Творчество Кандинского Василия Васильевича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:12, реферат

Описание работы

Русский авангард 1910-х годов представляет довольно сложную картину. Он характерен стремительной сменой стилей и направлений, изобилием групп и объединений художников, каждое из которых провозглашало свою концепцию творчества. Нечто аналогичное происходило и в европейской живописи в начале века. Однако, смешение стилей, «неразбериха» течений и направлений были неведомы Западу, где движение к новым формам было более последовательным.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...……….. 3.
Биография …………………………………………………………….. 4.
Художественный вклад в русскую культуру……………………. … 8.
Заключение…………………………………………………………… 11.
Описание картин……………………………………………………… 12.
Перечень упоминаемых картин……………………………………… 13.
Литература……………………………………………………….…. … 13.

Файлы: 1 файл

МАУДОД.doc

— 477.00 Кб (Скачать файл)

МАУДОД

«ДХШИ»

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: 
«Творчество Кандинского Василия Васильевича»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ученица 4 «Г»

Огурцова У.А.

«______»_______2012 год

Проверила:

Феоктистова А.А.

 «______»_______2012 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛЯБИНСК

2012

Содержание

Введение……………………………………………………...………..      3.

Биография ……………………………………………………………..      4.

Художественный вклад  в русскую культуру……………………. …     8.

Заключение……………………………………………………………     11.

Описание картин………………………………………………………    12.

Перечень упоминаемых  картин………………………………………    13.

Литература……………………………………………………….…. …   13.

 

 

Введение

 

 

В культуре заключена память народа.

Культура развивается непрерывно, и каждое поколение людей опирается  на то, что было создано предшественниками. Живопись первой половины 20 века - одна из самых ярких страниц истории культуры России.

В течение 19 столетия произошло столько событий, каждое из которых кардинально меняло жизнь людей, окружающий мир. Многочисленные исторические и политические изменения коренным образом поменяли восприятие жизни людей. Произошел своеобразный «взрыв» и в художественной жизни. Появились новые художественные направления. Одно из них – авангард.

Русский авангард 1910-х годов представляет довольно сложную картину. Он характерен стремительной сменой стилей и направлений, изобилием групп и объединений художников, каждое из которых провозглашало свою концепцию творчества. Нечто аналогичное происходило и в европейской живописи в начале века. Однако, смешение стилей, «неразбериха» течений и направлений были неведомы Западу, где движение к новым формам было более последовательным. Многие мастера молодого поколения с необычайной стремительностью переходили от стиля к стилю, от этапа к этапу, от импрессионизма к модерну, затем к примитивизму, кубизму или экспрессионизму, проходя множество ступеней, что было совершенно нетипично для мастеров французской или немецкой живописи. Ситуация, которая сложилась в русской живописи во многом была обусловлена предреволюционной атмосферой в стране. Она усугубила многие из тех противоречий, которые были присущи всему европейскому искусству в целом, т.к. русские художники учились на европейских образцах, были хорошо знакомы с различными школами и живописными течениями. 
К 1913 году именно русское искусство вышло к новым рубежам и горизонтам. Появилось совершенно новое явление беспредметности — черта, за которую не решились перейти французские кубисты.

Не удовлетворяясь созданием изысканных “очагов” красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, “поэтику улицы”, хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип “антиискусства”, отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом.

Один из самых ярких представителей авангарда - Василий Кандинский. Он принадлежит к числу открывателей нового художественного языка XX столетия и не только потому, что именно он “изобрел” абстрактное искусство - он смог придать ему масштаб, цель, объяснение и высокое качество.

 

Я выбрала темой реферата творчество Василия Кандинского, так как  считаю, что он внес огромный вклад  в русскую культуру. По-моему мнению – авангард это одно из самых интересных направлений 20 века, наполненное глубоким смыслом , актуальное и в наше время.

 

 

Биография

 

Василий Васильевич Кандинский, 1866-1944.

 

 

 Начало. Москва. 1866-1896  

 Василий Васильевич Кандинский  родился в Москве 16 декабря 1866 года. В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Уже с десяти лет Василий занимался рисунком с частным преподавателем, а позже, в гимназии. Кроме того, мальчик учился игре на фортепиано и виолончели.   

 В 1886 году Василий едет  в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Окончив обучение через шесть лет, Василий женится на своей кузине Анне Чимякиной. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета Московского университета.   

 Стать художником Кандинский решился довольно поздно. В 1895 году на проходящей в Москве выставке французских импрессионистов он открывает для себя живопись Моне. В том же году принимает на себя художественное руководство типографией.   

