Анархизм в России и его роль в событиях 1917 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель своей работы я бы определил так: дать достоверную характеристику анархическому движению в России в период с 1940 по 1917 гг., акцентируя особое внимание на событиях 1917 г.; показать роль действий анархистов в событиях 1917 года. Для раскрытия цели необходимо было решить следующие задачи: дать краткую характеристику анархическому движению в период с 1940 по 1916 гг., раскрыть взгляды основных последователей и теоретиков анархизма в России; дать полную характеристику действиям анархистов в 1917 г. и показать реакцию на них других политических сил; проанализировать причины поражения анархизма в России в их борьбе за власть.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ АНАРХИЗМА В РОССИИ (1840-1917). 5
ГЛАВА II. АНАРХИЗМ В РОССИИ В 1917 Г. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ПРИМЕЧАНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Анархизм в России и его роль в 1917 г.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Гимназия  имени Сервантеса.

 

 

 

Курсовая  работа.

 

 

 

 

АНАРХИЗМ  В РОССИИ

И ЕГО  РОЛЬ В СОБЫТИЯХ 1917 Г.

 

 

 

 

Автор: Добромыслов Константин Михайлович

Руководитель: Кулегин Алексей Михайлович,

кандидат исторических наук,

сотрудник Государственного музея Политической Истории России.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2000 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

                                                         Марш Анархистов.

Споемте-же песню под громы ударов,

Под взрывы и пули, под  пламя пожаров,

Под знаменем черным гигантской борьбы,

Под звуки набата призывной  трубы.

 

Разрушимте, братья, дворцы и кумиры,

Сбивайте оковы, срывайте порфиры,

Довольно покорной и  рабской любви

Мы горе народа затопим  в крови.

 

Проснулась, восстала народная воля

На стоны Коммуны, на зов Ровашоля,

На крики о мести  погибших людей,

Под гнетом буржуя, в петле  палачей.

 

Их много, без чета нуждою разбитых,

Погибших в остроге, на плахе убитых,

Их много, о правда, служивших тебе,

И павших в геройской, неравной борьбе.

 

Их стоны витают под небом  России,

Их стоны, призывы, как рокот  стихии

Звучат под Парижем, Сибирью  глухой,

И нас призывают на доблестный бой.*  

 

      С этой призывной  песней шли люди с черными  флагами по улицам Петрограда  и Москвы в 1917 г. Она как  нельзя лучше отражает настроение  не только максималистов, но  и всей России той эпохи.  О действиях представителей некоторых  политических течений в первой четверти XX века нам известно немного, к таким течениям можно отнести и анархизм. Да, писались работы и в советское время, но на них опираться можно лишь в вопросах фактуры, современных же изданий посвященных этой теме не так уж много.

       В своей работе я старалась опираться на источники того времени, либо в оригинале, либо переизданные в периодической печати, в какой-либо другой литературе. Очень помогли материалы Государственного музея Политической истории России. Эту работу можно использовать как на уроках истории XIX и XX веков (при изучении политических течений того времени или событий 1917 г.), так и на уроках философии (при изучении теоретиков анархизма в России: М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина).

      Свой выбор данной  темы я считаю вполне обоснованным. Меня всегда интересовали идеи анархизма, как голубая мечта о государстве без власти, государстве неограниченной свободы человека. Не могу сказать, что я во всем разделяю мировоззрение анархизма, а в особенности их методы борьбы, но, исследовать глубже историю этого политического течения мне показалось очень заманчивой идеей.

      Цель своей работы  я бы определил так: дать достоверную характеристику анархическому движению в России в период с 1940 по 1917 гг., акцентируя особое внимание на событиях 1917 г.; показать роль действий анархистов в событиях 1917 года. Для раскрытия цели необходимо было решить следующие задачи: дать краткую характеристику анархическому движению в период с 1940 по 1916 гг., раскрыть взгляды основных последователей и теоретиков  анархизма в России; дать полную характеристику действиям анархистов в 1917 г. и показать реакцию на них других политических сил; проанализировать причины поражения анархизма в России в их борьбе за власть.

      В своей работе  я использовал такие методы исследования как индукция, анализ и синтез. Среди использованной в работе литературы следует выделить работы Канева С. Н., изданные в советскую эпоху. В основном же в своей работе я опирался на источники из музея Государственного Политической истории России: периодическая печать (журналы, листовки, брошюры), монографии съездов, воспоминания.

      Я думаю, что  эта тема достаточно актуальна  и сейчас. На улицах нашего  города мы можем видеть незначительные, мелкие группы молодежи – сторонников  анархизма. Как и тогда они разрознены и не представляют никакой реально серьезной политической силой. Но, как и в 1917 г. все анархисты мечтают объединиться под общим черным знаменем и создать собственное государство абсолютной свободы и равенства.

