Тема праздника в иконописи Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Ориентирующая идея преобразования мира на духовно-нравственной основе воплощена в храме. Художественная система храма несёт в мир образ Христа, образ человека и Вселенной, обновленных Божественным воплощением. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено в иконах. Иконографическая структура храма и его символика устанавливаются после победы иконопочитания в 9-10 вв.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….....3
1.Икона……………………………………………………………………………....….4
Что такое икона, для чего она предназначена?......................................4
Первая икона…………………………………………………………………………….....8
2.Спас …………………………………………………………………………………...8
•Спас Нерукотворный…………………......…………………………..………9
•Спас Вседержитель …………………………………………………………..11
•Спас на Престоле……………………………………………………………….12
•Спас в Силах……………………………………………………………………....13
•Спас Эммануил (Еммануил)………………………………………………14
•Спас Благое Молчание……………………………………………………....14
3.Символика икон ………………………………………………………….…..15
•Символика цвета……………………………………………………………….17
•Жесты………………………………………………………………………….……..18
•Символика вещей………………………………………………………………19
•Монограммы………………………………………………………………….…..20
•Символика изображений из священных книг…………….…….21
•Изображения из акафиста Иисусу……………………………….…….22
•Изображения таинств церковных…………………….………….……22
•Разные изображения………………………………………….……….……..23
4.Сюжетные иконы и фрески. Двунадеся́тые праздники…23
•Рождество Богоматери…………………………………………………….……25
•Введение во Храм…………………………………………………………...…..….26
•Благовещенье…………………………………………………………….……...…..27
•Рождество Христово……………………………………………………...……....30
•Сретение ………………………………………………………………………....…….33
•Крещение……………………………………………………………………..…..……35
•Преображение Господне……………………………………………………… 36
•Вербное воскресение (Вход Господень в Иерусалим)…….……38
•Воскресение Христово…………………………………………………...….… 39
•Вознесение Христово на Небо………………………………………….….…40
•Сошествие Святого Духа на апостолов……………………………..…...41
•Успение Богородицы……………………………………………………….…….42
•Воздвижение Креста Господня……………………………….……….…....43
Заключение …………………………………………………………………………….……...45
Список используемой литературы …………………………………….………...46

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Изображения из акафиста Иисусу

 

  • Жезл, крест, митра и панагия — Иисус преславный патриархом величание;
  • рука, держащая скипетр и корону — Иисус преславный царем укрепление;
  • златая чаша — Иисус премилостивый пресвитером сладость;
  • цвет лилии — Иисус пречестный девственных целомудрие;
  • агнец стоящий — Иисус агнец непорочный; хлеб, рукою держимый.
  • Число 7 означает союз Бога с человеком.
  • Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света.
  • Число 11 - число высшей справедливости.
  • Число 3 - символ Вечной Троицы Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

 

 

 

Изображения таинств церковных

 

  • сосуд с водою изображает тайну крещения;
  • алавастр — тайна миропомазания;
  • чаша и дискос — тайна причащения;
  • два глаза — тайна покаяния;
  • рука благословляющая — тайна священства;
  • рука, держащая руку — тайна супружества;
  • стакан с елеем — тайна елеосвящения

Разные  изображения

 

  • Голубь с масличною веткою — не без труда обретех;
  • орел с поднятыми крыльями — обновися юность его;
  • орел, осеняющий крыльями птенцов своих — да жив будет;
  • лев, стоящий на верху круга солнечного — множайший побеждает пламень;
  • горящая купина — озаряет, но не опаляет;
  • на челноке фонарь и куст огненный — да блистает яснее;
  • плывущий корабль — сей к спасению общий;
  • колосья хлеба — падший оживе;
  • древесный пень с ветвями — от сухого оживе;
  • ветвь с цветами — увядший процвете;
  • яблоко с листьями — благоуханию и красоте веруй;
  • престол — иже побеждает, восприемлет

 

 

 

  1. Сюжетные иконы и фрески. Двунадеся́тые праздники

 

В этой работе представлены двенадцать важнейших после Пасхи (в том числе и Пасха) праздников в православии, изображённых в иконографии. Все эти праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Они входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге. Имеют предпразднства, попразднства и отдания праздника.

