Творчество Кандинского Василия Васильевича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:12, реферат

Описание работы

Русский авангард 1910-х годов представляет довольно сложную картину. Он характерен стремительной сменой стилей и направлений, изобилием групп и объединений художников, каждое из которых провозглашало свою концепцию творчества. Нечто аналогичное происходило и в европейской живописи в начале века. Однако, смешение стилей, «неразбериха» течений и направлений были неведомы Западу, где движение к новым формам было более последовательным.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...……….. 3.
Биография …………………………………………………………….. 4.
Художественный вклад в русскую культуру……………………. … 8.
Заключение…………………………………………………………… 11.
Описание картин……………………………………………………… 12.
Перечень упоминаемых картин……………………………………… 13.
Литература……………………………………………………….…. … 13.

Файлы: 1 файл

МАУДОД.doc

— 477.00 Кб (Скачать файл)

 Можно еще назвать такие  полотна, как «Круги в круге» (1923), «Интимное известие» (Овал  № 1, 1925) и «Без названия» (Овал  № 2, 1925).  

 Свое внимание к кругу  Кандинский объяснял так: «Сегодня  я люблю круг, как раньше любил, например, коня, а может быть и больше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он и занял место коня». В круге он находил «связь с космическим», восхищался «напряжением, несущим в себе бесчисленные напряжения», при этом он испытывал «сильное чувство внутренней силы круга».  

 Картины Кандинского все  чаще выставляются: каждый год  между 1927-м и 1932-м в разных  странах открывалось от пяти  до пятнадцати выставок с его  произведениями. В 1930 году состоялась  первая персональная выставка художника в парижской галерее «Зак», а на следующий год – другая, в «Галери де Франс».  

  
Биоморфная абстракция. Париж. 1934-1944

С приходом к власти нацистов Кандинский покинул Германию, гражданство которой  получил в 1928 году. Теперь он направился во Францию. Там он остался до конца своих дней, поселившись в Нейи под Парижем. В 1939 году он примет французское подданство. Несмотря на преклонный возраст, его творческая сила еще не иссякла. Он не сдался, хотя теперь снова был один, снова трудился в уединении собственной мастерской. К тому же в те годы в европейском искусстве господствовал возрожденный реализм, из-за чего Кандинскому и другим нефигуративным художникам приходилось нелегко.  

 «Каждый за себя» – такое  многозначительное название было дано Кандинским одной из первых написанных им в Париже работ. Самая же первая из них – акварель – была названа не менее характерно: «Старт». День художника по-прежнему строго упорядочен. В его расписание включена даже пятнадцатиминутная прогулка в Булонском лесу или по берегу Сены.  

 Парижское время – самый  спорный период в творчестве  Кандинского. Творчество этого  периода, получившего наименование  «синтетического», отмечено отпечатком  воздействия сюрреалистической  живописи: «Разные части», «Вокруг  круга» (обе – 1940), «Разнообразные действия» (1941).  

 Как отмечает М.К. Лакост: «Графически-строгое образотворчество  сменилось в его картинах мотивами  барочной полноты, выглядящими  так, будто они уже утратили  всякую связь со структурой, которая  долгое время лежала под поверхностью, будучи знакома лишь художнику; и только силой творческого акта стала видна также другим.  

 …Всплыли своеобразные фигуры, которые так и хочется назвать  существами. Художник не предпринимал  ничего, чтобы смягчить эффект  причудливо-нелепого. Напротив, чем абсурднее в этих картинах фигуры, тем очевиднее решимость прорисовать их до последней детали; чем изощреннее формы, тем ярче краски. Ни разу прежде не виданные, но почему-то все же привычные фигуры появляются в двух разных конфигурациях: то это замкнутая в себе композиция, то беспорядочное нагромождение самых несходных форм, рассеянных по всему полотну. Однако исполнение отличается такой ясностью, что не оставляет места ни одной случайной детали: союз точности и воображения!»  

 Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой». В 1944 году Кандинский тяжело заболел, и 13 декабря 1944 года его не стало.

 

Художественный вклад  в русскую культуру

 

XX век подарил человечеству много  выдающихся личностей, чей вклад  в развитие мировой культуры настолько велик, что мы подчас не можем оценить его во всей полноте. В ряду таких личностей достойное место занимает Василий Васильевич Кандинский — смелый, дерзновенный и плодотворный экспериментатор. 

В. В. Кандинский принадлежал к поколению 60-х годов прошлого века, но творчеством стал заниматься только на рубеже веков. Он решил стать художником в зрелом возрасте, и своей судьбой в чем-то напоминает Ван Гога и П. Гогена. В. Кандинскому предстояло пройти искушение модернизмом и выйти к новым художественным свершениям — к созданию авангардного абстрактного искусства, обосновав его существование не только своими произведениями, но и теоретически.

В критической и теоретической  литературе понятие «авангард» толкуется  очень широко и часто применяется к различным явлениям модернизма. Разные искусствоведы давали разные определения «авангардизму». Упрощая суть вопроса, скажем, что авангардизм — это такое исторически-конкретное явление в развитии художественной культуры, характерной особенностью которого является открытие новых средств, способов и форм художественного мышления.

