Александр II – личность реформатора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Царствование императора Александра II (1855-1881)ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян, в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.
Деятельность Александра II прекратилась из-за его погибели, 1 марта 1881 года от руки убийц, но в истории за ним закрепилось имя «Освободитель».

Содержание работы

Введение___________________________________________________3
Жизнь Александра II______________________________________3
1.1 Детство Александра Николаевича___________________________3
1.2 Начало государственной деятельности_______________________5
1.3 Первые годы царствования_________________________________6
1.4 Предпосылки реформ______________________________________7
Великие реформы 60-70-х годов_____________________________11
2.1 Отмена крепостного права - начало экономического развития России___11
2.2 Буржуазные реформы - путь к прогрессу_____________________ 18
2.2.1 Земская и городская реформы_____________________________ 18
2.2.2 Судебная реформа_______________________________________ 19
2.2.3 Военная реформа________________________________________ 20
2.2.4 Реформы в области просвещения и печати___________________ 22
2.2.5 Итоги и оценки реформ___________________________________ 24
Убийство императора______________________________________ 25
Значение периода правления Александра II в истории России____ 26
Заключение_________________________________________________ 27
Список использованной литературы____________________________ 28

Файлы: 1 файл

Реферат- Александр 2, Личность реформатора..doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

Сибирский государственный аэрокосмический  университет

имени академика  М.Ф. Решетнева

 

Кафедра истории и гуманитарных наук

 

 

 

«Александр II – личность реформатора»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 

группы 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

 

 

Содержание:

       Введение___________________________________________________3

  1. Жизнь Александра II______________________________________3
  2. 1.1 Детство Александра Николаевича___________________________3
  3. 1.2 Начало государственной деятельности_______________________5
  4. 1.3 Первые годы царствования_________________________________6
  5. 1.4 Предпосылки реформ______________________________________7
  6. Великие реформы 60-70-х годов_____________________________11
  7. 2.1 Отмена крепостного права - начало экономического развития России___11
  8. 2.2 Буржуазные реформы - путь к прогрессу_____________________  18
  9. 2.2.1 Земская и городская реформы_____________________________ 18
  10. 2.2.2 Судебная реформа_______________________________________ 19
  11. 2.2.3 Военная реформа________________________________________ 20
  12. 2.2.4 Реформы в области просвещения и печати___________________ 22
  13. 2.2.5 Итоги и оценки реформ___________________________________ 24
  14. Убийство императора______________________________________ 25
  15. Значение периода правления Александра II в истории России____ 26

Заключение_________________________________________________ 27

Список использованной литературы____________________________ 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.

Данная потребность  в реформах, с каждым днем становилась  все более и более ощутимой и неотложной. Но на пути всякого улучшения непреодолимой преградой стояло - крепостное право. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства.

Царствование  императора Александра II (1855-1881)ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно  продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян, в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.

Деятельность  Александра II прекратилась из-за его погибели, 1 марта 1881 года от руки убийц, но в истории за ним закрепилось имя «Освободитель».

                                       

1. Жизнь Александра II

 

1.1. Детство Александра  Николаевича

 

Александр II (17 апреля 1818, Москва, в Кремлёвском Николаевском дворце — 1 марта 1881, Санкт-Петербург) был старший сыном сначала великокняжеской, а с 1825,когда отец его(брат императора Александра 1)из-за бездетности брата после его смерти стал императором в 1825 г., а Александр был объявлен его наследником на престол, императорской четы Николая I и Александры Федоровны (дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма Ш).Через 10 дней после рождения маленький великий князь был назначен шефом лейб-гвардии Гусарского полка, что как бы предопределяло военный характер воспитания, которое он получил. Его образование и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить его к высокой миссии. Воспитателем будущего наследника в детские годы был капитан К. К. Мердер. Человек высоких нравственных правил и мужества, доказанного им, в частности, в битве при Аустерлице, он оказывал благотворное влияние на Александра, находясь при нём около 10 лет. В 6-летнем возрасте в сопровождении Мердера Александр присутствовал на маневрах гвардейского корпуса.

