Танц-терапия и её педагогический потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 10:16, творческая работа

Описание работы

Цель: Изучение педагогических возможностей танцтерапии.
Задачи:
- Понятие танцевальной арт-терапии.
- Методы и технологии танцтерапии.
- Применение танцтерапии.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…….2
Глава 1. История возникновения танцедвигательной терапии………………5
1.1. Развитие танцедвигательной арт-терапии ……………………………….5
1.2. Основные принципы и цели танцедвигательной терапии……….……..14
Глава 2. Здоровье и танец. Методики и анализ танцедвигательной терапии..17
2.1. Тело и его движения. Межличностные отношения. Самосознание…..17
2.2. Виды, техники и этапы танцевальной терапии…………………………...24
2.3. Область применения танцевальной терапии и ее педагогический потенциал………………………………………………………………………..28
Заключение ……………………………………………………………………31
Список литературы ………………………………………............................34

Файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22.04 испр..docx

— 63.37 Кб (Скачать файл)

"Горе - Люди, страдающие от сильного горя, часто ищут облегчения в резких, сильных, почти неистовых движениях. Но когда страдание несколько смягчается, но еще продолжается, люди больше не хотят двигаться, становятся неподвижными и пассивными, или иногда они покачиваются. Циркуляция крови замедляется, они становятся вялыми, лицо бледнеет, голова повисает на вогнутой грудной клетке, губы, щеки, нижняя челюсть - все опускается вниз под тяжестью собственного веса, Таким образом, все черты как бы удлиняются. 

Радость - если сильная, то вызывает разные хаотические движения. Человек может пританцовывать, хлопать в ладоши, топать ногами и громко смеяться. Смех, по мнению автора, является первичным выражением радости и счастья. 

Гнев - возбуждение в мозге способствует усилению мышечного напряжения и в то же время возникновению ощущения прилива энергии. Тело выпрямляется и становится готовым к немедленному действию, но иногда оно наклоняется вперед по направлению к обидчику, становится даже жестким. Рот обычно сжат, демонстрируя тем самым определенные намерения, зубы стиснуты. Характерным является такой жест - руки со сжатыми кулаками поднимаются, как будто готовятся ударить обидчика. Желание ударить становится настолько сильным, что оказавшиеся под рукой предметы рискуют быть разбитыми, брошенными на пол; но очень часто бывает, что движения становятся бесцельными и неистовыми. Маленькие дети могут неистово кататься по полу на спине или животе, крича, пинаясь, царапаясь, ударяя все, что оказывается поблизости. 

Страх - выражался с древних пор почти так же, как и сейчас: дрожь в теле, холодный пот (испарина), бледность, широко открытые глаза, расслабление большей части мышц, съеживание всего тела или неподвижность. 

Презрение - наиболее частый способ выражения презрения - это движения, производимые в области носа и рта. Фырканье является универсальным способом выражения презрения или отвращения. 

Стыд - при остром чувстве стыда возникает сильное желание спрятаться. Мы поворачиваем все тело, особенно лицо, пытаясь как-то спрятаться. Человек, который испытывает чувство стыда, едва ли выдержит встречи взглядами с теми, кто находится рядом, и он всегда будет опускать глаза или смотреть искоса[10 296 c.]. 

Изумление - широко раскрытые глаза и рот обычно выражают удивление или изумление. Можно сделать заключение, что поднятие бровей является врожденным или инстинктивным импульсом. Когда мы чувствуем сильное изумление, мы открываем рот, чтобы слышать буквально каждый звук, мы даже задерживаем дыхание или дышим как можно тише, а тело наше остается неподвижным. 

Кроме основных, врожденных эмоций, Дарвин дифференцировал еще и сложные  эмоции. Сложные эмоции известны людям  в каждой культуре, но они не имеют  прототипов поведенческих паттернов. Он выделил такие сложные эмоции как ревность, зависть, скупость, мстительность, подозрительность, лживость, лукавство, вина, тщеславие, самодовольство, честолюбие. гордость, скромность. 

Томкинс, исследуя врожденные аффекты, открыл еще один аффект, который  не описал Дарвин, это аффект - интерес (любопытство). В открытии этого аффекта  Томкинсу помогли наблюдения за своим  маленьким сыном. Томкинс сделал предположение, что Дарвин не выделил интерес как аффект может быть потому, что связывал его с мыслительной функцией. Томкинс также разработал шкалу интенсивности врожденных аффектов от слабого выражения до экстремально-сильного. Например, аффект страха: опасение -тревога -страх -ужас -паника. А, например, шкала аффекта гнева выглядит таким образом: легкое раздражение -раздражение -фрустрация -гнев -ярость. Томкинс разделил базовые аффекты на позитивные (радость и интерес), негативные (страх, горе, гнев, презрение, стыд) и останавливающий (удивление). 

