Блокада ленинграда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими[4] и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.

Файлы: 1 файл

Блокада Ленинграда.docx

— 62.95 Кб (Скачать файл)

Блокада Ленинграда — военная  блокада немецкими, финскими[4] и  испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной  войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.

К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с  Ленинградом оставалось Ладожское  озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Пропускная способность  этой транспортной артерии не соответствовала  потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый суровой первой блокадной  зимой, проблемами с отоплением и  транспортом, привёл к сотням тысяч  смертей среди жителей. В июне — августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации  Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня освободили Выборг, а 28 июня — Петрозаводск.

За массовый героизм и  мужество в защите Родины в Великой  Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленный  защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена  высшая степень отличия — звание Город-герой.

Захват Ленинграда был  составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР — плана «Барбаросса

Уже 23 июня командующим Ленинградским  военным округом генерал-лейтенантом  М. М. Поповым было отдано распоряжение о начале работ по созданию дополнительного  рубежа обороны на псковском направлении  в районе Луги.

4 июля это решение было  подтверждено Директивой Ставки  главного командования за подписью  Г. К. Жукова[6].

В первые 18 дней наступления 4-я танковая группа противника с боями прошла более 600 километров (с темпом 30—35 км в сутки), форсировала реки Западная Двина и Великая.

4 июля части вермахта  вступили в Ленинградскую область,  форсировав реку Великая и  преодолев укрепления «Линии  Сталина» в направлении на  Остров[12].

5—6 июля войска противника  заняли город, а 9 июля —  Псков, находящийся в 280 километрах  от Ленинграда. От Пскова самый  короткий путь к Ленинграду  проходит по Киевскому шоссе,  идущему через Лугу[6].

19 июля, к моменту выхода  передовых немецких частей, Лужский оборонительный рубеж был хорошо подготовлен в инженерном отношении: были построены оборонительные сооружения протяжённостью 175 километров и общей глубиной 10—15 километров[13]. Оборонительные сооружения строились руками ленинградцев, в большинстве своём женщин и подростков (мужчины уходили в армию и ополчение).

У Лужского укрепленного района произошла задержка немецкого наступления. Донесения командующих немецкими войсками в штаб:

Танковая группа Гепнера, авангарды которой обессилели и устали, лишь незначительно продвинулись в направлении Ленинграда[14].

Наступление Гепнера остановлено… Русские сражаются, как и прежде, с великим ожесточением[14].

Командование Ленинградского фронта воспользовалось задержкой  Гепнера, ожидавшего подкрепления, и подготовилось к встрече противника, использовав в том числе новейшие тяжёлые танки КВ-1 и КВ-2, только что выпущенные Кировским заводом. Только в 1941 году было построено более 700 танков, оставшихся в городе. За это же время было выпущено 480 бронемашин и 58 бронепоездов, нередко вооруженных мощными корабельными орудиями. На Ржевском артиллерийском полигоне было найдено боеспособным корабельное орудие калибром 406 мм. Оно предназначалось для головного линкора «Советский Союз», уже находившегося на стапеле. Это орудие применялось при обстреле немецких позиций. Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу. Эта задержка вызвала резкое недовольство Гитлера, который совершил специальную поездку в группу армий «Север» с целью подготовить план захвата Ленинграда не позднее сентября 1941 года. В беседах с военачальниками фюрер, помимо чисто военных доводов, привёл немало политических аргументов. Он полагал, что захват Ленинграда даст не только военный выигрыш (контроль над всеми балтийскими побережьями и уничтожение Балтийского флота), но и принесёт огромные политические дивиденды. Советский Союз потеряет город, который, являясь колыбелью Октябрьской революции, имеет для советского государства особый символический смысл. Кроме того, Гитлер считал очень важным не дать советскому командованию возможность вывести войска из района Ленинграда и использовать их на других участках фронта. Он рассчитывал уничтожить оборонявшие город войска.

В длительных изматывающих боях, преодолевая кризисы в разных местах, немецкие войска в течение  месяца готовились к штурму города. К городу подошёл Балтийский флот со своими 153 орудиями главного калибра  корабельной артиллерии, как показал  опыт обороны Таллина, по своей боевой эффективности превосходящей орудия того же калибра береговой артиллерии, также насчитывающей под Ленинградом 207 стволов. Небо города защищал 2-й корпус ПВО. Наивысшая плотность зенитной артиллерии при обороне Москвы, Ленинграда и Баку была в 8—10 раз больше, чем при обороне Берлина и Лондона.

