Развитие социального партнерства в республике беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Историко-экономические предпосылки возникновения и развития социального партнерства, основные модели социального партнерства. Понятие и содержание системы социального партнерства и ее становление в РБ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА,
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 5

2. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 14

3. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18

4. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 23

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Социальное партнерство.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Процесс согласования и защиты интересов работников и нанимателей может осуществляться как непосредственно, путем организации взаимодействия органов государственного и местного управления с представителями профсоюзов и объединениями нанимателей, так и опосредованно в результате обмена информацией, создания благоприятных условий для решения проблем, ведения переговоров и подписания коллективных договоров, соглашений.

Органы государственной власти и местного самоуправления, взаимодействуя в сфере социального партнерства, выступают не только как посредники или арбитры, осуществляющие согласование интересов работников и нанимателей, но и как собственники производственных мощностей, организаторы производственного процесса и как наниматели.

Отмеченные обстоятельства во многом определяют возможности, границы деятельности и поведения как институтов государственного и местного управления, так и профсоюзов, и объединений нанимателей, в сфере взаимодействия с государством по различным проблемам политической, экономической, социальной и духовной жизни общества. Эти же обстоятельства надо учитывать при анализе основных направлений, целей и задач развития партнерских отношений на разных уровнях. У субъектов социального партнерства могут и должны быть как общие, так и отличные друг от друга цели деятельности, что не только естественно, но и жизненно необходимо для каждой из сторон.

Связи институтов республиканского и местного управления с профсоюзами и объединениями нанимателей можно рассматривать с разных позиций: с точки зрения согласования или констатации общих целей взаимодействия, а также характеристики специфических направлений, осмысления особенностей поведения каждого субъекта в зависимости от положения дел в сфере социально-трудовых отношений в данный момент или в прогнозируемом будущем. Объективно все три стороны – властные структуры, профсоюзы и объединения нанимателей – стремятся к обеспечению экономического и социального прогресса, к рациональному использованию трудового потенциала, улучшению условий труда и быта работников, к созданию эффективной системы коллективных договоров и соглашений и т.д. Происходящие в экономике, на производстве процессы зачастую препятствуют достижению названных целей, создают ситуацию, при которой государственные органы, объединения предпринимателей не в состоянии содействовать динамичному развитию производства, теряют контроль над социально-экономической обстановкой. В результате возникают конфликтные ситуации, нередко вынуждающие партнеров вступать в конфронтацию, занимать позицию противостояния, или организовывать акции протеста.

Государство, объединяя  всех граждан страны, способно представлять в системе социального партнерства их общие интересы и цели, выражать общую волю народа, обеспечивать претворение ее в жизнь, применяя самые разнообразные технологии, в т.ч. умиротворения, сдерживания, раскола «по горизонтали» и «по вертикали». Реализацию технологии умиротворения можно проследить на примерах привлечения госслужбой, органами власти на свою сторону лидеров отдельных профсоюзов в целях создания своего рода противовесов менее лояльным профсоюзным объединениям и организациям.

Главным компонентом технологии сдерживания является принципиальный отказ властных структур, нанимателей от уступок в социально-экономической политике, прежде всего, в вопросах финансирования. Технологии сдерживания подкрепляются чаще всего фактическим отказом институтов власти при определенных условиях от взаимодействия с профсоюзами, группами и комитетами давления. Иногда объявляются своего рода запреты на лоббирование конкретных социальных вопросов. На практике технологии сдерживания реализуются властными структурами путем использования превентивных мер: ответного, встречного давления на профсоюзы, реорганизации отдельных звеньев системы государственного управления. В системе социального партнерства институтами государственной власти эффективно используются технологии «раскола по горизонтали», выражающиеся в удовлетворении групповых притязаний одних – менее слабых и противодействии другим – более сильным – профсоюзным объединениям и организациям; в создании исполнительной властью альтернативных групп давления и обеспечении ими поддержки в интересах проведения реформ. Технологии сдерживания, как свидетельствует опыт, осуществляются и путем «раскола по вертикали». Это выражается в перенесении взаимодействия властей с конфликтующими корпоративными группами на индивидуальный уровень.

 

3. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО

ПАРТНЕРСТВА И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Для современного этапа развития общества характерно признание возрастающей роли человеческого фактора в сфере труда, что обусловливает повышение конкурентоспособности и эффективности экономики в целом. Вложения в человека в развитых странах Запада стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которыми необходимо разумно пользоваться.

