СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НОМИНАЦИЯ В ЯЗЫКЕ ИНТЕРНЕТА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности словообразования языка Интернета, а также рассмотреть основные способы образования слов в сети.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач:
Рассмотреть понятие об основных способах словообразования в лингвистике,
произвести сравнительно-сопоставительный анализ различных классификаций способов словообразования;
изучить уже имеющиеся исследования, касающиеся вопросов словообразования языка Интернета;
проанализировать языковой материал Интернета с точки зрения словообразования,
выделить наиболее часто употребляемые способы образования слов в сети;
систематизировать и классифицировать полученный материал.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУСКОМ ЯЗЫКЕ…………………………………………………………………………….6
Анализ различных классификаций основных способов
словообразования в русском языке…………………………………..6
1.2. Классификация И.С. Улуханова, охватывающая способы словообразования образования узуальной и неузуальной лексики………………………………………………………………...10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНОЙ НОМИНАЦИИ В ЯЗЫКЕ ИНТЕРНЕТА…………………………………………………………...13
2.1. Взаимодействие языка Интернета с повседневной речью пользователей…………………………………………………………………....13
2.2. Своеобразие языка Интернета………………………………………14
2.3. Основные способы словообразования в языке Интернета………..18
2.3.1. Общая характеристика особенностей словообразования языка сети…………………………………………………………………...18
2.3.2. Основные этапы создания слов в глобальной сети………….21
2.3.3. Классификация исследуемых лексем языка Интернета по способам словообразования……………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………38

Файлы: 1 файл

к у р с а ч !!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 86.79 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

 

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И  МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ  РУССКОГО ЯЗЫКА

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  НОМИНАЦИЯ

 В ЯЗЫКЕ  ИНТЕРНЕТА  

 

 

 

 

 

 

 

Автор курсовой работы: Ю. И. Поверинова, студентка IV курса группы ФДР-206 очной формы обучения                                                        

Руководитель: Г.П. Мосолова, кандидат филологических  наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания русского языка

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2010


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.  ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ  РУСКОМ ЯЗЫКЕ…………………………………………………………………………….6

    1. Анализ различных классификаций основных способов

словообразования в русском  языке…………………………………..6

1.2. Классификация И.С.  Улуханова, охватывающая способы  словообразования образования   узуальной и неузуальной лексики………………………………………………………………...10

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНОЙ НОМИНАЦИИ В ЯЗЫКЕ ИНТЕРНЕТА…………………………………………………………...13

  2.1. Взаимодействие языка Интернета с повседневной речью пользователей…………………………………………………………………....13

2.2.  Своеобразие языка  Интернета………………………………………14

2.3. Основные способы словообразования  в языке Интернета………..18

2.3.1. Общая характеристика особенностей словообразования  языка сети…………………………………………………………………...18

2.3.2. Основные этапы создания слов в глобальной сети………….21

2.3.3.  Классификация исследуемых   лексем  языка Интернета по  способам словообразования……………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....................36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………38

ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс образования новых  слов происходит постоянно, но в отдельные  периоды он может быть особенно интенсивным. Современную языковую ситуацию характеризует  «информационно-номинативный взрыв», вызванный ростом научно-технического прогресса, ставшего неотъемлемой частью жизни общества. С каждым годом  появляется все больше и больше технических  новшеств, в связи с быстрым  проникновением компьютерных и производственных технологий во все сферы жизнедеятельности  человека, соответственно ускорился  и лингвистический процесс номинации  в этой области.

Актуальность  исследования. На данном этапе развития общества всемирная глобальная сеть под названием Интернет распространила свое влияние практически на все сферы жизнедеятельности. Становится очевидным ее активное влияние на общество. Одной из таковых сфер влияния, которая требует в данный момент особого внимания, является язык пользователей глобальной сетью, так как этот феномен реагирует на новые социальные и технологические тенденции очень активно. В связи с этим, обращение к теме о словообразовательных особенностях языка Интернета, безусловно, актуально. Также  актуальность исследований в данной области обусловлена недостаточной разработанностью в лингвистике вопросов, касающихся особенностей языка Интернета.