 

Метаморфозы. Мюнхен. 1896-1911

   В 1896 году Кандинский решается оставить многообещающую деятельность юриста и стать художником. Он отправляется в Мюнхен, где записывается в школу Антона Ажбе. Однако весьма скоро школа перестала удовлетворять его потребности. Позднее художник напишет: «Нередко я уступал искушению "прогулять" занятие и отправиться с этюдником в Швабинг, Энглишер-Гартен или парки на Изаре».  

 В 1900 году после неудачной  попытки предыдущего года, Кандинский  был принят в Мюнхенскую академию, в живописный класс Франца  Штука. Штук был знаменит, он считался «первым рисовальщиком Германии». Рисунки молодого художника были признаны им «выразительными», он посоветовал «сначала писать в черно-белых тонах, чтобы изучать только форму». Новый учитель помог преодолеть Василию «нервозность» – это «вредное следствие неспособности завершить картину».  

 Вскоре Кандинский уже сам  становится учителем: с 1902 года  он преподает в художественной  школе, тесно связанной с художественной  группой «Фаланга», которую сам  основал годом ранее. На дебютной выставке «Фаланги» Кандинский впервые показал свои работы. Но ни они, ни полотна Моне, Синьяка и Валлотона в Баварии не встретили понимания.  

 С той поры Кандинский  регулярно участвовал в выставках  берлинского «Сецессиона», а с  1904 года и парижского «Осеннего Салона». В том же году «Фаланга» распалась, но через пять лет Кандинский вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими основал «Новое объединение художников, Мюнхен» (МКУМ) и взял на себя председательство.  

1904 год – и время появления в Москве его альбома «Стихотворения без слов» с двенадцатью ксилографиями. Его первая большая картина – «Пестрая жизнь» датирована 1907 годом.  

 С 1908 года Кандинский живет  в основном в Мюнхене. Окончательно  он привязался к Баварии, открыв  для себя деревушку Мурнау, с прекрасным озером и очаровательными альпийскими лугами, к тому времени относится начало его дружбы с художником Явленским и Марианной Веревкиной. В следующем году художник купил себе в Мурнау дом. 

  

 

 

«Синий всадник».1911-1914

 1911 год стал для Кандинского годом расставаний: он развелся с Анной Чимякиной, покинул группу МКУМ. После этого вместе с Ф. Марком было организовано новое и рискованное предприятие – объединение «Синий всадник». Обе организованные ими выставки – 1911 года в галерее Танхойзер и 1912 года в галерее Гольц в Мюнхене – стали историческими событиями. В вышедшем тогда альманахе «Синий всадник» развивались мысли об искусстве и сопоставлялись образцы разных эпох и форм.  

 В то время Кандинский  отдает дань литературной деятельности. Выходят книги «О духовном в искусстве» (1912 год) и мемуары «Оглядываясь назад» (1913 год; в русском переводе – «Ступени»), сборник стихов «Звуки» (1913 год) с 55 черно-белыми и цветными литографиями.  

 «Ни в какое другое время  живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, – считает М.К. Лакост. – Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера – веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи. Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя "Вечеру" (1904–1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год – от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как "Мурнау-Обермаркт" (1908), до хаотического этюда под названием "Ущелье" (1914) и беспокойных композиций в серии панно "Времена года" в музее Гуггенхейма ("Осень"). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных "Крестоносцах" (1903) и в такой абстрактной работе, как "Композиция VII" (1-й эскиз, 1913), несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там – раскрепощенное движение».  

 «Сражение» – таков был  подзаголовок одной из картин  Кандинского плодотворного мюнхенского  периода, который завершился с началом Первой мировой войны. Кандинский окружным путем добирался до России с августа до конца 1914 года 22 декабря он оказался, наконец, в Москве.

 

Возвращение в  Россию. 1914-1921  

 Следующие семь лет художник  провел в России среди неурядиц войны и революции. Лишь в конце 1916 года он побывал с выставками в Швеции.  

 В феврале 1917 года Кандинский  женится на Нине Андриевской,  которая была верна ему в  трудные времена, а после его  смерти неустанно заботилась  о его наследии.  

 В 1917 году Кандинский создает три программных произведения: «Синий гребень», «Смутное», «Сумеречное», годом ранее им была написана картина «Красная площадь». «Красная площадь» – это символ города, стоящего на пороге новой эры. Желтое зарево, подобное световой вспышке, льющиеся с неба лучи света, летящие над городом птицы, яркая цветовая перекличка – все это создает ощущение торжественности и праздничности, высшего накала чувств.   

