Средства обучения и педагогические приемы, применяемые на уроках «изобразительное искусство»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать методику преподавания основ дизайна для детей среднего и старшего дошкольного возраста, при которой коллективный способ обучения будет являться основополагающим и наиболее эффективным средством усвоения знаний.
Объект исследования: является учебный процесс при коллективном способе обучения на уроках «основы дизайна» в детской художественной школе.
Предмет исследования: педагогические условия, позволяющие оптимально благоприятно разработать занятия по дисциплине «основы дизайна», включающие компоненты коллективного творчества.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..2
Глава I. Теория и методика развития детского художественного
творчества…………………………………………………………………… .7
1.1.Особенности изобразительной деятельности и творчества детей
школьного возраста и методы руководства………………………
1.2.Показатели развития ребенка школьного возраста…………. 1.3.Особенности изобразительной деятельности и творчества детей
школьного возраста и методы руководства…………………….
1.4.Задачи развития детей школьного возраста ………………
1.5.Формирование изобразительного творчества детей школьного возр…….
1.6. Показатели развития ребенка старшего дошкольного возраста…………… …………………………………….. .

Глава II. Средства обучения и педагогические приемы,
применяемые на уроках «изобразительное искусство»………....
2.1. Анализ методики «Веселая палитра»………………………………… …31
2.2. Методические рекомендации к моим урокам………………………… .34
Заключение…………………………………………………………………… .38
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

измененая.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)


 

содержание:

 

Введение ………………………………………………………………………..2                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Глава I. Теория и методика развития детского художественного

творчества……………………………………………………………………   .7                                                                                                        

1.1.Особенности изобразительной  деятельности и творчества детей 

школьного возраста и методы руководства………………………

1.2.Показатели развития ребенка школьного возраста…………. 1.3.Особенности изобразительной деятельности  и творчества детей

школьного возраста и методы руководства……………………. 

1.4.Задачи развития детей школьного возраста ……………… 

1.5.Формирование изобразительного творчества детей школьного возр…….

1.6. Показатели развития  ребенка старшего дошкольного  возраста…………… …………………………………….. .

 

Глава II. Средства обучения и педагогические приемы,

применяемые на уроках «изобразительное искусство»……….... 

2.1. Анализ методики  «Веселая палитра»…………………………………   …31

2.2. Методические рекомендации  к моим урокам…………………………    .34

Заключение…………………………………………………………………… .38

Список литературы……………………………………………………………41

Приложение 1……………………………………………………………….. …43

Приложение 2………………………………………………………………...…44

Приложение 3………………………………………………………………..….45

Приложение 4……………………………………………………………...……46

 

 

 

 

 

 

Введение

Современные дети отличаются широкой информированностью, рационализмом, расчетливостью, потерей терпимости к ошибкам и недостаткам окружающих людей (как следствие - рост отчужденности, отсутствие интереса друг к другу).  Проблемы  организации работы в школе -теряется опыт коллективной работы, отдается предпочтение индивидуальному подходу. При этом индивидуальная работа включает в себя "борьбу" с педагогически запущенными детьми и создание условий для одаренных детей. Дети, не входящие в эти две категории (то есть не доставляющие беспокойства или успеха) остались вне педагогического внимания. Так быть не должно.

 В настоящее  время существующая в образовании  тенденция рассматривает весь  педагогический процесс как педагогику  сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, то есть коллективных, групповых средств работы. Учебное сотрудничество в образовательном процессе состоит из совокупности взаимодействий: учитель – ученик (ученики), ученик – ученик, общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе.  Практика обучения при внедрении коллективных средств работы в учебный процесс убедительно показывает, что именно организационная форма обучения ''ученик – ученик'' (учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования познавательной мотивации, способствующей повышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребёнка в целом. С точки зрения диалектического подхода, реализованного в способе диалектического обучения, переход от организационной формы ''учитель – ученик'' к сотрудничеству на уровне ''ученик – ученик'' позволяет осуществить переход от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным отношениям в образовательном процессе, что, на мой взгляд, способствует личностно-ориентированному подходу в обучении, о котором так много говорится в настоящее время. В этих условиях организация групповой работы способствует выведению учебного процесса на уровень простой и сложной кооперации, следствии чего, с одной стороны, преодолевается ограниченность индивидуального интеллекта, а с другой стороны – изменяется направленность индивидуальной работы, которая становится общественно направленной.

 В основе  организации учебной деятельности  в системе способа диалектического  обучения - простая и сложная кооперация, органично включающая индивидуальный труд учащихся, выступает как средство, с помощью которого ученики получают реальные ''рычаги'' управления собственной деятельностью как совместной, так и индивидуальной. Этими ''рычагами'' являются функции учебной деятельности, которые при определённой организации групповой работы учащихся постепенно передаются детям: логическая и исполнительская полностью, а управленческая - частично. Кроме того, в условиях сложной кооперации каждый ученик выполняет определённое задание, которое он вправе выбрать самостоятельно в соответствии со своими способностями, интересами, осуществляя осмысленную свободу выбора. При этом в совместной деятельности происходит взаимовлияние субъектов саморазвития (обмен межсубъектными деятельностями), расширенное воспроизводство знаний, свободное общение.

 При систематической  организации  коллективной работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство  наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.

