Средства обучения и педагогические приемы, применяемые на уроках «изобразительное искусство»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать методику преподавания основ дизайна для детей среднего и старшего дошкольного возраста, при которой коллективный способ обучения будет являться основополагающим и наиболее эффективным средством усвоения знаний.
Объект исследования: является учебный процесс при коллективном способе обучения на уроках «основы дизайна» в детской художественной школе.
Предмет исследования: педагогические условия, позволяющие оптимально благоприятно разработать занятия по дисциплине «основы дизайна», включающие компоненты коллективного творчества.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..2
Глава I. Теория и методика развития детского художественного
творчества…………………………………………………………………… .7
1.1.Особенности изобразительной деятельности и творчества детей
школьного возраста и методы руководства………………………
1.2.Показатели развития ребенка школьного возраста…………. 1.3.Особенности изобразительной деятельности и творчества детей
школьного возраста и методы руководства…………………….
1.4.Задачи развития детей школьного возраста ………………
1.5.Формирование изобразительного творчества детей школьного возр…….
1.6. Показатели развития ребенка старшего дошкольного возраста…………… …………………………………….. .

Глава II. Средства обучения и педагогические приемы,
применяемые на уроках «изобразительное искусство»………....
2.1. Анализ методики «Веселая палитра»………………………………… …31
2.2. Методические рекомендации к моим урокам………………………… .34
Заключение…………………………………………………………………… .38
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

измененая.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Педагог заранее подбирает  репродукции картин, скульптуру малых форм, предметы прикладного искусства. Картины следует располагать на мольберте, чтобы можно было воспринимать изображение на расстояние. Отдельные фрагменты дети могут рассмотреть, подойдя к мольберту. В процессе беседы взрослому необходимо продумывать вопросы, которые будут направлять последующую деятельность детей. Так, если при показе картины внимание детей обращено на цветовую гамму, с помощью которой художник передает красоту весенней природы (например, «Весна», «Большая вода» И. Левитана), то в процессе рисования педагог предлагает детям вспомнить особенности колорита этого произведения, самостоятельно передать весенний пейзаж пастельными цветами красок.

Во время беседы педагог  обращается к художественному слову, к произведениям русских поэтов. Обычно он предлагает детям вспомнить знакомые стихи. Все это создает у ребенка эмоциональное настроение, вызывает стремление самому участвовать в творческой деятельности.

Постепенно, продолжая  приобщать детей к искусству, воспитатель делает главный акцент на том, какими средствами художник, скульптор, народный мастер передает окружающую действительность. Все внимание уделяется характеру изобразительно-выразительных средств. Показывая репродукции картин, педагог дает более точное название того или иного вида изобразительного искусства, жанра. Дети узнают такие термины, как:  «натюрморт», «пейзаж», «портрет», «сюжетная картина», «иллюстрация». Эти понятия помогают ребенку более осмысленно использовать их в своем творчестве, когда он создает цветные пейзажи, натюрморты овощей, фруктов, цветов, портреты членов своей семьи, себя, сверстников. «Произведения» детского творчества особенно близки детям, так как в них отражено мировосприятие ребенком окружающего.

В сюжетном рисовании  особое место занимают творческие задания, на которых дети учатся художественно-образному отображению окружающей действительности, учатся видеть различный характер цветовых сочетаний времен года, времени суток, уметь их сравнивать, сопоставлять по цветовому колориту (например, разноцветные огни салюта в вечернем небе, ранняя или поздняя осень и так далее). Все эти различия педагог учит передавать средствами живописного и графического рисунка. Кроме того, в творческих заданиях педагог направляет ребенка на передачу характера образа, персонажа, литературного героя, обращая внимание на характерные признаки, позу, движения.

Основная задача сюжетного  рисования - подвести детей к композиционному расположению предметов, фигур в соответствии с замыслом, выделяя «смысловой узел». Педагог предоставляет им возможность самостоятельного выбора содержания того, что они хотят нарисовать. При этом можно пояснить, что расположение изображения в рисунке бывает различным (по всему листу бумаги, по диагонали, на полосе и так далее).

Декоративное рисование  осуществляется на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Дети усваивают колорит, композицию, орнаментальные элементы, характерные для того или иного предмета (хохломская, городецкая, дымковская роспись и так далее). Для рассматривания можно давать сложные росписи. Важно, чтобы ребенок мотивировал цель работы,  для чего создается узор (для платка или косынки, для тарелочки или блюдца, для поздравительной открытки и так далее). Предварительно дети могут сделать несколько эскизов и выбрать лучшие, по которым затем расписывают свои «изделия». Они могут по типу народных глиняных игрушек лепить кукол, птиц, собачек и других животных.

 

1.6. Показатели развития ребенка старшего дошкольного возраста

К семи годам ребенок:

- воспринимает и эмоционально реагирует на художественный образ и наиболее яркие средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров;

- эмоционально откликается на красоту природы; проявляет интерес к декоративно-прикладному искусству;

- самостоятельно создает индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности;

- может передать сюжетную композицию, используя разные ее варианты (фризовую, многоплановую, линейную) с элементами перспективы;

в индивидуальной и коллективной работе может объединять разные виды изобразительной деятельности;

- владеет комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации своих замыслов в работе с разными художественными материалами;        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Средства обучения и педагогические приемы, допустимые на уроках изобразительное искусство и «основы дизайна».

Личностный подход

При индивидуально-личностном подходе удается наиболее полно  реализовать индивидуальные возможности  ученика, учесть его личностные свойства. Не случайно именно в этой форме ведется обучение будущих актеров и пилотов, да и аспирантов любой специальности. Повсеместному осуществлению индивидуального обучения препятствует, прежде всего, нехватка педагогических кадров. Отметим и недостаток индивидуальной формы обучения: при ней каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает ее от других. Индивидуальное обучение дисоциализировано.            У каждого ребенка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, когнитивной организации, опыт и так далее. Эти особенности не носят фатальную предопределенность, неизменность и неизменяемость. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности. Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребенка посредством учебной деятельности, мы, прежде всего, должны иметь в виду его саморазвитие. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (субъектном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную "траекторию" своего развития.

Задачей же педагогов  при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Разрешить поставленную задачу можно, по моему убеждению, только путем проектирования такой технологии обучения, которая бы предусматривала осуществление принципа дифференцированного подхода на индивидуальном (субъектном) уровне.

Коллективные способы обучения.

Коллективное обучение происходит при наличии связей не только между учителем и обучаемыми, но и между самими учащимися. Учитель  устанавливает, организует, поддерживает эти связи, не дает им прерваться и  выродиться в бесполезные разговоры.

Этот принцип порождает  другой методологический принцип для  анализа событий истории и  проектирования будущего: всевозможные (более или менее значимые) изменения  и преобразования вызваны одной  и той же необходимостью и в  ходе совершенствования и развития интегрируются в целостность как проявления одной-единственной сущности.

Такой подход позволяет  обнаружить естественно-стихийные  процессы становления коллективного  способа обучения уже в недрах самого группового способа обучения.

Технология  коллективного обучения дает возможность строить учебный процесс в соответствии с зоной ближайшего развития каждого школьника.

При классно-урочной системе  все учащиеся класса продвигаются вперед одним и тем же темпом. Все одновременно приступают к изучению каждой новой темы и в одни и те же сроки заканчивают ее изучение.

Поэтому одновременно сдают  экзамены и переходят в следующий  класс. Такой одновременный переход  от темы к теме и перевод из нижестоящего в вышестоящий класс мог бы быть оправдан, если бы у всех учащихся были одинаковые способности, т.е. одинаковая зона ближайшего развития. Но способности к учению у школьников разные. У каждого из них своя зона ближайшего развития. 

Общие методики коллективных учебных занятий пока не стали  предметами психологических и дидактических исследований, что существенно затрудняет их эффективное использование.    

Начиная с 1984 года по мере понимания и развития представлений  об образовании, в будущем обществе неоднократно поднимался вопрос об отказе от словосочетания «Коллективный способ обучения».

Претензии к будущему способу обучения вынуждают расширить  содержание самого понятия «Коллективный  способ обучения» с учетом становящихся норм, ценностей и способов организации  будущей человеческой жизни. Это  предполагает преодоление примитивного восприятия понятия «Коллективный способ обучения» как технологии организации учебного процесса и выводит на понимание его как способа общественного бытия. А представления о становлении образования в качестве определяющей и ведущей сферы развития человеческого общества порождают необходимость пересмотра и переосмысления ценностей, норм, подходов и принципов  коллективной формы обучения.

Для организации коллективной работы нужно разделить учеников на группы – рабочие коллективы, поставить перед каждым из этих коллективов учебные задачи, осуществляя при этом разделение труда между учащимися.

Однако, не вполне ясно, как  подбирать членов групп, которые  могли бы эффективно сотрудничать. Столь же неясно, как распределить обязанности между членами этих групп. Для квалифицированного осуществления этих действий от учителя требуется хорошее знание детской психологии и блестящее знание каждого ученика.

 

 

2.1. Анализ методики  преподавания «изобразительное  искусство» по программе «Веселая  палитра».

Данная программа не дублирует программы по изобразительной деятельность школ, хотя многие задачи, как: воспитание интереса к художественной деятельности, развитие восприятия, формирование образных представлений, развитие творческих способностей и воображения, совпадают. Дети имеют большие возможности знакомства с новыми техниками и технологиями изобразительного искусства:

- монотипия;

- акватипия;

- нитяная графика;

- трансформация в образ пятна, мазка, линии, листа и т.д;

- бумагопластика;

- нанесение пластилина на картон методом намазывания;

- рисование мелом на тонированном картоне;

- рисование восковыми мелками с последующей доработкой акварелью;

- печатанье цветов и трав;

- работа с глиной (с последующей росписью);

- флористика;

- раздувка;

- техника набрызга.

В наших условиях в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания. Большое влияние уделяется эмоциональному отношению к действительности, развитию фантазии, сохранению детской непосредственности, тесной меж предметной связи, активному деятельному общению с искусством, формированию представления о красоте, эстетическому видению окружающего мира, естественному постижению прекрасного, их способности формулировать возвышенное миропонимание.

Таким образом, целью  программы «Веселая палитра» является организация полноценной, насыщенной изобразительной деятельности ребенка, способной обогатить его развитие, научить ценить красоту, воспринимать прекрасное в природе и искусстве, развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Среди задач выделяются: привитие интереса к изобразительному искусству, развитие воображения, восприятия, фантазии, эмоционального отношения  к окружающему миру, развитие чувства формы, пропорций, цвета, ритма, композиции.

В программе, в соответствии с ее спецификой, выделяют разделы:

- знания, умения и навыки, связанные с созданием воображения предметов в рисунке, лепке, аппликации, коллаже;

- передача сюжета через изображение;

- создание образа и его эмоциональная оценка;

- умения и навыки, необходимые для создания орнамента;

- технические умения и навыки;

- овладение новыми техниками и технологиями.

Программа предусматривает  освоение детьми знаний и умений сознательно, с интересом, а не механически, лишь в силу подражания. Она создана на основе собственных подходов и опыта работы.

Данная программа способна оказать глубокое и плодотворное воздействие на развитие детей, на достижение более высокого уровня умений и навыков, на понимание и усвоение материала, на развитие изобразительного творчества. Дети будут быстрее овладевать способами изображения предметов и выразительных образов.

Наряду,  с вышеперечисленными видами работ программа рекомендует  учить детей лепке, а главным образом в рисунках выражать и передавать события жизни, картины природы.

В такой рисунок, аппликацию, лепку должны входить изображения  отдельных предметов, определенным образом связанных между собой. Изображать предметы, явления, создавать  узоры лепки, аппликации, задуманное, дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.

Таким образом, за счет ознакомления и обучения детей новым технологиям и видам деятельности, развитие эмоционального отношения к действительности, предполагается обеспечить достижения желаемых высоких и новых результатов в развитии и воспитании детей.

Содержанием программы обеспечивается творческая направленность, доступность обучения (программа предусматривает равномерное усложнение заданий и техник исполнения), современность и актуальность.

2.2. Методические рекомендации  к моим урокам.

За основу была взята программа «веселая палитра». В этой программе недостаточно внимания уделено коллективному творчеству. Коллективное творчество является основополагающим элементом успешной творческой деятельности детей, так в процессе совместной работы они не только получают социальный опыт взаимодействия друг с другом, но и могут заимствовать навыки и технические приемы друг у друга.

  Поэтому я включила  некоторые поправки в календарно-тематический  план, скорректировав его под  свои условия работы, и внесла  дополнение, состоящее из того, что дети должны за год сделать три коллективные работы:

Информация о работе Средства обучения и педагогические приемы, применяемые на уроках «изобразительное искусство»