Развитие социального партнерства в республике беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Историко-экономические предпосылки возникновения и развития социального партнерства, основные модели социального партнерства. Понятие и содержание системы социального партнерства и ее становление в РБ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА,
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 5

2. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 14

3. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18

4. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 23

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Социальное партнерство.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

РАЗВИТИЕ  СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ               3

 

1. ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

    И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА,

    ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА        5

 

2. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА   14

 

3. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

  И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ      18

 

4. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА     23

 

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО

    ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ       28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ             31

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ       33

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы курсовой работы. В процессе формирования рыночных отношений в понятийный аппарат правовой и экономической науки все прочнее входит институт социального партнерства.

Преобразования белорусского общества сопровождаются сложными процессами конструирования демократического политико-правового механизма управления социальными явлениями. Курс на создание рыночной экономики приводит к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и нанимателем, производителем и потребителем.

Происходящие политические и социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон. Для обеспечения согласования позиций и учета интересов сторон коллективно-трудовых отношений мировая практика выработала систему социального партнерства, которая позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов мирными средствами.

Социальное партнерство – это эффективная форма формирования и реализации социально-экономической политики государства на основе согласования интересов различных слоев и групп общества (труда и капитала) посредством переговоров, отказа от конфронтации и насилия. Социальное партнерство способствует демократизации социально-трудовых отношений, устойчивому политическому и экономическому развитию общества, создает условия для выравнивания возможностей субъектов хозяйствования в их конкуренции на рынке товаров и услуг, снижает напряженность на рынке труда.

Прежде всего, социальное партнерство – это метод решения социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемными работниками, представляемыми, как правило, профсоюзами, нанимателями (и их объединениями) и государством. В современном мире социальное партнерство – один из центральных аспектов организации социального рыночного хозяйства.

Социальное партнерство выступает как специфический тип социальных отношений, направленных на достижение баланса в реализации основных интересов важнейших социальных групп, и рассматривается, прежде всего, как идеология цивилизованного общества, как основа и необходимый инструмент строительства социально ориентированных государств. В нашей республике этому способствует разработка социальных механизмов повышения эффективности функционирования местного управления и самоуправления в городах, привлечение населения к разработке и реализации программ и социальных инициатив.

Идеология социального партнерства состоит в том, что социальные конфликты между сторонами решаются не через противостояние социальных групп, а установлением социального мира, не через «конфликтное соперничество», а «конфликтным сотрудничеством». Метод решения социальных конфликтов в границах социального партнерства – компромисс, согласование интересов, а не противостояние. Социальное партнерство предусматривает решение социальных конфликтов не революционным путем, а путем мирных переговоров и взаимных уступок.

Институт социального  партнерства нашёл применение и в Беларуси. В частности, в Трудовом кодексе Республики Беларусь (ТК) [9] законодательно закреплены общие правила регулирования коллективных трудовых отношений, основные принципы социального партнерства, а также порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Задача построения социального государства в Республике Беларусь обязывает развивать принцип социального партнерства как социальный институт и социальный процесс. Правовая база регулирования системы социального партнерства в нашем государстве невелика. Данный институт регулируется буквально несколькими нормативными правовыми актами, чего, безусловно, на нынешнем этапе государственно-экономического, социального развития недостаточно.

В силу изложенного, тема курсовой работы является весьма актуальной. Вопросам социального партнерства в Республике Беларусь следует уделять особое внимание ввиду большого значения данного института для экономического и социального развития.

Объект работы – институт социального партнерства в теории и практике государственно-административного управления в Республике Беларусь.

Предмет работы – особенности возникновения и развития института социального партнерства в Республике Беларусь, основы правового регулирования данного института в белорусском законодательстве.

Цель работы – изучение и изложение особенностей института социального партнерства в теории и практике государственно-административного управления Республики Беларусь, определение перспектив и основных направлений дальнейшего развития данного института в Республике Беларусь.

Задачи работы: 1) провести анализ историко-экономических предпосылок возникновения и развития социального партнерства; 2) охарактеризовать основные модели социального партнерства; 3) определить значение социального партнерства  в современном демократическом государстве с социально ориентированной экономикой; 4) определить место государства в системе социального партнерства; 5) дать характеристику системы социального партнерства и определить основные этапы становления этой системы в Республике Беларусь;  6) дать характеристику принципов и функций социального партнерства; 7) определить основные направления и перспективы развития социального партнерства в Республике Беларусь.

Методы, использованные при выполнении курсовой работы: 1) диалектический метод; 2) метод анализа и сравнения; 3) метод исторического анализа; 4) сравнительно-правовой метод; 5) формально-юридический метод и др.

Анализ источников. При выполнении работы проанализирован ряд источников нормативного характера и специальная литература по теме. Среди нормативных источников проанализированы как международные правовые акты, так и нормативные правовые акты Республики Беларусь. Использованы работы специалистов в области административного права и государственно-административ-ного управления, экономической теории, трудового права, права социального обеспечения. Особенно следует отметить труды М.Н. Базылевой, Г.А. Василевича, Ф.П. Витко.

Структура работы. Курсовая работа включает введение, пять разделов, заключение и список использованных источников. Работа выполнена на 34 листах.

