Александр II – личность реформатора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Царствование императора Александра II (1855-1881)ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян, в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.
Деятельность Александра II прекратилась из-за его погибели, 1 марта 1881 года от руки убийц, но в истории за ним закрепилось имя «Освободитель».

Содержание работы

Введение___________________________________________________3
Жизнь Александра II______________________________________3
1.1 Детство Александра Николаевича___________________________3
1.2 Начало государственной деятельности_______________________5
1.3 Первые годы царствования_________________________________6
1.4 Предпосылки реформ______________________________________7
Великие реформы 60-70-х годов_____________________________11
2.1 Отмена крепостного права - начало экономического развития России___11
2.2 Буржуазные реформы - путь к прогрессу_____________________ 18
2.2.1 Земская и городская реформы_____________________________ 18
2.2.2 Судебная реформа_______________________________________ 19
2.2.3 Военная реформа________________________________________ 20
2.2.4 Реформы в области просвещения и печати___________________ 22
2.2.5 Итоги и оценки реформ___________________________________ 24
Убийство императора______________________________________ 25
Значение периода правления Александра II в истории России____ 26
Заключение_________________________________________________ 27
Список использованной литературы____________________________ 28

Файлы: 1 файл

Реферат- Александр 2, Личность реформатора..doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Право избирать и быть избранным в городскую  думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую - более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью - все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).

 

2.2.2. Судебная реформа

 

Одновременно  с земской реформой, была подготовлена судебная. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строи государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатуру и состязательный порядок судопроизводства.

Россия была разделена на 108 судебных округов.

Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием присяжных  заседателей, адвокатуры и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меры наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участия присяжные заседатели, могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.

Для разбора  мелких проступков и гражданских  дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд  с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных  земских собраниях.

Судебные уставы 1864 года вводили институт «присяжных поверенных» -адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об их отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.

 

2.2.3. Военная реформа

 

В 1861 — 1874 годах  была проведена серия военных  реформ. Уже в начале правления  Александра II были уничтожены военные поселения, отменены унизительные телесные наказания.

Особое внимание уделялось поднятию уровня общего образования  офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские  училища с двухгодичным сроком обучения, в которые принимались лица всех сословий. И при Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В 1862 году была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава, в состав которой  вошли  представители военного министерства во главе с генералом  Ф.Л. Гейденом.

Задачей комиссии было обосновать необходимость введения всеобщей воинской повинности и предоставить изготовленный документ императору.

Идея равенства  всех сословий для несения этой тягчайшей  воинской повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Крепостники всеми силами сопротивлялись всесословной воинской повинности, которая заставила бы «благородное» дворянство отбывать ее наравне «с мужичьем».

Наиболее сильным  нападкам подверглось намерение  ликвидировать устаревшую рекрутскую систему комплектования армии.

Реакционные деятели  и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности дворянства, отстаивали свою сословную неприкосновенность. Шувалов, например, предлагал держать образованную молодежь в армии «отдельно от войска». Купечество негодовало из-за того, что нельзя откупится деньгами от рекрутчины. 7 ноября 1870 года военный министр Д.А. Милютин представил подготовительную записку «О главных основаниях личной воинской повинности» императору Александру II, который ее одобрил.

Через 10 дней для  разработки предложенных мер «высочайшим  повелением» были созданы две  комиссии: одна - по уставу о воинской повинности, другая по вопросу о  запасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении. Председателем обеих комиссий был назначен начальник Главного штаба генерал Гейден. Общее руководство их работой возглавил Д.А. Милютин. Комиссия о воинской повинности была подобрана из представителей различных министерств и ведомств. На ее заседания приглашались представители не только высшей бюрократии, но и разных сословий и отдельных групп населения.

Для более квалифицированной  полготовки различных глав устава комиссия была разделена на 4 отдела. Первый отдел разрабатывал вопрос о сроках службы и льготах по отбыванию воинской повинности, второй -о возврате призываемых на службу, третий - о денежных расходах по призыву, четвертый - о вольноопределяющихся и о военной замене. Другая, так называемая Организационная комиссия, приступила к работе в начале января 1871 г. Она состояла в основном из военных и подразделялась на 9 отделов. В 1872 году Организационная комиссия была значительно усилена за счет введения в ее состав нескольких округах.

На заседании этой комиссии впервые обсуждался вопрос о возможности применения в России территориальной системы комплектования войск, которая предусматривала пополнение войск личным составом за счет призывных контингентов, проживающих вблизи мест дислокации воинских частей.

Такая система  облегчает отправку призывников  в свои части, сокращает сопряженные  с этим расходы, позволяет привлекать военнообязанных на военные сборы  с минимальным отрывом от производительного  труда и проводить отмобилизование  войск в наиболее короткие сроки.