К. Юнг подчеркивал важность эмоций как движущей силы поступка. В 1916 году он описал случай из своей практики, в котором он наблюдал как движение, танец были одной из форм выражения  бессознательного. 

Юнгианский аналитик, ученый, один из основателей института К. Юнга в Сан-Франциско) Люис Стюарт (Luis Stuart), основываясь на приведенных выше исследованиях Ч.Дарвина, Томкинса и, опираясь на основные принципы юнгианского подхода в психологии, разработал концепцию "Система базовых аффектов". Смысл процесса индивидуации рассматривал как развитие самости (Self) от начальной (в основе которой лежат базовые аффекты) к реализованной. В понятие реализованный Self Л.Стюарт включал самосознание, эго-функции, развивающиеся образы и высшие ценности, которые являются различными в зависимости от базового аффекта, от которого они развиваются. На развитие Self влияют символические культурные установки комплексные семейные эмоции, которые присутствуют в семье, где личность развивается (примеры сложных семейных эмоций: любовь, уважение, внимание, сострадание, ревность, зависть, лживость, вина и т.д.) [9 С. 75]

Стюарт назвал позитивные эмоции "энергетическим источником жизни", а негативные - "кризисными аффектами", которые нужны для выживания и они трансформируются посредством игры в позитивные. А аффект удивления, который Томкинс называл "останавливающим", Стюарт определил как "переориентирующий". Также автор рассматривал стыд и презрение как один аффект, развивающийся из первичного аффективного рефлекса отвращения, но разнонаправленный: стыд - внутрь себя, презрение - во внешний мир". 

В процессе развития социальное окружение  принуждает индивида подавлять или  маскировать свои эмоции, и тогда  они начинают выражаться в телесных симптомах, психосоматических заболеваниях. Поэтому танце-двигательная терапия глубоко связана с выражением и трансформацией эмоций. Экман утверждает, что каждая эмоция имеет свою ценность в выживании, а также и духовное измерение. Но та же самая эмоция, которая подавляется, может исказить тело. Именно через движение можно дать выход сильным эмоциям (например: хлестание, толкание, давление, размахивание могут трансформировать сильные эмоции, которые с помощью слов не могли быть выражены). 

Танце-терапевт должен обладать большой чувствительностью к происходящему, чтобы дать возможность людям прожить эмоции, выразить их и трансформировать. 

Сфера межличностных отношений, имеющая  большое значение как для личностной динамики, так и, в широком смысле, для состояния социума, в условиях танце-двигательной терапии подвергается воздействию через систему социальной коммуникации, а именно - ее эмоциональное наполнение. 

Исследования показывают, что танцедвигательная терапия помогает установить или восстановить межличностную коммуникацию. Например, исследования Кендона по синхронности движения основываются на той предпосылке, что существует некая нейрофизиологическая связь организации речи и телодвижений в человеческой коммуникации (Фельденкрайз). 

Кендон описывает самосинхронность как отношение между движением  и чьей - либо собственной речью, как ритмическое соединение. Синхронность взаимодействия определяется как синхронное движение слушающего с движением говорящего. Повышенная синхронность, которая случается во время общения, усиливается совместным движением [7 С. 123].

Танце-двигательная терапия может помочь развитию этого базисного уровня коммуникации, так как она непосредственно использует ритм и кинестетические паттерны. Переутверждение "Я" в "Я" в отношении с другими происходит естественным образом, благодаря работе в группе. 

Автор рассматривает координацию  тела как необходимое условие  для достижения удовлетворительной социальной интеракции. Он полагает, что  люди, имеющие нарушения в социальных коммуникациях, могут научиться  необходимому поведению (ритмической  координации с другими), которое  затем может быть переведено в  другие социальные окружения. В результате танце-двигательной терапии большинство клиентов переживают более глубокий и богатый уровень общения, выражая чувства через движения тела, во время движения под общий ритм. Известная танце-терапевт М.Чейс рассматривает ритм как организующий человеческое поведение фактор и создающий чувство солидарности между людьми. 

Клайн в своем исследовании об эмоциональной коммуникации указывал, что каждая эмоция имеет определенный психологический код и характерный мозговой паттерн, управляемый ЦНС и биологически скоординированный. Поэтому мы способны воспринимать и узнавать эмоциональные состояния других людей. Наши эмоциональные ответные реакции на других людей обычно исходят из наших интерпретаций телесных действий и реакций других, которые мы воспринимаем, узнаем и переживаем на кинестетическом уровне (Фельденкрайз)[10 296 с.] . 

