Педагогический потенциал народной музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Педагогический потенциал народной музыки невероятно высок: при помощи фольклора можно не только развить исполнительские навыки, привить глубокое уважение к своим корням, но и воспитать терпимость в отношении к другим народностям и их культурному наследию. Изучение музыкального фольклора других стан могла бы оказать благотворное действие на такую актуальную общественную проблему, как расовая нетерпимость.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы педагогического потенциала народной музыки.
1.1. Народная музыка как вид музыкального искусства, воспитывающая функция русского музыкального фольклора.
1.2. Место народной музыки в образовательных программах ХХ-ХXI вв.
Глава 2. Музыкальный фольклор в образовательном процессе.
2.1. Специфика изучения музыкального фольклора в общеобразовательных учреждениях.
2.2. Возможные пути внедрения народной музыки в школьную практику.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.83 Кб (Скачать файл)

В своих статьях Кабалевский, говоря о роли уроков музыки в общеобразовательных учреждениях, отказывается от термина «музыкальное образование» в пользу термина «музыкальное воспитание», подчеркивая таким образом отход от академизма в обучении искусству.

Народная музыка в образовании советского периода использовалась недостаточно широко, несмотря на одобрение партией изучения фольклора как продукта творческой деятельности рабочего класса. На уроках пения преимущественно исполнялись патриотические песни, хотя небольшой процент репертуара всё же составлял русский фольклор. Однако, воспитательная роль его не обсуждалась, и сводилась лишь к освоению конкретного музыкального материала.

Уроки музыки с появлением программы  Кабалевского существенно обогатились и эмоционально окрасились, однако, вопрос педагогического потенциала народной музыки не рассматривался или рассматривался незначительно.

В современных программах фольклор изучается более широко. Например, в программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной для начальной школы на изучение народной музыки отводится одна четверть во 2-4 классах. Помимо музыкальной стороны на уроках обсуждается быт, культура, основные герои и сюжеты русского фольклора, пристально рассматриваются некоторые обряды.

Более углубленное изучение фольклора  происходит по программе В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак «Музыка». Уже в первом классе присутствуют такие темы, как «Русские народные музыкальные инструменты», «Ноги сами в пляс пустились» (изучение плясовых песен), «Кто-кто в теремочке живет?» (урок-игра), «Веселый праздник Масленица». Однако далее фольклору отводится незначительная роль – во втором классе на его изучение отводится 1 урок, в третьем- 2 урока, в четвертом - ни одного. В пятом классе фольклор изучается чуть более углубленно (включая зарубежный фольклор), а в шестом и седьмом классе он полностью игнорируется.

Из всего вышесказанного можно  сделать вывод о том, что роль народной музыки в образовательных программах нашего времени незначительна. Фольклор в основном используется на уроках в начальной школе, как наиболее доступный для освоения материал. В средней школе, как русская, так и зарубежная народная музыка почти не изучаются, что говорит о том, что в сознательном возрасте во время активного становления личности учащиеся не имеют возможности оценить национальные музыкальные традиции своей страны и других государств. Следствие этого - школьники не воспринимают фольклор, как самоценный музыкальный материал, достойный изучения, а воспитывающее действие народной музыки не имеет практической реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Музыкальный фольклор в образовательном  процессе.

 

2.1. Специфика  изучения музыкального фольклора в общеобразовательных учреждениях.

 

Изучение  музыкального фольклора в общеобразовательных  учреждениях имеет свои особенности. В первую очередь следует сказать  о тесной связи народной музыки с обычаями, которые непременно следует хотя бы частично охватить в процессе разучивания музыкальных фрагментов. Некоторые культуры настолько самобытны и отличны от европейской, что исполнение традиционной музыки невозможно без погружения в мировоззренческие концепции конкретного народа (например, музыка народов восточной Сибири). Далее следует сказать о приуроченности многих образцов народной музыки - не следует «вырывать» музыку из контекста, в противном случае образ не будет цельным. Следующая важнейшая особенность народной музыки – это связь фольклора с историческими событиями. Все эти нюансы обязательно должны обсуждаться с учащимися в процессе разучивания.

Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, ритмичных  движениях и игре  на  музыкальных  инструментах. 

Для  освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у  учащихся определенные навыки и умения. Некоторые  из  них  осваиваются  с  легкостью, другие – с трудом. Для того,  чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно  накопить  музыкальные  впечатления (через восприятие музыки).  Если  дети  различают смену характера музыки, могут  соотносить  музыкальные  образы  с   жизненными   явлениями,   хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они  используют  опыт восприятия  музыки при исполнении музыкальных произведений  и  в  творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская  деятельность  детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

    Часто детское исполнительство  не  несет  в  себе  ценности  для  других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального  развития. К   детскому   исполнительству   вряд   ли   можно   применить требование художественности,  скорее  элементарной  выразительности. Через  него  дети передают свои чувства, мысли, переживания. Детское исполнительство требует  определенных  тренировочных  действий, повторений,   упражнений.   Интонационные   погрешности   в   пении    детей преодолевают  с  помощью  упражнений  на  развитие   звуковысотного   слуха.

