Педагогический потенциал народной музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Педагогический потенциал народной музыки невероятно высок: при помощи фольклора можно не только развить исполнительские навыки, привить глубокое уважение к своим корням, но и воспитать терпимость в отношении к другим народностям и их культурному наследию. Изучение музыкального фольклора других стан могла бы оказать благотворное действие на такую актуальную общественную проблему, как расовая нетерпимость.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы педагогического потенциала народной музыки.
1.1. Народная музыка как вид музыкального искусства, воспитывающая функция русского музыкального фольклора.
1.2. Место народной музыки в образовательных программах ХХ-ХXI вв.
Глава 2. Музыкальный фольклор в образовательном процессе.
2.1. Специфика изучения музыкального фольклора в общеобразовательных учреждениях.
2.2. Возможные пути внедрения народной музыки в школьную практику.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.83 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

Введение

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы педагогического потенциала народной музыки.

    1. Народная музыка как вид музыкального искусства, воспитывающая функция русского музыкального фольклора.
    2. Место народной музыки в образовательных программах ХХ-ХXI вв.

 

Глава 2. Музыкальный фольклор в образовательном процессе.

 

2.1. Специфика изучения музыкального фольклора в общеобразовательных учреждениях.

2.2. Возможные  пути внедрения народной музыки  в школьную практику.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис творческого воспитания подрастающего поколения. Искусство вообще, и музыкальное искусство в частности в наше время не популяризованы. Причиной тому стали многочисленные политические и экономические проблемы, которые мучили страну на протяжении всего ХХ века. Общественные волнения вкупе с частыми сменами образовательных программ оказали пагубное  влияние на культурное развитие учащихся.

Сейчас с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека и развития его личностных качеств. Также остро стоит проблема возрождения культурных традиций народов России. Решение обеих задач можно осуществить при помощи изучения музыкального фольклора в общеобразовательных учреждениях.

Педагогический  потенциал народной музыки невероятно высок: при помощи фольклора можно не только развить исполнительские навыки, привить глубокое уважение к своим корням, но и воспитать терпимость в отношении к другим народностям и их культурному наследию. Изучение музыкального фольклора других стан могла бы оказать благотворное действие на такую актуальную общественную проблему, как расовая нетерпимость.

 Эстетические идеалы, заложенные в народной песне, не только оказывают существенное влияние на формирование и развитие музыкально-эстетического вкуса – они могут выполнять воспитывающую функцию. Будучи отражением социальной жизни, фольклор учит уважению и любви к своей семье, стране, бережному отношению к природе. Народная песня также прививает определенные поведенческие нормы, высмеивая неприемлемые модели межличностного взаимодействия и взаимодействия с социумом.

Основное  достоинство применения народной музыки в сфере образования заключается  в том, что зачастую её нет необходимости  комментировать. Музыка объясняет всё  сама за себя при помощи поэтического текста и средств музыкальной  выразительности, таким образом, учащиеся воспринимают её напрямую, а не через  призму трактовки преподавателя. В  результате, учащийся постепенно переоценивает  свои взгляды на культуру, искусство, общественные отношения и другие сферы человеческой жизни. Эта переоценка происходит мягко и ненавязчиво, без непосредственного вмешательства со стороны преподавателя. Таким образом, барьер между учителем и учеником перестаёт оказывать влияние на воспитательную часть музыкального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель работы: определить степень воздействия народной музыки на становление личности школьников.

 

Объект исследования: педагогический потенциал народной музыки.

Предмет исследования: роль изучения народной музыки в процессе воспитания детей.

Задачи:

  1. Рассмотреть музыкальный фольклор в общекультурном аспекте;
  2. Определить место народной музыки в современном образовательном процессе;
  3. Установить связь между развитием личностных качеств учащихся и изучением фольклора на уроках музыки.

 

Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  исследования проблемы педагогического  потенциала народной музыки.

 

    1.  Народная музыка как вид музыкального искусства, воспитывающая функция русского музыкального фольклора.

 

В становлении  современной духовной культуры огромное значение имеет опыт предшествующих поколений. Найденные древние памятники  русской культуры дают возможность  убедиться в том, что детское  воспитание на Руси постоянно находилось в поле зрения общественности. Первые письменные свидетельства относятся к XIV веку. В Пайсиевском сборнике духовенство высказывает свое мнение о народных песнях и играх: ”Слабо живут, но если плясци или чудци – или какой иной игрец позовет на игрище, то все туда идут с радостью”. Отсюда видно, что русский народ издревле любил музыку, песни, игры, пляски.

