Анархизм в России и его роль в событиях 1917 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Цель своей работы я бы определил так: дать достоверную характеристику
анархическому движению в России в период с 1940 по 1917 гг., акцентируя
особое внимание на событиях 1917 г.; показать роль действий анархистов в
событиях 1917 года.

Содержание работы

Введение


Глава I. Краткий очерк истории анархизма в России (1840-1917).


Глава II. Анархизм в России в 1917 г.


Заключение


Примечание


Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Анархизм в России и его роль в 1917 г.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

Анархизм в России и его роль в 1917 г 

                         Гимназия имени Сервантеса.

 

 

 

                            

 

 

 

Курсовая работа.

 

 

 

АНАРХИЗМ В РОССИИ

 

 

И ЕГО РОЛЬ В СОБЫТИЯХ 1917 Г.

 

 

 

Автор: Добромыслов Константин Михайлович

Руководитель: Кулегин Алексей Михайлович,

кандидат исторических наук,

сотрудник Государственного музея  Политической Истории России.

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2000 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

 

 

Введение  

 

 

Глава I. Краткий очерк истории анархизма в России    (1840-1917). 

 

 

Глава II. Анархизм в России в 1917 г. 

 

 

Заключение 

 

 

Примечание 

 

 

Список использованных источников и литературы     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  ВВЕДЕНИЕ.

 

 

                                                           Марш Анархистов.

 

                                          Споемте-же песню под громы  ударов,

 

                                       Под взрывы и пули, под пламя  пожаров,

                                     Под знаменем черным гигантской борьбы,

                                           Под звуки набата призывной  трубы.

 

                                        Разрушимте, братья, дворцы и кумиры,

                                           Сбивайте оковы, срывайте порфиры,

                                           Довольно покорной и рабской  любви

                                             Мы горе народа затопим в  крови.

 

                                          Проснулась, восстала народная воля

                                          На стоны Коммуны, на зов Ровашоля,

                                            На крики о мести погибших  людей,

                                         Под гнетом буржуя, в петле  палачей.

 

                                         Их много, без чета нуждою разбитых,

                                        Погибших в остроге, на плахе  убитых,

                                         Их много, о правда, служивших  тебе,

                                      И павших в геройской, неравной борьбе.

 

                                           Их стоны витают под небом  России,

                                         Их стоны, призывы, как рокот  стихии

                                         Звучат под Парижем, Сибирью  глухой,

                                         И нас призывают на доблестный бой.*

 

      С  этой  призывной   песней  шли  люди  с  черными   флагами  по  улицам

Петрограда и Москвы в 1917 г. Она  как нельзя лучше  отражает  настроение  не

только  максималистов,  но  и   всей   России   той   эпохи.   О   действиях

представителей некоторых политических течений в первой четверти XX века  нам

известно немного, к таким течениям можно отнести и  анархизм.  Да,  писались

работы и в советское время, но  на  них  опираться  можно  лишь  в  вопросах

фактуры, современных же изданий  посвященных этой теме не так уж много.

       В своей работе  я старался опираться на источники  того  времени,  либо

в оригинале, либо переизданные в периодической  печати, в  какой-либо  другой

литературе. Очень  помогли  материалы  Государственного  музея  Политической

истории России. Эту работу можно  использовать как на уроках  истории  XIX  и

XX веков (при изучении политических  течений того времени  или   событий  1917

г.), так и на уроках философии (при изучении теоретиков анархизма в  России:

М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина).

      Свой выбор данной  темы  я  считаю  вполне  обоснованным.  Меня  всегда

интересовали идеи анархизма, как  голубая мечта  о  государстве  без  власти,

государстве неограниченной свободы человека. Не могу сказать, что я во  всем

разделяю мировоззрение анархизма, а в  особенности  их  методы  борьбы,  но,

исследовать глубже историю этого  политического течения мне показалось  очень

заманчивой идеей.

      Цель своей работы  я бы определил так: дать достоверную характеристику

анархическому движению в России в  период с  1940  по  1917  гг.,  акцентируя

особое внимание на событиях 1917 г.; показать  роль  действий  анархистов  в

событиях 1917 года. Для раскрытия  цели  необходимо  было  решить  следующие

задачи: дать краткую характеристику анархическому движению в период  с  1940

по  1916  гг.,  раскрыть  взгляды  основных  последователей   и   теоретиков

анархизма в России; дать полную характеристику действиям анархистов  в  1917

г. и показать реакцию на  них других  политических  сил;  проанализировать

причины поражения анархизма в  России в их борьбе за власть.

      В своей работе  я использовал такие методы  исследования  как  индукция,

анализ и синтез. Среди использованной в работе литературы  следует  выделить

работы Канева С. Н., изданные в советскую  эпоху.  В  основном  же  в  своей

работе я  опирался  на  источники  из  музея  Государственного  Политической

истории  России:  периодическая   печать   (журналы,   листовки,   брошюры),

монографии съездов, воспоминания.

      Я думаю, что  эта тема достаточно актуальна  и сейчас. На улицах  нашего

города мы можем видеть незначительные, мелкие группы молодежи –  сторонников

анархизма. Как и тогда они  разрознены  и  не  представляют никакой реально

серьезной политической силой. Но, как  и в  1917  г.  все  анархисты  мечтают

объединиться под общим черным знаменем  и  создать  собственное  государство

абсолютной свободы и равенства.

