Тема праздника в иконописи Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Ориентирующая идея преобразования мира на духовно-нравственной основе воплощена в храме. Художественная система храма несёт в мир образ Христа, образ человека и Вселенной, обновленных Божественным воплощением. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено в иконах. Иконографическая структура храма и его символика устанавливаются после победы иконопочитания в 9-10 вв.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….....3
1.Икона……………………………………………………………………………....….4
Что такое икона, для чего она предназначена?......................................4
Первая икона…………………………………………………………………………….....8
2.Спас …………………………………………………………………………………...8
•Спас Нерукотворный…………………......…………………………..………9
•Спас Вседержитель …………………………………………………………..11
•Спас на Престоле……………………………………………………………….12
•Спас в Силах……………………………………………………………………....13
•Спас Эммануил (Еммануил)………………………………………………14
•Спас Благое Молчание……………………………………………………....14
3.Символика икон ………………………………………………………….…..15
•Символика цвета……………………………………………………………….17
•Жесты………………………………………………………………………….……..18
•Символика вещей………………………………………………………………19
•Монограммы………………………………………………………………….…..20
•Символика изображений из священных книг…………….…….21
•Изображения из акафиста Иисусу……………………………….…….22
•Изображения таинств церковных…………………….………….……22
•Разные изображения………………………………………….……….……..23
4.Сюжетные иконы и фрески. Двунадеся́тые праздники…23
•Рождество Богоматери…………………………………………………….……25
•Введение во Храм…………………………………………………………...…..….26
•Благовещенье…………………………………………………………….……...…..27
•Рождество Христово……………………………………………………...……....30
•Сретение ………………………………………………………………………....…….33
•Крещение……………………………………………………………………..…..……35
•Преображение Господне……………………………………………………… 36
•Вербное воскресение (Вход Господень в Иерусалим)…….……38
•Воскресение Христово…………………………………………………...….… 39
•Вознесение Христово на Небо………………………………………….….…40
•Сошествие Святого Духа на апостолов……………………………..…...41
•Успение Богородицы……………………………………………………….…….42
•Воздвижение Креста Господня……………………………….……….…....43
Заключение …………………………………………………………………………….……...45
Список используемой литературы …………………………………….………...46

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Письменное свидетельство о Нерукотворном Образе  на Востоке датируется 4 веком согласно исследованиям академика Кандакова апокрефтического письма Авгаря Христу и его ответов, найденных в папирусах во время раскопок в Эдессе. Подлинный Нерукотворный Образ  неоднократно являлся единственным достойным  оригиналом для живописцев, изображавших Лик Спасителя. Итак, память о Нерукотворном Образе  сохранилась в сознании церкви, она определила первую иконографию и заложила основы иконописного языка.

 

 

 

Спас Вседержитель

 

Этот тип  изображения Христа — Вседержитель, или Пантократор Пантократор — занимает главное место в храме: его помещают в центральном куполе храма, на алтарной стене или в центре деисусной композиции (ил. 2,3) . Деисус — с греческого — моление, прошение, предстоящие. В этой иконе выражена идея заступничества святых за род человеческий. В центре — Спас. К нему обращены боковые фигуры: Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил, Апостолы Петр и Павел, и другие святые в строгом иерархическом порядке.

Изображение Христа на иконе чаще всего поясное, реже - в полный рост и огрудное. Христос на иконе облачен в хитон и гиматий. Традиционно хитон имеет оттенки красного цвета, а гиматий - синего. Сочетания этих цветов символизируют земную – человеческую и небесную – Божественную природу Спасителя. Правой рукой Он благословляет, а в левой - держит раскрытое Евангелие, в котором содержится соответствующий текст. Богословское значение этого Образа состоит в том, что Господь предстаёт здесь как Промыслитель  о Мире, как вершитель Мира, истинного пути, к которому устремляются молитвы людей.

 

 

Спас  на Престоле

 

Здесь Христос  изображается как Царь царей  и  Господь господствующих (ил. 4). Здесь, также как и в изображении Христа Пантократора, Христос изображён в хитоне и гиматии в полный рост, и восседает на троне. Правая рука Его благословляет, а левая поддерживает раскрытое Евангелие. Престол — символ Вселенной и символ Царственной Славы Спасителя мира, символ царственной славы всего видимого и невидимого. Фигура может изображаться одиночно, а может - с ангелами и святыми. Извод, где Христос изображается в архиерейском облачении, называется Великим архиереем. Здесь Христос показан как Глава Церкви. Икона «Царь царём» представляет Спасителя в царских ризах.

 

 

 

 

Спас  в Силах

 

В этом образе воплощена  идея Христа Вседержителя (Пантократора) (ил. 5,6). Христос в зрелом возрасте изображается в строго фронтальной позе, восседающим на троне с высокой спинкой на фоне красного квадрата с вытянутыми углами. Квадрат изображён здесь как символ земли. По углам квадрата встречаются изображения четырех евангелистов (Матфея - ангела, Луки - льва, Марка - тельца и Иоанна - орла).