В XVI веке в не менее знаменитом “Домострое”  можно найти поучение “Зваться с большим, знаться с меньшим”. Часто хозяйственные сведения в “Домострое” связаны с необходимостью обустройства духовного мира детей и взрослых. В нем содержатся интересные игры, загадки, пословицы и поговорки, наставляющие детей в нравственности, развивающие ум и ловкость ребенка. Академик Лихачев Д.С. в предисловии к изданию “Домостроя” пишет: “Идеал “Домостроя” – идеал чистоты, порядка, бережливости, почти скупости, вместе с тем, гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной старости. И это в целом идеал трудовой жизни”.

В конце XVIII века отношение к народной культуре меняется. Начинает развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую музыку и литературу.

Народная  музыка не только не запрещается, но и  активно входит в жизнь. Так, императрица  Елизавета Петровна на официальных  торжествах увеселялась со своим  двором крестьянскими песнями, хороводами, народными играми.

Эту традицию продолжила Екатерина II. Кроме исполнения народного фольклора при дворе  делаются попытки стилизации народных песен “на иноземный лад”, то есть песню приспособляют так, чтобы  она могла бытовать в городе, в  условиях европейской музыкальной  культуры. Причем песню поют не под  гусли, как раньше, а с аккомпанементом  арфы, получается вид песни –  романса с народной мелодией. Народная мелодия проникает во все сферы искусства, даже в оперу. Фольклор постепенно становится предметом разработки и научного исследования.

Л.Н. Толстой в своих программах широко пользовался эстетическими идеалами и принципами народной педагогики. Народные песни, сказки, пословицы и поговорки – весь богатейший запас художественного эстетического развития детей был задействован им в процессе воспитания крестьянских детей в Ясной Поляне, обучение в ней было сопряжено с развитием у детей творческого воображения и эстетического вкуса.

В 30 – 40 годах XIX века в печати появились  тексты детских песен и описания детских игр. В 50 – 60 годы XIX века, отмеченные в России общим подъемом интереса к педагогическим вопросам и народной школе, появилось значительно больше записей.

Большую услугу общему делу собирания детского музыкального фольклора, а главное, пробуждению интереса к детским  песням, оказал журнал “Учитель”. Также  записи текстов детских песен  можно найти в ряде периодических  изданий тех лет: в журналах “Живая старина”, “Этнографическое обозрение”, “Губернских ведомостях”, в “Известиях географического общества”, в “Памятных книжках земств” и др.

В большинстве  случаев записи детских песен  производились не на листах, в естественной бытовой обстановке, а от лиц, оторванных от крестьянской среды, нередко по памяти. Записанные материалы подвергались переработке, вносились изменения в язык и содержание текстов.

Большое художественное и научное значение имеет вышедший в Москве в 1868 году сборник Бессонова П.А. “Детские песни”, в котором представлен подлинный, разнообразный, прекрасно подобранный материал (150 песен). Записи текстов песен и игр сопровождаются комментариями. В целом сборник был отредактирован и подготовлен к печати Одоевским В.Ф..

Первым этнографом – собирателем, который выделил детский музыкальный фольклор в особый раздел и указал на разнообразие его видов, был Шейн П.В. (1826-1900г.г.). Песни, собранные Шейном П.В., с 1851 года печатались в “Чтении общества истории и древностей Российских” при Московском университете. В 1870 году  они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием “Русские народные песни”, а в 1892 году был опубликован первый том издания Академии наук “Великорусс в своих песнях”, куда вошло 267 песен и 18 игр. Также, Шеин П.В. первым внес некоторую систематизацию в детский фольклор: все песни он разделил на два больших раздела. В первый вошли песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки), а во втором разделе помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из младенческого возраста.

Собирание и изучение детского музыкального фольклора  в дореволюционной России представляет резкое несоответствие между интенсивным  накоплением фактического материала  и робкими попытками его теоретического осмысления. Немногочисленные теоретические  работы и исследования, как правило, посвящались отдельным вопросам и видам детского фольклора.

У Одоевского В.Ф. можно найти мысли об эстетическом воспитании детей на базе фольклора, которые актуальны и в наше время: “…в области духовной деятельности человека ограничусь следующим замечанием: душа выражает себя или посредством телодвижений, очертаний, красок, или посредством ряда звуков, образующих пение или игру на музыкальном инструменте”. В этих словах заключено философское подтверждение практическим изысканиям в сфере эстетического воспитания детей с применением музыкального фольклора, намеченное еще в 19 веке.

