Александр II как реформатор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:19, реферат

Описание работы

Александр II и его просвещённые бюрократы ввели в Россию в основное русло прогресса XIXв., осуществив освобождение крестьян, проведя реформу местного самоуправления, внедрив систему земств, провозгласив независимость судебной власти. Целью данной работы является исследование деятельности Александра II по реформированию системы государственного управления и крепостное право в России. Поражение в Крымской войне показало, что крепостное право – главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ. По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……3

Основная часть
I.Личность Александра-II……………………………………………………...5

II.Реформы Александра-II…………………………………………………… 7

1. Отмена крепостного права…………………………………………………….7

2. Земская реформа………………………………………………………………14

3. Прочие реформы…………………………………………………………… 15

III. Последствия реформ Александра-II…………………………………….18

Заключение…………………………………………………………………… 21

Литература…………………………………………………………………… 23

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИГУ 1.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное 

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И 

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МУРМАНСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

 

 

Специальность: «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

                                           РЕФЕРАТ

                                         по предмету

                                             « Отечественная история »  

       

                       На тему: «Александр II как реформатор »                                                

                                                                                         

 

                                                                                                              Исполнитель: 

 

 

                                                                                                          Преподаватель:

                                                                                                          

 

Мурманск

2011г.

2

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………..……3

 

Основная часть

I.Личность Александра-II……………………………………………………...5

 

II.Реформы Александра-II……………………………………………………  7

 

1. Отмена крепостного права…………………………………………………….7

 

2. Земская реформа………………………………………………………………14

 

3. Прочие реформы……………………………………………………………    15

 

III. Последствия реформ Александра-II…………………………………….18

 

Заключение……………………………………………………………………  21

 

Литература……………………………………………………………………   23

 

                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

                                                    

3

Введение

 

 

Россия - наша с вами любимая  Родина. Её исторические пути и судьба её реформ –одна из  постоянных, неиссякаемых тем мысли гениальных людей, в разное время населявших нашу страну. Вопрос о Российских реформах волнует современную общественную мысль - от размышления интеллектуа-лов, профессионалов, политиков, до бытового сознания. Представляется поучительным и актуальным вернуться к истокам Российских реформ, попытаться проследить их исторические предпосылки, их воздействие на историю нашей с вами страны, оценить их объективный смысл с позиции современного исторического опыта. Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять её пошатнувшийся авторитет в цивилизованном европейском мире, не бороться с влиянием Европы,а учитывать её исторический опыт в предстоящих преобразованиях. Столкновение старых традиций и новых требований ставило Россию перед неизбежностью радикальных реформ. В силу особенностей государственного устройства и особенностей жизненного уклада России движение вперёд было возможно лишь при содействии монарха.

Александр II и его просвещённые бюрократы ввели в Россию в основное русло прогресса XIXв., осуществив освобождение крестьян, проведя реформу местного самоуправления, внедрив систему земств, провозгласив независимость судебной власти. Целью данной работы является исследование деятельности Александра II по реформированию системы государственного управления  и крепостное право в России. Поражение в Крымской войне показало, что крепостное  право – главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того, что Россия  будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ. По Манифесту крестьянин получал полную личную

4

свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и на это хотелось бы обратить внимание. Веками  крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного всё его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьёй и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать, где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России. Земская реформа представляет особый интерес для изучения, т.к. она существенно изменила государственный строй России, внесла в духовную, политическую и экономическую жизнь российского общества новые веяния, повлияла на эволюцию социальной структуры.

 

 

 

 

 

 

5

I. Личность Александра II

 

 

19 февраля 1855 года на  российский престол вступил император  Александр II (1818-1881 гг.). Новый император по сравнению со своим отцом Николаем I являлся достаточно заурядной личностью. Он не обладал столь глубоким умом, как его отец, и не унаследовал его железной воли. В довершении всего он был весьма консервативным человеком. Однако это не мешало Александру Николаевичу быть прагматичным: он не принимал отвлеченных от жизни идей и принципов, понимая и необходимость уступок, а также компромисса в интересах государственной жизни. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. В детстве он получил прекрасное воспитание и образование. Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. Наставником цесаревича был Жуковский В.А., воспитателем – Медер К.К., среди учителей – генерал Ушаков П.П. (главный воспитатель), Сперанский М.М. (законодательство), Арсеньев К.И. (статистика, история), Конкрин Е.Ф. (финансы), Брунов Ф.И. (внешняя политика). В результате наследник престола получил довольно разностороннее образование. Особое внимание уделялось истории. Сам ученик тоже выделял историю среди других предметов, любил ее.

