Блокада Ленинграда 1941-1944 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:10, реферат

Описание работы

Блокада Ленинграда и то, как вели себя люди в ее нечеловеческих условиях, — это невиданный в истории человечества образец трагедии и триумфа, высочайшего героизма и силы духа, воли к жизни и способности находить средства и силы для выживания там, где их, казалось бы, и быть не может. Это главное.
Современные россияне давно привыкли к историческому наименованию северной столицы. Возвращены первоначальные наименования улицам, проспектам и зданиям старого Петербурга. Никто уже не называет его городом Ленина (а если такое и случается, то на слух воспринимается довольно дико). Однако в самый драматический период своей истории город на Неве носил именно это имя: Ленинград. До сих пор те немногие, кто пережил блокаду, и сегодня с искренней гордостью называют себя ленинградцами, блокадниками.

Содержание работы

1. Введение. 3 стр
2 .Враг приближается. 4 стр
3.Стойкость и мужество Ленинградцев
5 стр
4. Город в кольце
7 стр
5. Попытки прорыва
12 стр
6. Прорыв блокады
13 стр
7 Заключение
16 стр
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

Блокада Ленинграда.pdf

— 189.37 Кб (Скачать файл)
Page 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Санкт-Петербургский государственный университет
технологии и дизайна
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра общественных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Блокада Ленинграда 1941-1944 гг
По предмету « История »
Выполнила студентка 1 курса РИНПО СПГУТД
Группа 1-Р3-45С
ФИО Калинкина Ирина Геннадьевна
Зачетная книжка № 1340061
Домашний адрес Санкт-Петербург, пр Наставников 30-128
ПРОВЕРИЛ:
Кислицына А.Н.
____________________________
(подпись, дата)
Санкт-Петербург
2013

Page 2

План контрольной работы:
1. Введение. 3 стр
2 .Враг приближается. 4 стр
3.Стойкость и мужество Ленинградцев
5 стр
4. Город в кольце
7 стр
5. Попытки прорыва
12 стр
6. Прорыв блокады
13 стр
7 Заключение
16 стр
8. Список литературы
17 стр
2

Page 3

Введение
Блокада Ленинграда и то, как вели себя люди в ее нечеловеческих условиях, — это
невиданный в истории человечества образец трагедии и триумфа, высочайшего героизма и
силы духа, воли к жизни и способности находить средства и силы для выживания там, где их,
казалось бы, и быть не может. Это главное.
Современные россияне давно привыкли к историческому наименованию северной
столицы. Возвращены первоначальные наименования улицам, проспектам и зданиям старого
Петербурга. Никто уже не называет его городом Ленина (а если такое и случается, то на слух
воспринимается довольно дико). Однако в самый драматический период своей истории город
на Неве носил именно это имя: Ленинград. До сих пор те немногие, кто пережил блокаду, и
сегодня с искренней гордостью называют себя ленинградцами, блокадниками.
Нас, живущих в ХХI веке, отделяют от Великой Отечественной войны 70 с лишним лет -
целая жизнь.Ленинград выстоял и победил. Поэтому Ленинградская блокада — это не только
трагедия, но и триумф. Да, Ленинград защищали профессиональные войска. Но и сам
Ленинград стал городом-фронтом. Страдая от голода и холода, иногда еле живые, все жители
— взрослые и дети — не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли,
боролись.
Тема блокадного Ленинграда долгие годы питала вдохновение представителей самых разных
творческих профессий. Подтверждением тому множество произведений литературы, поэзии,
музыки, живописи, кинематографа (в том числе, бесспорно талантливых), посвященных
блокадным 900-м дням и ночам. И как-то так получилось, что реальные события утратили,
свойственные жизни шероховатые и часто неприглядные подробности, став неким
стерильным символом "героизма, борьбы и беспримерной стойкости".
3

Page 4

Враг приближается
На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек, в
том числе около 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах, то есть тоже в кольце
блокады, осталось 343 тысячи человек. В сентябре, когда начались систематические
бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны.
В планах гитлеровского вермахта Ленинграду отводилось особое место. Согласно плану
«Барбаросса», Ленинградское направление являлось одним из трех главных, на котором,
наряду с Московским и Киевским, началось вторжение немецко-фашистских войск.
Гитлеровцы планировали, что сначала они захватят Ленинград, а затем двинут все войска на
Москву.
Почему сначала именно Ленинград, а уж потом Москва? Кроме военных расчетов, были
также экономические и политические. Ленинград был вторым после Москвы промышленным
центром с мощнейшим оборонным потенциалом (более 1000 гигантских предприятий
индустрии), крупнейшим морским и речным портом и железнодорожным узлом. И, что было
для Гитлера в политическом плане не менее важным, — колыбелью Октябрьской революции,
оплотом и символом большевизма. Уничтожение такого города с полным истреблением почти
четырехмиллионного населения было бы для СССР сокрушительным ударом.
Все это понимало и Верховное командование Вооруженных Сил СССР. Советские войска в
битве за Ленинград оттягивали на себя до 20% вражеских сил на Восточном фронте и всю
финскую армию. Сдача Ленинграда открывала врагу прямую дорогу на Москву. В своих
воспоминаниях маршал СССР Г.К. Жуков писал, что, отправляя его на Ленинградский фронт,
8 сентября 1941 года Сталин сказал: «Езжайте под Ленинград. Ленинград в крайне тяжелом
положении. Немцы, взяв Ленинград и соединившись с финнами, могут ударить в обход с
северо-востока на Москву, и тогда обстановка осложнится еще больше». Рассказывая об этом
эпизоде позднее, Г.К. Жуков добавил такую важную деталь: «Вашей задачей, — сказал мне
Сталин, — является не допустить врага в Ленинград, чего бы это вам ни стоило».
Наступление немцев непосредственно на Ленинград началось 10 июля 1941 года с рубежа
реки Великая. К этому времени на дальних юго-западных подступах к Ленинграду немецко-
фашистское и финское командование сосредоточило 39 дивизий, поддерживаемых мощной
авиацией. К 10 июля войска группы армий «Север» имели превосходство над советскими
войсками Северо-Западного фронта: по пехоте — в 2,4 раза, орудиям — в 4 раза, минометам
— в 5,8 раза, танкам — в 1,2 раза, самолетам — в 9,8 раза.
8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска овладели Шлиссельбургом
(Петрокрепость) и полностью отрезали Ленинград от всей страны с суши.
Шел 79-й день войны… Началась блокада города, которая продолжалась 872 дня — до 27
января 1944 года.
В подготовленных в ставке Гитлера тезисах доклада «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября
1941 года указывалось: «…сначала мы блокируем Ленинград (герметически) и разрушаем
город, если возможно, артиллерией и авиацией… остатки гарнизона крепости останутся там
на зиму. Весной мы проникнем в город,… вывезем все, что осталось живое, вглубь России
или возьмем в плен, сравняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы
Финляндии».
Немецко-фашистские войска предпринимали многочисленные попытки овладеть городом.
Создались крайне тяжелые условия для жителей. Запасы продовольствия были ограниченны:
по данным на 12 сентября 1941 года, хлеба, крупы и мяса могло хватить на 30–35 суток,
жиров на 45 суток, сахара и кондитерских изделий на 60 суток. Каменного угля при
строжайшей экономии могло хватить лишь до ноября, жидкого топлива — до конца сентября.
4