В седьмую годовщину  своего рождения он был произведен в чин корнета с зачислением  в лейб гвардии Гусарский полк.

Вступив на трон Николай 1 поручил заботу об образовании  наследника поэту В. А. Жуковскому в 1826г. Ко дню совершеннолетия в 1834 г. наследник престола изучил следующие (науки: из Закона Божьего - священную историю Ветхого и Нового Заветов церковную историю и введение в Катехизис; из всеобщей истории - древнюю и средневековую; из русской истории - события до воцарения дома Романовых; из математики - арифметику, алгебру и начальную геометрию; и: естественной истории - общее обозрение природы в ее происхождения в элементах; из физики - о телах вообще и о твердых телах в особенности, ста тику и динамику; из военных наук - начала фортификации и артиллерии. С 1829 по 1838 гг. цесаревич Александр три раза побывал за границей, преимущественно в Берлине, но большая часть времени его пребывания там посвящалась военным упражнениям и празднествам. В 1837 г. великий князь Александр предпринял в сопровождении Жуковского путешествие по России. Программа посещения городов была одна и та же: торжественный въезд, па рад, осмотр казарм, обед или бал и торжественный выезд. Образование цесаревича после достижения им совершеннолетия продол жалось с перерывами еще три года, причем в этот промежуток времени он слушал шесть месяцев лекции М. М. Сперанского о законах. Весной 1837 г. круг наук, предназначенных для изучения Александром, был исчерпан. В 1838 г. он занимался только тремя науками: военной, финансовой и дипломатической. Высшую стратегию и военную политику ему преподавал генерал барон Жоминге, финансы - граф Е. Ф. Канкрин (министр финансов), внешнюю политику России - барон

Ф. И. Бруннов (советник Министерства иностранных дел). Личность наследника престола формировалась под влиянием отца, который хотел видеть в сыне “военного в душе”, и одновременно под руководством Жуковского, который стремился воспитать в будущем монархе человека просвещенного, дарующего своему народу разумные законы, монарха-законодателя. Жуковский стремился привить своему воспитаннику уважение к свободе, отвращение к деспотизму. Оба эти влияния оставили глубокий след в характере, склонностях, мировосприятии наследника и отразились в делах его царствования. От природы наделенный разносторонними способностями, прекрасной памятью, трезвым и здравым умом, отзывчивым сердцем, веселым нравом, доброжелательностью к людям, Александр, однако, не имел внутренней потребности в систематической умственной деятельности, не обладал твердой волей, не имел склонности к предстоящей ему миссии царствовать, что Николай I называл “обязанностью” и неуклонно внушал сыну. Совершеннолетие и принятие присяги примирили его со своим предназначением. И к 19-ти годам, путешествуя по России, он пишет отцу, “что чувствует в себе новую силу подвизаться на дело, на которое Бог меня предназначил”.

 

1.2. Начало государственной  деятельности

 

Отношение его  к государственной политике вполне укладывалось в русло официального направления николаевской эпохи. Как  и положено наследнику, Александр Николаевич участвует в государственной деятельности. Определённый царём в председатели Секретного комитета по крестьянскому делу, цесаревич занимает по отношению к крепостному праву вполне консервативную позицию. С 1834 сенатор, с 1835 член Святейшего Синода, с 1841 член Государственного совета, с 1842 — Комитета министров. В 1837 путешествовал по России (29 губерний Европейской части, Закавказье, Зап. Сибирь), в 1838-39 — по Европе. Генерал-майор (1836), с 1844 полный генерал, командовал гвардейской пехотой, с 1849 начальник военноучебных заведений, председатель Секретных комитетов по крестьянскому делу 1846 и 1848. Во время Крымской войны 1853-56 с объявлением Петербургской губернии на военном положении начальствовал над всеми войсками столицы. В 23 года женат (с 1841) на принцессе Гессен- Дармштадской Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии (в православии Марии Александровне, 1824-80), имел семь детей: Александра, Николай, Александр, Владимир, Мария, Сергей, Павел (первые двое умерли — дочь в 1849, наследник престола в 1865). Второй раз женат (1880) морганатическим браком на княжне Е. М. Долгорукой (княгине Юрьевской), с которой был связан с 1866, от этого брака имел 4-х детей. Собственный капитал Александра II составлял на 1 марта 1881 около 11740 тыс. руб. (ценные бумаги, билеты Госбанка, акции железнодорожных компаний); из личных средств он пожертвовал в 1880 1 млн. руб. на устройство больницы в память императрицы. На протяжении десяти лет от являлся правой рукой своего отца.

