Блокада Ленинграда в воспоминание современников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 06:19, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
Проследить и проанализировать события блокадных дней в работе А. Адамовича и Д. Гранина «Блокадная Книга»
Рассмотреть события повседневной жизни в период блокады Ленинграда в мемуарах современников.
Цель: Ознакомиться с дневниковыми записями блокадников, восстановить события блокадных дней.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Воспоминание о блокаде очевидцев в личных письмах, мемуарах, художественных произведениях А. Адамовича « Баллада о блокаде» и
Д. Гранина «Блокадная книга»…………………………………………………
1.1 Блокада Ленинграда в дневниковых записях блокадников и мемуарах очевидцах………………………………………………………………………....7
1.2 Повседневная жизнь блокадного Ленинграда глазами женщин ………...14
Глава II. Героизм и трагедии блокадников в мемуарах современников
2.1Воспоминание о первой блокадной зиме Д. С. Лихачева…………………23
Мифы и, реальность, о жизни блокадного Ленинграда…………………...29
Классный час на тему: Блокада Ленинграда в воспоминаниях современников………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиография…………………………………………………………………….40
Приложение………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

надин диплом.docx

— 582.81 Кб (Скачать файл)

Еще одна женщина врач Екатерина Прокофьевна Глинская вела свой дневник с 12 декабря 1941 г до конца блокады. [приложение 2] Когда началась война, она работала хирургом в больнице, затем заведовала хирургическим отделением инфекционной больницы Фрунзенского района. В дневнике присутствовали иллюстрации, рисунки неизвестной художницы, сделанные в больнице. На некоторых из них запечатлена и сама Екатерина Глинская. (1, с 278)

Муж, железнодорожник, был далеко на севере, а она здесь, в осажденном Ленинграде. Дочери Оксане было чуть больше года. С весны 1942-го и до самого конца войны семья Глинских жила при больнице.

Удивительно, то, что посреди всего этого ужаса, голода, бомбежек и обстрелов, Е. Глинская находила в себе силы говорить о красоте блокадного города. «Чудесные белые ночи. Всю ночь можно читать. Часов с 11 поднимают аэростаты воздушного заграждения, и они на фоне серо-голубого неба плавают в эфире, как дельфины. Чудесные дни и ночи, только бы жить. Хочется побродить по Неве, хочется жить».(1, с 291)

На страницах своего дневника она запечатлела настроения ленинградцев. В самые страшные месяцы блокады, людям оставались только надежда на спасение и вера в чудо, именно поэтому канонада на фронте воспринималась как предвестник близкого освобождения, что конечно было не так.

Екатерина Глинская 21 июня 1942 г описывала ленинградцев как удивительных людей, у которых был шанс покинуть город, но они остались несмотря на нелегкую жизнь, остались чтобы бороться и выстоять. Ленинградцы до конца верили в победу советской армии и в собственные силы выстоять против фашизма,  голода и страданий.

Но несмотря ни на что на каждой странице ее дневника звучит призыв к жизни. Жить, выжить, пережить эту страшное время. Хотя бы ради дочери, ведь именно она среди всего этого ужаса была главным смыслом жизни.

О своих маленьких, но очень значимых подвигах Е. Глинская не писала, она не видела в своих действиях героизма. Она спасла свою дочь, закрывая ее своим телом от осколков стекла, снаряд упал совсем рядом. Осколок снаряда, застрявший в оконной раме, до сих пор хранится в семье дочери Екатерины Глинской как семейная реликвия. И будет храниться вечно, как память о блокаде. Страшное орудие смерти - маленький кусок железа с рваными, острыми краями.

Таким образом, в послевоенное время в массовом сознании было создано предельно мифологизированное представление о блокаде Ленинграда. Многие представляли блокадников непоколебимыми героями, сумевшими выстоять против немецкой армии. Ленинградцы действительно были сильными волей и духом людьми, но в их жизни возникал  слишком сложный и противоречивый выбор, часто чтобы выжить люди теряли себя, свою личность, становясь ворами, доносчиками или даже каннибалами. Были и те, кто желал скорейшего взятия города немецкой армией, дабы прекратить агонию, в которой находились люди в эти тяжелые времена или же желали падения тоталитарной власти Сталина. Иные видели героизм людей в готовности идти на фронт, отстаивать каждый квартал родного города, но зачастую героизм ленинградцев заключался в обыденной жизни, в умении оставаться человеком, помогать другим и верить в будущее.

Зачастую люди не знали, что на самом деле представляла собой блокада Ленинграда, какие испытания голодом, холодом и постоянным страхом смерти  переживали блокадники. Многие дневники, посвященные каждодневной жизни обычных ленинградцев, изымали, уничтожали, засекречивали, только во времена «оттепели» часть из них стала доступна широкой аудитории. Но, к сожалению не все мифы были развеяны, многие до сих пор считают, что блокада Ленинграда была напрасна, и падения города спасло бы тысячи жизней. Но жертвы были не напрасны, город выстоял, и немецкая армия так и не смогла подступиться к столице нашей родины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Воспоминание о первой блокадной зиме Д. С. Лихачева

Лихачёв Дмитрий Сергеевич  филолог, искусствовед, сценарист, академик Российской Академии Наук, автор 500 научных и около 600 публицистических трудов, родился 28.11.1906 г, в  Санкт-Петербурге. Он пережил много  трагических событий происходивших в стране, в том числе и блокаду родного города Ленинграда.