Page 5

Стойкость и мужество Ленинградцев
Чудовищный голод, который унес жизни примерно миллиона ленинградцев, сравним с
самыми тяжелыми гуманитарными катастрофами XX века, а некоторые, такие как голод в
оккупированной Голландии зимой – весной 1945 года, превосходит на порядки. При этом
речь идет о голоде в осажденном городе, населеие которого продолжало воевать, производить
в огромных количествах военную продукцию. Многие печальные подробности блокады
долгие годы были строжайше засекречены. Однако выживших было слишком много и еще во
время войны по стране начали циркулировать различные слухи, сочетавшие в себе правду и
вымысел. В принципе даже от тех сведений о положении дел в Ленинграде, что
просачивались в газеты и на радио, у любого внимательного человека возникало чувство
ужаса, однако об истинном положении дел в Ленинграде знал только узкий круг людей. И
хотя уже в 60-е годы появились довольно подробные исследования блокады, значительная
часть информации, чаще всего по идеологическим причинам, в них замалчивалась. Именно
по причине того, что власти не желали признавать факт наличия в Ленинграде каннибализма.
Одна из наиболее устойчивых блокадных легенд связана с пожаром Бадаевских
продовольственных складов. 8 сентября 1941 года Ленинград впервые подвергся
массированной бомбардировке с воздуха. В 16 часов к городу прорвались 23 немецких
бомбардировщика. Им удалось сбросить на Ленинград больше 6000 зажигательных бомб,
подавляющая часть которых упала на территории Московского района. Возник огромный
пожар на Бадаевских складах, которые располагались недалеко от Московского
железнодорожного узла, бывшего, скорее всего, главной целью немецких бомбардировщиков.
Зарево и дым этого пожара видели все ленинградцы. Они еще не успели привыкнуть к
бомбежкам и артиллерийским обстрелам, потому именно этот пожар для многих стал
настоящим символом начала блокады и предвестником обрушившихся на них позднее
страданий. Склады были построены купцом Растеряевым в 1914 году. Имя свое они
получили в честь старого большевика Алексея Егоровича Бадаева.
Для сравнения: ежедневный расход муки для хлепопечения составлял в середине сентября
2100 тонн. Павлов и его сотрудники предпринимали титанические усилия для выявления в
Ленинграде неучтенного продовольствия. Специалисты-пищевики придумывали
натуральные и химические добавки, которые могли бы, не снижая энергетической ценности
продовольственных товаров, позволить растянуть их запас. Снова цитата из воспоминаний
Павлова: "На территории ленинградского порта обнаружили 4 тыс. т хлопкового жмыха. В
пищу этот жмых раньше не применяли, считалось, что имевшееся в нем ядовитое вещество
(госсипол) опасно для здоровья. Провели несколько опытов и установили, что госсипол при
выпечке хлеба от высокой температуры разрушается и, следовательно, угроза отравления
отпадает. Жмых вывезли из порта и полностью использовали в хлебопечении.
Нужда поистине изобретательна. Из дрожжей приготовляли
супы, которые засчитывали в счет нормы крупы, полагавшейся
по карточкам. Тарелка дрожжевого супа часто была
единственным блюдом в течение дня для многих тысяч людей.
Из мездры шкурок опойков (молодых телят), найденных на
кожевенных заводах, варили студень. Вкус и запах такого студня
были крайне неприятными, но кто обращал внимание на это?
Голод подавлял все чувства. На мельницах за многие годы на
стенах, потолках наросла слоями мучная пыль. Ее собирали, обрабатывали и использовали
как примесь к муке. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука.
Вытряски и выбойки из мешков просеивали и тут же направляли в хлебопечение. Хлебных
суррогатов было найдено, переработано и съедено 18 тыс. т, не считая солодовой и овсяной
муки. То были главным образом ячменные и ржаные отруби, хлопковый жмых, мельничная
пыль, проросшее зерно, поднятое со дна Ладожского озера с потопленных барж, рисовая
лузга, кукурузные ростки, выбойки из мешков".
Но эти меры только оттягивали катастрофу, неотвратимость которой признавали даже
оптимисты. 1 октября продовольственные нормы были снижены еще раз.
5

