Тема праздника в иконописи Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Ориентирующая идея преобразования мира на духовно-нравственной основе воплощена в храме. Художественная система храма несёт в мир образ Христа, образ человека и Вселенной, обновленных Божественным воплощением. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено в иконах. Иконографическая структура храма и его символика устанавливаются после победы иконопочитания в 9-10 вв.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….....3
1.Икона……………………………………………………………………………....….4
Что такое икона, для чего она предназначена?......................................4
Первая икона…………………………………………………………………………….....8
2.Спас …………………………………………………………………………………...8
•Спас Нерукотворный…………………......…………………………..………9
•Спас Вседержитель …………………………………………………………..11
•Спас на Престоле……………………………………………………………….12
•Спас в Силах……………………………………………………………………....13
•Спас Эммануил (Еммануил)………………………………………………14
•Спас Благое Молчание……………………………………………………....14
3.Символика икон ………………………………………………………….…..15
•Символика цвета……………………………………………………………….17
•Жесты………………………………………………………………………….……..18
•Символика вещей………………………………………………………………19
•Монограммы………………………………………………………………….…..20
•Символика изображений из священных книг…………….…….21
•Изображения из акафиста Иисусу……………………………….…….22
•Изображения таинств церковных…………………….………….……22
•Разные изображения………………………………………….……….……..23
4.Сюжетные иконы и фрески. Двунадеся́тые праздники…23
•Рождество Богоматери…………………………………………………….……25
•Введение во Храм…………………………………………………………...…..….26
•Благовещенье…………………………………………………………….……...…..27
•Рождество Христово……………………………………………………...……....30
•Сретение ………………………………………………………………………....…….33
•Крещение……………………………………………………………………..…..……35
•Преображение Господне……………………………………………………… 36
•Вербное воскресение (Вход Господень в Иерусалим)…….……38
•Воскресение Христово…………………………………………………...….… 39
•Вознесение Христово на Небо………………………………………….….…40
•Сошествие Святого Духа на апостолов……………………………..…...41
•Успение Богородицы……………………………………………………….…….42
•Воздвижение Креста Господня……………………………….……….…....43
Заключение …………………………………………………………………………….……...45
Список используемой литературы …………………………………….………...46

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………….....3

  1. Икона……………………………………………………………………………....….4

Что такое икона,  для чего она предназначена?......................................4

Первая икона…………………………………………………………………………….....8

 

  1. Спас …………………………………………………………………………………...8
  • Спас Нерукотворный…………………......…………………………..………9
  • Спас Вседержитель …………………………………………………………..11
  • Спас на Престоле……………………………………………………………….12
  • Спас в Силах……………………………………………………………………....13
  • Спас Эммануил (Еммануил)………………………………………………14
  • Спас Благое Молчание……………………………………………………....14

 

  1. Символика икон ………………………………………………………….…..15
  • Символика цвета……………………………………………………………….17
  • Жесты………………………………………………………………………….……..18
  • Символика вещей………………………………………………………………19
  • Монограммы………………………………………………………………….…..20
  • Символика изображений из священных книг…………….…….21
  • Изображения из акафиста Иисусу……………………………….…….22
  • Изображения таинств церковных…………………….………….……22
  • Разные изображения………………………………………….……….……..23

 

 

  1. Сюжетные иконы и фрески. Двунадеся́тые праздники…23
  • Рождество Богоматери…………………………………………………….……25
  • Введение во Храм…………………………………………………………...…..….26
  • Благовещенье…………………………………………………………….……...…..27
  • Рождество Христово……………………………………………………...……....30
  • Сретение ………………………………………………………………………....…….33
  • Крещение……………………………………………………………………..…..……35
  • Преображение Господне……………………………………………………… 36
  • Вербное воскресение (Вход Господень в Иерусалим)…….……38
  • Воскресение Христово…………………………………………………...….… 39
  • Вознесение Христово на Небо………………………………………….….…40
  • Сошествие Святого Духа на апостолов……………………………..…...41
  • Успение Богородицы……………………………………………………….…….42
  • Воздвижение Креста Господня……………………………….……….…....43

 

Заключение …………………………………………………………………………….……...45

Список  используемой литературы …………………………………….………...46

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ориентирующая идея  преобразования мира на духовно-нравственной основе  воплощена в храме. Художественная система храма несёт в мир образ Христа, образ человека и Вселенной, обновленных  Божественным воплощением. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено в иконах. Иконографическая структура храма и его символика устанавливаются после победы иконопочитания в 9-10 вв.

Язык  иконы, столь отличный от языка европейского искусства,  становится предметом изучения специалистов.

