Творчество В.Калинникова и выдающегося русского поэта А.Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

Русский советский композитор ,дирижер ,общественный деятель ,профессор Московской консерватории ,преподавал в Московском филармоническом училище, Синодальном училище (теория музыки ,гобой ,сольфеджио) ,руководил хорами ,преподавал пение в школах .Замечательный хоровой композитор ,выдающийся деятель русской музыкальной культуры .Блестящие способности ,абсолютный слух ,огромная работоспособность позволили Калинникову отлично закончить два отделения училища(гобой и теоретико – композиторское отделении) и успешно работать по обеим специальностям .Его музыкальная деятельность очень разнообразна и многопланова.

Файлы: 1 файл

пушкин и калинников.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

                          АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН  

                                          (1799-1837)  

  

А.С.Пушкин величайший национальный поэт русского народа, родоначальник русской  классической литературы. Поэт сумел, как никто до него, приблизиться к народному слову, к народному духу, сумел создать произведения, которые сыграли великую роль в деле идейно-эстетического воспитания народа, произведения, которые смогли стать близкими, нужными и понятными самым широким народным массам. На этой почве и развернулась пушкинская поэзия действительности, пушкинский реализм; это и сделало Пушкина величайшим русским национальным поэтом.

А.С.Пушкин - великий русский поэт и писатель. Родился он в старинной  дворянской семье. Страсть к поэзии  проявилась в нем очень рано. С 1811 г. Пушкин получил всестороннее образование в привилегированном учебном заведении-Царскосельском лицее. Учась у классиков русской и мировой литературы, юный поэт пробовал себя в самых разных жанрах: писал оды, элегии, баллады и др. В лицейской лирике преобладали мотивы любви, дружбы, природы, наслаждения жизнью. Первое политическое стихотворение «Лицинию» увидело свет в журнале «Вестник Европы» в 1815 г. После окончания лицея, в 1817 г., Пушкин был определен на службу в коллегию иностранных дел в Петербурге. К этому времени он уже был известен в литературных кругах. В 1820 г. Вышла в свет поэма «Руслан и Людмила», с которой начался пушкинский этап преобразования русской литературы. На юге Пушкин создал свои романтические поэмы: «Кавказский пленник», «Цыгане» и др. В это время углубился психологизм поэзии, виртуозности достигла стихотворная техника.

В 1827-1828 гг. против поэта возбуждаются политические доносы в связи со стихотворением «Андрей Шенье» и поэмой «Гаврилиада», закончившиеся установлением за ним постоянного секретного надзора. Печать политической неблагонадежности мешает осуществлению ряда его планов; усиливаются нападки на него со стороны реакционной критики. В ответ Пушкин пишет стихи, в которых отстаивает идею свободы искусства от вкусов и требований («Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и др.).

В 1831 г. Пушкин женился на Наталии  Николаевне Гончаровой.

Ко второй половине 1820-х гг. относится  расцвет пушкинског реализма, свидетельством чего являются такие произведения, как поэмы «Граф Нулин», «Полтава», «Домик в Коломне», «Медный всадник»; драмы «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Капитанская дочь» и другие.

Высочайшей степени художественного  реализма достигает лирика поэта. В 1833 г. Вышло первое полное издание  романа в стихах «Евгений Онегин», который имел громадное значение для судеб русской литературы, всех ее жанров. Утвержденные в нем принципы нового реалистического метода ,новой эстетики дали толчок дальнейшему развитию русской литературы.

Необычайно плодотворной для Пушкина стала осень 1830 г., проведенная им в Болдине. Здесь была написана поэма «Домик в Коломне», имевшая характер творческой деклараций. В это время создавалась «Повесть Белкина», в которой Пушкин выступил родоначальником русской реалистической новеллы. Все повести объединены общим заголовком, но каждая своеобразна по замыслу и по строению. В «Метели» и «Барышне-крестьянке» реалистические принципы утверждаются путем пародирования мотивов сентиментально-романтической литературы. «Выстрел», «Гробовщик», «Станционный смотритель» содержат черты критического реализма, формирующегося в русской прозе. В повестях утверждаются критерии, о которых Пушкин писал: «Точность и краткость- вот первые достоинства прозы».

В 1831 г. Пушкину пришлось вновь поступить  на государственную службу в коллегию иностранных дел с правом заниматься в государственном архиве с намерением написать историю Петра Великого. Наступление нового, капиталистического века Пушкин чутко уловил и отразил в повести «Пиковая дама».

В 1830-е гг. усиливаются интерес  Пушкина к истории народных бунтов. Он изучает исторические источники, архивные документы, связанные с пугачевщиной, проезжает по местам, связанных с восстанием Пугачева, записывает рассказы и песни о нем. Пишет исторический труд «История пугачевского бунта». Тема крепостных волнений нашла отражение и в повестях «Дубровский№ и «Капитанская дочь». В 1830-е гг. поэт создает стихотворения высокой идейной и художественной значимости «Бесы», «Осень», «Вновь я посетил….» и многие др. С начала 1830-х гг. Пушкин добивался разрешения на издание своего журнала, но получил его лишь в 1836 г. В апреле 1836 г. вышел первый номер журнала «Современник».