 

1. ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА,

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

 

 

Общественная жизнь  – это постоянные столкновения интересов различных социально-демографических групп, возникающих в силу объективных различий. В этом столкновении, в спорах формируются цели и задачи социальных групп. Для развития общества нет более важной и актуальной проблемы, чем достижение социального согласия. Исторический опыт многих стран свидетельствует, что их развитие без социальных потрясений и разрушений во многом связано с идеей социального партнерства, взаимодействия и сотрудничества различных сторон [16, с.42].

Политика  социального партнерства – это «совокупность мер, направленных на взаимодействие профсоюзов, нанимателей и правительства с целью согласования различных социально-групповых интересов и регулирования конфликтов между ними цивилизованным путем» [22, с.315].

Нужно отметить, что важное значение в социальной политике приобретает nepeход от социального иждивенчества к социальным гарантиям со стороны государства, а именно защита права человека на свободный труд, обеспечение личной безопасности граждан, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей определенным жизненным стандартам. Механизм социальных гарантий должен обеспечить такие условия жизнедеятельности населения, при которых снижение уровня жизни, связанное с трудностями переходного периода, может быть минимальным и кратковременным.

Решение проблем социальных гарантий должно быть комплексным: на государственном, региональном и местном уровнях. Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах. Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций и населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды, фонды социальной помощи [21, с.366]. 

Для анализа  категории «социальное партнерство» необходимо определить сущность обоих понятий. Этимологически данное словосочетание происходит от слов «партнер» [франц. pаrtenаirе] – участник какой-нибудь совместной деятельности и «социальный» [лат. socialis] – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. Таким образом, данное понятие можно трактовать как совместную деятельность, направленную на сотрудничество и согласование интересов. Исторически сложилось так, что термин «социальное партнерство» применяется лишь тогда, когда разделение людей, столкновение их интересов и взаимодействие происходит по схеме: работодатель – работополучатель (в терминологии белорусского законодательства: наниматель – наемный работник). В данном случае интересы этих социальных групп относятся к сфере социально-трудовых отношений, положению людей в сфере экономической деятельности.

Осмысление проблемы сотрудничества, согласования интересов разных социальных групп можно обнаружить в философских трудах древних мыслителей, в частности, в «Поучении Птахотепа» (XXVIII в. до н.э.), учениях Заратустры (VIII в. до н.э.) и Конфуция (V в. до н.э.). Птахотеп, например, рассматривал необходимость согласия исходя из характера общественного устройства в форме «пирамиды», в которой есть различные социальные слои, а ее верховный правитель одаривает заслуживших того людей, позволяя им подняться на следующий уровень, приближая таким образом к себе. И все в мире находятся на разных уровнях восхождения к Единому Началу, которое и руководит всем, всему дарует жизнь [16, с.43].

Дальнейшее развитие идея социального  партнерства получила в XVIII веке. Идея сотрудничества по праву связывается с именами «социалистов-утопистов» Шарля Фурье (1772–1837), Анри Сен-Симона (1760–1825) и Роберта Оуэна (1771–1858). Именно Ш. Фурье сформулировал мысль о неизбежности сотрудничества труда и капитала.

Одним из первых, кто использовал термин «партнерство» в качестве регулирования социально-трудовых отношений, был один из крупнейших идеологов XIX века Джон Стюарт Милль (1806–1873) – английский философ, психолог, социолог и экономист. Он утверждал, что отношения между хозяевами и работниками будут постепенно вытеснены отношениями партнерства, считая высшей целью всего сущего моральное преобразование общества на основе нахождения удовлетворительного компромисса между индивидом и различными общностями, в том числе и в сфере труда [16, с.44].

В дальнейшем этот тезис получил значительное развитие в трудах Альфреда Маршалла (1842–1924), который подчеркивал, что сотрудничество между капиталом и трудом столь же обязательно, как сотрудничество между прядильщиками и ткачами. При отсутствии сотрудничества или хотя бы определенного взаимодействия между сторонами, участвующими в производственно-трудовом процессе, неизбежно произойдет обострение отношений между ними, чреватое острыми социальными катаклизмами. Именно на последнее обстоятельство обращали внимание классики научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс, утверждая в «Манифесте Коммунистической партии» (1848), что вся история развития современного человечества была историей борьбы классов. Однако правы они были лишь наполовину, поскольку в общественных отношениях, наряду с тенденцией классового противоборства и противостояния, постоянно проявляется ее противоположная тенденция – поиск согласия, компромисса, путей к объединению.

В разные исторические периоды в  определенных условиях тенденция конфликта может уступать место тенденции сотрудничества и согласия. Во времена жизни основоположников марксизма в буржуазном обществе преобладала тенденция противоборства и противостояния. Однако уже в середине ХХ века в развитых демократических странах рыночной экономики начинают преобладать тенденции согласия и сотрудничества, стремление к цивилизованному регулированию социально-трудовых отношений. Такая трансформация была обусловлена, прежде всего, изменением системы отношений собственности.

При достижении соответствующего уровня развития производительных сил и производственных отношений происходит формирование свободного рынка труда. На этом рынке есть и продавец, и покупатель. Они сами должны договариваться о цене и условиях купли-продажи рабочей силы. Но проводиться этот «торг» должен на основе партнерских взаимоотношений: в определенных рамках, по правилам и нормам, защищающим интересы обеих сторон. Такие отношения возникли лишь на этапе становления рынка труда, под воздействием окрепшего рабочего и профсоюзного движения и стали выражением стремления буржуазии не допустить социального взрыва.

Информация о работе Развитие социального партнерства в республике беларусь