Танц-терапия и её педагогический потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 10:16, творческая работа

Описание работы

Цель: Изучение педагогических возможностей танцтерапии.
Задачи:
- Понятие танцевальной арт-терапии.
- Методы и технологии танцтерапии.
- Применение танцтерапии.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…….2
Глава 1. История возникновения танцедвигательной терапии………………5
1.1. Развитие танцедвигательной арт-терапии ……………………………….5
1.2. Основные принципы и цели танцедвигательной терапии……….……..14
Глава 2. Здоровье и танец. Методики и анализ танцедвигательной терапии..17
2.1. Тело и его движения. Межличностные отношения. Самосознание…..17
2.2. Виды, техники и этапы танцевальной терапии…………………………...24
2.3. Область применения танцевальной терапии и ее педагогический потенциал………………………………………………………………………..28
Заключение ……………………………………………………………………31
Список литературы ………………………………………............................34

Файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22.04 испр..docx

— 63.37 Кб (Скачать файл)

1. Биоэнергетика А. Лоуена. Данный подход центрируется на роли тела в анализе характера. Лоуен был учеником В.Райха, его подход часто называют нео-райхианской терапией. Лоуен использует более приемлемые термины, чем Райх, например: "биоэнергия" вместо "оргона", поэтому "его работа встречает меньшее сопротивление..." (Фрегер Р., Фейдимен Д., 1996, стр. 141). Биоэнергетика включает в себя технику дыхания по Райху, многие из техник эмоционального раскрепощения по Райху, Но также использует технику напряженных поз для энергетизации частей тела, которые заблокированы. Напряжение увеличивается настолько, что человек в конце концов вынужден расслабить мышцы, "защитный панцирь". Биоэнергетика часто концентрируется на ногах и тазе, потому что "они - основание и опора эго-структуры. Посредством ног и ступней мы сохраняем контакт с единственной неизменной реальностью в наших жизнях, с землей, или почвой." (Фрегер Р., Фейдимен Д., 1996, стр. 141).

2. Структурная интеграция Иды Рольф (рольфинг) - система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и линии. Целью данного подхода является восстановление мышечного равновесия и гибкости.

3. Техника Ф.Матиаса Александера. Основана на глубоких вытягиваниях мускульных фасций (связующая ткань, которая связывает и поддерживает мускулы и скелетную систему), сопровождаемых прямым глубоким воздействием, раскрывающая вредные привычки в держании и движениях тела, которые влияют на умственное, физическое и эмоциональное состояние человека. В основе подхода лежит идея о том, что предпосылкой свободных и естественных движений является естественное вытягивание позвоночника вверх. Автор создал специальные упражнения, которые позволяют освободиться от привычных напряжений. (Баскаков В., 1992)

4. Метод Фельденкрайза, предназначенный для восстановления естественной грации свободы движений. Работа Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые испорчены негативными привычками, напряжениями. Главным фактором в этом процессе автор называет "сознавание" своих движений и тела.

5. Система чувственного сознавания Шарлотты Селвер и Чарльза Брукча, направленная на изучение целостного функционирования человека в мире, личной экологии тела и чувств. В данном подходе авторы фокусируются на проблеме обучения отличать собственные чувства и ощущения от культурно и социально привитых образов. Большинство упражнений имеют медитативную ориентацию. В качестве примера рассмотрим более детально подход Фельденкрайза как пример работы с телом через осознание, так как проблемы осознанности образа "Я" являются одними из основных в психологии.

Фельденкрайз в своей работе "Сознавание через движение" рассматривает  вопросы, связанные с образом "Я" и движением. "Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем по-разному, каждый в соответствии с тем образом себя, который он построил за годы своей жизни. Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя, который мы несем в себе" (Фельденкрайз, стр.11). Фельденкрайз выделяет 4 компонента образа себя: 1. Движение. 2. Ощущение. 3. Чувствование. 4. Мышление.

Соотношение этих компонентов в  различных действиях у разных людей отличаются, но обязательно  все 4 компонента должны присутствовать в каждом движении. Фельденкрайз приводит примеры для объяснения этого  утверждения: "Чтобы ощущать - видеть, слышать, или ощущать тактильно - человек должен быть заинтересован, испуган или заметить нечто, что  его касается. То есть он должен двигаться, чувствовать и думать" (Фельденкрайз, стр.12). Если хотя бы один из элементов  действия уменьшается до исчезновения, существование становится под угрозу. Трудно поддержать жизнь без всякого  движения. Нет жизни, если существо лишено всех ощущений. Без чувствования нет импульса жить: лишь чувство удушья заставляет дышать.