Page 6

Теперь рабочим полагалось 400 г хлеба в день, а служащим, детям и иждивенцам – по 200.
Такая норма больше не гарантировала выживания. Впрочем, уже в первой половине октября
на улицах Ленинграда можно было встретить голодающих людей. Это были жители
пригородов, которые эвакуировались в город. Большая их часть не смогла получить карточки
и тихо вымирала. А в середине ноября начали фиксировать голодные смерти и ленинградцев.
Пока что в городе еще работали коммунальные службы и транспорт. Упавших от голода
людей сразу же доставляли в больницы, но смертельная тень уже нависла над городом. Все,
что могли в той обстановке делать власти, они делали: продовольствие перераспределялось и
пересчитывалось, проходила постоянная перерегистрация карточек (чтобы пресечь
мошенничество). Навигация по Ладоге приносила в город ничтожное количество еды.
Правда, была надежда на сильные морозы, предсказанные синоптиками, и организацию
ледовой автомобильной дороги. Однако, до этого момента еще нужно было дотянуть.
Введенные по карточной системе нормы продовольствия стали быстро снижаться. 1 октября
1941 года хлебный паек для рабочих и инженерно-технических работников был снижен до
400 г в день, для служащих, иждивенцев и детей — до 200 г. Карточки на другие продукты
почти не отоваривались. Хлеб стал практически единственной пищей. С 20 ноября по 25
декабря (пятое снижение) рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные — по 125 г.
При этом «блокадный» хлеб состоял на 2/3 из примесей (в него добавляли целлюлозу и
опилки), был сырой. Это значит, что 125-граммовый или 250-граммовый кусок был совсем
маленьким и низкопитательным. За этим жалким кусочком нужно было отстоять
многочасовую очередь на морозе, которую занимали еще затемно. Бывали дни, когда
бомбежки срывали работу хлебозаводов, булочные так и не открывались. И матери
возвращались домой с пустыми руками, где их ждали голодные дети. В такие дни люди не
ели ничего. Ни-че-го… В качестве пищевых заменителей использовались целлюлоза,
хлопковый и льняной жмых, технический альбумин; было налажено производство пищевых
дрожжей из древесины, витамина С из лапок хвои. Варили и ели древесный клей. Разрезали
на куски и варили «суп» из кожаных сапог и туфель. Начались цинга и дистрофия.
В тот же день военные подтвердили, что ледовая трасса через Ладожское озеро может начать
работу. Продовольствия в Ленинграде оставалось на несколько суток. В некоторые магазины
хлеб не завозили по нескольку дней. К сожалению, надежды на скорый запуск трассы не
оправдались. На Ладоге началась оттепель, сопровождавшаяся штормами. В конце ноября
через озеро умудрились проскочить последние караваны судов. Затем наступила пауза,
которая закончилась только в середине декабря, после того, как окончательно наступили
холода. Огромные склады были сосредоточены на восточном берегу Ладожского озера. Но
еще долгое время завоз продовольствия в Ленинград был значительно ниже потребностей
города. 25 декабря произошла долгожданная прибавка хлеба. Рабочим выдавали 350 граммов,
а остальным категориям – по 200. С этого момента нормы снабжения повышались постоянно,
однако было уже поздно. Голода и повальной смертности населения от недоедания и
желудочно-кишечных заболеваний избежать не удалось...
Иссякли запасы топлива. Остановился трамвай. В жилые дома прекратилась подача
электроэнергии. 25 января 1942 года в Ленинграде перестала работать последняя
водонапорная станция. Вышла из строя канализация.
В секретном «Сообщении о событиях в СССР» от 18 февраля 1942 года гитлеровцы
констатировали: «Уже в декабре у большей части гражданского населения Ленинграда
наблюдалось опухание от голода. Все чаще жители падают на улицах и остаются лежать
мертвыми… Уже в конце января количество ежедневно умиравших от голода и холода
составляло 2–3 тысячи человек. В большом числе жертвами голода могут стать дети,
особенно — малыши, для которых нет питания».
6

Page 7

Город в кольце
7 октября 1941 года фельдмаршал Йодль направил Верховному главнокомандующему
группы армий «Север», наступавшей на Ленинград из Главной квартиры фюрера, секретную
депешу, которая начиналась словами: «Фюрер снова решил, что капитуляция Ленинграда, а
позже Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена».
«Моральную сторону этого мероприятия» фашисты видели в том, что город будет вести
уличные бои, что могут возникнуть эпидемии, опасные для немецких солдат, что жителей
города надо будет кормить «за счет германской родины». В то же время директива эта
служила признанием: взять Ленинград штурмом не удастся. Рейхсфюрер СС Гиммлер
вынужден был признать стойкость горожан. Он писал в секретном циркуляре: «Ненависть
населения создала важнейшую движущую силу обороны».
Горожане начали готовиться к осаде: люди бросились изымать средства из сберкасс, за
несколько часов был выбран весь денежный запас по городу. У всех магазинов выстроились
огромные очереди. На самом деле в осаду мало кто верил, но по старой привычке запасались
сахаром, мукой, мылом, солью. Даже по официальным данным спрос на эти продукты в
некоторых районах превышал 500 процентов.
Первый удар по Ленинграду был нанесен с воздуха 22 июня 1941г от 4.00 до 5.40 утра -
"мессершмитты" минировали Финский залив севернее Выборга, одновременно пытаясь
блокировать аэродром под Выборгом. В Прибалтике войска нашего Северо-Западного фронта
терпят поражение в приграничных сражениях, и немецкая группа армий "Север" начинает
стремительное продвижение на северо-восток: одной из ее первоочередных задач является
захват Ленинграда и Кронштадта. Преодолев слабую оборону наших войск, подвижные
соединения гитлеровцев 09.07.41 овладели Псковом. Почти в то же время (с 29 июня 1941г
по 1 июля 1941г) группа войск "Норвегия" двинулась на Ленинград через Карельский
перешеек, наступая одновременно на Мурманск, Кандалакшу, Ухту, Петрозаводск, Свирь. В
составе группировки "Север": 18-я армия, 4-я танковая группа (1 000 машин) и часть сил 16-й
армии. Всего - 23 дивизии, в том числе 3 танковые и 3 моторизованные с численным
составом солдат и офицеров в полмиллиона человек.
Наступая на Лугу, немцы рвались к Киевскому шоссе (чтобы с ходу подойти к Ленинграду).
Однако попытка не удалась - на Лужском оборонительном рубеже завязались ожесточенные
бои. Понесенные в связи с этим противником большие потери вынудили гитлеровское
командование предпринять обходной маневр и ударить по Кингисеппу. Форсировав Лугу
юго-восточнее города (там, где его не ожидали), враг 14 июля занял на ее правом берегу два
плацдарма. Почти месяц обороняющие Лугу будут сдерживать натиск противника на этом
направлении.
В первой половине августа, завершив перегруппировку войск и подтянув тылы, немцы
перешли в наступление сразу на 3-х направлениях: Красногвардейском, Лужско-Вырицком и
Новгородско-Чудовском. Почти одновременно финские войска нанесли удар на Карельском
перешейке. 10 августа 1941г захвачен Кингисепп, 16 августа 1941г - Новгород, а 20 августа
1941г - Чудово. Перерезанными оказались обе железные дороги, связывающие Ленинград с
Москвой (Октябрьская и Варшавская ЖД). 24 августа наши части оставили Лугу. 29 августа
за линией фронта оказались Тосно, Саблино и др. населенные пункты. Неприятель был
остановлен только на подступах к Колпину.
К началу сентября вражеские войска вышли к Финскому заливу (в районе Лигова) и
заградительной полосе у Пулковских высот. В их планах было форсировать Неву, чтобы
соединиться с частями финской армии, занявшими часть Карельского перешейка.
Осуществлению этого плана помешали наши соединения, закрепившиеся в районе Невской
Дубровки ("Невский пятачок") с левого берега Невы и оказывающие упорное сопротивление.
В связи с этим, немецкое наступление в дальнейшем разворачивается вдоль левого берега
Невы.
Бои за плацдарм, получивший название "Невский пятачок" (3 км в длину и 2 км в глубину),
продолжались до апреля 1942 г. Здесь погибло 200 000 наших бойцов.
7