Характерно высказывание сооснователя фирмы «Сони» Акио Мориты: «Многие иностранцы, посещая нашу фирму, удивляются, как мы, используя ту же технологию, то же оборудование и сырье, как в Европе и США, добиваемся более высокого уровня качества. Они не понимают, что качество дают не станки, а люди». Именно в Японии традиционно наиболее распространенной является система пожизненного найма работников. Нанимаясь в ту или иную фирму, японец сразу же узнает, какие перспективы открываются перед ним через несколько лет безупречной работы. Работник сразу же оказывается в атмосфере, где каждый чувствует поддержку друг друга, а не крик со стороны начальника. В случае сложного финансового положения фирмы из него выбираются сообща [16, с.56].

Человеческий фактор оказывается  эффективнее, чем введение режима временной занятости, усиление командно-административных начал в управлении. В Японии, как и в других развитых странах, стремятся к гармонизации отношений между трудом и капиталом, прибегая к использованию механизмов социального партнерства при разумном учете интересов сторон коллективных трудовых отношений. Ведь социальное партнерство возникает при наличии не просто стихийного спонтанного согласия, но и осознанной потребности в согласованном поведении и общем упорядочении отношений. Очевидно, социальное партнерство лучше всего может быть реализовано в условиях демократического общества, т.к. его жизнь погружена в разветвленную структуру договорных обязательств.

Термин «социальное партнерство» учеными трактуется по-разному.  
И.О. Снигирева полагает, что «социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений между работодателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающуюся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений». По мнению В.Н. Киселева, «социальное партнерство есть специфический тип общественных отношений, присущий обществу рыночной экономики на определенном этапе его развития и зрелости». К.Н. Гусов и  
В.Н. Толкунова считают, что «социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, означает переход «от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству». Здесь интересна формулировка «конфликтное сотрудничество», которая выражает объективную реальность, присущую коллективным трудовым отношениям в условиях рыночной экономики [16, с.57].

Как известно, интересы субъектов коллективных трудовых отношений отнюдь не тождественны. Для профсоюзов наиважнейшая задача – добиться достойной заработной платы, повышения уровня жизни работников, улучшения условий их труда, то есть обеспечения охраны труда в самом широком смысле этого понятия. У нанимателей, органов государственного, хозяйственного управления превалирует интерес, связанный с обеспечением желаемой динамики развития производства, укреплением трудовой и производственной дисциплины, снижением издержек и получением прибыли. И хотя интересы профсоюзов, нанимателей и органов государства по данным позициям не могут быть полностью тождественны, по многим из них они все же пересекаются, что объективно и создает почву для взаимодействия и сотрудничества.

В условиях формирования социально ориентированной экономики социальное партнерство призвано быть одним из инструментов государственной политики в сфере труда. В Трудовом кодексе Республики Беларусь (ТК) [9] закреплены общие правила регулирования коллективных трудовых отношений, основные принципы социального партнерства, порядок разрешения коллективных трудовых споров. Ст.352 определяет социальное партнерство как форму «взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанную на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов» [9]. Тем самым определено целевое предназначение социального партнерства в сфере труда – разработка и реализация социально-экономической политики государства с учетом интересов работников и нанимателей. По мнению Ф.П. Витко, юридическая трактовка социального партнерства лишь как формы «взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов...» заметно сужает не только сущность, но и сферу влияния этого исторически обусловленного общественного феномена. Более точно следовало бы толковать социальное партнерство как возникшую на определенном этапе общественного развития систему отношений между нанимателями, государственными органами и представителями наемных работников, основанную на поиске баланса интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов [16, с.59].

В качестве субъектов социального партнерства выступают органы государственного управления, объединения нанимателей и объединения работников, поскольку именно они являются основными носителями интересов в сфере социально-трудовых отношений. В качестве объекта социального партнерства выступают социально-экономические интересы и возникающие в связи с ними общественные отношения, выражающие реальное положение, условия, содержание и формы деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей и слоев; качество и уровень их жизни под углом зрения справедливого распределения общественного богатства в соответствии с качеством и мерой труда, как осуществленного в настоящее время, так и в прошлом.