           Пение  является  самым   массовым   и   доступным   видом исполнительства. В  пении  успешно  формируется  весь  комплекс  музыкальных способностей:  эмоциональная  отзывчивость  на  музыку,   ладовое   чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети  получают различные  сведения  о  музыке,  приобретают  умения  и  навыки.   В   пении реализуются музыкальные  потребности  ребенка,  так  называемые  знакомые  и любимые песни он может исполнять по своему  желанию в любое время.  Пение наиболее близко и доступно детям.

    Очевидно воздействие пения на  физическое развитие  учащихся:  способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха,  улучшает речь;  влияет  на  общее  состояние  организма  ребенка;   вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По  мнению  врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

    В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они вызывают у ребенка большой интерес. Важно  привлекать  внимание  детей  к  выразительности  тембра  каждого инструмента, использовать образные сравнения,  характеристики.  Дети  должны почувствовать    выразительные    возможности    инструментов,     научиться использовать  разнообразие   тембровых   красок.   Тем   самым   развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

    Повышенное внимание следует  уделять  отбору  музыкальных   произведений, которые  служат  как  бы  сценарием  для  самостоятельных  действий   детей. Программная музыка занимает ведущее место в  творческих  заданиях,  так  как поэтический  текст,  образное  слово  помогают  ребенку  лучше   понять   ее содержание.

    Инструментальное  творчество  детей,   как   правило,   проявляется   в импровизациях,   т.е.   сочинении   во   время    игры    на    инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно  так  же  возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

    Одно из условий обеспечивающих  успешное инструментальное  творчество  – владение  элементарными   навыками   игры   на   музыкальных   инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать  простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно,  чтобы учащиеся  понимали,  что создавая  какой либо   образ,   необходимо   выразить настроение, характер музыки. В  зависимости  от  характера  образа,  который предстоит передать, они выбирают определенные выразительные  средства,  это помогает глубже прочувствовать и осознать  особенности  выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

 

 

 

 

 

 

2.2. Возможные  пути внедрения народной музыки  в школьную практику.

 

Очевидно, что музыкальный фольклор в общеобразовательных  учреждениях изучается недостаточно, однако, одного признания этого факта, разумеется, недостаточно. Особенно усложняет  задачу то, что на музыку в школе отводится не более одного часа в неделю. Также нельзя не признать, что большинство современных программ продуманы очень тщательно, и вычеркнуть из них некоторые образцы музыкального искусства невозможно. Становится ясно, что требуется пересмотреть имеющиеся программы с точки зрения внедрения этнокультурных музыкальных элементов. Следует отметить, что большая часть репертуара для вокально-хоровой работы связана с изучаемой темой весьма условно. И здесь можно внести свои коррективы, т.к. многие музыкальные композиции не входят в число обязательно подлежащих изучению и остаются на усмотрение преподавателя. Безусловно, в программах по музыке присутствует множество тем, которые невозможно сочетать с фольклором. Но такие темы не являются большинством.

Также, в  средней школе следовало бы ввести 1-2 раза в полугодие уроки-семинары, посвященные музыке народов мира. Такое нововведение позволило бы учащимся лучше узнать культуру и национальный быт своей страны и соседних государств. Активное участие в уроках-семинарах развивает творческие способности, пробуждает интерес к познанию. Разумеется, такие уроки будут тесно связаны с уроками истории и географии, что может помочь учащимся воспринимать информацию более полно.

Самобытная  музыкальная культура народов мира, на мой взгляд, обязательно должна освещаться на уроках музыки в общеобразовательной  школе. Учащиеся, окончившие школу, вряд ли найдут время для изучения этнокультурных музыкальных различий, если это напрямую не связано с их дальнейшим родом деятельности. Следовательно, познакомиться с музыкальным фольклором необходимо именно в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Длительный  разрыв процессов образования и  культуры негативно сказывается  на эстетическом воспитании детей и  подростков, на приобщение дошкольников и школьников к художественной культуре общества, народным традициям, фольклору. Постоянное нарушение органического  единства и взаимосвязи образовательного и социокультурного процессов серьезно препятствует введению детей в художественную культуру. Восстановлению духовной культуры путем целенаправленного культурно-эстетического  и художественного воспитания подрастающего  поколения не альтернативы. Эта социальная идея заслуживает самого широкого общественного  и государственного признания. Раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, теперь же эту традицию призвана поддерживать школа, которая вместе с семьей в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Е.Д Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Программы общеобразовательных учреждений "Музыка. Начальная школа"
  2. Школа русского фольклора. Обучение в младших классах/ Науч. ред. М.Т. Картавцева. – М.: МГИК, 1994. – 72с.
  3. Попов В.С. Русская народная песня в детском  хоре. – М.: Музыка, 1985 – 80с., нот.
  4. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. – М.: Педагогика, 1986.-192 с.
  5. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для обшеобразовательных учреждения. – М., Дрофа, 2005 – 96 с.
  6. Ресурсы интернета:
    • http://in1.com.ua/article/24830/
    • http://bse.sci-lib.com/article078891.html

Информация о работе Педагогический потенциал народной музыки