По состоянию здоровья, которое он подорвал, находясь, в Соловецком лагере особого назначения Д.С. Лихачев не был призван на фронт и до июня 1942 г. оставался в блокадном Ленинграде в месте со своей женой Зинаидой и двумя дочерьми. [приложение 1]  В то время Лихачев  занимал должность младшего научного сотрудника в Пушкинском доме.

Имея на руках белый билет, он был записан в институтский отряд самообороны и во время бомбежек дежурил в Пушкинском Доме. В 1942 году был награжден медалью «За оборону Ленинграда», в 1946 г - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»(22,  с 217)

Д.С. Лихачев пережил самый тяжелый первый год блокады родного города, он как многие простые жители города вел записи этого страшного периода в истории всей страны и  его жизни. В своей работе «Воспоминания» он описывает холодную зиму блокадного города, с его тяготами и лишениями.

До 1941 г Лихачев с семьей жил на даче в Вырицы. Шла эвакуация детей и женщин. Иногда эвакуация была насильственной. Детей отбирали и многие прятались. Д.С. Лихачев  и его жена Зинаида Александровна не захотели расставаться с дочерями. Эвакуация шла хаотично, многие дети терялись, других везли в Нижний Новгород прямиком к наступавшей немецкой армии. К моменту переезда семьи Лихачева в Ленинград эвакуация оканчивается.

В Ленинграде уже действует карточная система. В магазинах постепенно пустели полки с продуктами, продававшиеся по карточкам, их становилось все меньше: исчезали консервы, дорогая еда. Но хлеба первое время по карточкам выдавали много, дети ели мало и поэтому хлеб оставался. Вовремя поняв, что голода не избежать, было решено сушить не съеденный хлеб. Сушили хлеб на подоконниках на солнце, к осени набралась большая наволочка черных сухарей.

Холодной зимой, когда хлеба не хватало, ели «дуранду» - корм для скота, который спас в то тяжелое время много людей.

«Палки» - изобретение блокадного времени. (22, с 244)

Д.С. Лихачев, как и другие жители Ленинграда, столкнулся с трудностями повседневной жизни. Зимой люди столкнулись с нехваткой питьевой воды, замерз водопровод, действовали только уборные, пробовали добывать воду из снега, на крыше он был чистым, но на его топление уходило много времени и топлива. Поэтому приходилось ходить на Неву. На детские санки ставили ванну, и клали в нее палки, они были необходимы для того, чтобы вода не очень плескалась. Палки плавали в ванне, не давали воде ходить волнами. Воду брали у Крестовского моста, дорога до реки была вся обледенелая, от расплескавшейся воды, и очень часто санки скатывались с середины дороги набок и вода проливалась. Забор воды становился целым испытанием для людей. [приложение 6]

Началась эвакуация, вывозили преимущественно детей, иногда брали женщин. Д.С. Лихачев и его жена не смогли расстаться со своими дочерьми. Эвакуация была хаотична и дети часто терялись.

В воспоминаниях о блокадном городе Д.С. Лихачев уделяет внимание повседневной жизни. Жизнь в коммуналке, поиски еды, вывоз умерших людей, постоянные бомбежки. В эти тяжелые моменты обнажается человеческая натура. Смерть в этих нечеловеческих условиях потеряла всю сакральность, она словно «притерлась», стала такой обыденной, что перестала вызывать какие-либо эмоции. Умершие люди на лестницах, улице и квартирах не вызывали чувства страха или слез.

 В основном люди умирали  от голодного истощения, все ткани  человеческого организма высыхали, именно поэтому трупы долго  хранились. Многие люди не сообщали  о смерти своих близких, и еще  долго получали на них хлебные  карточки.[приложение 4] Все старались выжить любой ценой. (22, с 266)

В особо холодные месяцы в блокадном городе участились кражи, воровали все, особенно подростки, растущему организму требовалось больше еды. Ели украденное тут же, сил бежать или бороться не было.

Грабили слабых, пожилых людей, потерянные талоны и карточки на хлеб восстановить было не возможно.

Зима 1941 - 1942 г. стала самой холодной, температура держалась ниже 35 градусов по цельсию. К этому времени в городе не осталось животных, кошек и собак ели, продавали и меняли их мясо на картофель и хлеб. Исчезли даже воробьи и голуби, улицы были пустынны. Не жалели ничего, на рынке меняли ценные вещи на еду. Стояли на холоде часами ради двухсот граммов хлеба или гороха.