Социальное партнерство  связано с установлением и воспроизводством социально допустимой и социально мотивированной системы социального неравенства, обусловленного разделением труда, различиями в месте и роли отдельных социальных групп в общественном производстве и воспроизводстве. В самом общем виде объектом социального партнерства в сфере социально-трудовой деятельности являются отношения по поводу: а) производства и воспроизводства рабочей силы и трудовых ресурсов; б) создания, использования и развития рабочих мест, рынка труда, обеспечения гарантий занятости населения; в) защиты трудовых прав граждан; г) охраны труда, осуществления промышленной и экологической безопасности и т. д. [16, с.61].

Социальное партнерство  следует рассматривать не как состояние, а как процесс, как динамическое равновесие развивающихся интересов всех его субъектов. Основные направления развития, цели и задачи социального партнерства зависят от уровня согласованности действий и возможностей его субъектов, от конкретной социально-экономической ситуации их взаимодействия.

Эффективно функционировать социальное партнерство может лишь при системном подходе к его организации. Социальное партнерство как система воспринимает воздействие регулируемых и стихийных факторов общественной жизни и посредством соответствующего инструментария формирует в обществе отношения доверия и конструктивного сотрудничества. Такие отношения не могут возникнуть при отсутствии полноценных субъектов партнерства, отлаженных механизмов их взаимодействия, высокой культуры сотрудничества.

Социальное партнерство как особая система общественных отношений характеризуется следующими чертами: 1) субъекты партнерских отношений имеют не только общие, но и принципиально различные интересы, они иногда могут совпадать, но никогда не могут слиться; 2) социальное партнерство – взаимовыгодный процесс, в котором заинтересованы все стороны; 3) социальное партнерство – важнейший фактор формирования институтов гражданского общества, объединений нанимателей и работников, осуществления их цивилизованного диалога;  
4) социальное партнерство – альтернатива диктатуре, т.к. реализуется на основе договоров и соглашений, взаимных уступок, путем достижения компромисса, согласия и установления социального мира. Социальное партнерство – антипод социальному соглашательству, беспринципным уступкам одной стороны в пользу другой; 5) отношения социального партнерства могут быть деструктивными и регрессивными, если доминирующей их основой будет опора на силовые методы. Солидарность создается и держится на взаимной выгоде, а не на власти и силе; 6) в социальном партнерстве нередко проявляется двойственность отношений, содержащих в себе как позитивные, так и негативные стороны. Нередко профсоюзы выступают против структурных изменений в экономике, сдерживая ее развитие.

Процесс формирования цивилизованных социально-партнерских  отношений, как свидетельствует опыт развитых стран, сложный и долговременный. Беларусь, как и другие государства-участники СНГ, проходит «начальную школу» становления и развития социального партнерства. 

Характерно, что в советские времена термин «социальное партнерство» в официальной лексике не употреблялся. И это твердая идеологическая установка. Долгие годы в СССР социальное партнерство рассматривалось как ловушка, сопряженная для профсоюзов с предательством классовых интересов трудящихся. Но, как убеждает практика, отлаженные механизмы социального партнерства, договорное регулирование оплаты и условий труда, занятости и других социально-трудовых вопросов на национальном, отраслевом или местном уровнях выполняют роль своеобразных социальных стабилизаторов. Они позволяют, если не устранять, то значительно смягчать возникающий дисбаланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Механизм социального партнерства в Беларуси стал формироваться лишь в 1990-е годы. 15 декабря 1992 г. Законом «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ» в законодательство был введен термин «социальное партнерство». Начавшийся процесс формирования механизма социального партнерства проходил в сложных условиях. Уровень жизни населения резко снижался. Многие отрасли экономики и науки оказались разрушенными. Социальная напряженность в трудовых коллективах достигла критической отметки. Стихийные забастовки, несанкционированные митинги приобрели массовый характер. В этой атмосфере профсоюзы Беларуси выступили инициаторами создания правовой базы и механизмов социального партнерства. По инициативе и с участием Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ) 24 ноября 1992 г. был принят Закон «О коллективных договорах и соглашениях», а 18 января 1994 г. – Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Эти законы положили начало созданию основ социального партнерства, развитию коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, установлению примирительных процедур для урегулирования разногласий между нанимателями и работниками (их представителями), определению порядка и условий проведения забастовок. В развитии многоуровневой системы регулирования коллективных трудовых отношений важную роль сыграли Указы Президента «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» от 15 июня 1995 г. № 278 [10], «О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профессиональных союзов» от 16 декабря 1997 г. № 639, «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам» от 5 мая 1999 № 259.

Информация о работе Развитие социального партнерства в республике беларусь