14—15 августа немцам удалось  пробиться через заболоченную  местность, обойдя лужский УР с запада и, форсировав у Большого Сабска[15] реку Лугу, выйти на оперативный простор перед Ленинградом.

29 июня, перейдя границу,  финская армия начала боевые  действия на Карельском перешейке[16]. 31 июля началось крупное финское  наступление в направлении Ленинграда. К началу сентября финны перешли  существовавшую до подписания  мирного договора 1940 года старую  советско-финскую границу на Карельском  перешейке на глубину до 20 км, остановились на рубеже Карельского  укрепрайона[17]. Связь Ленинграда  с остальной страной через  территории оккупированные Финляндией  была восстановлена летом 1944 года.

4 сентября 1941 года в ставку  Маннергейма в Миккели был направлен начальник главного штаба вооруженных сил Германии генерал Йодль. Но он получил отказ в участии финнов в наступлении на Ленинград. Вместо этого Маннергейм повёл успешное наступление на севере Ладоги, перерезав Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал в районе Онежского озера, блокировав тем самым маршрут для поставок в Ленинград грузов[18].

Именно 4 сентября 1941 года город  подвергается первым артиллерийским обстрелам  со стороны оккупированного немецкими  войсками города Тосно:

В сентябре 1941 г. небольшая группа офицеров по заданию  командования ехала на автомашине-полуторке  по Лесному проспекту с аэродрома  Левашово. Немного впереди нас шел переполненный народом трамвай. Он тормозит перед остановкой, где стоит большая группа ожидающих. Раздается разрыв снаряда, и многие на остановке падают, обливаясь кровью. Второй разрыв, третий… Трамвай разнесен в щепки. Груды убитых. Раненые и искалеченные, в основном женщины и дети, разбросаны по булыжной мостовой, стонут и плачут. Светловолосый мальчик лет семи-восьми, чудом уцелевший на остановке, закрыв лицо обеими ручонками, рыдает над убитой матерью и повторяет: - Мамочка, что они наделали…[19] 

6 сентября 1941 года Гитлер  своим приказом (Weisung № 35) останавливает наступление группы войск «Север» на Ленинград, уже достигших пригородов города, и отдаёт приказание фельдмаршалу Леебу отдать все танки Гепнера и значительное число войск для того, чтобы «как можно быстрее» начать наступление на Москву[20][21][22]. В дальнейшем немцы, отдав свои танки на центральный участок фронта, продолжали окружение города кольцом блокады, удаленным от центра города не более чем на 15 км, и перешли к длительной блокаде. В создавшейся ситуации Гитлер, реально представлявший себе огромные потери, которые он понес бы, вступив в городские бои, своим решением обрек его население на голодную смерть.

 

 

Последствия первого артобстрела  города, фото Тарасевича, 10 сентября, 1941 года

8 сентября солдаты группы  «Север» захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость). С этого дня началась  длившаяся 872 дня блокада города. В этот же день немецкие  войска неожиданно быстро оказались  в пригородах города. Немецкие  мотоциклисты даже остановили  трамвай на южной окраине города (маршрут № 28 Стремянная ул. —  Стрельна). Но город был готов  к обороне. Всё лето день  и ночь около полумиллиона  человек создавали в городе  рубежи обороны. Один из них,  самый укрепленный, названный  «Линией Сталина» проходил по  Обводному каналу. Многие дома  на оборонных рубежах были  превращены в долговременные  опорные пункты сопротивления.

 

 

Фото Д. М. Трахтенберга «Зенитчики на страже Ленинградского неба», октябрь 1941

13 сентября в город прибыл  Жуков[23], который приступил к  командованию фронтом 14 сентября[24], когда, вопреки расхожему мнению, растиражированному многочисленными  художественными фильмами, наступление  немцев уже было остановлено и фронт был стабилизирован.

[править]Проблемы эвакуации жителей

 

[править]Ситуация на начало блокады

Эвакуация жителей города началась уже 29.06.1941 (первые поезда) и  носила организованный характер. В  конце июня была создана Городская  комиссия по эвакуации. Началась разъяснительная  работа среди населения о необходимости  выезда из Ленинграда, так как многие жители не хотели покидать свои дома, очевидно опасаясь за свое имущество[25]. До германского  нападения на СССР никаких заранее  разработанных планов эвакуации  населения Ленинграда не существовало[26]. Возможность достижения немцами  города считалась минимальной.

