что работа с несовершеннолетними и подростками в годы Великой Отечественной войны резко изменилась, получила новое содержание и требовала постоянного внимания со стороны органов внутренних дел, учебных учреждений и общественных организаций.

Файлы: 1 файл

Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны.docx

— 231.27 Кб (Скачать файл)

17 Потемкин, В.П. Статьи и речи  по народному образованию / В.П. Потемкин. - М-Л., 1947; Бубнов, А.С. Статьи и речи о народном образовании / А.С. Бубнов. - М. : Из-во АПН РСФСР, 1959; Дейнеко, М.М. 40 лет народного образования в СССР / М.М. Дейнеко. - М.: Учпедгиз, 1957; Медынский, Е.Н. Народное образование в СССР / Е.Н. Медынский. - М. : АПН РСФСР, 1952; Королев, Ф.Ф. Успехи народного образования СССР за 40 лет / Ф.Ф. Королев. - М.: Учпедгиз, 1957.

18 Дейнеко, М.М.Указ. соч. - С. 49.

С середины 50-х годов историки получили доступ к более широкому кругу документальных источников, шире развернулась публикация архивных и статистических данных. Это было связано с XX съездом КПСС, который положил начало новой эпохе в историографии Великой Отечественной войны. Как следствие произошедших перемен в научный оборот введено много нового фактического материала, расширена проблематика исследований на военную тему (1941-1945 годов), что нашло отражение в «Очерках истории Великой Отечественной войны», вышедших в 1955 году, где впервые был обобщен накопленный опыт оказания помощи семьям фронтовиков, социально-культурной работы с их детьми и прочие вопросы.19

Известное место период 1941-1945 годов занял и в монографических трудах ученых-педагогов, исследовавших становление и развитие социалистической школы и развитие народного образования в

ЛЛ союзных республиках. Выполненные на глубокой научной основе, эти труды приобрели значение важного источника: во-первых, ввели в научный оборот новые факты, документы, материалы, опубликованные (или хранившиеся в архивах) исключительно на языках народов СССР; во-вторых, раскрыли специфику развития школы в отдельных национальных республиках; в-третьих, обеспечили необходимые условия для создания истории общеобразовательной школы, развития народного образования по стране в целом. Но, несмотря на это, работы продолжали носить, в основном, публицистический характер. При наличии бесспорных достоинств и очевидной незаменимости в изучении проблемы, имели существенный недостаток - ограниченность рамок исследования как в тематическом, так и в географическом плане. Кроме того, данные исследования не содержали материалов по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы войны.

19 Очерки истории Великой Отечественной  войны 1941-1945. - М., 1955.-С. 67,71,187, 279.

20 Томассон, Э.Э. Школа и педагогика Эстонской ССР / Э.Э. Томассон, - М. : Советская педагогика, 1967; Сем-баев, А.И. История развития советской школы в Казахстане / А.И. Сембаев. - М.: Просвещение, 1962.

К 50-60-м годам XX века относится создание учебных пособий по истории педагогики, в которых военному периоду посвящены не

21 большие, но специальные главы. Однако в них также отсутствует  интересующая нас информация  по беспризорности и безнадзорности  детей.

В период «оттепели» выходят фундаментальные издания по истории войны, прежде всего, это шеститомная «История Великой Отечественной войны Советского союза 1941-1945 годов».22 Однако большой перечень общих проблем войны не позволил авторам осветить частные вопросы. Соответственно особых изменений и существенных сдвигов в изучении вопроса борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью так и не произошло. Этот вопрос просто растворился в демонстрации достижений программы всеобуча и обеспечения всем необходимым детей фронтовиков.

Самарские ученые, анализируя историографию данного периода, отмечают, что «работа общеобразовательной школы в Поволжье в годы Великой Отечественной войны на примере Татарской АССР и Пензенской области была изучена в кандидатских диссертациях Н.А. Половниковой и П.Н. Мальцева». Обе эти диссертации защищены в 1953 году, следовательно, имеют только позитивные оценки и большую идеологическую направленность.23

В одной из своих статей E.JI. Храмкова пишет, что в отечественной литературе, посвященной вопросам тыла в годы войны, имеется серьезное отставание в изучении развития народного образования в России в обозначенный период.24

21 Гончаров, Н.К. Историко-педагогический  очерк / Н.К. Гончаров. - М. : Педагогика, 1963; Очерки о взаимосвязи народного образования с народным хозяйством в СССР (1917-1967). - Томск: ТГУ, 1968.

22 История Великой Отечественной  войны Советского союза 1941-1945 годов : в 6-ти томах, - М. - 1960-1965.

23 Храмкова, Е.Л. Поволжье в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) : историография и источниковедение проблемы / Е.Л. Храмкова. - Самара ; изд-во СГПУ, 1993. - С. 52.

24 Храмкова, Е.Л. «Война и школа» в отечественной историографии. - С. 16.