В русском искусстве начала XX века в авангарде были кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм. Конечно, к какому бы направлению ни принадлежал  художник, значение имеет только его творческая индивидуальность, способность мастера через свой метод, художественную манеру и стиль выразить духовные ценности современной ему цивилизации. 

 

Отношение к творчеству В.В. Кандинского  долгое время было крайне негативным, причем выражалось это со стороны вождей тоталитарных государств. В 1930-е годы в фашистской Германии картины В. Кандинского были отнесены к «дегенеративному искусству». По-своему вторили немецким идеологам и у нас — в стране, где восторжествовал только метод социалистического реализма. Обыкновенные граждане никак не могли выразить свое отношение к произведениям художника, потому что они их просто не видели.

 

Традиционно считается, что история  абстрактного искусства началась в  России с 1910 года, когда появились  первые неизобразительные акварели В. Кандинского. Перспективы развития абстрактного искусства В. Кандинский связывал, как пишет доктор философских наук И. П. Лукшин, с «наступлением новой духовной атмосферы. Он и ощущал себя не рядовым художником, а деятелем, который сам приближает эру духовного царства, эпоху великого духовного возрождения». Говоря о духовности, В. Кандинский подчеркивал, что она связана с выражением внутреннего мира человека, который наиболее адекватно раскрывается в беспредметных формах, так как предметность является бездуховным, вульгарным материализмом.

 

Для того, чтобы наглядно представить  переход к эпохе великой духовности, В. Кандинский изобразил треугольник. Его верхнюю острую часть занимают художники пророческого типа, чье  творчество отвергается многочисленной толпой, располагающейся в основании треугольника. Движение в нем идет по направлению вверх, и впоследствии на место, которое изначально занимали всего несколько человек, со временем приходят целые массы. Так осуществляется духовный рост общества - с отклонениями, временными остановками, иногда прерывается периодами упадка. И в такие моменты (считает В. Кандинский) искусство ищет содержание в твердой материи, потому что не находит его в тонкой. Эра же нового искусства означает его движение к «анатуральному, абстрактному и внутренней природе».

Переходу к абстрактной живописи у В. Кандинского соответствует  появление в его творчестве апокалиптических мотивов. В апокалиптическом взгляде  на мир концентрировалось ощущение конца света, ощущение господства сатаны. В битве добра и зла, света и тьмы, Бога и сатаны будет разрушен старый неправедный мир, воскреснут все христиане и на земле воцарится Мессия. Мотивы этой вселенской катастрофы переходили у В. Кандинского из одного произведения в другое, исполнялись им в различных материях. Например, фигуры апостолов из «Всех святых» превратились в «Воскресение» в живописи на стекле, в акварель и гравюру для сборника «Звук», а потом трансформировались в «Страшный суд». Если сначала в левом верхнем углу картин В. Кандинского сохранялись еще смутные очертания ангела с трубой, то впоследствии конкретность деталей постепенно исчезает, контуры отделяются от цветовых плоскостей, цветные пятна теряют свою вещественность и объемность, живописные формы становятся прозрачными и взаимопроникающими. Святой Илья превращается в красное пятно, ангелы в левом верхнем углу становятся повторяющимися кривыми линиями. 

 

Свое обращение к абстрактной  живописи В. Кандинский объяснял не фантазией, не прихотью художника, а существованием замаскированных образов, содержание которых должно выявляться постепенно. В конце 1900-х годов он поселился в Мурнау — небольшом баварском селении у подножия Альп, среди гор и озер. Вероятно, здесь художник и написал свои первые абстрактные композиции и импровизации.

Отказавшись от предметности изображения, В Кандинский разработал три типа абстрактных картин, которые и  легли в основу его дальнейшего  творчества. Первый тип — это  «импрессии», которые рождаются  от прямого впечатления при созерцании внешней природы. Второй — импровизации, выражающиеся «главным образом бессознательно, большей частью внезапно». Первые беспредметные работы и были созданы В. Кандинским в «импрессиях» и импровизациях. В них художник еще сохранял некоторую связь с реальными предметами, но потом окончательно разделил свои картины на три стадии удаления от первоначального импульса, который дал толчок к их написанию. Третий тип — собственно композиции, в которых многолетние художнические изыскания В. Кандинского получили наиболее полное выражение. «С самого начала, — писал художник, — уже одно слово «композиция» звучало для меня, как молитва». Лучшие из них созданы в начале 1910-х годов — в период наивысшего развития таланта художника.

 

Вершиной творчества В. Кандинского  считаются «Композиция VI» и «Композиция VII», написанные в 1913 году.  Как пишет искусствовед Н.Б. Автономова, по комбинациям живописных форм и линий картины эти многосоставны и разнообразны. В них нет глубины пространства в привычном для нас понимании, однако при этом она все же сохраняется. Характер распределения форм, наложенных друг на друга, и свойства самой краски (которая, по словам В. Кандинского, «может отступать или выступать, стремиться вперед или назад») помогают ему построить «идеальную плоскость» и вместе с тем дать ее «как пространство трех измерений». Сам он называл это рисуночным (или живописным) «растяжением пространства».