Таким образом, в современном нам русском языке можно выделить целый пласт достаточно самобытной и интересной лексики, которая используется огромным количеством людей - это так называемый компьютерный язык, который ещё называют сетевой язык, или электронный. За время своего существования этот язык приобрёл характерные лингвистические особенности, среди которых наиболее интересными являются свойства Интернета.

Объект исследования – особенности развития и функционирования языка глобальной сети.

Предмет исследования – словообразовательная номинация в языке Интернета.

Цель исследования – выявить особенности словообразования языка Интернета, а также рассмотреть основные способы образования слов в сети.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  конкретных задач:

    • Рассмотреть понятие об основных  способах словообразования в лингвистике,
    • произвести сравнительно-сопоставительный анализ различных классификаций способов словообразования;
    • изучить уже имеющиеся исследования, касающиеся вопросов словообразования языка Интернета;
    • проанализировать  языковой материал Интернета с точки зрения словообразования,
    • выделить наиболее часто употребляемые способы образования  слов  в сети;
    • систематизировать и классифицировать полученный материал.

Методы исследования: лингвистическое описание, сравнительно-сопоставительный анализ,  структурно-аналитический, и поисковый методы. В настоящей работе реализован комплексный подход к решению поставленных задач.

Материал исследования составили отдельные  слова и фразы языка Интернета, извлеченные приемом сплошной выборки на основе структурно-словообразовательного анализа из текстов сетевых форумов, сайтов, блогов, чатов.

Методологической  базой исследования послужили работы отечественных лингвистов, в которых затрагиваются различные аспекты изучения способов словообразования в современном русском языке: Е.И. Дибровой, Г.О. Винокура, А.И. Смирницкого, Н.И. Фельдмана, В.В. Виноградова,  Е.А. Земской, В.В. Лопатина, А.Г. Лыкова, М.С. Зайченковой, И.С. Улуханова и других.

Практическая  значимость настоящей работы. Результаты исследования могут быть использованы в школьной практике преподавания русского языка в качестве примеров при изучении раздела словообразования, а также для того, чтобы заострить внимание школьников на существующей проблеме влияния электронного языка на речь пользователей.

Структура исследования. Поставленные задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения и списка использованных источников.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель и задачи работы, описываются методы работы с научной  литературой и исследовательским  материалом, а также структура  исследования.

В первой главе внимание уделяется теоретическим аспектам изучения способов словообразования и анализу их классификаций в лингвистике.

Вторая глава посвящена анализу языка Интернета и выявлению основных способов словообразования, используемых для номинации в языке сети.

В заключении подведены итоги  работы.

Список использованной литературы содержит перечень научных работ  по теме исследования и включает 35 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

    1.      Сопоставительный анализ различных классификаций основных способов словообразования в русском языке.

 

За последние тридцать лет изучение русского словообразования значительно  активизировалось. Появилось большое  количество монографий, посвященных  проблемам дериватологии. Начиная  с 70-х годов вышли работы Земской  Е.А.  («Современный русский язык. Словообразование»[10]), Шанского Н.М. (« Очерки по русскому словообразованию»[34]), Янценецкой М.Н. («Семантические вопросы теории словообразования»[35], Ермаковой О.П. (« Лексические значения производных слов в русском языке»[8]) и другие. В 1985 году появился «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова и его авторского коллектива [29], позднее - монографии Е.А. Земской «Словообразование как деятельность» и И.С. Улуханова « Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация»[30].

Первую классификацию способов русского  словообразования представил В.В. Виноградов в работах начала 50-х годов. Он выделил следующие  способы морфологического словообразования:

    1. фонетико-морфологический,
    2. бессуффиксальный способ,
    3. суффиксальный,
    4. префиксальный,
    5. смешанный, суффиксально – префиксальный, а также следующие способы – синтаксические: морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-сематический [3].

С началом активного пополнения исследований в области словообразования складывается традиционная классификация  способов словообразования в русском  языке. Она представлена, прежде всего, в «Русской грамматике» 1980 года и  в  статье А.Н. Тихонова «Основные  понятия русского словообразования».