 

В Викитеке есть полный текст Постановления ГКО N. 375сс от 2.08.41 «Об эвакуации из г. Ленинграда военно-морских учебных заведений НКВМФ»

 

В Викитеке есть полный текст Постановление ГКО N. 871сс от 9.11.41 «О выделении авиации для доставки грузов в г. Ленинград»

[править]Первая волна эвакуации

Самый первый этап эвакуации  продолжался с 29 июня по 27 августа, когда  части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с  лежащими к востоку от него областями. Этот период характеризовался двумя  особенностями:

Нежеланием жителей уезжать  из города;

Много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской  области. Впоследствии это привело  к тому, что 175 000 детей было возвращено обратно в Ленинград.

За этот период из города было вывезено 488 703 человека, из них 219 691 детей (вывезено 395 091, но впоследствии 175 000 возвращено обратно) и 164 320 рабочих  и служащих, эвакуировавшихся вместе с предприятиями[27].

[править]Вторая волна эвакуации

Во второй период эвакуация  проводилась тремя способами:

эвакуация через Ладожское  озеро водным транспортом до Новой  Ладоги, а затем до ст. Волхов автотранспортом;

эвакуация авиацией;

эвакуация по ледовой дороге через Ладожское озеро.

За этот период водным транспортом  было вывезено 33 479 человек (из них 14 854 человек — неленинградского населения), авиацией — 35 114 (из них 16 956 неленинградского населения), походным порядком через Ладожское озеро и неорганизованным автотранспортом с конца декабря 1941 и до 22 января 1942 года — 36 118 человек (население не из Ленинграда), с 22 января по 15 апреля 1942 года по «Дороге жизни» — 554 186 человек[27].

В общей сложности за время  второго периода эвакуации —  с сентября 1941 по апрель 1942 года —  из города, в основном по «Дороге  жизни» через Ладожское озеро, были вывезены около 659 тысяч человек.

[править]Третья волна эвакуации

С мая по октябрь 1942 года вывезли 403 тысячи человек. Всего же за период блокады из города были эвакуированы 1,5 млн человек. К октябрю 1942 года эвакуация была завершена.

[править]Последствия

[править]Последствия для эвакуантов

Часть истощённых людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти. Несколько тысяч человек умерли от последствий голода уже после  того, как их переправили на «Большую землю». Врачи далеко не сразу научились  ухаживать за голодавшими людьми. Были случаи, когда они умирали, получив  большое количество качественной пищи, которая для истощенного организма  оказывалась по существу ядом. Вместе с тем, жертв могло бы быть гораздо  больше, если бы местные власти областей, где размещали эвакуируемых, не предприняли чрезвычайных усилий по обеспечению ленинградцев продовольствием и квалифицированной медицинской помощью.

[править]Последствия для городского руководства

Блокада стала жестоким экзаменом  для всех городских служб и  ведомств, обеспечивавших жизнедеятельность  огромного города. Ленинград дал  уникальный опыт организации жизни  в условиях голода. Обращает на себя внимание следующий факт: во время  блокады, в отличие от многих других случаев массового голода, не произошло  никаких крупных эпидемий, несмотря на то, что гигиена в городе была, конечно, гораздо ниже нормального  уровня из-за почти полного отсутствия водопровода, канализации и отопления. Безусловно, предотвращению эпидемий помогла суровая зима 1941—1942 годов. Вместе с тем исследователи указывают  и на эффективные профилактические меры, принятые властями и медицинской  службой.

Врач и соавтор книги  «Медики и блокада» Татьяна Михайловна Голубева:

Самым тяжёлым  во время блокады был голод, вследствие чего у жителей развивалась дистрофия. В конце марта 1942 года вспыхнула  эпидемия холеры, брюшного тифа, сыпного  тифа, но за счёт профессионализма и  высокой квалификации медиков вспышка  была сведена к минимуму[28]. 

[править]Осень 1941 года

 

 

В Викитеке есть полный текст Директивы СГК СССР от 5.07.1941 о подготовке оборонительного рубежа на подступах к Ленинграду

[править]Провал попытки блицкрига

Основная статья: Ленинградская  оборонительная операция

 

 

Мобилизация в Ленинграде летом 1941 года

 

 

Граница максимального продвижения  финской армии. Серым отмечена госграница 1939 года

В конце августа 1941 года германское наступление возобновилось. Немецкие части прорвали Лужский оборонительный рубеж и устремились к Ленинграду. 8 сентября противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши. Этот день считается днем начала блокады. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены 23-й армией у Карельского УРа. Сохранилось лишь единственное железнодорожное сообщение с побережьем Ладожского озера с Финляндского вокзала — «Дорога жизни».

Информация о работе Блокада ленинграда