Page 8

Взяв 28 августа 1941 станцию Мга, фашисты отрезали от Ленинграда последнюю железную
дорогу, связывавшую его со страной. После захвата немцами Шлиссельбурга 8 сентября
Ленинград оказался блокированным с суши. (В тылу у врага оставался наш плацдарм в р-не
Ораниенбаума - между Петергофом и Сосновым Бором, который немцам так и не удалось
взять).
На Карельском перешейке с начала августа бои велись от Ладоги до Финского залива. Между
Онегой и Ладогой войска группы "Норвегия" рвались к Свири, чтобы, соединившись с
финскими войсками опоясать Ленинград еще одним кольцом. Первые попытки штурма
города противник предпринимает уже в первых числах сентября 41-го. Наступление войск
предваряют массированные удары по городу с воздуха и обстрелы орудий тяжелой и
зенитной артиллерий. 9 сентября немцы нанесли сокрушительный удар по Красносельскому
сектору Красногвардейской укреплинии: 12 сентября советские части оставили Красное
Село, а 13.09.41 - Красногвардейск (Гатчину).
В этот критический для Ленинграда момент (10сентябрь 1941) командование Ленинградским
фронтом принял Г.К. Жуков. Он сумел предугадать, что основной удар по Ленинграду будет
нанесен со стороны Урицка и Пулковских высот. В связи с этим, по его приказу за 6-8 дней на
самые опасные участки переброшены войска с Карельского перешейка, усилена
противотанковая и зенитная оборона южных подступов города, создана глубоко
эшелонированная инженерная оборона на всех уязвимых направлениях, сформированы
воинские резервы из моряков Балтийского флота, учащихся военно-учебных учреждений
города, подразделений НКВД.
Северный и Северо-Западный фронты были созданы в первые дни войны. В августе 1941
года Северный фронт был разделен на два: Ленинградский и Карельский. Почти
одновременно сложилась Волховская группа войск, а в декабре 1941 года на ее основе создан
Волховский фронт.
14 сентября началась битва за Ленинград. Пулково бомбили непрерывно. Несмотря на
брошенные Жуковым к Урицку резервы, к вечеру 15 сентября 1941г. немцы отрезали наши
части от Пулкова и Урицка, и танки противника вышли на шоссе Петергоф - Ленинград (до
Ленинграда оставалось менее 30 км). 18 сентября был захвачен Пушкин, враг утвердился в
Урицке и Лигове. Немцы упорно штурмовали Пулковские высоты, пытаясь обойти их с
запада и пробиться к Ораниенбауму. Почти до конца сентября враг продолжал настойчиво
атаковать город. Несмотря на огромные потери (с обеих сторон) попытки противника
продвинуться дальше оказались безрезультатными. Со стороны Кронштадта (с северо-
запада) враг был остановлен в 30-40 км, а с юга (на линии Урицк -Пулково) его от города
отделяли лишь 3-4 км. Фронт на подступах к Ленинграду в основном стабилизировался.
Большие потери (одна треть вооруженных сил Германии была брошена под Ленинград)
убедили Гитлера отказаться от дальнейшего штурма города. Согласно директиве Военно-
Морского штаба Германских вооруженных сил от 29.09.41 за № 1-а 1601/4 Ленинград
надлежало физически уничтожить: "…после поражения Советского Союза нет никакого
интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта…". О своей
незаинтересованности в дальнейшем существовании города-порта (побежденного
противника) непосредственно у своей границы заявила также Финляндия. Для
осуществления данного решения Ленинград надлежало тесно блокировать и путем обстрела
артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки сравнять его с землей. Любые просьбы
о сдаче вследствие создавшегося положения должны были быть отвергнуты.
На случай сдачи города немцам был приказ Сталина о заминировании промышленных
объектов и кораблей Балтфлота. Все это при отступлении надлежало взорвать, чтобы через
образовавшуюся брешь можно было вывести войска из окружения.
С этого момента Ленинград ежедневно подвергается мощнейшим бомбардировкам и
обстрелам. Во внутреннем кольце блокады город обороняют несколько наших армий и
Балтийский флот со всей своей морской пехотой, а также Ладожская военная флотилия.
Приказ пришел перейти к осаде Ленинграда в тот момент, когда город, как казалось
немцам, мог быть взят одним последним ударом. Решение перейти к осаде Ленинграда, вне
8