Итак, согласно традиционной  классификации  способов словообразования, в современном  русском языке действуют следующие  способы:

  1. Способы образования слов, имеющих одну мотивирующую основу.

1. Суффиксация.

В состав  форманта  входит словообразовательный суффикс, а также (в именных словах) система словообразовательных  аффиксов мотивированного слова.

Суффикс может быть материально  выраженным или нулевым.

2. Префиксация. Формантом является  префикс.

3. Постфиксация.

Формантом является постфикс. Префикс  и постфикс присоединяются к целому слову, а не к основе, как суффикс. При префиксации и постфиксации частеречная принадлежность не меняется.

4. Префиксально – суффиксальный  способ.

Префиксация в сочетании с суффиксацией материально – выраженной и нулевой.

5. Префиксально - постфиксальный способ.

6. Суффиксально – постфиксальный  способ.

7. Префиксация в сочетании с  суффиксацией и постфиксацией.

Четыре последних способа –  смешанные, так как включает несколько  форматов.

  1. Способы  образования слов, имеющих более чем одну мотивирующую основу.
  1. Чистое сложение.
    1. Опорный (последний) компонент равен целому слову, а предшествующий ему компонент (ы) представляет собой  чистую основу.
    2. Сложение производящих основ.
  1. Смешанное сложение – суффиксально – сложный способ, или сложение в сочетании с суффиксацией.
  2. Сращение.

Этот способ отличается от сложения тем, что слова, образованные этим способом, во всех словных формах по морфемному  составу полностью тождественны словосочетанию, на базе которого они  образованы.

  1. Аббревиация- сложение усеченных основ или усеченных и полных основ.

Данные способы традиционно  выделяются большинством дериватологов.

Помимо основных, некоторые  исследователи  приводят дополнительные, менее частотные  способы русского словообразования.

Так, Русская Грамматика – 80 представляет дополнительно следующие:

префиксально – сложный,

префиксально – суффиксальный  – сложный,

сращение  в сочетании с суффиксацией, а  также упоминается разновидность  аббревиации – усечение производящей основы по аббревиатурному принципу (термин Е.А. Земской).

Итак, все названные способы  словообразования  представлены в  установившейся традиционной классификации.

Необходимо отметить одну особенность  русского словообразования, подмеченную  А.Н. Тихоновым и Н.Д. Арутюновой. Как известно, мотивирующие и мотивационные  слова составляют словообразовательные пары, цепочки. Н. Д. Арутюнова отмечает, что «реально словообразовательная цепь не  обязательно включает все  промежуточные звенья. Между любыми двумя компонентами ряда легко устанавливаются  прямые семантические, а затем и деривационные отношения. Словообразование может  осуществляться  с пропуском любого количества опосредствующих элементов» [1, с.142]. А.Н. Тихонов называет такое словообразование «чересступенчатым» [29, с. 146].

Часто при образовании имен существительных  и прилагательных минуется глагольная ступень:

купе – купированный,

дифтонг – дифтонгизация.

Механизм чересступенчатого образования  управляет закон аналогии. Существование  в языке определенных типов  словообразования делает возможным создание по их образцу  необходимых слов. В современном  русском языке типы чересступенчатого  словообразования разнообразны и многочисленны. При изучении  языкового материала  мы будем обращать внимание на подобные случаи. Для графического изображения  пропущенного звена в словообразовательной цепи мы будем брать его в скобки, например:

дифтонг ® (дифтонгизировать) ® дифтонгизированный.

Все отмеченные способы характерны для узуального словообразования.   Но речь и язык меняются, рождаются новые слова, зачастую  созданные по своим законам, а не по общепринятым. Вот что говорит об этом Эр. Ханпира: «Если принять, что словообразование (как процесс) происходит лишь в речи, что слова создаются только в речи, то все словообразование следует разделить на потенциальное и окказиональное» [33, с. 157].

Информация о работе СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НОМИНАЦИЯ В ЯЗЫКЕ ИНТЕРНЕТА