Хорошо знал Александр такие предметы, как русский язык, география, этнография, логика, философия, математика, естествознание, физика, минералогия, геология. Свободно говорил на французском, немецком, английском, польском языках. В отдельную группу выделялись предметы, и занятия неправленые на развитие природных дарований: рисование, музыка, гимнастика, фехтование, плавание и другие виды спорта, танцы, ручная работа, чтение, декламация. Домашние занятия дополнялись образовательными поездками. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного  управления и даже поручал ему общее руковод-

6

ство делами на время  своих отъездов из столицы. В течение  десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы. Воспитательные усилия Николая были направлены также на внушение наследнику идеи незыблемости самодержавия в России. Характерен один из таких ''уроков'', данный Александру в связи с известием, что французский король Карл Х отрекся от престола в страхе перед революцией. Николай I сказал по этому поводу: '' Сын мой! Глава монархического правительства теряет и позорит себя, уступив и на один день шаг восстанию! Его обязанность поддерживать силою права свои и предшественников. Его долг пасть, если суждено, но на ступенях трона''. Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелательностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I, а также между учителями и наставниками и их воспитанниками. Александр был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей. Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храбрость, красивую внешность. Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако отмечалось и отсутствие усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой истории и военным наукам Александр не проявлял большого интереса и рвения к делам гражданским, но вынужден был постепенно втягиваться в них. В 1839 г. он назначается присутствующим в Государственный Совет, на следующий год - членом Государственного Совета. В 1842 г. по случаю двухмесячного отъезда Николая из столицы на Александра Николаевича впервые возлагается решение всех государственных дел по Комитету министров, Государственному Совету, министерствам. В последующие годы это становится правилом. Наследнику поручаются все более важные дела, среди которых особое значение имел крестьянский вопрос.

7

Воспитанный на идеях  гуманизма поэтом В.А.Жуковским, Александр II склонялся к мысли о необходимости перемен в политической сфере. Составленный им «План учения» цесаревича был нацелен на «образование для добродетели». Нравственные принципы, заложенные В.А. Жуковским, значительно повлияли на формирование личности будущего царя.

Как и все российские императоры, Александр с юных лет  приобщался к военной службе и в 26 лет стал «полным генералом». Путешествия по России и Европе способствовали расширению кругозора наследника. Привлекая цесаревича к решению государственных вопросов, Николай ввел его в Государственный совет и Комитет министров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу. Таким образом, 36-летний император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошёл как царь «Освободитель». 

 

II. Реформы Александра II.

 

1.Отмена крепостного права.

 

. «Великая реформа» 1861г. ликвидировала крепостное право, стала порождением целого комплекса факторов и в первую очередь – структурного кризиса, который охватил все сферы жизни российского общества середины XIX в.В том, что царь настроен, действовать решительно, легко было убедиться

8

вскоре после его  московского выступления. Это ещё не были собственно реформы, скорее - новизна во внутренней политике, быстро снискавшая популярность Александру II: амнистия, дарованная девяти тысячам заключённых, в том числе и декабристам, которые возвратились из Сибири; снятие разнообразных запретов, введённых при Николае I, в частности ограничения прав университетов после 1848 г.; отмена военных поселений; разрешение свободной выдачи заграничных паспортов; ослабление цензурного гнёта; освобождение крестьян от налоговых недоимок и на три года — от рекрутских наборов.Но всё это было лишь прелюдией к тому, что назовут «Великими реформами». Сам Александр представлял их себе очень смутно и вряд ли чувствовал себя в 1856г. великим реформатором. Более ясное понимание сути реформ сложилось к тому времени у части просвещённой бюрократии, сыгравшей в дальнейшем значительную роль в их разработке и проведении. Взяться за дело решительно царь не отважился: он не был уверен в поддержке дворянства. Александр стал предпринимать    осторожные попытки организовать   просьбу  самого дворянства об освобождении крестьян. Это потребовало времени и немалого бюрократического искусства.Одновременно готовились и «бюрократические тылы». Необходимо было поставить дворянство перед фактом: существует правительственный план решения крестьянского вопроса. Тому же Левшину Александр поручил составить докладную записку об истории крепостной зависимости крестьян с перечислением всех мероприятий правительства, направленных на её ограничение. 

