Тенденции развития современной театральной педагогики применительно к любительскому театральному творчеству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:27, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявить тенденции развития современной театральной педагогики, применительно к любительскому театральному творчеству.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом нами сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть и выявить принципы и сущность педагогических приемов К.С. Станиславского.
2. Рассмотреть театральную педагогику Л.А.Волкова и его методику профессионального воспитания учащихся.
3. Рассмотреть и проанализировать мнения выдающихся театральных мастеров о театральной педагогике.
4. Выявить функциональные компоненты любительского театрального искусства и их педагогические аспекты.
5. Определить современные проблемы учебно-воспитательной и творческой работы в любительском театральном коллективе.
6. Выявить новизну методов и принципов режиссеров-педагогов в работе с актерами любительских театральных коллективов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Исторические этапы развития театральной педагогики.
1.1. Принципы и сущность педагогических приемов К.С.Станиславского.…………………………………………………...……..9
1.2.Театральная педагогика Л.А.Волкова и его методика профессионального воспитания учащихся………………………………19
1.3. Тенденции развития педагогических направлений выдающихся театральных мастеров современности……………………………………..29

ГЛАВА II. Развитие театральной педагогики применительно к любительскому театральному творчеству.
2.1. Функциональные компоненты любительского театрального искусства и их педагогические аспекты……………………………..……………………….34
2.2. Современные проблемы учебно-воспитательной и творческой работы в любительском театральном коллективе.………………………………………42
2.3. Новизна методов и принципов режиссеров-педагогов в работе с актерами - любителями…………………………………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..63

Файлы: 1 файл

Диплом готовый.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Много говорится о перспективах методик развития воображения, причем, совсем не в натуралистическом смысле — через темп, ритм речи и движения, через дыхание. Возникает притяжение к миру Михаила Чехова, пока осторожное (например, к его учению об атмосферах), и более прямое движение к идеям «игрового театра» М. Буткевича.

Метод Мастерской В.М.Фильштинского переходит на новый уровень существования. То, что было предметом бесконечных дискуссий между «своими» в течение 25 лет, сформулировано (в той степени, в какой это вообще возможно применительно к искусству), объяснено, обосновано, вошло объективной и важной частью в теорию и историю театра.

К проблеме подготовки студентов в театральных ВУЗах обратился и Александр Калягин, говоря, что искусству театра нельзя выучиться только по учебникам. Его «взять» можно исключительно из рук ученика, к примеру, Вахтангова, потом из рук ученика его ученика и т.д. Живое театральное искусство передается от одного Мастера к другому, из уст в уста. Если разорвется хоть одно звено этой хрупкой цепочки, то конец театральной школе. И сегодня «спасать» надо в первую очередь театральные школы, без них театра, который мы гордо называем национальным достоянием, не будет. Что значит спасать? Не допускать к педагогике дилетантов, неудачников, малообразованных и неталантливых людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Развитие театральной педагогики применительно к любительскому театральному творчеству.

2.1.  Функциональные компоненты любительского театрального искусства и их педагогические аспекты.

 

 

Современная социокультурная ситуация все острее выдвигает проблемы культурно-творческого развития режиссеров – руководителей любительских театров в вузах культуры и искусств.

Значение театра в процессе воспитания молодежи велико, поскольку синтетическая природа театрального искусства увеличивает силу его воздействия, обогащая эмоциональную сферу молодого человека. На наш взгляд, этот процесс определяется деятельностью режиссеров – руководителей любительских театров, способных к концентрации, перевоплощению, эмоциональному воздействию на слушателей и зрителей, владеющих аудиторией, увлекающих её собственным творческим примером.

Любительский театр дает возможность самореализации, что, с нашей точки зрения, является важнейшей возрастной характеристикой молодежи.

Удовлетворение значимых духовных потребностей молодежи в условиях досуга неотделимо от возможности актуализации личности в самодеятельном искусстве, в котором создается особое пространство для более свободного, яркого проявления самостоятельных творческих стратегий и, в целом, для эффективного воспитательного процесса, формирования ценностных ориентаций молодежи. Исследователи отмечают, что любительский театральный коллектив отличает особая внутренняя потребность его участников в обогащении своих знаний в гуманитарной области, стремление к самопознанию, самооткрытию себя в искусстве, творческому самовыражению в игре на сцене.

Любительский театр является импульсом вдохновения и развития профессионального театра, подпитывая его свойственными самодеятельному искусству энтузиазмом, максималистским требованием к точности, правдивости изображения, бескорыстной любовью к самому искусству театра.

Театральные формы досуга являются одной из наиболее существенных составляющих в деятельности учреждений культуры и искусств. Доказано, что любительское театральное творчество является одной из ведущих сущностных сторон жизнедеятельности человека и способствует его культурному развитию.