 Все произведения, созданные  Кандинским в 1916–1917 годах, как  «предметные», так и абстрактные, отличает динамичность, активность композиционного построения. Создается ощущение сильной концентрации всех сил в центре полотна. Особую роль в работах этого времени играют линейный и цветовой ритм.  

 С ноября 1917 до июля 1919 года, в течение полутора лет, Кандинский не написал ни одной картины маслом. Помимо дефицита материалов это было вызвано еще и тем, что исполнение официальных обязанностей требовало от художников много сил и времени. В июне 1918 года он занял пост в Наркомпросе, осенью стал профессором Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). С 1918 по 1921 год в качестве руководителя Государственной закупочной комиссии участвовал в организации 22 провинциальных музеев. В 1921 году Кандинский был назначен вице-президентом «Академии художественных наук» (РАХН). И это далеко не полный перечень дел и обязанностей художника в то время.  

 Но с 1921 года в России начался процесс ликвидации авангарда, и когда «искусство умерло», Кандинскому было уже нечего делать в Москве. В конце декабря того же года Василий Васильевич в сопровождении жены отправился в Берлин, взяв с собой только 14 картин.  
 
Баухаус. 1922-1933

 В Берлине его ждал неприятный сюрприз: почти все 150 картин, которые он передал в 1914 году галерее В. Штурм, были проданы, а в результате инфляции вся выручка стала равна почти нулю.  

 В июне 1922 года Кандинский  перебрался в Веймар и приступил  к преподаванию в знаменитом  Баухаузе. Собравшиеся тут люди  хотели совместным трудом преобразовать  окружающую человека среду согласно эстетическим и функциональным принципам.   

 Было основано «Общество  Кандинского», где платя взносы, каждый его член получал право  на одну акварель в год. В 1924 году, основав группу «Синяя четверка», Кандинский вместе с Клее, Фейнингером и Явленским получил возможность выставляться в США. Так понемногу он стал известен на американском художественном рынке, где впоследствии имел большой успех. Но большинство выставок художника проходило тогда в Европе. 

  После закрытия Баухауза в конце 1924 года в Веймаре, он переезжает в город Дессау. Уже в декабре 1926 года были торжественно открыты новые здания, в одном из которых Кандинский стал руководить мастерской свободной живописи.  

 В 1927 году Илья Эренбург, побывав  в Баухаузе, написал статью, в  которой дал блестящий портрет Кандинского: «Это – не юный варвар, не тупоумный пророк воображаемой "Америки", нет, это римлянин третьего столетия, усталый эклектик, человек, который любит различные эпохи и не сотворил себе кумира ни из ведра, ни из всего нашего времени. В его доме можно встретить индийскую скульптуру и новгородские иконы, трогательные пейзажи Руссо и стихи старых романтиков. Он достаточно проницателен, чтобы увидеть жизненность, а значит и красоту стеклянных углов Баухауза, но та же проницательность не позволяет ему променять рай бедного таможенника на рай вращающихся дисков. Впрочем, возможно, что это даже не проницательность, а неисправимость человеческой натуры, ее исконное пристрастие к лирическому самозабвению, ко всему бесцельному и алогичному; ее благотворная ересь».  

 М.К. Лакост пишет:  

 «В Дессау к художнику  вернулась творческая сила мюнхенского  периода. Постепенно менялся и  стиль, что особенно явно видно  на примере треугольника, важной  для того периода фигуры. В  "Мягкое жестко" он еще выглядит скорее как плоский, тогда как в других картинах этого периода определяется одним лишь линейным контуром и производит впечатление легкости.  

 В "Посвящается Громанну" (1926) и "Вспышке" (1927) Кандинский  применил технику, эффект которой  проявляется как раз в геометрических композициях. Цвет фигур стал варьироваться в зависимости от фона. Соответственно цветовой тон и насыщенность цвета стали меняться в тех местах, где фигуры пересекаются друг с другом…  

 Круг доминирует во всех  картинах двадцатых годов. Порой он даже вытесняет все другие формы, как в знаменитой картине "Несколько кругов" (1926), которая вызывает ассоциацию с полетом пестрых мыльных пузырей. В картине "Раскачивание" (1925) контуры одних кругов ясно очерчены, другие – напротив, растекаются или окружены тусклым свечением».  

Информация о работе Творчество Кандинского Василия Васильевича