     

 

 

 

 

Глава I. Краткий очерк истории анархизма в России    (1840-1917).

 

      Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – общественно-политическое учение, основными принципами которого являются отрицание государства и всякой власти, а также программное требование освобождения личности от всех форм политической, экономической и духовной зависимости.

      В Европе  анархизм, как политическое течение  окончательно оформился в 40-50-е  гг. XIX века. У истоков анархизма в России стояли П.-Ж. Прудон, Макс Штирнер и М. А. Бакунин. Их учение развивали Петр Кропоткин, Иоганн Мост, Жан Грав, Жорж Сорель и др.

 

 

Возникновение анархистских идей в России в 40-50-е  гг. XIX в.

 

      В 40-50-е  гг XIX в. в России непрерывно нарастал кризис крепостнического строя, отразившийся на всех сторонах общественной жизни. В сложившейся ситуации по всей России стали возникать кружки революционно настроенной молодежи. Не последнее место среди западных теоретиков, имевших немалое влияние на российских революционеров, занимали Прудон (1809-1865) и Штирнер (1806-1856), теории которых начинают появляться в России в 40-е годы.

      Первой  анархически настроенной работой,  появившейся в России, была книга  Прудона “Что такое собственность?”  Прудон заявлял, что собственность  влечет за собой неравенство, “ведет к эксплуатации слабого сильным”. Он требовал, чтобы “она была уничтожена для всех”. Работа Прудона произвела фурор в российской общественности.

      Начало  распространение анархических идей  в России связано так же  с именем Макса Штирнера и его работой “Единственный и его собственность” (издана в 1844 г.). В нем проповедовалась теория, названная позже индивидуалистическим анархизмом. Исходным пунктом своего анархистского учения Штирнер берет “Я” (личность). Личность, согласно его теории, должна стать эгоистом: эгоистически зрелый человек ставит собственный интерес превыше всего. “Нет ничего выше меня”. В России работа Штирнера воспринялась неоднозначно. Но его идеи были развиты в своих работах В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским.

      Разумеется, проникновение в Россию произведений  Прудона и Штирнера, пропагандировавших  анархизм, нельзя рассматривать  как начало истории российского  анархизма. Эти годы представляют  лишь предысторию возникновения  анархических движений на русской почве. Анархизм как идейное течение в общественной мысли оформился в России позже, в следующем десятилетии.

Анархизм в  России в период 1859-61 гг. Нигилистское движение.

 

      Во второй  половине 50-х – начале 60-х гг  общественно-политическая ситуация в России обострилась. В этих условиях образовывались определенные политические направления, каждое из которых выдвигало собственную программу решения назревших социально-экономических и политических проблем. Основной движущей силой большинства движений 60-70-х гг. были разночинцы. Своим идеологом разночинцы считали А. Г. Чернышевского. С конца 50-х гг. в России складывается нигилизм, внутри которого возникают первые зародыши анархистского движения. В основе нигилистского движения “лежал безусловный индивидуализм”.

      Идейным  вождем нигилистского движения  в 60-е годы считался             Д. И. Писарев (1840-1868). Трибуной  нигилистскому движению служил  журнал “Русское слово”. Выступления  Писарева в русском слове”  привлекали внимание демократических читателей. В своем творчестве Писарев выражал круг идей и настроений революционного нигилизма. Он опирался  на теорию “разумного эгоизма” как на орудие борьбы против “внешнего принуждения и средство преодоления самоограничения человека”.

      Нигилизм, не имевший четкой программы и объединявший людей с радикальным отрицанием, неприятием существующей действительности, не мог быть принят сторонниками Чернышевского, но после многочисленных арестов последователей Чернышевского, нигилизм в России расширил свое влияние. Нигилистское движение не представляло собой однородной массы. Здесь имелись люди различных взглядов. Типичным представителем нигилистского движения Писарев считал героя романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” – Базарова.

      Иной  тип нигилиста представлял Николай Андреевич Ишутин (1840-1878), вольнослушатель Московского университета, идеолог подпольного тайного общества “Организация”, руководствовавшейся принципом “цель оправдывает средства”. Это общество провозгласило целью подготовку крестьянской социалистической революции и приняло тактику индивидуального террора. Общество было частично раскрыто царской жандармерией в 1866 г. после покушения Каракозова на императора Александра II.

      К нигилистским  или анархистским организациям  того периода можно так же отнести кружок Козлова “вертепники”; екатеринославский кружок Н. П. Балина “Общество самоусовершенствования”; кружок Московского университета.

      К 60-м  годам в России окончательно  оформился индивидуалистический  анархизм. К его представителям можно отнести Н. В. Соколова, Д. Н. Ножина, Н. К. Михайловского, публиковавшихся в русской печати, и перенесших теории Прудона и Штирнера на российскую почву.