Судя по свидетельствам историков, Александр II находился под сильным влиянием отца и перенимал некоторые его качества. Однако его отличали от железного характера Николая

врожденная мягкость и  великодушие. Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно - в разные моменты жизни он производит разное впечатление.

 

1.3. Первые годы  царствования

 

Александр Николаевич вступил на престол 18 февраля 1855 года. Александр II короновался 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского  Кремля. Ни в юности, ни в зрелые годы Александр не придерживался какой-либо определенной концепции во взглядах на историю России и задачи государственного управления. Вступив на престол в 1855, он получил тяжелое наследие. Ни один из кардинальных вопросов 30-летнего царствования его отца (крестьянский, восточный, польский и др.) решен не был, в Крымской войне Россия потерпела поражение. Не будучи реформатором по призванию и темпераменту, Александр стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли. Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать последствия Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении внешней политики Александр явился продолжателем "начал Священного Союза", руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов продолжать войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом, он продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на практике это оказалось не так: «повеяло мягкостью и терпимостью, характеристичными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее... ", говорили, что "государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса. "В действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне, Александр потребовал "откровенного изложения всех недостатков". Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: "Да утверждается и совершенствуется внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности" .

 

1.4. Предпосылки  реформ

 

К середине XIX века экономика России, опиравшаяся на крепостное право, приходит в состояние глубокого кризиса, всё больше отставая от передовых стран Западной Европы, где уже завершался промышленный переворот. В России же даровой труд крепостных делал невыгодным внедрение новых технологий и машин. Так, выплавка металла за первую половину века в России выросла на 60%, а в Англии – на 1200 %. В стране была всего одна железная дорога от Петербурга до Москвы (построена в 1851 г.), почти не было пароходов. Застой наблюдался и в сельском хозяйстве, где практически не росла урожайность и до сих пор на вооружении у крестьян стояли мотыги XII века, сделанные их далёкими предками. Стало очевидно, что дальнейшее сохранение крепостного права угрожает окончательным превращением России в отсталую страну. Крымская война показала это весьма наглядно.

Экономический кризис сопровождался нарастанием  социальных противоречий, о чём свидетельствовали  крестьянские бунты, убийства помещиков и управляющих имениями, бегства крестьян, жалобы властям. Упорно распространялись слухи о близкой воле.

Опасность положения  для властей состояла в том, что  к этому времени госаппарат перестал справляться со своими функциями; все силовые структуры приходят в негодность:

-солдаты, показывая  чудеса героизма, терпят поражения  из-за гнилости системы управления  вооружёнными силами в условиях  войны. Также вскрылась военно-техническая  отсталость армии и технологическая  отсталость страны- будучи великой державой, по уровню технического оснащения, развития инфраструктуры, оперативности управления, мобильности коммуникаций Россия отставала от других великих мировых держав на целую эпоху:

  • Если у Англии и Франции на вооружении уже имелся паровой, то у России только парусный флот.
  • Российским гладкоствольным ружьям противостояли английские и французские с большей дальнобойностью и скорострельностью.
  • В качестве основной тактической единицы в России был принят батальон, тогда как в Европе батальон был заменён более мелкой единицей- ротой.
  • Сомкнутый боевой порядок, характерный для российской армии, в Европе трансформировался в стрелковую цепь, рассыпной строй, а акцентируемая в России штыковая атака была заменена в Европе индивидуальными стрелковыми действиями.
  • Как уже было отмечено, в стране была всего одна железная дорога, что затрудняло быструю переброску сил по всей территории Империи к театру военных действий;

Информация о работе Александр II – личность реформатора