Page 9

сомнения, в значительной мере диктовалось позицией финнов. Генерал-фельдмаршал фон
Маннергейм, главнокомандующий войсками Финляндии, имел определенные колебания в
отношении целесообразности перехода старой финской границы на Карельском перешейке и
наступления на Ленинград. Да, он был готов перейти Свирь к востоку от Ладожского озера,
когда немцы выйдут к Тихвину, Но выступал против любых попыток со стороны финнов
участвовать в штурме Ленинграда. Из мемуаров маршала ясно следует, что он не хотел
участия финских войск в почти неизбежном разрушении города.
Маннергейм придерживался принципов "активно оборонительной войны" и противился
любым формам "завоевательной войны". Вне зависимости от того, какие мотивы двигали
Гитлером при принятии решения не брать город столь стратегически и экономически
важный, как Ленинград, оно представляло собой нарушение всех законов ведения войны.
Нарушение, за которое впоследствии пришлось заплатить горькую цену.
С военной точки зрения падение Ленинграда и Ораниенбаума означало разоружение около
сорока советских дивизий. Не менее важным было уничтожение военной промышленности
Ленинграда. Танковый, артиллерийские и другие заводы продолжали выпускать продукцию
на протяжении всей войны, снабжая Красную Армию всем необходимым боевым
снаряжением. Наконец, Ленинград мог бы стать неоценимой по значению базой снабжения
немецких войск на Восточном фронте. Не подвергаясь нападениям партизан, могли бы течь
через Балтику снабженческие грузы. Соединение с финнами повернуло бы в другое русло
боевые действия на Крайнем Севере за Петрозаводск и перевалочный пункт для
поставляемого союзниками вооружения, Мурманск, где никакого продвижения не
наблюдалось вовсе просто потому, что не хватало войск. Вместо всех этих преимуществ
германское командование, решив отказаться от взятия Ленинграда, получило одни проблемы.
Наиболее серьезным просчетом германского командования являлся тот факт, что в
действительности окруженным Ленинград оставался только летом. Крупные естественные
препятствия, такие как озера, реки и болота, служившие в теплое время года продолжением
кольца немецкой блокады, превращались в бреши и служили превосходными артериями
коммуникаций, когда мороз сковывал Ладожское озеро и Неву. На протяжении долгой зимы
по этим путям в город текли грузы и поступали подкрепления. Более того, поскольку финны
так и не перешли своей старой границы на Карельском перешейке, с востока Ленинград с
Ладожским озером постоянно связывал 80-километровый коридор. В результате это
позволило комиссару обороны Жданову провести по льду Ладожского озера так называемую
«Дорогу жизни», включая автомагистраль и железнодорожную ветку, соединявшуюся с
Мурманской железной дорогой. По этому пути город получал грузы с восточного берега
озера. В результате в 1941 г. Гитлер не достиг поставленных целей ни на Севере, ни на
Центральном фронте: Ленинград и Москва остались непокоренными, не удалось сделать
слишком многое в слишком многих местах сразу.
К концу сентября фронт на подступах к Ленинграду окончательно стабилизировался, план
захвата его штурмом провалился. 20 октября началась Синявинская наступательная операция
войск Ленинградского фронта с целью деблокады города, но завершить операцию не удалось,
т.к. Советское Верховное Главнокомандование было вынуждено перебросить часть войск на
тихвинское направление, где противник развернул наступление. 8 ноября врагу удалось
захватить Тихвин. Хотя советские войска не допустили прорыва противника к Свири,
последняя железная дорога (Тихвин – Волхов), по которой подвозились грузы к Ладожскому
оз., оказалась перерезанной. В ноябре 1941 советские войска перешли в контрнаступление,
20 ноября они овладели Малой Вишерой, а 9 декабря – Тихвином и отбросили врага за р.
Волхов. Однако положение Ленинграда продолжало оставаться тяжёлым. Запасы сырья были
весьма ограничены, продовольствие и топливо на исходе. С 20 ноября суточный паёк хлеба
составлял 125–250 г. Начался голод, от которого с ноября 1941 по октябрь 1942 погибло
641803 человек. Партия и Советское правительство приняли меры для подвоза в город
продовольствия, боеприпасов, горючего и топлива.
Генерал Захаров получил назначение комендантом города, Для защиты центра которого он
собрал пять бригад численностью 10 000 человек каждая. Из числа 300 000 рабочих
9