 

«Композиции», над которыми В. Кандинский работал долго и напряженно, имеют  свою живописно-пластическую драматургию. Художник исполнил много графических и живописных набросков и эскизов, он мыслил свои «Композиции» как некие новые миры, возникающие так же, как возник «космос» — «путем катастроф, подобно хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер».

«Композиция VI» и «Композиция VII», почти одинаковые по размеру, различны по характеру содержания и его  воплощения. Каждый из мотивов, достигая своего крайнего напряжения, действительно  уподоблен некой катастрофе —  своего рода взрыву или потопу. Линии «Композиций» движутся по поверхности холста плавными изгибами то широко и свободно, то группируются в виде параллелей. Взаимодействуя, они сталкиваются друг с другом, изменяют свое направление, перерезают друг друга, ломаются или складываются в те или иные комбинации. Пятна и линииздесь действуют, как живые существа. И то, что это абстрактные линии (а не конкретные люди, животные или предметы), лишь усиливает выразительность события. Теряя в конкретности, пластическое событие приобретает характер всеобщности. Трагедия, которая разворачивается в условном времени, содержит в себе катарсис (очищение), гармоничное развитие, казалось бы, неразрешимых противоречий.

«Хор красок», состоящий из множества  голосов — разных по характеру, тембру и силе, звучит мощно и взволнованно. В. Кандинский в своих «Композициях» творит новую реальность, не имеющую ничего общего с окружающим нас миром. Но в этой новой реальности ощутим весь сложный, исполненный великих потрясений духовный мир человека начала XX века.

Композиция VI

 

Композиция VII

Заключение

 

Русские живописцы заняли твердое место в мировой истории писания картин. Многие известные фамилии до сих пор гремят на весь мир, их полотна после смерти раскупаются за миллионы долларов, а некоторые являются вообще бесценными.

Василий Васильевич Кандинский входит в их число. Русский живописец, теоретик изобразительного искусства и график был одним из основоположников абстракционизма. Бывший потомком каторжан, сыном Нерчинских купцов, за годы своей жизни он создал множество прекраснейших полотен. Картины Кандинского не оставляли равнодушным никого – их либо осуждали, либо ими восхищались.

Практически каждый год он выставлял  в России свои работы. Его вдохновляли  русские традиции: персонажи из сказок, старинные храмы, иконы…

В его работах начала ХХ века ярко выражено разнообразное влияние: от немецкого экспрессионизма и французского фовизма

Василий Кандинский, чья роль в  культуре ХХ века сравнима лишь с открытиями Пикассо, прошел трудный путь борьбы за новое искусство. Путь этот начинался  не с завоевания признания у публики и критики, а с многолетней борьбы с самим собой. Перипетии внутреннего развития определили многое не только в живописи, но и в поэзии, теоретических и публицистических работах художника.

 

Творчество Кандинского – уникальное явление в мире живописи русского и европейского искусства. Именно поэтому ему было суждено совершить переворот в живописи, и воплотить первые абстрактные композиции в жизнь.

 

Описание Картин

 

Василия Кандинского "Москва I".1916 г.

Картина выполнена на холсте маслом, использован квадрат в качестве формата, размер станковый. На картине изображена Москва глазами самого художника.  
Все объекты картины сосредоточены в центре. Можно увидеть дома, похожие на высотки, церквушки, трубы заводов, дороги, мощеные камнем.  Можно предположить, что светит солнце, в небе летают птицы. Если хорошенько всматриваться в картину, можно заметить что-то напоминающее радугу, и может быть облака, и даже дождь. Картина насыщена деталями.  Все предметы имеют полу-объем и черный контур. Художник использует всего лишь 3 базовых цвета - красный, синий и желтый, их оттенки. Картина очень красочная и насыщенная.

Художник хотел передать свое восприятие Москвы, по моему мнению, он этого  добился.

Как писал Кандинский: «Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Москва — мой живописный камертон».

 

1. "Москва I". 2."Парусник  в море".

   

 

"Парусник  в море".1902 г.

Картина выполнена в формате  вытянутого по вертикали прямоугольника, размер – станковый, выполнена маслом на дереве. Это пейзаж. На картине изображен одинокий парусник посередине моря. На горизонте виднеются то ли горы, то ли просто песчаный берег суши. Разгар дня, возможно, он постепенно клонится к концу, так как солнце уже начинает садиться, небо местами уже порозовело. Мы глядим на парусник как бы сверху вниз. Художник использует не большой контраст – это синий цвет и желтый, также контраст между темным парусником и светлым-светлым морем, небом. Преобладает – светло-лазурный.  В целом, картина светлая и легкая, написана крупными густыми мазками. По-моему мнению художник хотел передать небольшое одиночество, светлую грусть, отсюда – светлые тона, одинокий парусник. Художник смог это передать.

Информация о работе Творчество Кандинского Василия Васильевича