Внутри красного квадрата написан синий овал — это мир духовный, в котором изображены ангелы. Внутри синего овала — красный ромб — мир невидимый.

Вокруг головы Спасителя — крестчатый нимб, пальцы Его правой руки сложены для благословения, а левой рукой Иисус поддерживает раскрытое Евангелие, которое стоит у Него на колене. Он одет в хитон с клавом и в гиматий.

Хитон — длинная  льняная сорочка без рукавов, часто украшавшаяся декоративной каймой, иногда шитой золотом — клавом. Гиматий — верхняя одежда типа широкого плаща из прямоугольного куска ткани. Хитон у Христа обычно бывает красного цвета — символа земной природы Спасителя, а гиматий — синего цвета — символа Его небесной природы. Клав на иконах является символом чистоты и совершенства земной природы Христа и знаком Его особой роли как Спасителя человечества.

Ноги Его  поставлены на подножку. На листах Евангелия в руке Его начертано «Аз есм Свет миру». Эти слова взяты из Евангелия от Иоанна, где сказано: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12 Библия,. Синодальное издание)

Икона непосредственно  связана с темой второго пришествия Христа, Страшным судом и концом времени.

 

 

 

Спас  Эммануил (Еммануил)

 

Изображается  образ Предвечного младенца, одиночное изображение отрока Христа (ил. 7). Иисус Христос в возрасте двенадцати лет изображён на иконе с кресчатым нимбом над головой в хитоне и гиматие со свитком в руках (И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник Лук.2:42). Икона встречается довольно редко.

«Еммануил» переводится - «С нами Бог». Имя это упоминается пророком Исайей, старшим из четырех ветхозаветных пророков: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве имеет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил» (Ис. 7, 14).

 

 

 

Спас  Благое Молчание

 

   Изображение Иисуса Христа, представляющее Его в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами (ил. 8). Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб еще не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде(единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа).Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества.

 

 

 

 

  1. Символика икон

 

Идейным и архитектурным  центром иконы может быть Иисус Христос или Богоматерь. Изображение Христа олицетворяет гармонию, порядок, добро, красоту и истину. Изображение Богоматери — символизирует любовь, добро, милующие сердца, защиту человечества от гнева Господня. Пророки, апостолы, девы олицетворяют добродетели: мудрость, смирение, целомудрие, невинность, чистоту. Это те центры, вокруг которых мир собирается и организуется.

Иконы делятся  на четыре разряда:

  • библейские;
  • портретные (святые, запечатленные при жизни);
  • писанные по преданию, опирающиеся на чей-то духовный опыт;
  • явленные — писанные по видению или сновидению самого иконописца.

 

Кроме того, иконы  еще делятся на праздничные иконы, образы Христа и Богородицы, святых ангелов.

С древних времен в христианстве установилась точка  зрения, что икона не может произвольно  изменяться. И канон строго регламентирует сюжет, организацию пространства, расположение предметов, фигур, написание одежды, употребление цвета. Но и в рамках канона иконописцы имели достаточную степень свободы.

         Что вообще такое канон? Канон (от греческого слова) означает – правило, то есть образец для воспроизведения оригинала, в качестве которого может выступать идеальное представление или воплощенный образ, например, признанное авторитетом Церкви изображение Христа, Богоматери или другого персонажа, сюжета или символа.

Существует иконографический канон. Это, как правило, - изображение, зафиксированное в иконописных прописях.

Иконографией  называется строго установленная система  изображений персонажей, сюжетных схем и символов религиозного и богословско-догматического содержания.

Пишется икона на доске. Нематериальный мир изображается условными знаками.

Золото используется не только как символ Божества, но и как средство для создания ощущения мерцающей мистической реальности — не плоскость, не пространство.

Одежда на иконе  — не средство для прикрытия телесной наготы, а символ. Она — ткань из подвигов святого.

Одна из важных деталей — складки. Характер расположения складок свидетельствует о времени написания иконы.

В VIII — XIV веках  складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия.

В XV — XVI веках  складки рисовались прямыми, не очень длинными, сходящимися под углом.

К концу XV века - складки почти прямые, длинные, редкие, через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников  и угодниц Божиих на иконах изображается сияние или светлый круг, который называется нимбом.

В нимбе Спаса иногда ставят три греческие буквы. Это означает - Сущий, а всегда существует только один Бог.

Над головою  Божией Матери ставят первые и последние  буквы греческих слов, которые  означают: Матерь Бога, или Божия  Матерь.

Нимб - есть изображение сияния Света и Славы Божией, которая преображает человека, соединившегося с Богом. На иконе отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стоят перед иконописцем. Иная реальность — это царство духовности, света, оно бесплотно, там нет теней.

