Танцевальная культура греческого народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя, как на пылинку перед бесконечным.

Содержание работы

Введение ………………………..……………………………………… 3 стр.
Глава I Костюм греческого народа…………………………………... 8 стр.
Глава II Танцевальная культура танцевального народа ………….... 15 стр.
Заключение …………………………………………………………..… 30 стр.
Список литературы ………………………………………………….....

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 62.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Народно-сценический танец»

на тему:

 

«Танцевальная культура греческого народа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Оглавление …………………………………………………………….. 2 стр.

Введение ………………………..……………………………………… 3 стр.

Глава I Костюм греческого народа…………………………………... 8 стр.

Глава II Танцевальная культура танцевального народа ………….... 15 стр.

Заключение …………………………………………………………..… 30 стр.

Список литературы …………………………………………………..... 32 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Древние греки создали  своеобразный тип цивилизации и  культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации  человек «превратился в колесо громадной  машины, в которой смотрел на себя, как на пылинку перед бесконечным. В Греции же он подчинял себе свои учреждения... воспользовался ими, чтобы гармонически развить всего себя; он мог... соединять в себе множество разнородных дарований так, что ни одно из них не мешало притом другому, быть... мыслителем и писателем, не став книгоедом и кабинетным затворником... поклоняться своим богам, не замыкаясь в догматические формулы, не сгибаясь под тиранией никакой сверхчеловеческой силы...» (И. Тэн). Природная любознательность и способность улавливать самые тонкие отношения и оттенки стали предпосылками необычайной творческой продуктивности древних греков.

Уникальность культуры и  характера необыкновенно одаренного народа не в последнюю очередь  была обусловлена географическим своеобразием Средиземноморья. Красивая благодатная природа, умеренный климат способствовали формированию у древних греков стремления к уравновешенности, созданию определенных и ясных образов, культа меры и гармонии. Разнообразие ландшафта и природных ископаемых, море и берег, удобные для судоходства, благоприятствовали развитию торговли, интенсивному культурному обмену, а географическая автономность отдельных областей облегчала становление полисной системы.

Культура Древней Греции прошла в своем развитии несколько  периодов: крито-микенский, или эгейский (III тыс. – XII в. до н.э.); царский, или гомеровский (XI–VIII вв. до н.э.);архаический (VII–VI вв. до н.э.); классический (V – первая треть IV в. до н.э.), эллинистический (последние две трети IV–I в. до н.э.).

Попытаемся выделить наиболее характерные особенности древнегреческой  культуры и цивилизации в целом.

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой  истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию  древней Эллады "греческим чудом". Самые высокие оценки греческой  цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о "чуде"? Греческая цивилизация -- не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" -- VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства -- первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления "греческого чуда" оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь "отец истории" Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии. Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину "греческого чуда" в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева "Культурный переворот в Древней Греции VIII - V вв. до н. э.". Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э. Известный швейцарский ученый Андре Боннар в своей книге "Греческая цивилизация" утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. "Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого - это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом".

Греки понимали танец очень  широко, рассматривая его и как  гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство. К  танцам относили шествие драматурга Софокла во главе процессии обнаженных юношей по Афинам после победы при  Саламине, жонглирование и акробатику, военную муштру, погребальные и свадебные процессии и размеренные, строго одновременные жесты и движения хора в трагедии. Потребность в танце обусловлена самой природой человека, его внутренними ритмами, но греки стремились также к идеальной красоте, которая достигалась путем стилизации. Поскольку греки верили, что танец подарен людям богами, они проявляли большой интерес к эзотерическим культам, в которых существенную роль играл танец. Кроме оргиастических танцев, связанных с определенными ритуалами, древние греки любили торжественные процессии, особенно пеаны, которые являли собой род ритмически организованного шествия в честь того или иного божества с пением торжественных гимнов. Важную роль играли танцы в орфических и элевсинских мистериях.

ТАНЕЦ - ритмичные, выразительные  телодвижения, обычно выстраиваемые  в определенную композицию и исполняемые  с музыкальным сопровождением. Танец  — возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым  ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость  или скорбь посредством своего тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми  процессами и эмоциональными впечатлениями  человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному  обобщению, в результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально  связанный со словом и песней, танец  постепенно приобрёл самостоятельное  значение. Почти все важные события  в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о  солнечном свете, о плодородии, о  защите и прощении.

