Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 15:14, реферат

Описание работы

Борьба с несовершеннолетней преступностью, детской беспризорностью и безнадзорностью занимала значительное место в деятельности органов внутренних дел в годы войны. Это обуславливалось тем, что работа с несовершеннолетними и подростками в годы Великой Отечественной войны резко изменилась, получила новое содержание и требовала постоянного внимания со стороны органов внутренних дел, учебных учреждений и общественных организаций.

Файлы: 1 файл

Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны.docx

— 231.27 Кб (Скачать файл)

военного времени на Южном Урале. Па примере мероприятий, разработанных Обкомами ВКП(б) и

ВЛКСМ, ОБДББ при ПКВД и других организаций, мы попытались

систематизировать и представить весь спектр государственных мер

по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью (см. При ложение В 2). К новым результатам исследования можно отнести произведен ные автором подсчеты числа беспризорных и безнадзорных детей на

Южном Урале. Па основании этих расчетов мы пришли к выводу,

что в нашем регионе количество безнадзорных детей превышало

ЧИСЛО беспризорных. Часто эти дети становились участниками пре ступных групп и были привлечены к ответственности за преступле ния различной тяжести. Несмотря на то, что в ходе осуществляемых в Южно-Уральском

регионе мероприятий по борьбе с безнадзорностью число таких де тей сократилось, полностью ликвидировать это социальное явление

не удалось. Более того, количество беспризорных и безнадзорных

детей имело тенденцию к увеличению. Это, па наш взгляд, связано с

тем, что большинство мероприятий осуществлялись нерегулярно

(например, рейды, месячники, декадники). Проводились они, как

правило, после проверок вышестоящих оргапов. Затем наступало за тишье, длившееся до очередного обнаружения недостатков, и все

повторялось сначала. На наш взгляд, пришло время, когда осмысление исторического

опыта, анализ эффективности мер борьбы с беспризорностью и без надзорностью в условиях войны стало крайне необходимо. Разруше ние нравственных принципов, созданных обществом в советский пе риод, а еще ранее выхолащивание христианской морали из сознания

русского человека, привело к разрущению семейных устоев и даже

самого института семьи. В результате чего, по последним данным

Прокуратуры РФ, 200 детей ежегодно гибнут от рук своих родителей. Общее падение нравственности привело к тому, что в условиях мир ного времени число детей-сирот в два раза превышает их числен ность в годы Великой Отечественной войны. Поэтому опыт прошло го нужен в решении современных вопросов безнадзорности и бес призорности детей. Необходимо определить, что из опыта военных

лет можно использовать в современных условиях, не забывая о не возможности копирования мер тоталитарного режима в системе де мократических преобразований. В ходе работы над темой диссертационного исследования мы

пришли к умозаключению, что беспризорность и безнадзорность яв ляются социальными явлениями, характерными не только для воен189

ного Времени, но и для любого этапа развития страны, которые свя заны с социально-экономической нестабильностью. Так, в 1910 году

количество беспризорных по стране составило 2,5 млн., в 1921 - 4,5

млн., в 1922 - 7 млн. детей, в 1945 - 400 тыс., в 2006 - 700 тыс. де тей. Проведенный в диссертационном исследовании анализ борьбы с

детской беспризорностью и безнадзорностью на Южном Урале сви детельствует о том, что многие моменты этого явления были нераз рывно связаны с процессами, происходившими в Южно-Уральском

регионе с 1941 по 1945 годы. А причины его появления носили, в

основном, объективный характер и были продиктованы условиями

военного времени. Осуществляемые в годы Великой Отечественной

войны мероприятия по борьбе с детской безнадзорностью и беспри зорностью имели общесоюзные масштабы и осуществлялись одно временно по всей стране. Их можно хронологически условно разде лить на три периода. Первый период (1941 - начало 1942 года) связан с ростом бес призорных и безнадзорных детей. Он носил «лавинообразный» ха рактер и напрямую был связан с большими людскими нотерями и

обострением, в связи с перестройкой экономики на военный лад, со циальных вопросов. В свою очередь, осуществлять сразу комплекс ные меры и бороться с беспризорностью и безнадзорностью страна

не имела ни сил, ни времени, ни материальных возможностей, ни

людских ресурсов. Проводимые в 1941-1942 годах мероприятия пар тии и правительства были лишены системы и целенаправленности,

следовательно, не всегда были эффективными. Па первых порах го сударство направило все силы на спасение детей, эвакуируя их на