Благодаря работе в группе по танце-двигательной терапии с проблемами доверия, осознания личностных границ, и другими личностными проблемами, а также с помощью обратной связи: вербальной и невербальной, устанавливаются благоприятные межличностные отношения. Группа по танце-двигательной терапии - это микрокосм различных социальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся более адекватно воспринимать себя и других и расширять спектр поведенческих возможностей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды, техники и этапы танцевальной терапии.

Виды танцевальной терапии таковы:

  1. индивидуальная;
  2. диадная (парная);
  3. терапия в малых группах;
  4. групповая.

Наиболее  часто встречается на сегодняшний  день групповая форма работы,  которая отличается наибольшей эффективностью,  так как чаще всего в нее  включены методы индивидуальной и парной танцевально-двигательной терапии.

Эффективность применения танцевально-двигательных методов в групповой форме  работы заключается в следующем.

1. Танцевать  или двигаться может каждый  человек,  вне зависимости от  возраста,  пола,  социального  положения, уровня образования,  ценностей,  установок и даже  здоровья

(не считая  случаи обездвиживания).

2. Использование  танцевально-двигательных техник  позволяет:

-  провести  диагностику как отдельной личности,  так и группы в целом (выявить стереотипы движения,  мышечные зажимы, проблемные зоны);

-  снять  напряжение (первичное —  в начале группыили постоянное,  принесенное на группу из социальной жизни);

-  приобрести  новые паттерны движения,  способствующие  эффективному заимодействию с собой,  миром и людьми посредством изучения себя и подражания другим;

- изменить  стиль общения с окружающими;

-  научиться  осознавать свои и чужие желания,  чувства, поступки, посредством анализа  движений;

-  достаточно  быстро создать атмосферу доверия,  способствующую развитию групповой  сплоченности и психологической  поддержки.

3. Изменение  движений приводит к изменению  качеств личности,  проявлению  индивидуальности,  искренности,  спонтанности,  принятию себя,  и,  как следствие,  происходит  изменение установок, стереотипов  коммуникаций [6 286 с.].

     Техники танцевальной терапии:

1. Спонтанный,  неструктурированный танец.  Одним  из основных методов танцевальной  психотерапии является использование  преимущественно спонтанного,  неструктурированного  танца (индивидуального,  диадного,  группового)

для самовыражения  и выражения отношений.

2. Круговой  танец.  Использование кругового  танца занимает в танцевальной  терапии особое место.  В силу  того, что круговой танец —   это исторически первая форма  танца,

в мифологическом сознании первобытного человека сопряженная с определенными культами.  Ему приписывается функция пробуждения архетипических переживаний.  В психотерапевтическом процессе круговой групповой танец выполняет такие функции:  снижения тревожности и сопротивления;  возникновения чувств общности,  сопричастности; развития внутригруппового единства и межличностных отношений.  Круг рассматривается как базовая для танцевальной терапии фигура,  где каждый может двигаться одновременно,  в отличие от «последовательной»  вербальной терапии.  Варианты использования этого методического приема разнообразны:  например,  им можно начинать и заканчивать сессию или использовать его на ранних этапах развития те-

рапевтической группы для создания безопасной и  доверительной атмосферы.

3. Аутентичное  движение.  Аутентичное движение,  с одной стороны,  считается  одним из методических приемов  танцевальной терапии,  который  представляет собой внутренне  направленные движения,  во время  выполнения которых терапевт  выступает в роли наблюдателя,  а с другой стороны,  двигательной  практикой,  используемой вне  терапевтического контекста.  В рамках танцевальной терапии процесс аутентичного движения выглядит следующим образом: один человек двигается в присутствии другого. Он начинает двигаться с закрытыми глазами,  руководствуясь своими внутренними ощущениями,  а «наблюдатель»  сидит вне двигательного пространства и концентрирует внимание на двигающемся.  Метод аутентичного движения способствует выражению разнообразных аспектов личности,  как сознательных,  так и бессознательных,  в безопасной обстановке принятия и внимания.  В рамках групповой работы в качестве наблюдателя могут выступать психолог,  отдельные участники группы или группа участников в целом.  Наблюдатель аутентичного движения играет особую роль — он привносит специфическое ощущение присутствия в опыт двигающегося [5 С. 16-20].

Информация о работе Танц-терапия и её педагогический потенциал