В результате Александр  не только изучил историю крепостного  права, но и распорядился 3 января 1857 г. организовать Секретный комитет по крестьянскому делу. Создание Секретного комитета не было чем-то новым: за годы царствования Николая I существовало шесть секретных комитетов по крестьянскому вопросу. Комитет 1857 г. ничем принципиально от них не личался. Его члены в основном были консерваторами. Подготовку реформы

9

они предполагали растянуть  на много лет. Подготовка реформы вышла из петербургских канцелярий и стала гласной, что отразило важный сдвиг в правительственной политике. Надобность в существовании Секретного комитета отпала, и 8 января 1858 г. его упразднили. Был создан Главный комитет по крестьянскому делу, который начал предварительную работу по освобождению крестьян. Дворянским, губернским комитетам предписывалось при разработке условий отмены крепостной зависимости руководствоваться положениями рескрипта Назимову. Документ спешно разослали по всей России. Программа первого рескрипта, таким образом, бралась за основу. Однако уже весной 1858 г. стала очевидной нереальность этого проекта: освобождение крестьян без земли было всего лишь попыткой влить новое вино в старые мехи. Подписывая рескрипт Назимову и одобряя, таким образом, программу безземельного освобождения крестьян, Александр знал о том, что существуют и другие точки зрения на решение крестьянского вопроса. Кроме упомянутого проекта Милютина царь ознакомился и с проектом М. П. Позена, крупного помещика из Полтавской губернии. Позен предлагал освободить

крестьян с земельным наделом за выкуп, выплачивать который можно было бы 20 лет.

Предложенный Позеном  компромисс — постепенный выкуп земли освобождёнными крестьянами — позволял решить мучительную проблему, с которой не справился Николай I: сохранить частную собственность дворян на землю и одновременно наделить землёй крестьян. Мнение Позена было весьма авторитетным для Александра. Положения реформы 1861 г. во многом повторяют проект Позена.

Положив в основу реформы  принцип наделения крестьян землёй за выкуп, Милютин и его группа неизбежно столкнулись с проблемой установления нормы земельного надела. Точные размеры земельного надела, который обязательно предоставлялся бы крестьянину, необходимо было знать. Далеко не всегда владелец земли и крестьянская община приходили к согласию по

10

поводу количества приобретаемой  за выкуп земли. Одновременно следовало принять во внимание проекты, разработанные в местных дворянских комитетах. Таких проектов ожидалось 48, но на деле их было в два раза больше. Несмотря на то, что правительство ориентировало эти комитеты на рескрипт Назимову, дворянство при обсуждении вопроса о принципах реформы разделилось. Предлагались совершенно различные пути освобождения крестьян (в том числе без полевой земли).

Справиться с подобного  рода трудностями при подготовке документов реформы было совершенно не под силу престарелым членам Главного комитета. Последние, ко всему прочему, отнюдь не сочувствовали новой программе преобразований, навязанной им Александром. Поэтому царю потребовалось особое учреждение, которому и поручалось провести всю подготовительную работу в обход консервативно настроенного большинства Главного комитета. Таким учреждением стали Редакционные комиссии — приказ об организации их император подписал 2 февраля 1859 г. Председателем комиссий был назначен граф Ростовцев.Деятельность Редакционных комиссий — наиболее напряжённый и ответственный этап в подготовке реформы 1861 г. Именно на их заседаниях были выработаны все основные положения реформы. Условие обязательного наделения крестьян землёй было принято, и это стало первой победой либералов. Однако земля предоставлялась крестьянам не бесплатно, а за выкуп.

Информация о работе Александр II как реформатор