Танцевальные па (фр. pas — "шаг") ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются:

ритм — относительно быстрое  или относительно медленное повторение и варьирование основных движений;

рисунок — сочетание движений в композиции; динамика — варьирование размаха и напряженности движений;

техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также  жестикуляция, особенно движения рук.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю  человечества он изменялся, отражая  культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Кроме того, танец демократичен. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец  помогает расширить творческий и  личностный потенциал, избавиться от различных  комплексов, исчезнуть страху перед  публичным выступлением, учит расслабляться.

 

 

 

 

 

 

I. Костюм греческого народа

 

В общепринятом смысле костюм часто ассоциируют с модой. История  моды неразрывно связана с историей костюма, однако между ними нельзя ставить  знак равенства, поскольку история  костюма началась вместе с историей первобытного общества, а мода, как  социальное явление, появилась гораздо  позже. Слово «мода» произошло от латинского «modis», что переводится как мера, образ. Способ, правило, предписание.

Костюм характеризует  и дополняет картину общества на каждом этапе его развития. Почти  каждый катаклизм в истории человечества вызывал значительные перемены в  одежде.

В изучении истории костюма  следует различать понятия «одежда» и «костюм», «исторический костюм»  и «национальный костюм».

Одежда – искусственный  покров тела человека, защищающий его  от неблагоприятных внешних воздействий  природы и являющийся некоторым  проявлением индивидуальности человека.

Костюм – образно решенный ансамбль, который объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и  несет определенную эстетическую функцию.

Исторический костюм –  это «изменяющаяся одежда», которая  более или менее – в особенности  с конца средневековья – подчиняется  моде.

В противоположность историческому  костюму, национальный и народный костюмы  перетерпели лишь незначительные изменения. Они представляют собой достаточно «стабильную» одежду, различающуюся  в зависимости от государственных  и географических границ и многих других факторов.

В данной работе описывается  женский костюм Древней Греции, его  состав, эстетический идеал. А так  же предоставлена современная коллекция  на основе моды Древней Греции.

Древняя Греция занимала южную  часть Балканского полуострова  и близлежащие острова Эгейского  моря. Лучезарное море, омывавшее Грецию, мягкий, теплый климат создавали прекрасные условия для жизни людей, способствовали развитию торговли и мореплавания.

Горы и морские заливы делили территорию на изолированные  друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов  и способствовало созданию самостоятельных  в культурном, экономическом и  политическом отношении городов-государств.

Наивысшего расцвета Греция достигла в период Афинского государства  в V в. до н.э. Основными занятиями  греческого населения были мореплавание, торговля, земледелие, и разные ремесла. Характерной чертой древнегреческого общества являлось отсутствие крупного землевладения. Это обусловило возникновение и развитие греческой демократии. Главной обязанностью каждого свободного гражданина была защита своего города-государства в междоусобных стычках, возникавших между полисами, и от внешних врагов Греции. Этот период истории носит название классического, еще его называют «золотым веком» в истории Афинского государства.

Понятие о красоте Древние  Греки связывали с нравственными  качествами человека. Прекрасный мужчина  должен был сочетать в себе разумную силу, патриотизм, образованность, любовь к искусству. Он являлся как бы олицетворением мужества и доблести.

Победа в греко-персидских войнах вызвала подъем национального  самосознания.

В архаический период сформировались основные принципы греческого искусства. В области архитектуры сделано  гениальное изобретение – ордерная система, которая на протяжении веков  и тысячелетий будет основополагающей в архитектуре Нового времени, а  также сложился наиболее популярный тип храма – периптер.

Наивысшего расцвета Греция достигла в классический период. В  это время были созданы шедевры  древнегреческой архитектуры: храм Зевса в Олимпии, храмы Парфенон и Эрехтейон, а также прекрасные и гармоничные скульптурные произведения: статуи Зевса Олимпийского, дискобола, Афины Парфенос. В этот период были созданы также замечательные произведения прикладного искусства: черно – и краснофигурные вазы; получили развитие театральное искусство и спорт.

Пять чудес света из семи создали греческие зодчие и  скульпторы, три из которых - в период эллинизма. Недаром Греции принадлежит  почетная роль цивилизации, заложившей основы для развития искусства и  культуры в Европе.

Костюм в Древней Греции складывался в тесной связи с  условиями жизни греков и под  влиянием их эстетических представлений. Создание костюма, грима, аксессуаров  было таким же творением, как и  все виды искусства. Пять особенностей отличали древнегреческую одежду: организованность, закономерность, пропорциональность, целесообразность и симметричность.

Греческий костюм складывался  в тесной связи с условиями  жизни греков и под влиянием их эстетических представлений. Благодаря  тому, что божества представлялись эллинам в образах людей с  идеальными формами тела, у них  развился культ человеческого тела. Люди стремились приблизиться к созданному художниками божественному идеалу.

Информация о работе Танцевальная культура греческого народа