Серьезный качественный сдвиг в изучении общеобразовательной школы России в 1941-1945 годах произошел только во второй половине 60-х - начале 70-х годов XX века, когда героический период в истории страны нашел отражение в работах крупнейших ученых-педагогов и авторских коллективов.25 Появление данных трудов стало важным этапом в разработке истории образовательной школы в годы войны. Однако история школы этого времени освещалась предельно сжато, неполно и описательно. Вопрос о борьбе с беспризорностью и безнадзорностью либо отсутствует вовсе, либо считается решенным благодаря заботе партии и правительства, а также самоотверженности советского народа.

Подобный подход отразился и в трудах исследователей Орен-26 буржья. К первым серьезным работам, в которых сделана попытка осветить роль оренбуржцев в победе над фашизмом, относятся труды А.З. Безверхнего. Однако в них, по мнению Л.И. Футорянского, нет цельной картины по всем вопросам войны, поэтому издание можно назвать лишь наброском по теме. Новым крупным шагом в разработке проблемы участия оренбуржцев в Великой Отечественной войне явилась книга В.И. Швыдченко. Автор использовал более обширный материал, чем А.З. Безверхний - фонды центральных и местных архивов. В своей работе В.И. Швыдченко касается вопросов оказания помощи семьям военнослужащих, инвалидам войны, эвакуированному населению и освобожденным районам. А также приводит небезынтересные для нас факты об устройстве детей-сирот в семьи орен

25 Басов, В.И. Вопросы финансов народного  образования / В.И. Басов. - М. : Финансы, 1971; История народного образования в Коми-Пермяцком округе - Пермь : Пермское кн. изд-во, 1976; Вопросы истории педагогики : сборник статей. - Томск : ТГУ, 1976; Народное образование в РСФСР / под ред. М.П. Кашина [и др].- М.: Просвещение, 1970.

26 Безверхний, А.З. В едином боевом лагере. Очерк о работе Оренбургской областной партийной организации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 / А.З. Безверхний. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во 1965; Швыдченко, В.И. Оренбургская партийная организация в годы Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 / В.И. Швыдченко // Ученые записки ОГПИ. - Оренбург: изд-во ОГПИ. - Вып. 25.- 1967.

27 Футорянский, Л.И. Указ. соч. - С. 13. буржцев. В частности, автор сообщает, что за 1942 и половину 1943 года органами народного образования и руководителями детских учреждений было определено в семьи трудящихся области 2288 детей, трудоустроено 2123 подростка, патронируемо 1113.28 Не затрагивая вопроса о детской беспризорности и безнадзорности, В.И. Швыдчен-ко указывает на расширение сети самодеятельных кружков, что соответствовало задачам, которые автор ставил при освещении роли партии в организации общественной жизни Оренбуржья в годы войны. В силу объективных причин не все приведенные статистические сведения можно считать полными и исчерпывающими. Швыдченко, например, указывает, что значительно увеличилась сеть детских садов в Чкаловской области: со 163 в 1940 году она расширилась до 218 в 1944 году. По его сведениям, «в ясли весной 1945 года областные организации смогли определить 8400 детей».29 В докладной записке о состоянии детских учреждений мы читаем: «За время войны сеть детских садов в области значительно расширилась (с 101 до 260 детсадов), контингент детей вырос с 7 тыс. до 19571 человек. Выявленное нами несоответствие не является единичным. Данные статистики, приводимые Швыдченко, на протяжении ряда лет уточнялись уважаемыми исследователями края (в частности, Л.И. Футорян-ским, А.В. Федоровой, P.P. Хисамутдиновой и другими). Однако книга Швыдченко положила начало научному исследованию вопросов Великой Отечественной войны в Оренбургском крае, в чем и заключается ее историографическая ценность.

Таким образом, в 60-е годы XX века историки Урала начали

3 1 разработку проблем культуры , народного образования и прочих вопросов периода Великой Отечественной войны, но, к сожалению,

28 Швыдченко, В.И. Указ. соч. - С. 141.

29 Там же.-С. 150.

30ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 8. Д. 679. Л. 32.

31 Сайгин, Н.И. Расцвет социалистической культуры в Оренбургской области I Н.И. Сайгин. - Оренбург : Южно-Уральское книжное изд-во, 1959. -48 с. интересующая нас тема борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью упоминается только косвенно и не получает какого-либо подробного освещения.

В 70-80-е годы XX века в историографии намечается некоторое оживление в изучении вопросов народного образования. Несмотря на ограниченность возможностей работы с архивными фондами, выходят монографии обобщающего характера. Все эти исследования рассматривают деятельность общеобразовательных школ в масштабах страны, содержат информацию, прежде всего, справочного характера, о тимуровском движении и заботе о детях партизан и солдат Красной Армии. Сведения о борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью отсутствуют, как и информация о развитии народного образования в Южно-Уральском регионе. В частности, в монографии JI.B. Максаковой, которая посвящена особенностям развития культуры и искусства военных лет, организации деятельности культурно-просветительных учреждений (кино, радио, театра), автор останавливается на состоянии развития народного образования в годы Великой Отечественной войны, подводит итоги работы высшей и средней школы за 1941-1945 годы, освещает работу по организации помощи детям-сиротам.

