Танц-терапия и её педагогический потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 10:16, творческая работа

Описание работы

Цель: Изучение педагогических возможностей танцтерапии.
Задачи:
- Понятие танцевальной арт-терапии.
- Методы и технологии танцтерапии.
- Применение танцтерапии.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…….2
Глава 1. История возникновения танцедвигательной терапии………………5
1.1. Развитие танцедвигательной арт-терапии ……………………………….5
1.2. Основные принципы и цели танцедвигательной терапии……….……..14
Глава 2. Здоровье и танец. Методики и анализ танцедвигательной терапии..17
2.1. Тело и его движения. Межличностные отношения. Самосознание…..17
2.2. Виды, техники и этапы танцевальной терапии…………………………...24
2.3. Область применения танцевальной терапии и ее педагогический потенциал………………………………………………………………………..28
Заключение ……………………………………………………………………31
Список литературы ………………………………………............................34

Файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22.04 испр..docx

— 63.37 Кб (Скачать файл)

Этапы танцевальной терапии

Первый этап занимает несколько минут.  Обычно на нем проводится разминка,  помогающая каждому участнику подготовить  свое тело к работе.  Разминочные  упражнения затрагивают три аспекта:  физический («разогрев»),  психический (идентификация с чувствами)  и  социальный (установление контактов).  Одним из вариантов начала занятий  предусматривается выполнение спонтанных движений свободной формы под  попурри из разных мелодий.  Здесь  встречаются упражнения,  включающие растяжки,  раскачивание,  хлопки,  потряхивания,  которые,  начиная  с кистей рук, распространяются на локтевые суставы,  плечи,  грудную клетку и затем на ноги.  Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся  группа не разогреется.

На втором этапе происходит разработка общегрупповой  темы.  Например,  разрабатывается  тема «встреч и расставаний».  На уровне движений могут «встречаться»  и «расставаться»  отдельные части  тела.  Кисти рук и локти могут «встретиться»,  чтобы тут же «расстаться»,  или они могут «встретиться»,  чтобы «вступить в драку»  или чтобы «обнять» друг друга. Взаимодействию между членами группы могут способствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т. д.

На заключительной стадии занятия тема разрабатывается  с использованием всего предоставленного группе пространства,  при этом меняется скорость движений и их последовательность.  Руководитель либо определяет характер движения участников,  либо сам их повторяет.  Он создает обстановку спокойствия и доверия,  позволяющую  участникам исследовать себя и других,  а также отражает и развивает  спонтанные движения участников группы.  Обычная продолжительность занятия  — 40-50  минут.  Занятия могут  быть ежедневными,  еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или  лет).  В профилактических целях  возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов.  Оптимальный количественный состав группы — 5-12 человек. Спорным  является вопрос о характере музыкального сопровождения занятий.  Одни руководители предпочитают стандартные магнитофонные  записи народной и/или танцевальной музыки,  другие —  собственное (или  своих ассистентов)  импровизированное  музыкальное сопровождение.  Во всех случаях подчеркивается,  что  индивидуально-культурная значимость предлагаемой для клиента музыки не должна перекрывать значимость и  удовольствие от собственной двигательной активности,  поэтому лучше использовать не-

знакомые  группе мелодии,  умеренную громкость  звучания и физиологически ориентированные  ритмы [4 С. 190].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Область применения танцевальной терапии и ее педагогический потенциал.

 

Возможность занятий творчеством не имеет  границ. Особенно это касается танца. Танец — всегда индивидуальное видение  окружающих явлений и индивидуальное воплощение их в движении. Танцевальная терапия является относительно новым  направлением в педагогике, использование  которой в работе с детьми разного  возраста, уровня способностей и социального  статуса позволяет эффективно снимать  личностные, поведенческие и этические  проблемы. Занятия хореографией и  сценическим движением являются средством гармоничного развития души и тела, воспитания эмоциональной  культуры воспитанника, дают возможность  ценностного самоопределения подрастающего  поколения[11 С. 37]. Танец учит мыслить, импровизировать, творить, развивает уверенность в собственных силах, формирует культуру поведения и определяет личностное становление воспитанника. Пластика тела дает детям свободу для ответных реакций на разнообразные ситуации, позволяет выражать различные чувства и эмоции, снимать психологическое напряжение.