Page 10

Ленинграда было сформировано двадцать дивизий Красного ополчения. Такие бойцы
продолжали работать на заводах, но в то же время являлись солдатами – рабочими в военной
форме, готовыми по первому приказу вступить в бой с врагом. Круглые сутки солдаты,
ополченцы и гражданское население, включая женщин и детей, возводили вокруг города
рубежи обороны. Они состояли из двух колец укреплений – внешнего и внутреннего.
Внешняя линия – полукруг длиной примерно 40 километров – шла от центра города, из
Петергофа через Красногвардейск к реке Неве. Внутренняя, или вторая, линия представляла
собой полукруг фортификационных сооружений значительной глубины, пролегала в 25
километрах от центра, ключевой точкой ее являлись Дудергофские высоты. Краеугольными
камнями в ней были промышленный пригород Колпино и старинное Царское Село.
Немецкая воздушная разведка доносила об огромных по размаху фортификационных
сооружениях и проложенных за ними громадных противотанковых рвах. Систему траншей и
окопов дополняли доты с установленными в них орудиями и пулеметами. Пройти здесь
имели возможность только штурмовые части пехоты. Бронетехника могла рассчитывать лишь
на проделанные в обороне бреши, чтобы, следуя за первой волной атакующих, поддерживать
их огнем своих пушек. Дудергофские высоты служили ключом ко второму кольцу
укреплений города. Мощные бетонные доты с тяжелым вооружением, эскарповые галереи с
морскими орудиями, пулеметные точки взаимной поддержки и глубокоэшелонированная
система окопов с подземными ходами сообщений прикрывали подступы ко всем
господствующим высотам.
Немецко-фашистское командование пыталось сломить сопротивление защитников
Ленинграда бомбардировками с воздуха и обстрелом тяжёлой артиллерией. В сентябре –
ноябре 1941 на город было сброшено 64 930 зажигательных и 3055 фугасных авиабомб и
выпущено (сентябрь – декабрь) 30154 артиллерийских снаряда. Но враг не сломил боевой
дух защитников города Ленина. Исключительную роль в жизни Ленинграда в дни блокады
сыграли Городской комитет ВКП (б)
(секретари комитета А.А. Жданов,
А.А. Кузнецов, Я.Ф. Капустин) и
Совет депутатов трудящихся
(председатель П.С. Попков). Во 2-й
половине ноября была проложена
автомобильная дорога по льду
Ладожского оз., по которой
подвозились боеприпасы, вооружение, продовольствие, медикаменты, топливо, а из
Ленинграда эвакуировались больные, раненые, нетрудоспособные (в ноябре 1941 – апреле
1942 было эвакуировано 550 тыс. человек). Работа трассы не прекращалась, несмотря на
бомбёжки, обстрелы, плохую погоду. Городские партийные и советские организации
предпринимали все возможные меры для спасения людей от голода. С началом работы
Ладожской трассы хлебный паёк стал постепенно увеличиваться (с 25 декабря 1941).
Жители городапродолжали трудиться во имя победы, ухаживали за раненными, помогали
голодным детям и старикам. В блокадном Ленинграде работала продолжали трудиться и
люди искусства. Д.Шостакович написал в это время свою знаменитую Седьмую симфонию.И
все-таки город жил! 12 августа 1941 года состоялась премьера сатирического обозрения,
написанного М. Зощенко и Е. Шварцем. 10 декабря Эрмитаж отмечал 500-летний юбилей А.
Навои. 19 января началась зимняя сессия в Ленинградском университете.
29 марта 1942 года в Ленинград, следуя зову природы, презрев войну, с юга прилетели
первые стаи уток…
30 марта состоялась первая репетиция вновь собранного оркестра Ленинградского радио. 5
апреля в Академическом театре драмы им. А.С. Пушкина прошел концерт, посвященный 700-
летию Ледового побоища. 6 мая на стадионе «Динамо» состоялся футбольный матч между
динамовцами и армейцами. 8 мая возобновлена работа читального зала Публичной
библиотеки. 15 мая открылся для посетителей зоосад. 17 мая возобновил работу Дворец
10

Page 11

пионеров. 9 августа в филармонии состоялась премьера Седьмой симфонии Д. Шостаковича
«День победы среди войны». 20 сентября прошли соревнования на первенство города по
велосипедному спорту. 18 октября открылся Городской театр (с 1959 года — Драматический
театр им. В.Ф. Комиссаржевской)…
11

Page 12

Попытки прорыва
Попытки деблокады Ленинграда в 1942 (наступление на любанском направлении в январь –
апрель и на синявинском направлении в августе – сентябре) из-за недостатка сил и средств,
недочётов в организации наступления успеха не имели, однако эти активные действия
советских войск сорвали готовившийся новый штурм города. Успешное стратегическое
контрнаступление советских войск зимой 1942–43 гг. Под Сталинградом оттянуло часть
вражеских сил из района Ленинграда и создало благоприятную обстановку для его
деблокады.
Захват Шлиссельбурга означал, что Ленинград заперт с востока. Город, таким образом,
превратился в остров, окруженный водой и войсками. Открытым оставался лишь один узкий
коридор к западному берегу Ладожского озера, поскольку финны на Карельском перешейке
еще стояли без движения. Они ждали, когда немцы выйдут к Тихвину. Только после того
Маннергейм собирался двинуться вдоль восточного берега Ладожского озера через Свирь и
тем самым создать восточный клин охвата гигантского котла с Ленинградом в центре. К
несчастью, цель оказалась недостижимой.
После успеха наших войск под Тихвином (освобожденным 18декабря 1941г) Верховное
главнокомандование рассчитывало деблокировать Ленинград силами Ленинградского,
Волховского и Северо-Западного фронтов. С этой целью было задействовано много техники,
людей, но прорвать блокаду не удалось - бои приняли затяжной кровопролитный характер.
(Сломить вражеские укрепления удалось только на 2-х участках в районе Любани - к концу
января 1942 г. 2-я ударная армия, подступив к Любани, вернула под свой контроль
железнодорожную ветку Новгород - Ленинград и Новгород - Чудово). 8 ноября 1941г Тихвин
находился в руках противника. Вследствие чего осуществлявшееся до этого момента через
него железнодорожное сообщение было прервано.
В течение 1942 г. существенных изменений на фронте под Ленинградом не произошло. В
начале декабря 1942 г. ставка Верховного главнокомандования СССР утвердила план
операции под кодовым названием "Искра" - по прорыву блокады Ленинграда. По замыслу
надлежало встречными ударами 2-х фронтов: Ленинградского и Волховского разгромить
противника в районе Шлиссельбургско-Синявинского выступа, соединиться южнее
Ладожского озера и тем же путем прорвать кольцо вражеского окружения. В операции по
прорыву предусматривалось также участие артиллерии Балтийского флота. Прикрытие
операции с воздуха возлагалось на 13-ю и 14-ю воздушные армии соответственно
Ленинградского и Волховского фронтов, а также авиацию Балтийского флота. (Всего для
участия в прорыве блокады было привлечено около 900 боевых самолетов).
12

