Блокада Ленинграда в воспоминание современников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 06:19, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
Проследить и проанализировать события блокадных дней в работе А. Адамовича и Д. Гранина «Блокадная Книга»
Рассмотреть события повседневной жизни в период блокады Ленинграда в мемуарах современников.
Цель: Ознакомиться с дневниковыми записями блокадников, восстановить события блокадных дней.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Воспоминание о блокаде очевидцев в личных письмах, мемуарах, художественных произведениях А. Адамовича « Баллада о блокаде» и
Д. Гранина «Блокадная книга»…………………………………………………
1.1 Блокада Ленинграда в дневниковых записях блокадников и мемуарах очевидцах………………………………………………………………………....7
1.2 Повседневная жизнь блокадного Ленинграда глазами женщин ………...14
Глава II. Героизм и трагедии блокадников в мемуарах современников
2.1Воспоминание о первой блокадной зиме Д. С. Лихачева…………………23
Мифы и, реальность, о жизни блокадного Ленинграда…………………...29
Классный час на тему: Блокада Ленинграда в воспоминаниях современников………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиография…………………………………………………………………….40
Приложение………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

надин диплом.docx

— 582.81 Кб (Скачать файл)

Видеолетопись военной жизни Эрмитажа вел художник Александр Никольский день за днём, он  рисовал Эрмитаж и его повседневную жизнь. Эти рисунки сейчас находятся в эрмитажных фондах рядом с шедеврами величайших мастеров графики.

В день полного снятия блокады началась подготовка выставки вещей, оставшихся в Эрмитаже во время блокады. Выставка открылась 8 ноября 1944 г в Павильонном зале и Романовской галерее.

Сотрудники Эрмитажа готовились тщательно, без всяких скидок на военное время. Они решили показать хотя бы часть Эрмитажа во всей его довоенной красе. В короткие сроки были проведены сложнейшие работы, так  было убрано около 30 кубометров песка, которым были засыпаны полы. Восстановлены разбитые стекла в 45 окнах, натерты около полутора тысяч квадратных метров паркета.

С 8 ноября 1944 года по 31 июня 1945-го выставку посетило около 30 тысяч человек. А в октябре началась реэвакуация сокровищ Эрмитажа из Свердловска.

Особое место в жизни блокадников занимает «Дорога жизни». [приложение 5]

Единственным путем кроме малоэффективной авиации, для эвакуации людей из блокадного Ленинграда, а также для доставки провианта и военных грузов обратно в город в сентябре-ноябре 1941 г. было Ладожское озеро, по которому ежедневно курсировали корабли Ладожской флотилии.

Ситуация ухудшилась тем, что с 5 ноября покрылась льдом поверхность Ладожского озера. Для того  чтобы избежать возможности полной блокады Ленинграда в зимнее время, необходимо было в кратчайшие сроки найти выход. Встал вопрос о том, как организовать дальнейшее снабжение города, и самым адекватным ответом на него было бы решение о начале перевозок автомобильным транспортом. Но лёд на озере первое время был очень тонок, и грузовики просто проваливались под лёд. Более того, в середине ноября началась оттепель, позволившая перевезти в Ленинград водным путём ещё около 1200 тонн грузов. К ноябрю был выбран наиболее подходящий для переправы маршрут Новая Ладога - Черноушево - Лемассарь - Кобона.(15, с 22)

 И к 17 ноября Ладожское озеро замерзло окончательно. Сначала в город послали пробный санный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым, но перевезти на лошадях, тем более страдающих от бескормицы, удалось, конечно, не так уж много - 63 тонны муки. 22 ноября из Ленинграда порожняком отправилась первая колонна из 60 полуторок. 24 ноября колонна была в Ленинграде, но привезла колонна ещё меньше, чем лошади всего 33 тонны. Так как машины боялись чрезмерно загрузить, чтобы они не провалились под лёд. С машин сняли всё лишнее, включая кабины, и шофера ехали в 30-градусный мороз навстречу ветру.

Вскоре нагрузку удалось увеличить весьма оригинальным способом, к полуторке стали закреплять на прицеп обычные лошадиные сани, таким способом удалось распределить нагрузку на лёд по большей площади, а чуть позже, когда лёд окреп, кроме саней стали закреплять ещё и колёсные прицепы.

В первую блокадную зиму автомобильная дорога работала 152 дня. За это время по ней было завезено в Ленинград более 367 тысяч тонн различных грузов, в том числе 270 876 тонн продовольствия. По дороге эвакуировано 514 тысяч жителей города и 35 тысяч раненых и больных воинов, переправлено 3677 вагонов с оборудованием и культурными ценностями. (1, с 237)

Дорога жизни так же включала сухопутный участок по железной дороге от Финляндского вокзала с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. Далее Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера на расстоянии 20 - 25 км от занятого противником берега. В первой половине ноября 1941г. была вновь восстановлена связь блокированного города с «большой землей». Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной. Дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбежкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6000 тонн грузов.(8, с 64)

Мужчин не хватало и шофёрами на дороге жизни становились женщины. Так  случилось и с Лидией Смелковой, в 1943г она переправляла различные грузы через знаменитое Ладожское озеро. Работали на старых изношенных машинах. По Дороге жизни возили крючья, изоляторы, проволоку. Ночью поставили полотно на лед, чтобы поезд мог пройти. Если кого-то из солдат ранило, врачи просто обрабатывали раны спиртом и движение продолжалось.