В 1833 г. Николай 1 пожаловал ему звание камер-юнкера, чтобы поэт был вынужден посещать придворные балы. Попытка добиться отставки не имела успеха. Возрастала материальная нужда. Конфликт между поэтом и высшим обществом нашел завершение в дуэли Пушкина с Дантесом, приемным сыном французского посла барона Геккерна. Дуэль была инспирирована придворными кругами с помощью интриг, оскорблявших честь Пушкина и его жены. 8 февраля(27 января) Пушкин был смертельно ранен и 10 февраля скончался.

В историю русской культуры поэт вошел как создатель русского литературного языка и родоначальник  новой русской литературы. Величие Пушкина еще при его жизни в 1835 г. оценил Н.В.Гоголь, сказавший: «Пушкин есть явление чрезвычайное….это русский человек в его развитии, в каком он может быть, явиться через двести лет».

Основные произведения: лирика «К Чадаеву», «Любви, надежы тихой славы» (1818), «Вольность» (1818), «Деревня» (1819), «Кинжал» (1821), «К морю» (1824); поэмы «Руслан и Людмила» (1820), «Гаврилиада№ (1821), «Кавказский пленник» (1822), «Братья-разбойники» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1824), «Граф Нулин» (1825), «Цыгане» (1827); романы в стихах «Евгений Онегин», «Повесть Белкина» (1830), «История пугачевского бунта» (1834).

                            

 

  

 

 

 

 

 

  Калинников Виктор Сергеевич

                                           (1870-1927)                               

Русский советский композитор ,дирижер ,общественный деятель ,профессор Московской консерватории ,преподавал в Московском филармоническом училище, Синодальном училище (теория музыки ,гобой ,сольфеджио) ,руководил хорами ,преподавал пение в школах .Замечательный хоровой композитор ,выдающийся деятель русской музыкальной культуры .Блестящие способности ,абсолютный слух ,огромная работоспособность позволили Калинникову  отлично закончить два отделения училища(гобой и теоретико – композиторское отделении) и успешно работать по обеим специальностям .Его музыкальная деятельность очень разнообразна и многопланова .Он играл в оркестре в частных оперных театрах И. Прянишникова и С. Мамонтова ,затем заведовал музыкальной частью и дирижировал оркестром Московского Художественного театра,

руководил оркестром студентов  Высшего технического училища .Дирижерская  деятельность принесла Калиникову известность .

Музыкальное наследие Виктора Калинникова невелико .Видимо ,его интенсивная педагогическая и исполнительская деятельность не оставляла ему досуга для творчества. (Материальные трудности ,вероятно ,также сыграли в этом свою роль) .Им написано 15 хоров а capella ,ряд хоровых обработок народных песен для четырехголосного и двухголосного хоров ,детские песни с сопровождением фортепиано ,несколько духовных хоров .Ему принадлежат переложения для хора некоторых романсов русских композиторов («Рыцарский романс» Глинки , «Море» , «Спящая княжна» , «Песня темного леса» Бородина , «Менестрель» Аренского , «Ты взойди ,солнце красное» Мусоргского , «Не плачьте над трупами» Черепнина) ,а также «Марсельезы» и «Интернационала» .

Несмотря на незначительное количество ,оригинальные хоровые сочинения  Виктора Калиникова представляют собой существенный ,художественно ценный вклад в русскую хоровую литературу .

Творческое лицо Виктора Калинникова и его композиторский почерк полностью сложились в первом десятилетии ХХ века .Различные хоровые коллективы развивали интенсивную концертную деятельность .Величайшего исполнительского мастерства достигают церковные хоровые коллективы .Церковные хоры начинают выступать на эстраде в так называемых духовных концертах и вводить в программу произведения не только духовного ,но и светского содержания .

 Виктор Калиников основное  внимание уделяет хорам светского  ,а не духовного содержания .Насыщенная  «хоровая атмосфера» тех лет  была существенным фактором, определившим  направление творчества Калиникова .Вторым важным обстоятельством  было непосредственное влияние Василия Калиникова и через него Чайковского ,которым восторгался Василий Сергеевич .Третьей предпосылкой формирования творчества в значительной мере обусловившей выбор им поэтических текстов для хоров ,были незабываемые детские и юношеские впечатления от природы средней полосы России, родных орловских пейзажей .

В сущности все хоры Калинникова  по своему содержанию являются «эмоционально  окрашенными пейзажами» .

Список авторов ,на стихи которых  писал Калинников ,очень разнообразен :два стихотвтрения Пушкина ,Бунин ,Баратынский ,Жуковский ,Никитин ,Скиталец ,Кольцов, А. Федоров ,Н. Соколов , А. Толстой .