И сейчас, после многолетнего  забвения, вновь появился интерес к художественному миру иконы, лежащему в её основе  Священному  Писанию,  неведомым многим житиям  святых.

«Возвращение» к древнерусской иконе, к её традициям, можно начать с одной из важнейших тем – темы праздника в древнерусской иконописи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Икона

 

Икона — слово  греческое, обозначает оно – «изображение». В христианской Церкви так стали называть живописное изображение на деревянной доске или на стене храма Иисуса Христа, Богоматери, святых, событий из Ветхого и Нового Заветов.

Православная Церковь утверждает и учит, что священный образ - есть следствие Боговоплощения, и потому присущ самой сущности христианства, от которого он неотделим.

 

Назначение иконы: ввести сознание человека в мир духовный, изменить сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь преображения.

Икона — не портрет  и не жанровая картина, а прообраз идеального человека. Поэтому икона дает лишь символическое его изображение.

Прежде, чем говорить об изображении общехристианских и православных праздников в иконографии, нужно лучше узнать историю иконографии, её специальный язык, её особенности и её цель.

 

 

 

что такое икона и для чего она предназначена

 

В первую очередь  икона предназначена для молитвы, как помощница, таинственное явление.

Она может  помочь  духовно настроиться на молитву,  отрешившись от всего земного, почувствовать реальное присутствие Господа.

         Икона – это видимый образ  невидимого прообраза, связь с  высшим источником.

Первый священный образ вышел из рук самого Господа Иисуса Христа. Он и лежит в основе всех последующих икон. Этот образ –«Спас Нерукотворный.»

Почитание иконы относится не к дереву, не к доске или к краске, а к самому первообразу Господу Иисусу Христу, к первообразу обращается и молитва.

Нет ни одного храма, где не было бы иконы. Иконописные школы - Московская, Новгородская, Ярославская. Наследие иконописной школы стало культурной практикой. Эстетические функции иконописной школы менялись в течение веков и зависели от реальных и национальных традиций.

Победа иконопочитания над иконоборчеством окончательно утвердилась 843 году и вошла в историю как праздник торжества православия, справляемый в первое воскресение Великого поста.

Икона должна в первую очередь рассматриваться как общехристианское духовное наследие.

К сожалению, в наши дни происходит часто искажение  в иконопочитании. Одни придают ей магическое значение, другие впадают в идолопоклонство, иные - в извращённый эстетизм, а многие и вообще отрицают икону.

Но главная  цель иконы - это направлять человека к первообразу, Икона всегда, как правило, больше чем искусство. Бог - есть истинная красота.

Икона, в первую очередь, - это вероучительный текст, призванный помочь в постижении истины, то есть самого Бога. Иконописание относится к области богословия как библия для неграмотных, а созерцание иконы - это в первую очередь молитвенный акт.

Первые иконописцы никогда не подписывали свои работы, считая, что их рукой руководит воля Божья. 
Иконописный канон складывался постепенно в течение веков, вырастая из богословского понимания образа. Канон никогда не замышлялся как внешние рамки, ограничивающие свободу иконописца, а скорее - как некий стержень, благодаря которому существовала икона как божественный образ. Православие видит в иконе некий духовный текст, поэтому богословская сторона также важна, как и художественная.

Икона - это сложное явление, где богословская идея выражена определёнными художественными средствами. Нередко богослов и художник соединяются в одном лице, совмещая строгое богословие  и высокое художество, как, например, - Ф.Грек  и А.Рублёв.

 Прочтение иконы как текста состоит из нескольких уровней.

  • Первый уровень - это знакомство с сюжетом (кто, что изображено, соответствует ли это действительности)
  • Второй уровень - это раскрытие смысла образа (Символа, Знака, как изображено, что здесь главное, свет, цвет, жест, пространство, время, лик, глаза и прочие детали.)
  • Третий уровень - это связь изображения с предстоящим. (Что говорит это лично тебе)
  • Четвёртый уровень - это анагогия, уровень чистого созерцания, переход от видимого к невидимому, непосредственному общению с первообразом.

 

Второй уровень  соответствует уровню библии для  неграмотных. Четвёртый - соответствует аскетической и молитвенной жизни христианина.

Икона - это окно в духовный мир, отсюда - её особый язык, каждый знак как символ, обозначающий нечто большее, чем он сам. При помощи знаковой системы икона передаёт информацию так же, как письменный печатный текст.

Икона всегда тяготела к принципиальной инаковости,  к изображению иконоприродности инобытия Царства Небесного.

Христианство  несёт в себе не отрицание культуры вообще, а иной тип культуры,  направленный на приоритет красоты смысла.