Первые  попытки разработки вопросов традиционного детского творчества на этнографической основе предпринял крупный отечественный теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета Виноградов Г.С. На протяжении 20 лет он с помощью многочисленных корреспондентов собрал на местах такое количество материала по детскому фольклору, каким не располагало ни одно научное учреждение дореволюционной России. Многие ему удалось опубликовать и научно объяснить в ряде статей и сборников. Например – “Сибирская живая старина”, “Детский народный календарь”, “Детский фольклор и быт” и другие.

Большая роль в деле организации собирания  и популяризации произведений детского фольклора принадлежит Капице О.И. По ее инициативе в 1927 году при Русском  географическом обществе (Р.Г.О.) была организована комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В течение нескольких лет члены этой комиссии собрали  более 4000 текстов песен, сказок, загадок. Капицей был опубликован ряд  статей, большой сборник “Детский быт и фольклор” и несколько  библиографических обозрений специальной  литературы. Ее многолетняя собирательская, издательская, исследовательская деятельность обобщена в труде “Детский фольклор”.

В 70-х  годах издается “Хрестоматия русской  народной песни” Мекалина Л., “Русские народные песни в детском хоре” Попова Т.В., “Заплетися плетень” в обработке Агафонникова, ряд других работ.

На данный момент сформулировано определение  фольклора. Фольклор (в переводе с английского – “народная мудрость”, “народное знание”) – народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно – прикладного  искусства.

К музыкальному фольклору принадлежат вокальные  жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские  сигналы и так далее).

Сохранились песни и наигрыши, которые дошли  до нас из глубины веков. Причина  подобной долговечности лежит в  самой природе фольклора. Одна из его отличительных черт состоит  в том, что фольклор является не столько  искусством, сколько частью самой  жизни народа. С древнейших времен музыка сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью, формой его выражения. Народная музыка создавалась не для слушанья, она  жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно потому музыкальное  начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительное жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора.

В детском  хоре на радио появляется фольклорная группа под руководством Попова В.. В этой группе силами педагогов возрождается народная манера пения, бережно относятся к стилевым чертам, используют элемент игры, драматизации.

Последние двадцать лет двадцатого столетия в  связи с подготовкой кадров в  ГПМИ им. Гнесиных, Московском, Санкт-Петербургском и других институтах культуры наблюдается рост фольклорных коллективов, в том числе и детских. Интересные детские коллективы созданы в Москве (руководители Куприянова Л., Белконева и др.), Екатеринбурге, Кемерово и ряде других городов.

Имеются попытки создания программ и учебно-методической литературы. Дети дошкольного возраста получают свои первые впечатления от народного искусства в семье и детском саду. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора достаточно подробно разработана силами сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством профессора Ветлугиной Н.А.

Таким образом, в последние годы исследователи  музыкального фольклора активно  писали о “новой фольклорной волне” в искусстве, и, в частности, в музыке. Увлечение фольклором не случайно, оно является естественным стремлением добраться до своих корней, понять смысл огромного информационного пласта, который представляет собой народное музыкальное творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Место народной музыки в образовательных программах ХIХ-ХXI вв.

 

Первая  половина XIX века была для России годами развития освободительного движения против царизма и крепостничества. Годами борьбы прогрессивных сил русского общества за преобразование России, за ликвидацию технико-экономической и государственной отсталости страны. Общеполитические противоречия сказывались и в области воспитания, где официальная педагогика, возглавлявшаяся с 1833 по 1849 г. министром народного просвещения Уваровым, автором знаменитой формулы “православие, самодержавие, народность”, встретила резкого противника в лице гуманистической и демократически-народной педагогики Белинского, Герцена и их единомышленников. Эти противоречия нашли свое отражение в борьбе различных тенденций, направлявших не только содержание и методы обучения, но и саму организацию, и постановку образовательного дела. С одной стороны, заботясь о предохранении от “революционной заразы” и о сохранении за дворянством его привилегированного положения, крепостническое правительство стремилось всячески ограничить распространение образования в широких массах. Николай I писал: “…надо сообразить, нет ли способов затруднить доступ в гимназии для разночинцев”.

Информация о работе Педагогический потенциал народной музыки