В музыкальном стиле хоров проступают две основные тенденции .Одна идет от Чайковского ,другая от – Бородина .Музыкальный язык хоров первого типа в общем базируется на гармонических ресурсах романсов Чайковского ,но особенно отчетливо проступает направление Чайковского в их фактуре ,представляющей собой образец характерной русской «поющей гармонии» ,то есть такого изложения ,основой которого является гармония ,но мелодизация голосов настолько интенсивна ,что музыкальная ткань приближается к полифонической .Ярким примером подобной фактуры может служить Andante con moto из хора «Нам звезды кроткие сияли» ,poco piu mosso из «Элегии» ,tempo primo из «Осени» , «Жаворонок» .

Мелодизация партий обусловливает  и некоторые характерные гармонические приемы Калинникова .Мы имеем в виду прежде всего мелодическую природу его альтераций (которые он применяет очень часто ,особенно в аккордах субдоминантовой группы) .Как правило .альтерированные аккорды возникают у Калинникова в результате хроматических сдвигов в голосах ,то есть чисто мелодическим путем ,а не как самодовлеющий аккордовый комплекс .При этом Калинников нередко «гасит» альтерацию :не разрешает ее по тяготению ,а возвращает гармонию к натуральному виду .К этой же категории явлений относится и излюбленный Калинниковым прием модулирования .Наиболее часто у него встречается так называемая мелодико – гармоническая модуляция ,при которой ,как известно ,функциональное переключение гармонии играет второстепенную роль ,а на первый план выступают мелодические связи аккордов .Нередки у Калинникова и так называемые эллиптические обороты(частный вид мелодико – гармонической модуляции), то есть мелодическое соединение неразрешенного неустойчивого аккорда одной тональности с неустойчивым аккордом другой. В некоторых случаях модуляция происходит и чисто мелодически.

Иногда мелодический принцип выдерживается  композитором настолько последовательно, что даже делает функционально неубедительным его заключительные кадансы(поскольку определенность каданса должна создаваться именно отчетливостью функциональной логики).

Бородинская линия проявляется  в хорах Калинникова при обращении его к эпическим образам или к бытовым русским национальным картинам(аналогичное явление мы наблюдаем и в хорах подобного характера других русских авторов).В этих хорах у Калинникова  нередко встречаются ладовые модуляции и взаимопроникновение мажора и минора, типичные для кучкистов, развернутые органные пункты с характерными переливами на их фоне мажора и параллельного минора.

Остальные хоры Калинникова , как и огромное большинство русских хоров а сарреllа, написаны в так называемых мелких формах. Это или периоды («Зима» , «Проходит лето»), или простые двухчастные формы («Жаворонок » , «Ой, честь ли то молодцу»), или разновидности трехчастных форм. Несколько особняком стоит хор «Спесь» ,написанный в свободной форме. Чаще всего Калинников обращался к трехчастной форме ( наиболее благодарной из мелких форм, поскольку она, как известно, сочетает возможности контрастных сопоставлений с архитектонической завершенностью).

Сочинения его рассчитаны на большой  и высококвалифицированный исполнительский  коллектив .Об этом говорят и сложные  тонально модуляционные планы его хоров.

Общий же диапозон и особенно тесситура  хоровых партий у Калинникова  сравнительно очень умеренны, как  и у всех композиторов, ценящих  прелесть мягкого хорового звучания и понимающих трудность и напряженность высокой тесситуры.Любопытно, что диапозоны хоровых партий Калинникова  почти всегда примерно одни и те же, независимо от тональности. Разумеется эти диапозоны и в особенности тесситура варьируются в связи с художественной задачей произведения.

Количество голосов в хоре постоянно меняется в целях тембровой выразительности.

Большой интерес представляют хоровые  обработки и переложения Виктора  Калинникова.Для смешанного хора без  сопровождения он сделал обработки  русских народных песен «Вниз  по матушке по Волге», «Заиграй, моя  волынка» , «Эх, ухнем», «Ты взойди, солнце красное», «У ворот, ворот батюшкиных» и революционных песен «Интернационал» и «Марсельеза». В обработках народных песен проявилось тонкое понимание композитором основ народного многоголосия. Обработки революционных песен «Интернационал» и «Марсельеза» были предназначены для массового хорового исполнения.

В переложениях для смешанного хора романсов Бородина «Песня темного леса», «Море», «Спящая княжна» и «Рыцарского  романса» Глинки Калинников создал выразительные  хоровые миниатюры, нисколько не изменяя характера и не утяжеляя звучания этих произведений.

Деятельность Калинникова, его  творчество сыграли важную роль в дальнейшем развитии русского хорового искусства на рубеже ХIХ и ХХ столетий.


Информация о работе Творчество В.Калинникова и выдающегося русского поэта А.Пушкина