Page 13

Прорыв блокады
12 января 1943 войска Ленинградского и Волховского фронтов одновременно перешли в
наступление на Шлиссельбургско-Синявинском направлении. Форсировав по льду Неву и
преодолев оборонительную полосу (минные и проволочные заграждения, огневые точки
дотов и дзотов) 18января 1943 в 9.30 на восточной окраине Рабочего поселка №1 под
Шлиссельбургом части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с
частями 372-й дивизии Волховского фронта. К концу дня произошли встречи и других
соединений наших войск. В этот же день был освобожден Шлиссельбург (особенно
упорными были бои в самом городе). Блокада была прорвана. На очищенном от врага южном
побережье Ладожского озера образовался сухопутный коридор для сообщения с Большой
землей.
В образовавшемся прорыве шириной 12-13 километров (простреливаемом с Синявинских
высот противником) железнодорожники в кратчайшие сроки проложили рельсовые пути
длиной 33 км и 1300-метровый мост через Неву от платформы "Поляны" до станции
"Шлиссельбург". Эту дорогу ленинградцы окрестили Дорогой победы. В ночь на 06 февраля
1943г по ней (после полуторагодового перерыва) к Финляндскому вокзалу прошел первый
поезд из неоккупированных территорий.
Поезда, доставлявшие в Ленинград продукты, топливо, оружие и боеприпасы по этой трассе
следовали ночью непрерывно (с 10-минутными промежутками). До февраля 1944 года, когда
открылось сообщение по железной дороге Москва-Ленинград, по этой дороге прошло в
общей сложности 100 000 вагонов.
Целью готовившегося наступления под Ленинградом и Новгородом было сокрушение всего
северного крыла восточного германского фронта, полная ликвидация блокады Ленинграда и
освобождение Ленинградской области. Подготовка началась с конца октября 1943 г. На
приморский плацдарм перебрасываются войска, вооружение, техника, формируются
складские резервы. Для обеспечения только боеприпасами 42-й и 2-й ударных армий,
потребовалось 1 150 железнодорожных вагонов. На кораблях Балтийского флота через
Финский залив перевезено более 44 000 человек, около 600 орудий, тысячи тонн боеприпасов
и других грузов.
К этому моменту (к 14 января 1944г.) под Ленинградом и Новгородом были сосредоточены в
общей сложности 44 дивизии и 4 бригады противника (в т.ч. резервные формирования),
входившие в группу войск "Север". Поддержку с воздуха им обеспечивали более 200
самолетов. Кроме того, немцы создали отлично оснащенную и спланированную оборону,
которая была особенно крепкой южнее Пулковских высот и севернее Новгорода (общая
глубина оперативной обороны достигала 230-260 километров; помимо орудийных и
пулеметных дзотов здесь были возведены железобетонные доты, противотанковые рвы,
надолбы и эскарпы).
Начало наступательной операции было назначено на 14 января 1944г. (По плану
одновременно должны были также начаться наступления наших войск на Правобережной
Украине, а также на центральном участке советско-германского фронта. Такая стратегия
лишала гитлеровское командование возможности переброски подкрепления группе армий
"Север"). Для наступления привлечены силы 3-х фронтов: Ленинградского, Волховского и 2-
го Прибалтийского, а также Балтийский флот, авиация дальнего действия и партизанские
силы. Для подавления огня крупнокалиберной артиллерии врага и уничтожения опорных
пунктов и дотов было задействовано свыше 200 орудий среднего и крупного калибра
корабельной и береговой артиллерии Балтийского флота.
14-15 января 1944 г. советские войска развернули наступление одновременно от Копорского
залива до озера Ильмень, от Ораниенбаума и Пулкова на Ропшу. Приходилось продвигаться
по лесисто-болотистой местности со множеством рек и озер при почти полном отсутствии
проложенных трасс (грунтовых дорого было мало, а большинство железнодорожных путей
выведено из строя партизанами). Продвижение затрудняли и многочисленные
оборонительные заграждения противника, а также установившаяся в ходе операции оттепель
- требовалось прокладывать дороги и сооружать переправы, проводить разминирование. На
Ленинградском фронте в исходных районах было разминировано 926 минных полей и снято
13

Page 14

около 324 тыс. мин.Наступательная операция советских войск под Ленинградом и
Новгородом 1944, снятие блокады Ленинграда. В результате побед Советских Вооруженных
Сил вСталинградской и Курской битвах, под Смоленском, на Левобережной Украине, в
Донбассе и на Днепре в конце 1943 - начале 1944 сложились благоприятные условия для
проведения крупной наступательной операции под Ленинградом и Новгородом. К этому
времени группа армий "Север"
в составе 18-й и 16-й армий (с
января 1942 до января 1944
командующий генерал-
фельдмаршал Г. Кюхлер, с
конца января до начала июля
1944 генерал-полковник Г.
Линдеман, в июле 1944 –
генерал пехоты Г. Фриснер, с
23 июля 1944 генерал-
полковник Ф. Шёрнер) насчитывала 741 тыс. солдат и офицеров, 10 070 орудий и миномётов,
385 танков и штурмовых орудий, 370 самолётов и имела задачу не допустить прорыва
занимаемых позиций, имевших важное значение для прикрытия подступов к Прибалтике,
удержания Финляндии в качестве союзника и обеспечения свободы действий немецкого
флота на Балтийском море. К началу 1944 враг создал глубокоэшелонированную оборону с
железобетонными и деревоземляными сооружениями, прикрытыми минными полями и
проволочными заграждениями. Советское командование организовало наступление силами
войск 2-й ударной, 42-й и 67-й армий Ленинградского, 59-й, 8-й и 54-й армий Волховского, 1-
й ударной и 22-й армий 2-го Прибалтийского (командующий генерал армии М. М. Попов)
фронтов и Краснознаменного Балтийского флота. Привлекались также авиация дальнего
действия (командующий маршал авиации А. Е. Голованов), партизанские отряды и бригады.
Всего в составе фронтов насчитывалось 1241 тыс. солдат и офицеров, 21 600 орудий и
миномётов, 1475 танков и самоходных орудий, 1500 самолётов.
Цель операции состояла в том, чтобы разгромить фланговые группировки 18-й армии, а затем
действиями на кингисеппском и лужском направлениях завершить разгром её главных сил и
выйти на рубеж р. Луга; в дальнейшем, действуя на нарвском, псковском и идрицком
направлениях, нанести поражение 16-й армии, завершить освобождение Ленинградской
области и создать условия для освобождения Прибалтики. При подготовке операции корабли
Краснознаменного Балтийского флота
перевезли через Финский залив на
Приморский плацдарм свыше 52 тыс.
человек и около 14 тыс. т грузов. 14
января советские войска перешли в
наступление с Приморского плацдарма на
Ропшу, а 15 января от Ленинграда на
Красное Село. После упорных боев 20
января советские войска соединились в
районе Ропши и ликвидировали
окруженную Петергофско-Стрельнинскую группировку врага. Одновременно 14 января
советские войска перешли в наступление в районе Новгорода, а 16 января – на любанском
направлении, 20 января освободили Новгород. Т. о., с 14 по 20 января была прорвана оборона
противника и разгромлены фланговые группировки 18-й армии; войска её центра, опасаясь
окружения, 21 января начали отход из района Мга – Тосно. В ознаменование окончательного
снятия блокады 27 января 1944 в Ленинграде был дан салют.
Л. б. имела огромное политическое и стратегическое значение. Советские войска в битве за
Ленинград оттянули на себя до 15-20% вражеских сил на Восточном фронте и всю финскую
армию, разгромили до 50 немецких дивизий. Воины и жители города показали образцы
героизма и самоотверженной преданности Родине. Многие части и соединения,
участвовавшие в Л. б., были преобразованы в гвардейские или стали орденоносными. Сотни
тысяч воинов удостоились правительственных наград, сотни получили звание Героя
14