    Автор говорит о том, что для изменения привычного способа действования требуется много сил, так как велика роль привычки. Многие части тела человек просто не осознает, а соответственно, не может включить их в новое действие, так как оно требует осознания.

По Фельденкрайзу, "полный образ  себя" - это сознавание всех связок скелетной мускулатуры и всей поверхности тела - спины, боков, головы и. т. д. Это идеальное состояние  и оно редко встречается. Человек  действует в соответствии со своим  субъективным образом. "То, как человек  держит плечи, голову, живот, его голос, интонация, способ передвигаться, представляться и многое другое основывается на образе себя. Но, как считает автор, этот образ может быть урезан или раздут, в соответствии с той маской. которую человек хочет показать другим людям. Только сам человек может понять, что в его внешности - фиктивно, а что - подлинно, однако не каждый может оценить таким образом себя, и здесь может помочь опыт других.

По мнению Фельденкрайза, совершенствование  движений - лучший способ совершенствования. Почему? Фельденкрайз выдвигает следующие  основания:

1. Нервная система занята преимущественно  движением

2. Качество движения легко различимо.

3. Опыт движения наиболее богат

4. Способность к движению существенна  для самооценки

5. Всякая мышечная деятельность - это движение

6. Движения отражают состояния  нервной системы

7. Движение - основа сознания

8. Дыхание - это движение

9. Основа привычки - движение.

Так как в головном мозге моторная часть коры близко расположена к  тем структурам, которые отвечают за мышление и чувствование, и существует процесс диффузии, то значительные изменения в моторной коре дают параллельные изменения в мышлении и чувствовании. Фельденкрайз разработал методику работы с движением через осознавание, основанную на изложенных выше принципах.

Исходя из вышесказанного, мы можем  говорить о функциях, которые выполняет танец.

     Танец выполняет несколько функций:

1. Психофизиологические,  психологические и психотерапевтические  функции.  Во время танца происходит  катарсическое высвобождение сдерживаемых,  подавляемых чувств

и эмоций,  в том числе социально нежелательных.  Танец способствует моторно-ритмическому выражению,  разрядке и перераспределению  избыточной энергии,  активизации  организма,  уменьшению тревожности,  напряжения,  агрессии. Помимо этого  танец оказывает оздоровительное  воздействие и способствует саморегуляции  организма.

2. Функция общения.  Через танец происходит познание людьми друг друга,  межличностное взаимодействие.  Также танец способствует формированию и развитию отношениймежду людьми.

3. Социально-психологическая функция.  С помощью танца создается образ партнера и группы,  запускаются процессы интерпретации и диагностики отношений.

4. Социокультурная функция.  Через танец выражаются социальные ценности,  общественные установки и социальные мотивы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные принципы и цели танце-двигательной терапии.

 

Основная задача танце-двигательной терапии - обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными, В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В отличие от подходов работы с телом (которые мы упоминали выше), в танце-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь. Танце-терапевт относится к телу как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танце-двигательной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т.е. недирективный стиль терапии). Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит. 

Джоан Смолвуд (Joan Smallwood), юнгианский аналитик и танце-терапевт, ученица Мери Уайтхаус и Труди Шуп, выделила три компонента терапевтического процесса: 

1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных двойных сообщений, "double messages", когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека). 

2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение). 

3. Аутентичное движение (спонтанная, танце-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности). Аутентичное движение активизирует те части психики, которые К.Юнг описывал как части бессознательного. Аутентичное Движение как метод танце-двигательной терапии, основанный на аналитической психологии К. Юнга, создала Мэри Уайтхаус. 

Джоан Смолвуд пишет о том, что "Танце-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного"[8]. С помощью танце-двигательной терапии пациент может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности в контакте с другими. В отличие от других подходов работы с телом, танце-двигательная терапия использует сны, образы или символы в работе с телом. 

Танце-двигательная терапия - это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Танце-терапевт работает постоянно с собственным телом, используя его как инструмент, с помощью которого он знакомится с невербальным миром клиента. 