Наконец, в январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества  есть священная обязанность каждого  русского подданного...... По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны

Подверглась коренным изменениям и система военного управления, с тем чтобы усилить управление по месту расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, который называется командующим войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.

К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников - 47 тысяч, нижних чинов - 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 ООО человек, причем военный потенциал сохранялся.

В 60-е годы по настоянию военного министерства руководимого графом Д.А. Милютиным были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.

 

2.2.4. Реформы в области просвещения и печати

 

Уже в самом  начале своего правления Александр II отменил некоторые запреты в  отношении учебных заведений, установленные  императором Николаем I.

Преподавание  в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Под влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу средней школы. В первые годы царствования Александра II, еще при министре А. В. Головине, доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с преобладанием естествознания. Граф Толстой в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний.

Эта реформа  показала полное превосходство классической школы. Но граф Т олстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

Таким образом, несмотря на то, что реформа графа  Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она  не вошла в нравы российского  общества. Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х годов появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании.

Были основаны 3 университета: Новороссийский (1865г.), Варшавский (1865г.) и Томский (1880г.). В 1874 году созданы высшие общеобразовательные  учреждения для женщин в Петербурге, Москве, Казани и Киеве. Многое было сделано для улучшения начального или или народного образования

Проведённая реформа  в области печати завершилась  принятием в 1863 году Положения об освобождении от предварительной цензуры  столичных переодических изданий и некоторых книг.

 

2.2.5. Итоги и оценки реформ

 

Реформы Александра II оценивались по-разному как современниками, так и потомками, от чрезмерного восхищения в начале XX века в связи с 50-летием их проведения до суперкритицизма в советский период. Дооктябрьская историография ввела в научную литературу термин «Великие реформы», и это в определённой мере справедливо, учитывая те перемены, которые произошли в социальной, экономической и политической сфере. Однако это был всего лишь шаг по пути к буржуазному государству.

Буржуазные  реформы, проведённые царизмом в  середине XIX века, не изменили форму правления. В результате реформ не появилась и новая социальная сила, способная стать опорой российского самодержавия: единственной оставалось дворянство, которое исчерпало себя экономически. Буржуазия и либеральная интелегенция не вступали в открытое противоборство с абсолютизмом, дожидаясь удобного момента для перераспределения власти. Таким образом, уже в ходе проведения реформ стало очевидным противоречие между их буржуазным характером и феодальной сущностью верховной власти. Поэтому практически сразу же царское правительство начало вносить изменения в законодательство, ограничивая буржуазные принципы, лежавшие в их основе.

Нарастающая волна политических, в том числе убийство императора Александра II, вызвали со стороны правительства серию ответных мер, вошедших в историю под названием контрреформ.

Как бы ни оценивались  эти реформы, они всё равно, вошли  в историю как Великие, а Александр II, как «Царь- реформатор», потому что после этих реформ ушла в прошлое старая Россия и ей на смену пришла новая.

 

 

 

 

 

3. Убийство императора

 

Император Александр II, вызвавший восторг и удивление  просвещенных людей целого мира, встретил и недоброжелателей. Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд покушений на жизнь государя, составлявшего гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался мученической смертью от злодейской руки, бросившей разрывной снаряд.

В этот роковой  день государь император Александр II решил сделать развод (порядок  рассылки ежедневных караулов на смену). Путь лежал по узкой улице, составляемой садом великой княгини, огороженным  каменным забором в рост человека и решеткой Екатеринского канала. Местность весьма непроезжая, и если справедливо, что государь избрал ее ввиду полученных анонимных угроз, то трудно себе представить, почему именно на этом пути ждала его засада, - разве потому, что заметили на нем большое, против обыкновенного, число полиции. Как бы то ни было, но когда государева карета доехала до Театрального моста, раздался взрыв, взломавший задок кареты, которая тут же остановилась. Государь вышел из нее невредим, но кинутой бомбой был смертельно ранен один из конвойных, скакавший сзади, и саперный офицер, шедший по тротуару вдоль каменной стены Михайловского сада. Кучер государя, чуя беду, обернулся к нему с козел: “Поедемте, государь!”. Полицмейстер, скакавший сзади, выскочил из саней с той же просьбой ехать скорее. Но император, не слушал и сделал несколько шагов назад: “Хочу видеть своих раненых”. В это время толпа успела остановить здорового детину, кинувшего бомбу. Государь обернулся к нему: “Так это ты хотел меня убить?”. Но не успех он договорить, как вторая бомба разорвалась перед ним, и он опустился со словами: “Помогите”. К нему кинулись, приподняли, посадили в сани полицмейстера (который сам получил 45 ран мелкими осколками бомбы, но ни одной смертельной) и повезли. Через час с небольшим, в 3 часа 35 минут пополудни, Государь Александр II скончался в Зимнем дворце.

Информация о работе Александр II – личность реформатора