    • Рождество Богородицы
    • Воздвижение Креста Господня
    • Введение во храм Пресвятой Богородицы
    • Рождество Христово
    • Крещение Господне
    • Сретение Господне
    • Благовещение Пресвятой Богородицы
    • Вход Господень в Иерусалим
    • Вознесение Господне
    • День Святой Троицы
    • Преображение Господне
    • Успение Богородицы

Большинство двунадесятых праздников непреходящие, то есть имеют фиксированную дату. В зависимости от прославляемого, двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, причем Господские стоят выше Богородичных.

Все двунадесятые праздники, как Господские, так и  Богородичные, имеют особые дни:

    • предпразднство — это дни, подготавливающие праздник,
    • попразднство — продолжение праздника,
    • отдание — заключительная точка в праздновании праздника, на богослужении повторяются основные моменты праздничной службы.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Все двунадесятые праздники имеют по одному дню  предпразднства, за исключением:

    • Рождества Христова — 5 предпразднственных дней,
    • Богоявления — 4 предпразднственных дня,
    • Входа Господня в Иерусалим — нет предпразднства,
    • Вознесения Господня — нет предпразднства, и
    • Дня Святой Троицы — нет предпразднства.

Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей  близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

 

 

 

«Рождество Богоматери»

 

Рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны. В православии относится к числу основных двунадесятых праздников. Празднуется 8 сентября по юлианскому календарю или 21 сентября  по новому стилю.

С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы — Матери, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.

Когда настало время Анне разрешиться от бремени, явился к ней ангел и возвестил, что должна она родить ребенка. И родила Анна дочь и назвала Ее Марией.

На иконах обычно изображается в центре полулежащая на ложе Анна в красных одеждах, а вокруг — от трех до шести служанок. В нижней части помещается сценка купания Младенца Марии. Иногда (с XIV века) в стороне изображается Иоаким (ил.9).

 

 

 

«Введение во Храм»

 

«Введение во храм Пресвятой Богородицы» - праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители святой Богородицы, святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения праведному Иосифу. Празднуется в Православной церкви 21 ноября по юлианскому календарю и 4 декабря по новому стилю и принадлежит к числу двунадесятых праздников.

Поскольку Мария была посвящена  родителями Богу, то, когда исполнилось  Ей два года, сказал Иоаким Анне: «Нужно вести Марию в церковь». И Мария в сопровождении процессии из дев с зажженными свечами была введена в Храм Божий.

Введение во Храм в таких случаях было торжественной  традицией. Такое событие отражено и в русской иконографии «Введения во Храм»: Анна и Иоаким вводят дочь. Их встречает ветхозаветный первосвященник Захария. За родителями идут девушки с горящими свечами. Ситуация Введения традиционна, но традиция нарушается Захарией, так как он вводит Марию в часть храма, называемую Святая Святых, это место дотоле было недоступно для простых смертных, туда раз в год входил лишь сам первосвященник. Мария пребывает там в молитве, посте, готовя душу и тело для того момента, когда станет Богоматерью.

Композиция  иконы представляет собой сцену  в церкви (ил.10). В центре около алтаря стоит Захария, простирающий руки над головой Марии, а позади дочери с зажженными свечами в руках стоят Иоаким и Анна. В верхней части иконы часто располагается изображение Марии, питаемой ангелами, ибо 12 лет Она провела в Иерусалимском храме за вышиванием завесы для церкви и ела лишь то, что приносили Ей ангелы.

Иконы с этим сюжетом сверкают ассистом (золотом), лица очень выразительны, передают душевный подъем и вдохновение, тревогу и сознание исполненного долга. Все краски сияют, но при этом лики сосредоточены и серьезны в силу предчувствия всего жертвенного пути Марии и крестного пути Ее Сына. Именно здесь соединены высшая скорбь и высшая радость.

 

 

 

«Благовещенье»

 

Благовещение — евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник - возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.

Празднуется 25 марта, или 7 апреля по новому стилю. В православии входит в число двунадесятых праздников.

Весенним днем в конце марта Мария пошла  к колодцу с кувшином для воды. Неожиданно Она услышала голос: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»  Мария оглянулась, но никого не увидела, пошла в дом и села прясть. Архангел Гавриил зримо предстал перед Марией и повторил: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». Гавриил сообщает, что у Марии родится Сын от Святого Духа, а назвать Его следует Иисусом, так как Он будет Спасителем человеческого рода. Мария соглашается с Божественной Волей.

«шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,  к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.  Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Луки 1:26-31»

Одно из первых изображений Благовещенья датируется II веком. Иконография этого сюжета насчитывает почти тысячелетие. Древнейшая из икон этого сюжета на Руси датируется XII веком — «Устюжское Благовещенье». Этот сюжет в России позже стал популярен не только в иконографии.

Внешне фигуры Архангела Гавриила и Марии статичны, их общение носит внутренний характер; они как бы внутренним оком созерцают чудо. Встречаются два мира — Божественный и земной (ил.11). Часто поза Марии являет покорность, испуг. На Устюжской иконе есть интересная, не сразу заметная символическая деталь, — через складки одежды Богоматери просвечивает изображение Младенца-Христа. Это знак воплощения Его в теле Богоматери. Сама же Мария здесь — символ храма, земного прибежища Христа.

Большинство икон на этот сюжет радостно, вдохновенно, празднично. Обычно эти иконы исполнены сияющими, яркими, летними красками. Радость выражена в движении Архангела Гавриила — он стремительно направляется к Марии, широко распахнуты аркообразные могучие светлые крылья. В руках у него посох — символ небесного послании - чества. Он сообщает чудесную весть. С неба падает луч — символ Святого Духа, что является зримым образом слов Архангела: «Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя».

Иногда в  иконах этого сюжета присутствуют архитектурные образы-символы.

Русские иконописцы любили этот сюжет, так как он позволял выразить многообразную панораму чувств — от волнения и смятения до потрясения и радости.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рождество Христово

 

Рождество Христово  — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения или Боговоплощения Иисуса Христа от Девы Марии.

Празднуется 25 декабря, или 7 января по григорианскому календарю. В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.

В основе сюжета лежит евангельский рассказ о рождестве Иисуса Христа.

Иисус должен был  вот-вот родиться. По повелению римского императора Августа началась всеобщая перепись населения. Каждый должен был пойти в свой родной город. Мария с мужем пошли из Назарета в Вифлеем, но из-за множества народа, в гостинице им не было места. Марии пришло время рожать. И они расположились в хлеву.

Событие происходит ночью. На поле у Вифлеема пастухи  сторожили стадо. В ночи они увидели  необычное сияние, в котором им предстал Ангел. Они испугались, но Ангел сказал им: «... не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. Луки 2:11,12». И тут вместе с Ангелом явилось многочисленное небесное воинство, славящее Бога. И пастухи пошли в Вифлеем, и нашли Марию с Младенцем и Иосифа. Они, простые люди, стали первыми свидетелями чуда и его вестниками.

Когда же Иисус  родился в Вифлееме Иудейском, пришли в Иерусалим мудрецы с Востока — волхвы — и говорят: «Где родился царь Иудейский, ибо мы видели звезду его на Востоке, и пришли поклониться Ему». Испугавшись, царь Ирод совершил злодейство детоубийства. Позже его имя стало нарицательным для обозначения самых жестоких злодеев. По откровению же свыше, волхвы, найдя Иисуса-младенца, не возвратились к Ироду и не выдали Его ему. Младенцу в радости они подарили дары: золото и драгоценные благовония — ладан и смирну (ил.12).

Символический смысл даров следующий: золото — для церкви достойно, ладан — Богу фимиам, смирна — натирать мертвых, т. е. в дарах уже есть указание на грядущую Жертву и Воскресение Иисуса Христа.

Истоки иконографии  этого сюжета восходят к римским  катакомбам. В основе известных икон, включая русские, — изображения V — VI веков, на которых паломники несли масло от лампад, горевших в Вифлеемской церкви.

Сюжет Рождества  Христова раскрывает факт вочеловечивания  Бога, дает видимое свидетельство основного догмата христианства через детали-символы, подчеркивая Божество и человечество воплотившегося Бога-Слова.

Иконы Рождества  раскрывают воздействие этого события  на мир, перспективу последствий этого чуда — Его возвещение обновления и преображения мира. Поэтому весь тварный Божий мир принимает участие в событии.

Информация о работе Тема праздника в иконописи Древней Руси