Танце-двигательная терапия, помимо движения, использует еще такие понятия как вес, пространство, время - для расширения и обогащения творческого и выразительного мира клиента. (Например, люди, которые не ощущают собственного веса, обычно имеют трудности в умении заставить своего партнера выслушать их). Танце-терапевт концентрируется на взаимоотношениях терапевт - клиент, клиент - пространство, осознанные движения - неосознанные. Танце-двигательная терапия выступает в двух формах: индивидуальной и групповой. 

Индивидуальная форма: исследование клиентом с помощью терапевта спектра своих движений, благодаря чему открываются невыраженные эмоции, которые были заблокированы в теле и освоение новых движений (замена старых, неадекватных форм реагирования) 

Групповая форма: Процесс групповой танце-двигательной терапии основан на том, что терапевт направляет спонтанность движений участников, развивает их. Типичная групповая сессия включает в себя 3 части: разогрев, его развитие и завершение (такая структура характерна и для других видов психотерапевтических групп: психодрамы, гештальта и т.д.). Разогрев помогает включиться в группу, лучше почувствовать свое состояние, центрироваться. Эмоциональные состояния участников группы выражаются и развиваются более полно на телесном уровне, интегрируя мысли, чувства и действия. В результате разогрева участники группы обычно чувствуют расслабление, координированность и готовность двигаться. Разогрев также способствует началу осознавания своих чувств и мыслей и их связи с телом и движениями. (Например: вытягивание плеч и рук может развиться в толкающее движение, связанное с желанием вытолкнуть что-то прочь, неприятную ситуацию или человека, с кем это связано). Повторяя и усиливая движения, терапевт помогает каждому участнику осознать чувства через обратную визуальную связь. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознаванию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них. Здесь терапевт должен быть очень чувствительным к происходящему в группе, чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки, которая ведет к сопротивлению работе. Терапевт помогает привести процесс движения к завершению (3 часть группового процесса) с помощью вербальной обратной связи. Эта стадия способствует интеграции физического, эмоционального и когнитивного компонентов структуры Я. 

Танце-терапевт выявляет и развивает текущие эмоциональные и психологические темы, соотнося их с личной историей каждого. Одна из главных тем групповой работы является "Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми". 

Раньше танцедвигательная терапия  применялась почти всегда к людям  с тяжелыми нарушениями. Сегодня  же - все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с  целью развития у них самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия, самоактуализации, интеграции частей Я. Поэтому все больший  интерес приобретают именно социально-психологические  аспекты танце-двигательной терапии. Существует три основные области работы танце-терапевта: 

2. Здоровье и танец. Методики и анализ танцетерапии

2.1 Тело и его движения. Межличностные отношения. Самосознание

 

Целями терапии в первой области  являются: активизация тела для того, чтобы помочь пациенту обнаружить полностью  напряжения и конфликты, развить  больше возможностей тела для получения  опыта чувства телесной интеграции и координации. 

Во второй области танцетерапевт устанавливает базовый уровень коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия. Групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства. Микрокосмос мира, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь и расширить поведенческий репертуар социально-психологических ролей. 

В третьей области цели сгруппированы  вокруг идеи о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет  самосознание. Наиболее прямое выражение  особенностей индивидуальности возможно через тело. Это физический опыт действия мышц выступает как быстрый  путь познания и получения опыта  о себе, развивает Я-концепцию и способствует повышению самооценки. 

Эмоции и движение.

По этимологии слово "эмоция" произошло, скорее всего, в ХVII веке от французского слова "mouvior", что значит "приводить в движение". А латинское слово "emovere" означает "колеблю", "волную". Таким образом, мы видим смысловую связь слов "эмоции" и "движения". Чарльз Дарвин в 1872 году, в работе "Выражение эмоций у человека и животных", исследовал эмоции человека через анализ средств их выражения. Дарвин, наряду с культурно-опосредствованными, выделил врожденные эмоции, которые характерны всем народам мира. К ним относятся: горе, радость, злость, страх, презрение, стыд, удивление. Эти эмоции имеют типичные формы выражения, которые узнаваемы людьми из самых разных культур, включая изолированные и неграмотные народы. 

Информация о работе Танц-терапия и её педагогический потенциал