 

 

 

      Глава I. Краткий  очерк истории анархизма в  России    (1840-1917).

 

 

      Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие)  –  общественно-

политическое  учение,  основными  принципами  которого  являются   отрицание

государства и всякой власти, а  также  программное  требование  освобождения

личности от всех форм политической, экономической и духовной зависимости.

      В Европе анархизм, как политическое течение окончательно  оформился  в

40-50-е гг. XIX века. У истоков анархизма   в  России  стояли  П.-Ж.  Прудон,

Макс Штирнер и М. А. Бакунин. Их учение  развивали Петр  Кропоткин,  Иоганн

Мост, Жан Грав, Жорж Сорель и др.

 

 

        Возникновение  анархистских идей в России  в 40-50-е гг. XIX в.

 

       В  40-50-е   гг  XIX  в.   в   России   непрерывно   нарастал   кризис

крепостнического строя, отразившийся на всех сторонах общественной жизни.  В

сложившейся ситуации по всей  России  стали  возникать  кружки  революционно

настроенной молодежи. Не последнее  место среди западных теоретиков,  имевших

немалое влияние на российских революционеров, занимали Прудон (1809-1865)  и

Штирнер (1806-1856), теории которых начинают  появляться  в  России  в  40-е

годы.

      Первой анархически  настроенной работой,  появившейся   в  России,  была

книга Прудона “Что такое собственность?”  Прудон заявлял,  что  собственность

влечет за собой неравенство, “ведет  к  эксплуатации  слабого  сильным”.  Он

требовал, чтобы “она была уничтожена для  всех”.  Работа  Прудона  произвела

фурор в российской общественности.

      Начало распространение  анархических идей в России  связано  так  же  с

именем Макса Штирнера и  его  работой  “Единственный  и  его  собственность”

(издана  в  1844  г.).  В   нем  проповедовалась  теория,   названная   позже

индивидуалистическим  анархизмом.  Исходным  пунктом  своего   анархистского

учения Штирнер берет “Я” (личность). Личность, согласно его  теории,  должна

стать эгоистом:  эгоистически  зрелый  человек  ставит  собственный  интерес

превыше  всего.  “Нет  ничего  выше  меня”.   В   России   работа   Штирнера

воспринялась неоднозначно. Но его идеи были развиты в своих  работах  В.  Г.

Белинским, А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским.

      Разумеется, проникновение  в Россию произведений  Прудона   и  Штирнера,

пропагандировавших  анархизм,  нельзя  рассматривать  как   начало   истории

российского анархизма. Эти годы представляют лишь предысторию  возникновения

анархических движений на русской  почве.  Анархизм  как  идейное  течение  в

общественной мысли оформился  в России позже, в следующем десятилетии.

 

 

 

        Анархизм в  России в период 1859-61 гг. Нигилистское движение.

 

 

      Во второй половине 50-х  –  начале  60-х   гг  общественно-политическая

ситуация в России обострилась. В этих условиях  образовывались  определенные

политические направления, каждое из которых выдвигало собственную  программу

решения назревших социально-экономических  и политических  проблем.  Основной

движущей силой большинства  движений  60-70-х  гг.  были  разночинцы.  Своим

идеологом разночинцы считали А. Г. Чернышевского. С конца 50-х гг. в  России

складывается   нигилизм,   внутри   которого   возникают   первые   зародыши

анархистского движения. В основе нигилистского движения  “лежал  безусловный

индивидуализм”.

       Идейным  вождем  нигилистского  движения   в   60-е   годы   считался

 Д. И. Писарев (1840-1868). Трибуной нигилистскому движению  служил  журнал

“Русское слово”. Выступления  Писарева в русском слове”  привлекали  внимание

демократических читателей. В своем  творчестве Писарев выражал  круг  идей  и

настроений революционного  нигилизма.  Он  опирался   на  теорию  “разумного

эгоизма” как на  орудие  борьбы  против  “внешнего  принуждения  и  средство

преодоления самоограничения человека”.

       Нигилизм,  не  имевший  четкой  программы   и  объединявший  людей   с

радикальным отрицанием, неприятием существующей  действительности,  не  мог

быть принят сторонниками  Чернышевского,  но  после  многочисленных  арестов

последователей Чернышевского,  нигилизм  в  России  расширил  свое  влияние.

Нигилистское движение не представляло собой однородной массы. Здесь имелись

люди различных  взглядов.  Типичным  представителем  нигилистского  движения

Писарев считал героя романа И. С. Тургенева  “Отцы и дети” – Базарова.

      Иной тип нигилиста  представлял Николай Андреевич   Ишутин  (1840-1878),

вольнослушатель  Московского университета,  идеолог   подпольного   тайного

общества  “Организация”,  руководствовавшейся  принципом  “цель  оправдывает

средства”.  Это  общество  провозгласило   целью   подготовку   крестьянской

социалистической  революции  и  приняло  тактику индивидуального   террора.

Общество было  частично  раскрыто  царской  жандармерией  в  1866  г.  после

покушения Каракозова на императора Александра II.

Информация о работе Анархизм в России и его роль в событиях 1917 г.