      В 60-е  годы идеологи революционно-анархических  движений усиленно работали над  теорией революции, но появилась она лишь в 70-х и связана с именем М. А. Бакунина.

 

 

Революционные движения 70-х гг XIX в. М. А. Бакунин.

 

      В предыдущие два десятилетия  анархизм лишь существовал в России, но окончательно оформился как революционное движение и начал играть определенную роль только в системе общественно-политических взглядов народников в 70-х гг. XIX века под влиянием выдающегося мыслителя и революционера М. А. Бакунина (1814-1876).

      Михаил  Александрович Бакунин родился  в Тверской губернии, в дворянской семье. В 14 лет он поступает в Артиллерийское училище, после его окончания в чине прапорщика он служил в воинской части, но в 1835-ом г. выходит в отставку и в 1840-ом уезжает в Германию.  Там Бакунин поступает в Берлинский университет и вступает в некоторые кружки. Затем, покинув университет, он отправляется во Францию, где живет некоторое время в Париже. Большое влияние на политическое мировоззрение Бакунина оказали французские социалисты-утописты. После французской революции 1848-49  гг. Бакунин был арестован, дважды приговорен к смертной казни, но приговор был заменен пожизненным заключением. Бакунин сидел в Ольмюце, затем в Петропавловской крепости, а в 1857 г. он был отправлен на поселение в Восточную Сибирь, откуда бежал в Лондон в 61 г.  Затем Бакунин участвовал в Польском восстании 63-го г., жил в Италии, побывал и в США. Умер Бакунин 1 июля 1876 г. в Берлине, где и был похоронен.1

      Бакунин  стремился осуществить в России  социальную революцию, на первое  место он выдвигал борьбу с  государственностью, ибо государственность была для него источником всякого социального неравенства. “Мы объявляем себя врагами всякой правительственной, государственной власти, врагами государственного устройства вообще, и думаем, что народ может быть только тогда счастлив, свободен, когда … он сам создаст свою жизнь”.*

      Бакунин  знал только единственную форму  революционной борьба – немедленное  всенародное восстание рабочих  масс для разрушения государственного  буржуазного строя и организацию  на его развалинах снизу вверх “братского союза вольных производительных ассоциаций, общих и областных федераций, обнимающих безгранично людей всех языков и народностей”. Он указывал – долг каждого честного революционера поддерживать в народе инстинктивный дух протеста, его постоянную готовность к революции.

      По мнению  Бакунина, главным недостатком, парализующим  и делающим невозможным всеобщее  народное восстание в стране, были замкнутость общин, уединение  и разъединение крестьянских  местных миров. Поэтому, предлагал он, надо разбить эту замкнутость и провести между отдельными лицами “живой ток революционной мысли, воли и дела”. Это можно было сделать лишь посредством установления связи между городскими фабричными рабочими и крестьянством. Из лучших Бакунин предлагал сделать несокрушимую силу, которая и должна была общим натиском провести в России социальную революцию.

Под влиянием этих бакунистстких  идей среди российской молодежи из первых революционных кружков зарождается  идея  “хождения в народ” с  целью подготовки крестьянских выступлений.

      В 70-х  годах начинает формироваться  анархическое мировоззрение князя  П. А. Кропоткина. Кропоткин в  70_х был действительным членом  кружка “чайковцев”. Он впервые  выдвигает идею об объединенном  восстании среди крестьянства  и среди городских рабочих – “только тогда революция может рассчитывать на успех”. Свое дальней шее развитие анархистские идеи в России получили благодаря Кропоткину в 70-80-х годах.

 

 

 

 

Анархо-коммунистическая теория революции П. А. Кропоткина.

 

      Дальнейшее развитие анархических идей в России связано с работами П. А. Кропоткина (1842-1876). Петр Алексеевич Кропоткин был выходцем из княжеской семьи, родословная которой восходила к Рюриковичам. После окончания Пажеского корпуса Кропоткин живет в Москве, а в 1872 г. отправляется в Швейцарию, где живет в Цюрихе. Из Цюриха он отправляется в Женеву. В Россию в 1873 г. Кропоткин возвращается уже убежденным анархистом. В России Кропоткин входит в кружок чайковцев, но после его выступлений в 1874 г. он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда бежал в июне 76 г. Кропоткин сначала эмигрирует в Англию, а затем в Швейцарию, где с 1879 г. издает газету “Le Revolte” (“Бунтовщик”). Так как Кропоткин принимал непосредственное участие в событиях описанных ниже, то к дальнейшей судьбе Петра Алексеевича мы еще будем возвращаться не раз.2

Информация о работе Анархизм в России и его роль в событиях 1917 г