По хрупкому ледяному мостку перевозили людей, тех кто не успел эвакуироваться. Как правило, это были женщины и дети. По правилам в машине не должно быть больше 16 человек. Но это правило всегда нарушалось, что было чревато последствиями. Часто на озере тонули машины с грузом, погибали дети и взрослые. Некогда было даже помогать, люди тонули, но останавливаться было нельзя. Постоянная бомбежка немецких самолетов заставляла закрывать глаза на гибель людей вокруг, необходимо было довести ценный груз и людей.(32, с 46)

Часто шофёрам приходилось ночевать на берегу Ладоги. И чтобы не замерзала вода в радиаторе, его обматывали шинелями, в ход шли и паяльные лампы. Возили  обычные шофера  и страшный груз - сотни умерших ленинградцев на Пискарёвское кладбище. На кладбище водителю выдавали талон со специальной отметкой, и только после этого грузовик мог покинуть замерзающий город.

За весь период действия «Дороги жизни» по ней было перевезено свыше 1 млн 615 тыс. тонн груза, из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек.

В апреле 1942 г. грузы в Ленинград вновь стали доставлять баржами и пароходами, а зимой 1942 -1943 г. по льду озера начали строить железную дорогу, так как необходимо было доставлять грузы в блокадный город, каждый день в независимости от погодных условий и толщины льда на озере, было принято решение о строительстве длинного железнодорожного моста.

Он должен был соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское озеро на западном. Одновременно с этим строилось два пути - узкоколейной и нормальной ширины.

Начало строительства было положено исследованием дна озера. Позже во льду пробивались майны, через которые в дно забивались сваи. Замерзающая вода скрепляла сваи между собой. На сваи укладывали поперечины, на них крепили прогоны. Строители работали на обоих берегах Ладоги, двигаясь навстречу друг другу. К середине января 1943 года было построено немногим меньше половины дороги. По рельсам уже ходили и обкаточные паровозы, и рабочие поезда, участвовавшие в строительстве. 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Необходимость в этой дороге отпала. Ее строителей сразу же перекинули на строительство такого же моста через Неву в месте прорыва.(15, с 58)

Таким образом, блокада Ленинграда повлияла на судьбы миллионов людей. Многие жители блокадного города успели эвакуироваться вглубь страны, а те, что остались должны были бороться со страхом постоянно преследующей их смерти от рук нацисткой армии, голода, холода и не человеческих условий жизни. Но при всех этих трагических моментах жизни, многие люди не потеряли человечности. Они боролись до самого конца, помогали выжить своим близким, соседям и просто окружающим людям. Работали заводы, не смотря на постоянную бомбёжку, школы собирали детей в своих подвалах, дабы дать знание детям, занять и отвлечь их от страшной действительности. 

Культурное достояние так же не досталось немецкой армии и их злосчастным бомбам, Эрмитаж был эвакуирован за шесть дней, это заслуга неравнодушных людей. Они жили надеждой на светлое будущее своей страны и не могли опустить руки в тяжелый момент. Была построена Дорога жизни, по которой везли необходимые грузы, она спасла многих от голодной смерти. Ни зимние морозы, ни страх постоянных налетов немецкой авиации не смогли сломить сильный человеческий дух блокадников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Героизм и трагедии  блокадников в мемуарах современников.

2.1 Мифы и, реальность, о жизни блокадного Ленинграда

После окончания Великой Отечественной войны блокада Ленинграда стала эпохой героизма людей, самопожертвования ради своей страны и идеологии. Не многие жители Советского Союза знали истинные события тех страшных дней блокады. Во времена правления Брежнева блокаду реабилитировали. Однако и тогда не рассказали всю правду, а выдали сильно подчищенную и героизированную историю, в рамках строившейся тогда сусальной мифологии Великой Отечественной Войны. По этой версии люди умирали от голода, но как-то тихо и аккуратно, принося себя в жертву победе, с единственным желанием отстоять «колыбель революции». Никто не жаловался, не уклонялся от работы, не воровал, не манипулировал карточной системой, не брал взятки, не убивал соседей, чтобы завладеть их продуктовыми карточками. В городе не было преступности, не было чёрного рынка. Никто не умирал в страшных эпидемиях дизентерии, косивших ленинградцев, ведь все это не эстетично. И, разумеется, никто не ждал, что немцы могут победить.

Табу было наложено и на обсуждение некомпетентности и жестокости советских властей. Не обсуждались многочисленные просчёты, халатность армейских чинов и партийных аппаратчиков, воровство продовольствия, смертоносный хаос, царивший на ледовой «Дороге жизни» через Ладожское озеро. (21, с 138)

Молчанием были окутаны политические репрессии, не прекращавшиеся ни одного дня. Вместо организованной эвакуации населения, из города до самого закрытия блокадного кольца уходили составы с заключёнными.(14, с 213)

Правда, советским читателям она была недоступна, ее знали лишь те, кто не боялся брать в руки «самиздат», то есть  дневники и мемуары самих блокадников. Ибо эти блокадные мемуары в советское время были запрещены в силу их «антисоветчины».