На наш взгляд, особого внимания заслуживает также работа A.M. Синицына «Всенародная помощь фронту: О патриотических движениях Советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945». Данное историческое исследование содержит богатый архивный материал, на основе которого автор раскрывает вопрос организации в тыловых районах страны помощи фронту, приводит данные и по Южному Уралу. Большой раздел книги посвящен заботе о

32 Народное образование в РСФСР / под ред. М.П. Кашина [и др.]. - М.: Просвещение, 1970; Советская культура в годы  Великой Отечественной войны : сборник статей / АНСССР, Йн-т истории СССР. - М. : Наука, 1976; Культурная жизнь в СССР (1941-1950). Хроника / сост. С.Н. Базанов [и др.]. - М.: Наука, 1977; Максакова, Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны / Л.В. Максакова. - М.: Наука, 1977. семьях и детях фронтовиков. Ярко показана роль партии, советских и государственных органов, профсоюзных, комсомольских и общественных организаций в оказании помощи семьям партизан и солдат Красной Армии. Отдельная глава монографии посвящена всенародной заботе о детях, оставшихся без родителей. Эти материалы интересны нам еще и потому, что имеют непосредственную информацию по предотвращению беспризорности и безнадзорности детей. Однако хочется не согласиться с автором, который пишет, что «в годы Великой Отечественной войны благодаря решительным мерам, предпринятым партией и правительством, в нашей стране не было массо

33 вого беспризорничества». По неполным данным, по стране к концу войны было около 400 тыс. детей, утративших связь с родителями. В целом, работа A.M. Синицына имеет безусловную историческую ценность, так как, пожалуй, впервые на многочисленных примерах раскрываются меры, предпринятые советским государством для борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны.

Из исследований, охватывающих масштабы Уральского региона, интересным является сборник «Урал - фронту», где есть раздел «Народное образование и здравоохранение», в котором обозначается проблема беспризорных и безнадзорных детей, например, говорится об улучшении работы детских домов в регионе.34 Но у нас вызывают сомнения данные статистики, которые приводятся в сборнике. В частности: «Урал принял также огромное количество эвакуированных семей и детских учреждений. В Челябинскую, Свердловскую, Оренбургскую области, в Башкирию прибыло 295 детских учреждений

35

54610 детей». Мы в своей работе  попытались уточнить данные

33 Синицын, A.M. Всенародная помощь  фронту: О патриотических движениях  Советского народа в годы Великой  Отечественной войны 1941-1945 / A.M. Синицын. - М.: Воениздат, 1985. - С. 284.

34 Урал - фронту : сб. статей / под ред. А.В. Митрофановой. - М.: Экономика, 1985. - С. 253-254.

35 Там же.-С. 251. цифры и пришли к выводу, что они явно занижены. По архивным данным, в Челябинской области находилось 300 эвакуированных детских учреждений с контингентом 38 тыс. человек.36 А в Чкалов-скую область (по данным на декабрь 1941 года) было эвакуировано 87 детских учреждений с общим числом детей - 8 5 7 5 . 37 Следовательно, по неполным данным, на Южный Урал было эвакуировано более 400 детских учреждений.

Осуществляя анализ историографических работ, мы пришли к выводу, что на протяжении долгих лет исследования интересующих нас вопросов носили, в основном, публицистический характер. На наш взгляд, причина заключается в отношении к проблемам образования как второстепенным: довольно длительное время их рассмат

38 ривали в разделах культуры. Не являлись основными вопросы народного образования и в более обобщенных изданиях на военную тему, выпущенных на данном этапе развития историографии.39

Еще одна причина сложившегося положения вещей в конце 80-х годов XX века, как и в конце 40-х, связана с особой идеологизацией проблемы. В этой связи достаточно большой перечень вопросов был нежелателен для обсуждения и изложения в научных трудах, например, неоправданность введения раздельного обучения, использование непосильного детского труда в сельском хозяйстве и на производстве, сюда же относился и вопрос о детской беспризорности и безнадзорности.

Третья, на наш взгляд, не менее серьезная причина - это отсутствие в большинстве работ по данной теме серьезной источниковой

36 ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 6. Д. 221. Л. 16.

37 ГАОО. Ф. Р-1893. Оп. 3. Д. 16. Л. 29; ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 7. Д. 354. Л. 3.

38 Советская культура в годы  Великой Отечественной войны. - М. : Наука, 1976; Культурная жизнь в СССР 1941-1950. Хроника / сост. С.Н. Базанов [и др.]. - М., 1977.

39 Советский Союз в годы Великой  Отечественной войны 1941-1945 / В.А. Андилов [и др.]. - М. : Наука, 1985; История Советского государства и права / отв. ред. А.П. Косицын. - М., 1985; История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 : в 6-ти томах / отв. Ред. Г.А. Арбатов. - М. : Воениздат, 1961-1965; История Второй Мировой войны 1939-1945 : в 12-ти томах / отв. ред. Д.Ф. Устинов. - М.: Воениздат, 1977. базы и историографической основы. Достаточно отметить, что первые историографические статьи по проблеме народного образования появляются только в 70-е годы XX века.

Информация о работе Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны