Средства обучения и педагогические приемы, применяемые на уроках «изобразительное искусство»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать методику преподавания основ дизайна для детей среднего и старшего дошкольного возраста, при которой коллективный способ обучения будет являться основополагающим и наиболее эффективным средством усвоения знаний.
Объект исследования: является учебный процесс при коллективном способе обучения на уроках «основы дизайна» в детской художественной школе.
Предмет исследования: педагогические условия, позволяющие оптимально благоприятно разработать занятия по дисциплине «основы дизайна», включающие компоненты коллективного творчества.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..2
Глава I. Теория и методика развития детского художественного
творчества…………………………………………………………………… .7
1.1.Особенности изобразительной деятельности и творчества детей
школьного возраста и методы руководства………………………
1.2.Показатели развития ребенка школьного возраста…………. 1.3.Особенности изобразительной деятельности и творчества детей
школьного возраста и методы руководства…………………….
1.4.Задачи развития детей школьного возраста ………………
1.5.Формирование изобразительного творчества детей школьного возр…….
1.6. Показатели развития ребенка старшего дошкольного возраста…………… …………………………………….. .

Глава II. Средства обучения и педагогические приемы,
применяемые на уроках «изобразительное искусство»………....
2.1. Анализ методики «Веселая палитра»………………………………… …31
2.2. Методические рекомендации к моим урокам………………………… .34
Заключение…………………………………………………………………… .38
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

измененая.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Преподавая дисциплину «Основы дизайна» я следую одному из важнейших условий педагогики – последовательное усложнение творческой деятельности. Темы с каждым последующим  уроком становятся сложнее. По тому же принципу я решила разработать календарно-тематический план для группы детей 5-лет.

Учебный план разбит на четыре части, каждая часть по временному периоду  соответствует  учебной четверти.

Каждая четверть посвящена  одному из времен года:

1-я четверть – золотая  осень,

2-я четверть – зимушка-зима,

3-я четверть – весна  - красна,

4-я четверть – самое  яркое лето.

В каждой четверти мы решаем комплекс задач, применяем различные  материалы и техники, на предпоследнем  занятии составляем коллективную композицию из тех продуктов творческой деятельности, которые дети создавали на протяжении всей четверти. Заключительное занятие – это занятие – вернисаж, где включены работы не только детей, но и репродукции художников соответствующие, тематике определенного времени года. Здесь уместна форма беседы, на этом же занятии родители могут оценить работы своих детей.

Каждый блок обязательно  должен включать в себя 1 – 2 занятия  по памяти и представлению, так как  наряду с упражнениями у детей  данного возраста должна быть возможность творческого проявления своих способностей.

К примеру, рассмотрим 1-ю  четверть, она включает в себя  9 уроков, из них 8 практических и один урок-беседа.

Урок 1. рисование по памяти и по представлению «прощай лето». (так как урок имеет больше организационный характер, здесь можно предложить материалы по выбору, но на мой взгляд, лучше отдать предпочтение карандашам или фломастерам).

Урок 2. «Дары щедрой осени» ( на этом уроке дети рисуют яблоко и  грушу. Дается два цвета краски - красный и желтый, при смешивании – получается – оранжевый. В основном для детей этого возраста получение дополнительного цвета является моментом эвристическим. Здесь, можно рассказать детям о насыщенности цвета, добавлять больше той или иной краски, и в зависимости от этого получать различную градацию оранжевого цвета).

Урок 3. «Яблоко», или «груша». Техника обрывной аппликации (здесь  дети по выбору рисуют контур яблока или  груши карандашом). Затем раздать  по выбору цветную бумагу желтого, красного, оранжевого или зеленого цвета. Дети выбирают любой цвет, после чего учитель показывает разнообразие оттенков, применяя бумагу из разных наборов и разную по качеству. Мелкими кусочками разнотоновой бумаги дети заклеивают контур рисунка).

Урок 4. «Птичка». (Дети обводят  свою ладошку, затем дорисовывают голову. И гуашью коричнего цвета пишут свою птичку, в краску они добавляют синий или желтый, получая при этом теплый и соответственно холодный коричневый. Техника мазковой живописи)

Урок 5. «Осенние овощи  и фрукты». (Мелкая пластика. Дети лепят из пластилина овощи и фрукты округлой и овальной формы. Слепить 2 - 3 предмета, затем выложить продукты своей деятельности в одну общую тарелочку, составив из них натюрморт - здесь же поверхностное знакомство с жанром).

Урок 6. «Осень золотая». (Рисование по памяти и по впечатлениям. Здесь детям можно предложить написать осенний пейзаж на тонированном листе бумаги. К желтой, красной и коричневой краске добавляем охру. В процессе работы, все время обращаем внимание детей, что цвет должен быть сложным, напоминаем о выразительности мазка. В конце урока проводим мини выставку).

Урок 7. «Листопад». (На этом уроке знакомить детей  с приемом  симметричного вырезания. Они вырезают резные осенние листья, разных форм и оттенков. В конце занятия  складывают листочки в конвертики, со своими именами).

Урок 8. «Чудо-дерево». (На этом занятии дети наклеивают результаты своих трудов, которые они выполняли  в течении всей четверти, на подготовленный учителем лист ватмана с нарисованным стволом дерева).

Урок 9. «Вернисаж». (Этот урок проходит в форме беседы, выставка детских работ сопровождается репродукциями художников, чьи работы посвящены тематике осени. Можно пригласить на выставку родителей).

Результаты работы по этому плану меня вполне устраивают. Дети много работают совместно. Развиваются их коммуникативные способности, совершенствуются технические навыки в изобразительном искусстве,  а для обучения детей азам дизайна, опираясь на опыт, приобретенный во время работы с детьми 5-ти летнего возраста, мне удалось разработать методику ориентированную на возрастные особенности 4-х леток.

План так же делится  на четыре части. Каждая часть соответствует  четверти, каждая четверть посвящена  одному из средств дизайна.

1-я четверть – линия;

2- четверть – пятно;

3-я четверть – геометрическим фигурам;

4-я четверть – обобщающая  все эти виды.

В отличии от программы, разработанной для 5-леток, коллективная работа не завершает блок, а открывает  его. Первое занятие урок-игра, где  дети знакомятся с одним из средств  дизайна. Все последующие уроки они выполняют определенные упражнения, которые в последствии оставляют себе. Каждый блок завершается вернисажем.

Каждое средство рассматривается  в широком аспекте, то есть, если мы говорим о линии, то обязательно  работаем разными материалами (линия кистью, пластилином, карандашом, линия в аппликации, мягкими материалами, и т.п.).

К примеру рассмотрим 1-й блок.

1-е занятие – урок-игра. Дети знакомясь с линией в  игровой форме пальцами рисуют  коллективную работу. (рисуют прямые  линии лучиков солнца, волнистые линии воды, водорослей и так далее). Процесс захватывающий, так как он не представляет сложностей для детей, выполняя коллективную работу, они не испытывают чувства утраты, так как по сути ничего не отдают, а лишь принимают участие в игре, в результате общения приобретают новые знания.

На втором уроке они  продолжают знакомиться с линией, но уже при помощи кисти. (можно  предложить нарисовать дерево с ветками).

На 3-м уроке они  лепят червячков из пластилина.

 Все последующие  уроки строятся по такому же принципу. Каждую свою работу они могут забрать с собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Во время эксперимента, мною было опробовано «сотрудничество», как один из педагогических приемов. Наиболее эффективным он оказался в  группах детей 5-7 лет. Здесь в качестве помощников учителя выступают дети, которые быстрее справляются с определенной «порцией» задания, они помогают ребятам, которые не справляются с техническим выполнением работы, например не укладываются во временные рамки, что может быть связанно с такими причинами как медлительность, неуверенность в себе, точнее в свои способности, неумением сконцентрироваться на работе.

Результат данного приема приносит хорошие результаты, так, как  он позволяет решать многие задачи; во-первых, позволяет экономить время, во-вторых, дети «помощники» закрепляют приобретенные на занятии технические навыки, на уроках царит живая атмосфера общения между самими учащимися. Но здесь необходим пристальный контроль учителя, важно следить за тем, чтобы не происходило ущемление личности детей, которым оказывается помощь. Кроме того, важно знать психологию каждого ученика, так, как бывают дети, которые не приемлют помощь своих сверстников и данный прием может причинить большой вред.

