Тема праздника в иконописи Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Ориентирующая идея преобразования мира на духовно-нравственной основе воплощена в храме. Художественная система храма несёт в мир образ Христа, образ человека и Вселенной, обновленных Божественным воплощением. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено в иконах. Иконографическая структура храма и его символика устанавливаются после победы иконопочитания в 9-10 вв.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….....3
1.Икона……………………………………………………………………………....….4
Что такое икона, для чего она предназначена?......................................4
Первая икона…………………………………………………………………………….....8
2.Спас …………………………………………………………………………………...8
•Спас Нерукотворный…………………......…………………………..………9
•Спас Вседержитель …………………………………………………………..11
•Спас на Престоле……………………………………………………………….12
•Спас в Силах……………………………………………………………………....13
•Спас Эммануил (Еммануил)………………………………………………14
•Спас Благое Молчание……………………………………………………....14
3.Символика икон ………………………………………………………….…..15
•Символика цвета……………………………………………………………….17
•Жесты………………………………………………………………………….……..18
•Символика вещей………………………………………………………………19
•Монограммы………………………………………………………………….…..20
•Символика изображений из священных книг…………….…….21
•Изображения из акафиста Иисусу……………………………….…….22
•Изображения таинств церковных…………………….………….……22
•Разные изображения………………………………………….……….……..23
4.Сюжетные иконы и фрески. Двунадеся́тые праздники…23
•Рождество Богоматери…………………………………………………….……25
•Введение во Храм…………………………………………………………...…..….26
•Благовещенье…………………………………………………………….……...…..27
•Рождество Христово……………………………………………………...……....30
•Сретение ………………………………………………………………………....…….33
•Крещение……………………………………………………………………..…..……35
•Преображение Господне……………………………………………………… 36
•Вербное воскресение (Вход Господень в Иерусалим)…….……38
•Воскресение Христово…………………………………………………...….… 39
•Вознесение Христово на Небо………………………………………….….…40
•Сошествие Святого Духа на апостолов……………………………..…...41
•Успение Богородицы……………………………………………………….…….42
•Воздвижение Креста Господня……………………………….……….…....43
Заключение …………………………………………………………………………….……...45
Список используемой литературы …………………………………….………...46

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

 

 

«Успение  Богородицы»

 

Успе́ние Пресвятой  Богородицы  — праздник православной и католической церкви, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых.

Русская Православная Церковь празднует 15 августа по юлианскому календарю (28 августа по новому стилю).

После Вознесения Христа Богоматерь жила в доме Иоанна Богослова. Однажды, когда Она была на Голгофе, Ей явился архангел Гавриил и возвестил, что скоро Ей предстоит перейти в Жизнь Небесную. Мария вернулась в дом и стала молиться о возвращении в дом Иоанна, который, а вместе с ним и остальные апостолы, услышав глас с Неба, поспешили явиться к ней. Все они стали молиться. В третьем часу, когда должно было свершиться Успение Богородицы «облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи», Христос спустился с небес, простер руки к Матери Своей и принял Ее непорочную душу.

В этот миг апостолы припали к одру Богоматери, помолились, а затем понесли Ее в Гефсиманию, где была Она погребена в Гефсиманском саду. По дороге пытался остановить это шествие иудейский священник Афония, и даже попытался он опрокинуть одр, но тут явился ангел Господень и огненным мечом отсек грешнику руки. Афония раскаялся в содеянном и стал просить Богоматерь простить его. Мария простила иудея. В иконах изображаются апостолы, слетающиеся на облаках, каждое из которых поддерживается ангелом (ил. 22,23).

На одре возлежит Богородица, а вокруг собрались апостолы.

Над ложем в  сияющей славе возвышается Христос с душой Богородицы в руках, представленной фигуркой в белых пеленах. Ореол Христа тройной, заостренной формы, завершающийся изображением херувима.

 

«Воздвижение Креста Господня»

 

          Воздвижение Честно́го и Животворящего  Креста́ Господня — Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста. Праздник, празднуемый православной  церковью, принадлежит к числу двунадесятых. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа. Празднуется Православной церковью 14 сентября по юлианскому календарю (27 сентября по григорианскому).

Крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314—333). В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).

Икона Воздвижения Креста изображается по-разному (ил.24). Иногда изображается не воскресший покойник, а старец в тяжелой болезни, исцеленный прикосновением к Кресту. Так или иначе, сохраняется свидетельство о том, что Крест был опознан совершившимся чудом. Патриарх на площади, при стечении множества народа, трижды поднял обретенный Крест. Этот совершенный патриархом чин, - Воздвижение Креста, составляет основу изображения на иконах праздника и навечно запечатлен в литургическом действии, в церковном обряде совершения праздника.

    

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

  1. Алексеев С. И Слово стало плотью… Иконография Спасителя. – СПб.: СТАТИСЬ 1998.
  2. Православные иконы: книга/Сост. и автор. Будур Н. – М.: Олма- Пресс 2005.
  3. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.predanie.ru
  4. Алпатов  М.В. Древнерусская    иконопись. - М.:  Изобразительное

искусство. 1978.

  1. Барская   Н.А.  Сюжеты     и     образы     древнерусской  - М.:   иконописи. Просвещение, 1993.
  2. Володарский Н.И. По залам Третьяковской галереи. - М.: Изобрази

тельное искусство. 1970.

  1. Иванов А.П. Духовные основы   церковного  искусства.   -  Журнал

московской  патриархии N5 1989, с.67.

  1. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. - М.: Просвещение, 1974.
  2. Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. - Журнал московской патриархии N8 1987. с.73.
  3. Лифшиц   Л.И.  Икона Донской Богоматери  //  Древнерусское

             искусство. Художественная культура  Москвы и прилежащих к ней княжеств. М.: 1970

  1. Смирнова Э.С. Московская икона XIV - XVII веков. Л.: 1988.
  2. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М.: 1983.
  3. Православная икона: альбом / Сост. и автор вступ. ст. Будур Н.В. – М.: Книга, 2006. – Олма – Пресс.
  4. Лаврентьева  Л.С.  Культура Русского Народа. – СПб.: Паритет 2004.
  5. Барламова Е. Н. Русская икона. – М.: «Изобразительное искусство», 1994. 
  6. Кызласова И. Л. Русская икона XIV-XVI вв. – СПб.: «Аврора», 1988.
  7. Малков Ю. Русские иконы XII-XIX в.в., - М.: Искусство, 1988. 
  8. Алпатов М. Андрей Рублев, - М.: «Искусство», 1985.
  9. Лазарев В. Московская школа иконописи,  изд.  «Искусство»,Москва, 1980. 
  10. Ильин М. А. Искусство московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. – М.: «Искусство», 1976.

 

 

 


Информация о работе Тема праздника в иконописи Древней Руси