Создание  собственного произведения искусства  — одно из наиболее мощных средств творческого самовыражения. Танец — тоже произведение, произведение фантазий, чувств, эмоций и мыслей. Танцевальная терапия дает уникальную возможность: человеку не обязательно быть профессиональным танцором, чтобы суметь выразить свои эмоции в пластике тела. Суть танца в том, что активное увлечение этим видом искусства дает шанс жить творческой жизнью.

Создание  сценического образа.

Такое понимание  современной хореографии особенно актуально в рамках занятий по хореографии и сценическому движению.

Сценический образ позволяет донести до зрителя  душевное состояние исполнителя, раскрыть смысловую нагрузку произведения, дает возможность осознать сценическое  действие не только вербальными средствами (текст песни, вокал и пр.), но и  культурой жестов, поз, шагов и  движений.

Создание  сценического образа как технология танцевальной терапии представляет собой интегральный комплекс методик  танцевальной, драматической и музыкальной  направленности. Ведущей задачей  является развитие целостного восприятия и переживания воспитанником  содержания музыкального, чувственного и телесного образа. Работа над  ним направлена на естественное вхождение  ребенка в интуитивное пространство, спонтанно включающее процесс эмоционально-телесного  самовыражения. В танцевальный опыт, который воспитанники получают на занятиях, включаются мыслительные, чувственные, телесные и духовные функции.

Момент создания образа помогает детям быть ближе  к самим себе. Они отыскивают внутри себя «потерянные» и скрытые чувства  и эмоции из собственного жизненного опыта, которые на этот момент можно  пережить открыто. Движение становится естественным способом самовыражения. Работа над образом позволяет  каждому воспитаннику оставаться самим  собой, не испытывать неловкости от сравнения  с окружающими, продвигаться в развитии сообразно своей природе.

Эффективная технология

Многообразие  эмоциональных и чувственных  проявлений в современном мире предлагает детям целую палитру ценностных взглядов, суждений, не всегда соответствующих  их возрасту, психике, нравственному  развитию и национальному менталитету. Зачастую массово пропагандирующиеся жизненные ориентиры не отвечают необходимому для полноценного становления  личности уровню духовности. Занятия  сценическим движением и хореографией в русле танцевальной терапии  дают почву для размышлений и  самоопределения преобладающему большинству  воспитанников, заинтересованных в  своем творческом и личностном становлении.

Ценностные  ориентиры определяются путем создания на занятиях специальных условий, проявляющихся  в тематике, проблематике, драматургии, характере сценического образа и  движения. Тем самым, выдвигая в ходе работы с воспитанниками определенный ряд ценностно значимых проблем и вопросов, педагог дает им возможность определиться в своих мировоззренческих установках, стилях общения, моделях поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала  нас от необходимости двигаться. Вся двигательная активность, человека, который не занимается никакими видами спорта, сводится к лежанию, стоянию, поездкам в транспорте, сидению на работе и у телевизора. В лучшем случае вечером "прогулка" по магазинам. Такой режим ведет к недостатку кислорода в тканях, ухудшая деятельность организма.

Отсутствие  двигательной активности и большие  нервные перегрузки, стрессы - основные причины практически всех заболеваний.

Человек, который начинает двигаться, танцевать  становиться более жизнеспособным, энергичным, здоровым. У него улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям. Более того, занятия нормализуют вес, улучшают фигуру, осанку, самочувствие, снимают утомление. Это не удивительно. Ведь движение - это накопление энергии, а не трата ее. Энергия - накапливается!

Существует  ряд различных методик применения танцетерапии. Это, например, эвритмия, искусство движения с музыкой  и речью, развитая в школах Рудолфа  Штейнера для детей с целью  обучения ритму, и Пять Танцев в вольном стиле Габриэллы Рота. Обе эти формы терапии разработаны специально, чтобы поощрить самовыражение и творческий потенциал.Танец - это не только средство для выражения чувств, но также и средство достижения более высокого уровня сознания. И исполнение, и наблюдение за движениями танца ведет к определенной релаксации и трансформации сознания.

Танцетерапия  стремится дать возможность каждому  пациенту реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой скорее естественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений. Танцетерапевты поддерживают и мотивируют лечение своих пациентов тем, что учат использовать эту форму искусства исцеления, чтобы подключиться к сфере бессознательного. И многие из практикующих эту методику врачей считают, что суть целебного эффекта основана на подсознательном стимулировании в танце каналов энергии, что позволяет жизненной силе двигаться более свободно.