Page 15

Советского Союза, из них пятеро дважды: А.Е. Мазуренко, П.А. Покрышев, В И. Раков, Н.Г.
Степанян и Н.В. Челноков. Советским правительством 22 декабря 1942 была учреждена
медаль»За Оборону Ленинграда» 26 января 1945 Президиум Верховного Совета СССР
наградил Ленинград орденом Ленина, а 8 мая 1965 в ознаменование 20-летия победы
советского народа в Великой Отечественной войне 1941–45 присвоил Ленинграду почётное
звание города-героя.
.
15

Page 16

Заключение
Только за сентябрь–ноябрь 1941 года в городе 251 раз, то есть 3–4 раза в день, объявлялась
воздушная тревога. 4 октября 1941 года воздушная тревога объявлялась 10 раз. Ежедневная
продолжительность артиллерийского обстрела в ноябре 1941 года достигла в среднем 9
часов. 17 сентября 1941 года артобстрел длился 18 часов 33 минуты. Огонь по городу велся
из дальнобойных орудий 240-миллиметрового калибра.
За 872 дня обороны Ленинграда противник обрушил на город более 5 тыс. фугасных и 100
тыс. бомб, в том числе множество фосфорных (зажигательных), начиненных напалмом;
около 150 тыс. артиллерийских снарядов. Только за один день, 13 октября 1941 года, на
Ленинград было сброшено 12 тыс. зажигательных бомб.
Авиацией и артиллерией врага из строя было выведено 840 промышленных предприятий,
разрушено 44 км водопроводных труб и 78 км канализационной сети. Было разрушено или
повреждено около 5 млн. кв. м. жилой площади (пострадал почти каждый жилой дом), 500
школ, 170 лечебных учреждений. Полностью разрушено свыше 3,2 тыс. зданий и 7,1 тыс.
повреждено, 9 тыс. деревянных зданий разобрано на топливо. Повреждены сотни ценнейших
памятников истории и культуры. Бомбы и снаряды попадали в Театр оперы и балета им. С.М.
Кирова, Русский музей, Эрмитаж, Зимний дворец, Инженерный замок и др. Были разрушены
пригороды: Петродворец, Пушкин, Павловск, Стрельня, Урицк и др.
За время блокады только от голода в Ленинграде умерло свыше 641 803 человек и еще более
17 тыс. человек погибли от бомб и снарядов. В 1943 году в городе оставались 887 тыс.
жителей (до войны проживали 3421 тыс.).
То, что вынес Ленинград, причем не только в войну, но и вскоре после нее ("Ленинградское
дело"), не пережил ни один другой город мира. Не случайно любые попытки рассказать о
блокаде с точки зрения, отличной от утвержденной в свое время советской идеологией с ее
принудительным оптимизмом, немедленно пресекались. Сама память о количестве жертв,
трагизме блокады, людских страданиях была запретной.
Тем не менее, и с позиций настоящего времени, когда многое тайное отечественной истории
стало явным, переоценены ценности и расставлены иные акценты, трагедия, постигшая
Ленинград, остается на своем месте, хотя и предстает несколько в иной свете - еще более
ужасающем и мрачном. И потому подвиг людей (блокадников, солдат, партизан - всех тех,
кто защищал Ленинград) делается еще более значительным.
К счастью, судьба областного центра, уготованная великому городу после героической 900-
дневной эпопеи, не состоялась. Несмотря ни на что Ленинград – Санкт-Петербург по-
прежнему является не только культурной и интеллектуальной столицей России (пусть и
неофициальной), но и городом мира. И его история (в том числе Ленинградская блокада) - не
только часть истории города и России. Это часть мировой истории, которую необходимо
знать.
16

Page 17

Список используемой литературы
1.Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. Л.: «Наука», 1975. (история Ладожской
коммуникации — единственного пути, связывавшего блокированный Ленинград с Большой
землей и ставшего для города на Неве подлинной дорогой жизни)
2.Память о блокаде. Свидетельства очевидцев и историческое сознание общества.
Материалы и исследования. Под ред. М.В. Лоскутовой. СПб.: Новое издательство, 2006.
3. И.Л. Эттингер «Город не горит....» М, 1986
4. .Ленинград в блокаде. Д. Павлов.
5. Ломагин Н.А. "Неизвестная блокада", кн. 2, М., 2002 г.,
6. Лукницкий П. Н» Сквозь всю блокаду» 1975г
7. Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. — М.: Военное изд-во МО СССР, 1958.
8. Буров А. В. Блокада день за днем. Л.: Лениздат, 1979.

Информация о работе Блокада Ленинграда 1941-1944 гг