Д.С. Лихачев и его жена боялись выпускать своих детей на улицу, так как распространились слухи о людоедстве. [приложение] Людей убивали на улицах, часто терялись дети.

Люди готовили свои квартиры к не прекращающимся обстрелам, заклеивали окна бумагой крест-накрест, закрывали листами фанеры. Окна первых этажей закладывали мешками с песком. Женщины дежурили на улице у парадных дверей, следили за окнами. Обстрелы приходились на вечернее время, когда люди возвращались домой со службы.

 Эти совместные дежурства  сплотили всех жителей дома. Часто жена и дети Д.С. Лихачева спали у  знакомой на первом этаже, не спускаясь в бомбоубежище. Со временем люди перестали спускаться из своих квартир, по причине частых трагических смертей в подвалах, когда людей заваливало или заливало водой из разорванных труб водопровода. Дрова приходилось заносить в квартиры, по причине участившихся краж. Д. С. Лихачев сутками дежурил в институте, копал окопы, прибывая в добровольческом отряде.

Несмотря на полную блокаду в городе происходили аресты. Многих увозили в неизвестном направлении, другие умирали в тюрьмах. (34, с 201)

Под следствием людей заставляли подписывать то, что они не говорили, не писали, не утверждали. Простой разговор о будущем города, который может занять немецкая армия, считался, чуть ли не изменой родине.

В 1942 г. семья Д.С. Лихачева была эвакуирована на большую землю. Но эту тяжелую блокадную зиму он не забывал до конца жизни. События тех дней не просто врезались в память, но и меняли людей, теперь ценным становился каждый прожитый день с его хлопотами и заботами. Д.С. Лихачев сумел выстоять, не сломаться, не пасть духом, после войны он продолжил писать и заниматься научной деятельностью. В 70 - х. годах он становится одним из самых авторитетных в мире славистов. Духовный авторитет Д.С. Лихачева был так велик, что его справедливо называли «совестью нации». Благодаря его работе «Воспоминания» была пополнена картина тех далеких и трагичных военных лет блокадного Ленинграда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Классный час  на тему: Блокада Ленинграда в  воспоминаниях  современников.

Посвящается семидесятилетию великой победы.

Согласно заказу ГАУК «Музейно-выставочный центр Забайкальского края» к выпускной квалификационной работе был разработан и проведен классный час для обучающихся старших классов, учителей.

Цель: Познакомить обучающихся с трагической и героической сторонами жизни блокадников.

Задачи:

1. Сформировать у обучающихся представления о жизни блокадного города.

2. Воспитать патриотические качества личности, уважения к ветеранам Великой Отечественной Войны.

Участники мероприятия: обучающиеся 10-11 классов, учителя.

Материально-техническое обеспечение: Мультимедийное оборудование, фотографии, слайды, фонограмма песен военных лет,  георгиевские ленты.

Длительность: 45 минут.

Ход мероприятия:

Учитель:

Слайд 1 (фото Ленинграда)

«Слава и тебе, великий город,  
Сливший воедино фронт и тыл.  
В небывалых трудностях который 
Выстоял. Сражался. Победил»

( Ольга Бернгольц)

Учитель:

Военная блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 г. Город был взят в блокадное кольцо на 900 дней. В блокаде участвовали немецкие, финские и испанские войска. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах доcягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Жители города столкнулись с сильнейшим голодом, от дистрофии умирал каждый второй, к этой беде подключился холод, зимой температура падала до минус 35 градусов, а постоянные обстрелы делали тяжелую жизнь блокадников невыносимой.

Слайд 2 (обстрел Ленинграда)

Учитель:

Но ленинградцы не только страдали, переживая голод, холод, страх и утрату близких и родных, но они еще и действовали. Работали в тяжелых условиях войны, помогали воевать, спасали, кто-то снабжал ленинградцев топливом, кто-то собирал детей, организовывал больницы, стационары, обеспечивал работу заводов, фабрик. Тяжелое время блокады слало необычной порой для людей. В эти тяжелые дни каждый человек мог раскрыться по-разному, кто-то проявлял себя в благородстве, щедрости своей души, смелости и любви, а кто-то напротив в подлости, нечеловеческом отношении к окружающим. Но тот подвиг, который совершили блокадники, был основан на простом желании выжить и защитить свой образ жизни.

Слайд 3 (фото дневниковых записей  блокадницы Е. П. Глинской)

Учитель:

Узнать о жизни блокадного города, восстановить событие того трагического периода нашей истории помогли дневниковые записи простых людей. Многие люди в то время вели записи, словно хотели оставить след в истории, чтобы следующие поколения знали, что пришлось пережить в те долгие 900 дней полной блокады Ленинграда. Но дневники не печатали, многие из них были утеряны, иные прятали, боясь неодобрения органов власти. Д. Гранин и А. Адамович смогли собрать разрозненные записи блокадников воедино, передать настроения, чувства и ожидания ленинградцев.

Слайд 4 (Дорога жизни)

Информация о работе Блокада Ленинграда в воспоминание современников