Автором многих работ стала Е. Скрябина, в послевоенные годы ее называли «антисоветчицей» и «невозвращенцем». Свои дневники она опубликовала лишь в 60-70-ых годах, за пределами страны.

Елена Скрябина стала для Запада летописцем ленинградской блокады. В 1964 г в Мюнхене на русском языке вышла ее книга «В блокаде», спустя восемь лет на немецком языке вышел ее «Ленинградский дневник», а в 1976 г в Париже на русском языке - «Годы скитаний». Во времена «железного занавеса» дневник Скрябиной служил за рубежом главным и практически единственным свидетельством о трагической ленинградской эпопее в годы войны. (29, с 23)

Дневники Е. Скрябиной опубликовали в России в 1994 г. Однако ее работы вызывали много негодования у людей, многие увидели в ее текстах антисоветские настроения. Она рассказывала не о героизме в окопах, а о трагедии отдельного человека и целой страны. Она просто жила в осажденном городе, думая об одном - как выжить и спасти детей. Забота о детях ведет ее везде. Все люди словно вернулись в доисторическую эру, вся человеческая жизнь в период блокады Ленинграда свелась к поискам еды. Ни обстрелы, ни страх смерти не мог перебить мысли о еде.

Нет в дневниках Е. Скрябиной единодушия жителей города, в осажденном Ленинграде были разные люди, было среди немало тех, кто не отличался симпатиями к советской власти. Ведь со времени революции прошло всего только двадцать лет. Несмотря на «чистки» и репрессии, в обществе был слой людей, внутренне ощущавших свою абсолютную чуждость сталинскому режиму.

Поэтесса Ольга Берггольц, именно ее стихи были высеченные на мемориале Пискарёвского кладбища, стала голосом блокадного Ленинграда. Почти всю блокаду она работала на радиостанции и поднимала мужество в сердцах ленинградцев. После того как радио перестало вещать почти во всех районах Ленинграда она пишет книгу «Говорит Ленинград». Посвящает стихи любимому городу и его жителям героически стоявших в столь тяжелое время.

Ольгу Берггольц называли «ленинградской Мадонной», ее чтили и уважали. Она стала своеобразным символом, воплощением героизма трагедии блокадного Ленинграда. По ее работам можно понять и проследить историю страны в довоенные, военные и послевоенные годы.

Но даже все заслуги перед родиной не смогли уберечь  её престарелого отца-врача от ареста и высылки в Западную Сибирь прямо перед  наступлением немецкой армии. Берггольцы были обрусевшими немцами именно это, и стало поводом для его ареста и высылки. Людей арестовывали лишь за национальность, религиозную принадлежность или социальное происхождение.

Поэтесса много лет вела дневники, при её жизни не были опубликованы. После смерти Ольги Берггольц её архив был конфискован властями. Фрагменты дневников и некоторые стихотворения появились в 1980 г.  в израильском журнале «Время и мы». Большинство не публиковавшегося в России наследия Берггольц вошло в 3-й том собрания её сочинений вышедшей в 1990 г. В 2010 г. были опубликованы выдержки из ее дневников, где в каждой строчке прослеживают ее страдания, мучительные переживания и стыд за власть, что допустила гибель стольких людей.(20, с 174)

Чтобы донести правду о страшной блокаде Ленинграда до англоязычного населения англичанка Анна Рид публикует книгу «Ленинград». Она посвятила пять лет работы архивам Ленинграда, а так же отыскала неизвестные прежде материалы, находившиеся в западных архивах. Многие дневники и записи, которые она использовала в своей работе, принадлежали людям, погибшим в лагере Гулаге. (20, с 198)

Она описала инструкцию по уличному бою, описанную в одном из дневников, согласно ей граждане должны были бросать гранаты во вражеские  танки, ворвавшиеся в город, а затем укрываться за столбами. 

Необученных гражданских бросали в бой без оружия, вооружённых лишь сапёрными лопатками и деревянными муляжами гранат. Из доступного милицейского архива были опубликованы материалы о каннибализме в период первой блокадной зимы. Процветало взяточничество в системе распределения хлеба, многих людей не могла изменить даже война. Трагизм блокады заключался в распаде личности, общественных связей, морали и совестливости. 

 Героизм же воплотился в сильной человеческой воле, несмотря на нескончаемые обстрелы, холод и голод люди продолжали работать, ходить в школы и посещать театры и концертные залы. Именно сильные волей ленинградцы смогли спасти культурные ценности родного города. Возможно, именно непоколебимая жестокость советской системы помогла Ленинграду выстоять, как смогла выстоять и вся страна.

Но все пережитое в советское время замалчивалось, блокадники часто просто не хотели вспоминать пережитое, поэтому многие моменты блокадной жизни приобретали романтичный характер, где были только герои, стойкие люди, верившие в непоколебимую победу красной армии.

Информация о работе Блокада Ленинграда в воспоминание современников