Я считаю, что спецификой современного любительского театра является то, что его художественная программа не может не реагировать на время, не отражать его, не учитывать проблемы и потребности современного зрителя, но суть ее, в общем, остается на протяжении десятилетий одинаковой. Это вечные ценности и проблемы человеческого бытия: жизнь и смерть, любовь и ненависть, творчество и свобода. Это темы, о которых всегда было нескучно говорить, и неважно при этом, ставит ли театр драматургию классическую или современную.

Мы предполагаем, что зритель любительского театра видит в актерах не недоступных ему “жрецов искусства”, а своих приятелей, в связи с этим по-особому доверяя им. Актеры и зрители здесь не разделены рампой на два разных и не очень понятных друг другу мира, это части единого целого.

«Свои для своих на взаимоволнующую тему» вот суть, формула того успеха, который сопровождает спектакли любительских театров. Перешагнув через рампу, взломав все препоны и стены, актер  спускается к зрителю, беседует с ним, спорит, требуя не сопереживания, а просто ответа на вопрос или даже конкретного действия, поступка. Зритель, чувствуя себя своим среди своих, охотно включается в эту игру-жизнь, в это совместное действие-представление. Так или иначе, но для всех любительских театров активизация зала, втягивание зрителя в совместное действие — наиболее специфический творческий прием.[15; 23]

Современные любительские театры, способствуют эстетическому воспитанию зрителя, особенно в тех городах и поселках, где нет профессиональных театров. Любительские театры воспитывают своих собственных актеров, приучая их к самостоятельности, организованности, дисциплине, прививая им страсть к самообразованию; любительские театры ищут свои формы театрального представления и даже в какой-то степени являются своеобразными лабораториями, где идут поиски средств художественной выразительности. Наконец, любительские театры воспитывают квалифицированного зрителя профессионального театра.

Кроме того, любительские театры являются дополнительной кузницей кадров для профессионального искусства.

Мы определяем, что любительский театр сегодня движется в двух направлениях. Первое – постановка психологически тонких спектаклей, отличающихся тщательной проработкой каждой детали. Такого рода постановки требуют не только большого количества времени и сил, но и значительных материальных затрат. Второе направление – коммерческое – постановка больших театрализованных представлений, шоу с громкой музыкой, яркими декорациями, спецэффектами.

Появление таких разных типов любительских театров вполне закономерно и неизбежно, обусловлено современной ситуацией. Одним зрителям хочется шумного праздника, развлекательного зрелища, другим – сопереживания, духовного очищения. Но все-таки проблема коммерции затронула, прежде всего, профессиональные театры: они вынуждены были срочно начать зарабатывать деньги, а сделать это можно было, только закрыв глаза на качество постановки.

Профессиональный театр требует больших затрат, ведь помимо театральной труппы существует огромный организм, который необходимо содержать. Любительские же театры имеют маленькие мобильные труппы. Актеры-любители должны уметь играть как яркие, искренние и зажигательные, так и сложные по содержанию спектакли. Они постоянно находятся в состоянии полной «боеготовности». Поэтому любительскому театру, на мой взгляд, легче двигаться вперед, развиваться, отвечать духу времени.[8; 13]

В чем же причина появления и популярности любительских театров? Что заставляет обычных людей приходить и с полной самоотдачей принимать участие в сложном процессе создания спектакля? Я смею предположить, что просто их мучают вечные неразрешимые вопросы бытия, и они любят Театр.

Все же, стоит сказать, что любители не могут уделять своему хобби слишком много времени. Кроме того, в нынешних экономических условиях студийная работа — настолько трудное дело, что позволить ее себе в необходимом объеме могут лишь очень немногие любительские театры. В этой связи представляется возможным и необходимым использование новых форм студийной работы, соответствующих ситуации, в которой оказался современный российский любительский театр.

На сегодняшний день существует множество педагогических методов, подходов, что, на наш взгляд, диктуется самим многообразием форм существования любительского искусства. Важно, чтобы эти методы были ориентированы на конкретного студийца, учитывали его возможности и особенности дарования. Именно об этом и мечтал Станиславский, создавая свою «систему». Вспоминая свое «артистическое детство» и первые любительские опыты, он писал: «... от учеников требовали, чтобы они повторяли то, что было у их учителей. И они делали то же самое, но, конечно значительно хуже, так как не могли за неимением достаточного таланта и техники, сделать то же самое хорошо, как подлинные артисты. Но они могли бы сделать это хорошо по-своему. Пусть это будет хуже, но зато это будет искренно, правдиво и естественно, так, что им можно будет поверить. В искусстве можно делать многое, — лишь бы это было художественно убедительно».