В условиях ДШИ, весьма актуален и легко осуществим индивидуально-личностный подход, он является одним из ведущих, так как на занятиях изобразительным искусством и обучению основам дизайна важно учитывать индивидуальные способности учащегося, его видение окружающего мира, важно также подчеркивать его неповторимость как личность и поощрять неординарность дизайнерских идей и решений композиционных задач.

Проведя анализ программ, а также, приведя характеристику различных форм обучения, мы пришли к выводу, что один из наиболее оптимальных  способов обучения азам дизайна является коллективный способ.

Для достижения хороших  результатов в обучении азам  дизайна необходимо включать коллективные занятия как можно чаще, но не раньше чем с 5 лет. Результаты моих исследований, позволяют сделать  вывод о том, что эффективным оказывается процесс обучения, состоящий из блоков занятий, заключающим этапом будет являться коллективное панно.

Синтез искусств и  взаимодействие видов художественной деятельности значительно обогащают процесс изобразительного творчества ребенка.

Художественный опыт, полученный детьми на занятиях, используется ими в самостоятельном творчестве. Действуя по своей инициативе, ребенок как бы утверждается в том, чему он научился. В процессе таких занятий особенно ярко проявляются индивидуальные способности каждого, возникают предпочтения, интерес к тем или иным художественным материалам, различные формы общения.

Для того, чтобы совместить эту деятельность с игрой, мне помогает диалоговая форма общения с ребенком.. Во время самостоятельной деятельности дошкольников педагогу необходимо поддерживать взаимоотношения между ними, учить оказывать друг другу помощь. Если один рисует, другой приносит ему в баночке воду. Иногда деятельность одного ребенка, становится «творческим содружеством» двух-трех детей. Так, если вначале дети только наблюдали за процессом рисования, помогали советом, то затем начинают рисовать вместе на этом же листе. Занятия изобразительным творчеством требуют соответствующего оборудования, материалов,  поэтому, иногда, надо дать детям возможность свободно брать то, что им необходимо (карандаши, краски, цветные мелки, ножницы, клей, кисти и так далее) для создания художественного образа.

В результате приобретается  опыт комплексной деятельности, которая  тесно связана с игрой, так как ребенку часто требуется использовать изобразительные навыки и умения для украшения силуэтов, оформления атрибутов для игры (нарисовать узоры, декорации, вылепить «угощения» и так далее). В таких условиях особенно отчетливо выступает сближение видов изобразительной деятельности. Отсюда можно сделать вывод о том, что при планировании необходимо предусматривать различные типы интеграции видов детской деятельности.

Индивидуально-дифференцированный подход к детям и учет их возрастных возможностей создает оптимальные условия для художественного развития.

Педагогическое руководство  изобразительной деятельностью приобретает более косвенный характер, так как главное внимание уделяется активизации художественного опыта, который дети получили в процессе обучения, устанавливается взаимосвязь между методами, используемыми на занятиях разного характера.

Проведя работу с детьми, мы не рекомендовали бы педагогам  объединять детей 4 и 5 лет в одну возрастную группу, так как дети 4-х и дети 5-лет совершенно по-разному восприняли свое участие в коллективном творчестве:

4-х летки не получают  большого удовольствия от общего  результата, им больше хочется  обособлять свою работу от  остальных, они не видят особого  смысла в коллективной работе, а некоторые ни при каких условиях не соглашаются отдать рисунки. Но,  разработанная нами методика позволяет в процессе коллективного творчества не отдавать работы, для достижения общего результата, а просто «общаться играя», дети не испытывают чувства утраты и остаются в полнее довольны игрой, выполняя при этом свою часть задания в процессе коллективного творчества.

Дети 6-7 лет спокойно относились к тому, что работы могут к ним  не вернутся и даже проявляли большую  активность в творческой коллективной работе, явно получая удовольствие от получаемого результата в совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Средства обучения и педагогические приемы, применяемые на уроках «изобразительное искусство»