   Цель   работы: разработать методику преподавания основ дизайна для детей среднего и старшего дошкольного возраста, при которой коллективный способ обучения будет являться основополагающим и наиболее эффективным средством усвоения знаний.

Объект  исследования: является учебный процесс при коллективном способе обучения на уроках «основы дизайна» в детской художественной школе.

Предмет исследования: педагогические условия, позволяющие оптимально благоприятно разработать занятия по дисциплине «основы дизайна», включающие компоненты коллективного творчества.

Гипотеза: предположение о том, что использование коллективной работы способствует повышению творческой активности детей, улучшает их отношение к изобразительной деятельности, дает возможность осознать себя частью «механизма», и оценить свою незаменимость. Работа будет успешной в том случае если:

- учитель сознает необходимость данных способов работы, если они проводятся систематически;

- дети принимают участие в них осознанно.

- существует преемственность между возрастными группами.

Теоретическими основами исследования являются: положение о  том, что основной формой организации  учебного процесса классно-урочная  система, но она должна включать коллективную работу.

   Задачи работы:

1) проанализировать  программы «Изобразительное искусство»  и «основы дизайна»

2) Провести  анализ методик преподавания  ИЗО и «основы дизайна»;

3)Изучить особенности  изобразительной деятельности детей  среднего дошкольного возраста;

4) изучить особенности  детей старшего дошкольного возраста

5) апробировать  коллективные средства работы  организации учебного процесса  на уроке «основы дизайна»  в детской художественной школе  с учетом возрастных особенностей;

6) проследить воздействие коллективных способов обучения  на творческое развитие детей.

 Быть учителем трудно: он должен быть педагогом, осуществляющим  личностно-ориентированное обучение  ученика, специалистом, проникающим  в индивидуальную суть каждого  ребенка. Он стоит перед выбором определенной методической системы обучения детей. Все это требует от учителя соответствующей квалификации, высокого профессионального мастерства.   

Личностно-системный  подход означает ориентацию при конструировании  и  осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.  В то же время относительно самостоятельные компоненты рассматриваются во взаимосвязи  цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащийся), содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база. 

Такой подход позволяет  обнаружить естественно-стихийные  процессы становления коллективного  способа обучения уже в недрах самого группового способа обучения.

 Неслучайно, что в обосновании необходимости перехода к групповому обучению  - главным идеологом этого способа.  Коменским Я.А.  в качестве самого сильного аргумента приводится идея использования учащихся в качестве обучающих. ХХ век подарил человечеству многочисленные педагогические идеи и практические находки, которые давно уже претендуют быть взаимосопоставленными, взаимосоединёнными, систематизированными и превращёнными в основу будущего способа организации обучения.

 Традиционное предпочтение учителем фронтальной и индивидуальной форм привело,  в известной степени,  к деформации отношений, не только между учителем и учеником, но и между самими учениками. Эти формы обучения почти исключали общение ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе, к общественной деятельности.

  

  

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теория и методика развития детского художественного

Творчества.

1.1. Особенности изобразительной деятельности и творчества детей школьного возраста и методы руководства.

Анализ исследований в области изобразительного творчества позволяет сделать вывод о  том, что наиболее изучены особенности  творческого процесса школьников. Проблемы изобразительной деятельности детей среднего школьного возраста рассматривались в ряде исследований с различных сторон: воспитание самостоятельности у детей на занятиях рисованием; развитие творчества в рисовании под влиянием художественных эталонов; восприятие портрета и понимание эмоционального состояния изображенного на нем человека; система игровых приемов в изобразительной деятельности; формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации, педагогические условия формирования изобразительного творчества; эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства.

Школьный возраст характеризуется усложнением структуры изобразительной деятельности. Возникают новые подвиды: декоративное рисование, декоративная лепка, орнаментальная аппликация. Это усложнение связанно с тем, что развивается художественно-образная основа деятельности, совершенствуются технические навыки, умения. Формирование замысла у детей школьного возраста связанно с проявлением интереса, любознательности к содержанию рисунка, лепки, аппликации. В этот период происходит развитее сюжета, который чаще всего обусловлен игровыми ситуациями, в связи, с чем методы педагогического руководства процессом изобразительной деятельности нося в основном игровой характер. В силу этой специфики создаются наиболее благоприятные условия для установления взаимосвязей между видами изобразительной деятельности. Материалы исследования показали, что при сочетании рисования и аппликации создаются условия для передачи наиболее выразительных черт персонажа. Дети воспринимают его как близкий им образ, относятся к нему эмоционально. Они могут выбрать материал, которым бы хотели передать данный персонаж: карандаши, краски, глину, пластилин, цветную бумагу. При сочетании занятий разного типа дети постепенно приобретают этот опыт.

Выделение в каждом виде деятельности отдельных подвидов обогащает содержание занятий по рисованию, лепке, аппликации, хотя четких границ иногда нет. Предметное рисование обогащается сюжетно-игровым замыслом, декоративное украшение предмета придает процессу рисования характер декоративно-прикладной деятельности. Процесс лепки или наклеивания предмета рассматривается вне развития определенного замысла. Поэтому рисование, аппликация, лепка – это не только изображение предметов, мы видим в них большие возможности для художественного развития ребенка.

Информация о работе Средства обучения и педагогические приемы, применяемые на уроках «изобразительное искусство»