Урал и Сибирь. Паряду с эвакуированными детскими учреждениями,

на Южный Урал прибыло больщое количество детей, которые в пути

потеряли своих родителей. По заниматься персонально судьбой каж дого такого ребенка в 1941 году просто не успевали. Большинство из

НИХ были предоставлены сами себе. Эти дети пополняли ряды бес призорников, появившихся в это время в городах Южного Урала, ко торые дислоцировались на вокзалах, рынках и других людных мес тах. Стихийно осуществлялась в начале войны работа по выявлению

детей и изъятию их с улицы. Создавались комсомольские группы,

которые под руководством милиции и специализированных отделов

НКВД проводили рейды по задержанию беспризорников. Но так как

эта работа была несогласованна с возможностями детских учрежде ний Южного Урала, то часть детей вновь оказывалась на улицах и

вокзалах. Ряды беспризорников пополняли и безнадзорные дети. Всеобщая занятость населения, отсутствие в достаточном количестве

детских садов и яслей, размещение в зданиях школ и внешкольных

детских учреждениях общежитий для эвакуированных, госпиталей и

других нужных для войны учреждений, приводили к тому, что дети,

имеющие родителей, оказались без присмотра старших. Утратив

связь со школой, они бесцельно шатались по улицам городов и по селков, попадали под влияние преступных элементов. Большой про цент беспризорных и безнадзорных детей вставал на путь преступ лений. Второй этап организации борьбы с детской беспризорностью и

безнадзорностью связан с коренным переломом в ходе Великой Оте чественной войны (1942 - ноябрь 1943 года). Уже в начале 1942 года,

оправившись от шока начала молниеносной войны, страна проводит

анализ слолсившейся в тылу ситуации по детскому вопросу. Нрове денные обследования на местах имели неутешительные результаты. Поэтому создаются специальные ОБДББ и комиссии по устройству

детей на уровне республик, краев, областей, а также детские адрес ные столы, которые должны были облегчить поиск потерянных детей. Воссоздаются и вновь открываются детские комнаты и прием ники-распределители. Однако этого было явно недостаточно. Партия и правительство разрабатывают законодательные меры

по ликвидации упущений и просчетов в вопросах, связанных с деть ми, оставшимися без родителей или временно утративших с ними

связь. Эти видоизмененные законодательные меры борьбы с детской

беспризорностью и безнадзорностью стали носить более жесткий ха рактер. В частности, родителей, допустивших безнадзорность ребен ка, привлекали к ответственности (вплоть до уголовной); ранее ро дители отвечали только за совершение ребенком противоправных

деяний. На Южном Урале большинство родителей (90%) или лиц, их

заменяющих, привлекались, как правило, к административной ответ ственности, чаше всего власти ограничивались предупреждением. Только в Чкаловской области применялись меры уголовного наказа ния, но и здесь этот вид наказания не имел массового характера. Так,

в 1942 году 7% родителей было привлечено к уголовной ответствен ности, а в 1945 году - только 3%. Возможно подобное сокраш,ение

связано с активизацией индивидуальной работы с родителями, кото рую осуществляли комсомольские, профсоюзные, партийные органи зации после очередных московских проверок. Ответственность за

побеги из детских домов, интернатов, колоний несли теперь персо нально директора этих учреждений, а за рост беспризорных и без надзорных детей на улицах - председатели областных, городских и

поселковых Советов народных депутатов. На данном этапе проводится целый ряд мероприятий, направ ленных не только на изъятие детей с улицы, вокзалов, рынков и про чих людных мест, но и определение их в специализированные дет ские учреждения. Особое внимание в организации борьбы с детской

беспризорностью и безнадзорностью теперь стали уделять приемни кам-распределителям, так как именно от этих учреждений зависело,

сможет ребенок адаптироваться к жизни в детском сообшестве или

нет, сможет ли найти себе место учебы или работы. Большинство де тей определяли в детские дома; если ребенок был малолетним, то он

помещался в Дом ребенка или дошкольный детский дом; если под192

росток был старше 14-ти лет, его определяли в школу ФЗО, РУ или

ЖУ. Те дети, которые были замечены в преступной деятельности,

направлялись в колонии. Параллельно с этой работой широко проводилась пропаганда по

устройству детей в семью. В годы войны развивается система опеки

и патроната. Государство пооп];ряет принятие детей на воспитание. Однако на Южном Урале принятие детей в семью не получило долж ного распространения. С большим желанием здесь создавались ини циативные детские дома и интернаты, которые содержались на день ги рабочих и колхозников. Третий этап (конец 1943 - май 1945 годы) связан с коренным