 

 

 

Символика цвета

 

Золото используют для обозначения наличия силового поля Божественной энергии. Но золотом окрашено не все. Обычно в золотой цвет окрашивают: одежды Спасителя, изображение Евангелия, Престол Спасителя, Седалища ангелов, а также свет, исходящий от Спасителя, когда Он являет Свое Божественное начало. Этот же  цвет - символ вечности Бога.

Иногда ассист присутствует в виде золотых нитей, пронизывающих пространство иконы.

  • Синий цвет (обычно со звездами) — обозначает небо.
  • Голубой цвет — тоже цвет неба и Вечности. Часто Иисус, Богоматерь, ангелы, святые заключены в голубой круг (и круг, и цвет — символы не только Вечности, но и Гармонии).
  • Нежно-розовый цвет — цвет душевной утонченности.
  • Белый цвет символизирует чистоту, невинность. Это цвет Славы Христа (часто применяется в изображении одежды). Белый цвет еще означает самого Бога, так как Он подобен свету. Белый цвет сочетает в себе все цвета радуги, так же как Бог в Себе заключает весь Мир.
  • Пурпур — цвет Вечности и славы Христа, цвет Утра, Возрождения, знак Царственной сущности Христа. Пурпур предвещает Солнце.
  • Красный цвет — цвет мученичества, цвет крови Христа, пролитой во искупление грешников, символ страдания и смерти на кресте. Красный также символизирует Божественный огонь.
  • Вишневый цвет соединяет начало и конец спектра — это знак Христа, который есть - Начало и Конец сущего.
  • Зеленый - символизирует юность и цветение.
  • Желтый цвет — тождественен золотому.
  • Черный цвет — знак сокровенных Божественных тайн.

 

 

 

 

Жесты

 

  • Фигура, изображённая с рукой, прижатой к щеке, - означает символ печали.
  • Раскрытая рука, протянутая вперед — знак покорности.

 

 

 

Символика вещей

 

  • Дуб символизирует древо жизни.
  • Два-три дерева символизируют лес.
  • Луч с небесных сфер — символ Святого Духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.
  • Действие перед храмом, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма.
  • Дом - символ домостроения, созидания.
  • Гора - символ возвышенного, знак духовно - нравственного восхождения.
  • Красный крест — символ мученичества (и Возрождения).
  • Цветок анемона — знак скорби Марии, матери Христа, обычно изображается на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста».
  • Посох ангела — символ небесного вестничества, посланничества.
  • Юноша с трубой - означает ветер.
  • Пеликан — символ чадолюбия.
  • Золотой венец — символ духовной победы.

Стороны на иконе  или фреске тоже имеют своё значение и несут определенный смысл и символы.

-Слева от  Христа изображаются девы неразумные.

-Справа — разумные.

«и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Матф.25:33»

 

 

 

Монограммы

 

На иконах также  встречаются надписи:

  • ЕЕЕЕ — Елена нашла находку на Голгофе;
  • СХПВ — Свет Христов просвещает всех;
  • AS - Моление.
  • ББББ — Бич Божий Бьет Беса.
  • ВВВВ — Возвращение В рай Всем Верным.
  • ДАЛА. — Древо Добро Диаволу Досада, или: Древо Дарует Древнее Достояние.
  • КККК — Крест Крепость Константину К вере.
  • НННН — Невидимая, Непостижимая, Неизреченная, Неизглаголанная.
  • ПППП — Пою, Почитаю, Покланяются Подножию (Твоему, Владыко).
  • СССС — Спас, Сотвори Сеть Сатане, или: Слово Спасает Сего Славящих.
  • ХХХХ — Хоругви Христовы Христианам Хвала. ЦЦЦЦ — Цвети Церковнии Цвет Церкви. ЧЧЧЧ — Честна Чисто Чтущим Человеком.
  • αω-то есть «сущий» первый и последний часто ставится на кроях нимба Спаса.
  • IC XC-именование Спасителя.

 

 

 

Символика изображений из священных книг

 

Кроме монограмм, иконописцы также применяют разные символические изображения.

Изображения из Священного писания:

  • Золотой крест, якорь и сердце означают веру, надежду, любовь;
  • книга — дух премудрости;
  • золотой подсвечник — дух разума;
  • Евангелие — дух совета;
  • семь золотых рогов — дух крепости;
  • семь золотых звезд — дух ведения;
  • громовые стрелы — дух страха Божия;
  • сердце с крыльями — дух любви;
  • лавровый венок — дух радости;
  • дуга в облаке — дух мира;
  • голубь в купине огненной — дух долготерпения;
  • семь золотых рюмок — дух благости;
  • голубица, держащая во рту ветвь — дух милосердия;
  • челнок в облаках — дух кротости;
  • букет цветов — дух воздержания;
  • огонь на жертвеннике — угли возгорятся от него;
  • катящиеся колеса — дух жизни;
  • венок, держащийся двумя руками, посреди коего голубь с крыльями, — дух благодати.

Информация о работе Тема праздника в иконописи Древней Руси