Первые христиане не знали иконы, но развитая образность Ветхого и Нового завета уже несла в себе её зачатки. Римские катакомбы сохранили рисунки на стенах, свидетельствующие о том, что библейские символы находили выражение в художественном воплощении.

В третьем веке получили распространение рельефные сюжеты из евангелия, но до иконы было ещё далеко.

Христианская  культура многие века искала адекватный способ выражения христианского  откровения.

 

 

 

 

 

первая икона

 

На формирование языка иконописи повлияли первые иконы, которые появились в христианском мире. Это - чудесноявленные иконы, они появились по воле Божией и определили направление в развитии всей будущей иконописи.

«Спас Нерукотворный» - самый известный и почитаемый иконописный образ Российской православной церкви, так как он вышел из рук самого Господа и по его воле. Лик Христа выражает тайну Боговоплощения, вместе - человека и Бога. Первая глава Евангелия от Иоанна свидетельствует о величайшем событии Боговоплащения.

Этот образ, как утверждает священное предание, явился ещё при земной жизни Господа и теперь известен под названием «Спаса Нерукотворного»

 

 

 

  1. Спас

 

Спас - «Спаситель», эпитет, присваиваемый Иисусу Христу.

В храме и  в доме иконы Христа занимают главное место.

Каноническое  изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке.

Существует  два канонических типа изображения  Спасителя: в виде Вседержителя и Судии, и в том виде, в каком Он был среди людей (в том числе младенца и отрока).

Иконы Христа относятся  к шести основным иконографическим канонам:

  • Спас Нерукотворный;
  • Спас Вседержитель (Пантократор) — символ Церкви Небесной;
  • Спас на Престоле;
  • Спас в Силах;
  • Спас Эммануил (Еммануил);
  • Спас Благое Молчание.

 

Изображения фигур  на иконах бывают Оглавные (изображается только лик), Оплечные (по плечи), Огрудные (по грудь), поясные или полуфигурные и в полный рост. Фигура на иконе может быть одиночная или в окружении других фигур.

 

 

 

Спас  Нерукотворный

 

Это - нерукотворное изображение Спасителя, возникшее чудесным образом (ил. 1). О его появлении нам повествует церковное предание.

Во время земной жизни Христа, в то время, когда он нёс общественное служение, проповедуя евангелие и исцеляя людей, в  государстве Озроэна, городе Едесса в Западной части Месопотамии на юго-востоке от Палестины, правил царь Авгарь Четвёртый. Он был болен проказой. Узнав от своих подданных о чудесах Господа, он написал письмо с просьбой прийти и исцелить его (письмо это сохранилось и приводится в церковной истории Евсевием Помфилом). С этим письмом он послал своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение божественного учителя. Анания пришёл в Иерусалим и увидел Господа, окружённого народом, но подойти к нему он не смог из-за скопления людей, слушающих проповедь Христа. Он встал на высокий камень и стал пытаться издали написать образ Христа, но это ему никак не удавалось. Но Христос сам подозвал его, назвав его по имени, передал для Авгаря краткое письмо. В этом письме Спаситель обещал прислать своего ученика для исцеления царя и наставления. Затем Он попросил принести Ему воды и убрус. Христос умыл лицо и приложил к нему убрус, на котором отпечатлелся Его божественный лик. Убрус  и письмо Анания принёс в Эдессу. Придя в Эдессу, посланный обещанный царю апостол Фадей исцелил Авгаря и написал на нерукотворном образе слова: «Христи Боже, всякий уповающий на тя, не постыдится». Авгарь украсил его и установил в нише под городскими воротами. Но один из правнуков царя решил снять образ с городской стены. Тогда Господь послал видение Эфесскому Епископу, где повелел скрыть его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, заложил Образ доской и кирпичами.

Прошло много лет и об Образе забыли. Но в 545 году персидский царь Хазлой осадил Эдессу. Положение города казалось безнадёжным. Епископу Евлакию  явилась Пресвятая Богородица  и повелела достать из замурованной ниши образ её Божественного Сына, который спасёт город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрёл Нерукотворный Образ, перед ним горела лампада, а на глиняной доске,  закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидские войска отступили.

В 944 году  император  Константин Багрянородный перенёс Образ в тогдашнюю столицу православия Константинополь. 16 апреля 944 года Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О дальнейшей судьбе Образа есть несколько преданий. По одному из них, его похитили крестоносцы во время их владычества в Константинополе около 1204-1261 г. Но корабль, на котором была святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Образ был передан в 1362 году в Геную, где хранился в монастыре с. Варфаламея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал свои точные отпечатки.

Информация о работе Тема праздника в иконописи Древней Руси