переломом в войне. Это привело к изменению общей ситуации на

фронтах, что в свою очередь коренным образом изменило экономи ческую структуру страны. Лучше стали снабжаться продуктами пи тания детские дома, интернаты, детские колонии. Появляется воз можность увеличить продовольственные нормы для детей. С 1943

года хлеб выдается по 600 грамм на человека, количество крупы на 1

человека увеличивается по норме на 188%, а мяса на - 375%. Однако

новые нормативы выполнялись не везде. Больше внимания стали уделять здоровью детей. Но начавшая ся реэвакуация вновь привела к росту беспризорных и безнадзорных

детей на Южном Урале. Главной задачей в этот период была борьба

с «возвратпой» беспризорностью. В первую очередь, было решено

организовать жизнь и досуг детей таким образом, чтобы им не захо телось вновь оказаться на улице. Расширяются плош;ади детских учреждений. Строятся столовые,

бани, прачечные при детских домах. Организуется занятость детей

на производстве, в мастерских при интернатах и колониях, а также

работа на приусадебных участках и полях ближайших колхозов и

совхозов. На данном этапе особенно важным ключевым вопросом стано вится выполнение Закона о всеобуче и привлечение детей-сирот. воспитанников детских домов и интернатов в школу для получения

ими семилетнего образования. Не менее важной мерой борьбы с дет ской безнадзорностью в годы Великой Отечественной было зачисле ние детей в школу с семи лет, так как для детских садов они были

уже взрослыми. Школы, выполняя Закон о всеобуче, организовывали

группы с продленным днем, проводили индивидуальную работу с

детьми, по разным причинам не поседлавшим школу. Для детей -

воспитанников детских домов и интернатов, обучавшихся в обычных

школах, создавались кружки, организовывались инициативные груп пы, создавались условия для группового и индивидуального чтения

художественной литературы. Кроме того, с 1943 года начинают ор ганизовываться специальные комнаты в детских домах, предназна ченные для выполнения домашних заданий, где воспитатели должны

были оказывать помош;ь отстаюп];им в подготовке уроков. Детские сады переходят на увеличенный график работы, появ ляются круглосуточные группы. Расширяется и сеть детских домов и

интернатов. Партия и правительство находили средства для откры тия новых детских учреждений. Для того чтобы изъять детей с улицы, с 1943 года возобновля ется деятельность внешкольных учреждений, домов нионеров, СЮТ,

СЮН и пр., которые задействовали детей и привлекали их к обш;ест венной деятельности в свободное от учебы время. Для организации

зимних каникул создавались в городах и поселках Южного Урала

детские зимние площадки с горками и катками. Организовывались

городские и школьные елки с театрализованными представлениями и

вручением подарков. А летом создавались летние площадки, пионер ские и трудовые лагеря для отдыха, поправки здоровья и организа ции досуга детей. Активизация воспитательной работы и массовое привлечение

школьников и детей-сирот к производственному труду на полях сов хозов, пришкольных участках, в производственных мастерских так194

же способствовали ликвидации детской безнадзорности. В годы вой ны особенно широко распространяется тимуровское движение. Южный Урал, в годы Великой Отечественной войны находив шийся в глубоком тылу, имел свои специфические особенности

борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью. Удаленность

от театра военных действий, наличие промышленной базы определи ли Уралу место одного из основных центров размеш;ения эвакуиро ванного населения. Именно с этим связаны следуюш;ие специфиче ские особенности борьбы с детской беспризорностью и безнадзорно стью в Южно-Уральском регионе. Во-первых, большой поток беженцев усиливал и поток беспри зорных детей, который был практически постоянным на протяжении

всей войны (с 1941 по 1942 -в связи с эвакуацией, а с 1943 по 1945 -

с реэвакуацией);

Во-вторых, недостаток площадей не позволял создавать необ ходимые условия для детских комнат и приемников-распределителей,

а также для детских домов и интернатов, что приводило к постоян ным передислокациям и объединениям этих детских учреждений. Эта проблема, в свою очередь, порождала и другие, а именно, спо собствовала бегству воспитанников. В детских домах практически

отсутствовали комнаты для подготовки домашних заданий, что сни жало уровень обученности и, как следствие, нарушало выполнение

Закона о всеобуче. Эта же проблема приводила к тому, что детей 14-

16-ти лет приходилось трудоустраивать, не дожидаясь получения

ими семилетнего образования, а многие из них отставали в учебе в

связи с беспризорностью. В-третьих, большинство преднриятий Южного Урала имели

Информация о работе Борьба с несовершеннолетней преступностью в годы Великой Отечественной войны