Самый широкий  круг разнообразных жизненных ситуаций тесно связан с этой терапией. При  этом музыка вовсе не является обязательным компонентом. Иногда в танце подчеркнуты  творческие аспекты, иногда терапевтические. Данная методика может быть полезна  для людей, которые не в состоянии  иным способом выразить волнующие их чувства, и почти всегда эффективна при лечении большинства психологических  проблем, как умеренных, так и  серьезных. Теоретически при любой  физической болезни, связанной с  подвижностью, типа болезни Паркинсона, движение ци может оказаться полезным. Физические симптомы, связанные с  различного рода стрессами, также могут быть сняты танцетерапией. 

Особенно  это заметно на занятиях оздоровительными танцами, целью которых является релаксация в движении. Если человек  движется в танце раскрепощено, расслаблено, осмысленно, то значение физических упражнений не ограничивается их воздействием на мышцы: они оказывают положительное  влияние на сознание, развитие интеллекта, на эмоциональную и духовную деятельность человека, происходит снятие накопившихся стрессов.

Танец - это огромная сила, пробуждающая творческую энергию!

Мало  того, танцетерапия может внести вклад  в решение серьезнейших проблем современного человечества. Успехи медицины и общее повышение уровня жизни привели к тому, что человечество быстро "стареет". Существенно возрастает среди населения многих стран доля лиц пожилого и преклонного возраста. Сохранение психической и физической активности людей старших возрастов становится одной из серьезнейших проблем. Чтобы старики были не обузой, а "золотым фондом" человечества, необходимо, чтобы они до глубокой старости "были молоды" душой и, желательно, телом. Наука доказала, что "вечная молодость" вполне реальна. Здесь, как всегда, впереди идут выдающиеся люди человечества, до преклонных лет поражавшие современников своими физическими и психическими возможностями. Гете, Демокрит, Толстой - список можно продолжить до внушительных размеров.

 Но "вечная молодость" доступна каждому! Наука работает в этом направлении. Однако, уже сейчас существуют простые, эффективные и общедоступные методы. Например, занятие любым творчеством продлевает психическую молодость "до упора".

Танцетерапия  еще эффективнее! По статистике, танцоры  живут исключительно долго. И  это счастливые люди! Они до глубокой старости молоды и душой и телом.

 С этим все ясно и уже очень давно. Но в чем же проблема? Проблема - в изменении менталитета населения. Вот когда все больше людей старших поколений начнут осознавать, что танцевать в "зрелом" и в "солидном" возрасте не только не "глупо и стыдно", а наоборот ПРЕСТИЖНО и ПОЛЕЗНО, - вот тогда танцетерапия покажет себя как массовое, эффективное, общедоступное средство обеспечения ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ. Без кавычек.

Танцы - это не эликсир бессмертия, танцы - это эликсир вечной молодости!

Танцетерапия - это проверенное тысячелетиями, абсолютно надежное и самое приятное средство лечения многих болезней и  обеспечения здоровья и долголетия!

 

Список использованных источников:

 

  1. Никитин В.Н. Энциклопедия тела. – М., 2000. С. 136.
  2. Журнал "Школьный психолог" № 06/2008  издательского дома "Первое сентября".(http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800610)
  3. Гренлюнд Эрна, Оганесян Наталья Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. Год выпуска: 2011 г. Издатель: Речь. C. 89
  4. ОсиповаА.А. Общая психокоррекция. М. , 2000. С 190.
  5. Шкурко Т.А, Танцевально-экспрессивный тренинг.СПб.:Речь, 2003. С. 16-20 .
  6. Козлов В. В., ГиршонА. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. 2-е изд.,  расширен,  и доп. СПб.: Речь, 2006. 286 с.
  7. Бирюкова И. П. Танцевальная терапия: за и против. М., 2003 С. 123.
  8. Оппикоффер Р. Танцетерапия. 2001. С. 82.
  9. Рудестам К. Групповая психотерапия. Прогресс, 2000. С. 75
  10. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / пер. с нем. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 296 с.
  11. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. Спб.: Люкси, Респект. 1996. С. 37. (http://www.twirpx.com/file/536475/)
  12. http://psy.1september.ru/
  13. http://autist.narod.ru/stark.htm
  14. http://www.twirpx.com

 

 

 


Информация о работе Танц-терапия и её педагогический потенциал