Не менее важной, как нам кажется, представляется тема развития творческой личности с малых лет. Как начать работу с семилетними детьми, как продолжить ее в подростковом возрасте? Как сохранить преемственность обучения актера, когда он становится взрослым? Эти вопросы занимали нас, когда мы  пытались проанализировать различные современные подходы к подготовке актера-любителя, включающие в себя как профессиональный тренинг, так и этические основы воспитания актера. Если говорить о результате такого анализа, о том, что составляет суть профессионального тренинга и основ этического воспитания, то основными элементами я полагаю:

—  научиться понимать и верно определять событие, непрерывно и активно оценивать предлагаемые обстоятельства, выделяя в них ведущие и сопутствующие;

—  научиться идти к цели разнообразно и продуктивно;

—   каждый раз все проходить заново, не вспоминая вчерашние средства и былые достижения;

—  уметь выстраивать и вести непрерывный внутренний текст, овладевать внутренним монологом;

—  научиться соединять постижение авторского замысла с индивидуальным человеческим опытом актера;

—  уметь «зависеть» от партнера, доверять ему и учиться у него;

—  научиться самостоятельно выстраивать внутреннюю последовательность и логику поступков, создавать верное сценическое самочувствие;

—  научиться постоянно наблюдать, обогащать эмоциональную память впечатлениями жизни;

—  постичь слово как инструмент действия, как манок чувства, как способ передачи и внедрения собственных внутренних видений, переживаний;

—  понять и почувствовать многие проблемы, связанные со словесным действием, ибо работа над словом — самый сложный и ответственный момент в процессе воспитания актера.

Один из главных выводов заключается в том, что тренинг профессиональный базируется не только на упражнениях, — прежде всего, необходимо нравственное осознание гуманистических основ русской театральной школы, ее этических принципов. Привить ребенку чувство причастности к искусству, приверженности к истинным духовным ценностям не менее важно, чем преподать ему основы ремесла. То же относится и к взрослым любителям. Искусство театра не может развиваться исключительно на профессиональной основе.[37; 137]

В связи с выявленными факторами значимости любительского театрального искусства для воспитания молодого поколения возрастает роль высших учебных заведений культуры и искусств, которые готовят руководителей различных художественно-творческих коллективов, в том числе руководителей любительских театров. На каком культурном уровне подготовлены выпускники вузов культуры и искусств к выполнению своих профессионально-педагогических обязанностей в работе с самодеятельным театральным коллективом, какими творческими и педагогическими теориями и методами они овладеют в процессе учебы, будет зависеть эффективность и качество воспитательного процесса в любительских театральных студиях, кружках, студенческих самодеятельных театрах.

В современной социокультурной ситуации руководитель любительского коллектива не только становится организатором, но выступает как педагог, способный объединить творческие индивидуальности в единый коллектив, сплоченный любовью к театру.

Многоаспектная проблема развития любительского театра, совершенствования педагогических методов подготовки актеров особенно актуальна на современном этапе развития отечественной культуры. Специалисты отмечают, что 1990-е годы коренным образом изменили не только экономические условия существования театрального  дела, но и его идеологическую направленность: «…Сегодняшнюю ситуацию в культуре, да и во всей социальной сфере, многие оценивают, если принять за основу язык театра, как последний акт трагедии. … Потеряв основы культуры - уникальные кадры, театральную и художественную школы, систему учреждений культуры различного профиля, пусть не очень совершенную, но охватывающую сейчас всю страну, - мы уже этого не восстановим. Прошедшие годы запомнятся людям, прежде всего сложными экономическими реформами, перестройкой общественной жизни и сознания каждого из россиян, мучительным поиском новых методов хозяйствования и, как следствие, трудностями, которые испытывают фундаментальная наука, культура, образование, здравоохранение в условиях постоянного недостатка бюджетного финансирования».[47; 19]

Значимость изучения любительского театра обусловлена несколькими факторами:

- современное состояние профессиональной сцены в России во многом определяется состоянием театра любительского, так как именно любительская сцена готовит не только квалифицированных исполнителей, но и квалифицированную аудиторию;

- эстетические концепции, стиль  и принципы драматической игры профессиональных театров во многом формируются на основе импульсов, которые дают любительские студии и кружки (не случайно современные исследователи утверждают: «Любительский театр – питательная среда, поставляющая личности в «высшую лигу» театра»;

- большинство руководителей самодеятельных театров, студий, кружков– дипломированные актеры, режиссеры, театроведы, служившие или продолжающие служить на профессиональной сцене;

- знание о состоянии педагогики  в любительском театре представляет интерес в плане изучения, как истории развития театральной мысли, так и психологии художественного творчества.

Кроме того, в любительском театре создается ситуация для эффективного воспитательного процесса, формирования ценностных ориентаций молодежи.

Формы современного любительского театра многообразны. Это и школьная самодеятельность, драматические коллективы при Домах творчества, муниципальные студии и кружки, детские и взрослые народные театры при домах и дворцах культуры, студенческие коллективы и т.д. Руководители, на мой взгляд, здесь выступают не только как режиссеры, но и как создатели и воспитатели коллектива единомышленников, объединенных высокими духовными устремлениями, любовью к искусству театра. Участники любительского театрального коллектива – индивидуальности, обладающие сформированной потребностью в творческом самовыражении и самореализации.

Информация о работе Тенденции развития современной театральной педагогики применительно к любительскому театральному творчеству