Сценография в структуре детского праздника «Ура! Каникулы!»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 23:32, контрольная работа

Описание работы

Основной целью исследования является обоснование значимости элементов сценографии в образном решении детского праздника. В соответствии с основной целью в квалификационной работе поставлены и обоснованы следующие задачи:
Рассмотреть исторические этапы развития искусства сценографии и определить функциональные особенности основных сценографических систем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2

Сценография в структуре детского праздника «Ура! Каникулы!»
2.1 Роль художественного оформления в структуре праздника
2.2 Основные типы вещественного оформления детского праздника «Ура! Каникулы!»
2.3 Этапы работы над художественным оформлением праздника
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СЦЕНОГР. ПРАЗДНИКА.docx

— 65.84 Кб (Скачать файл)

Начиная с первой репетиции, и далее на протяжении всей работы следует иметь художника рядом. Он входит в творческий штаб постановки, и порой его подсказки бывают бесценны. Композиция сценической среды - есть сценографическая структура, определенная идейно-художественным замыслом, расположение и взаимосвязь элементов которой сбалансировано в пределах сценического пространства.

«Несбалансированная композиция выступает случайной, временной и, следовательно, необоснованной. Ее элементы стремятся к изменению своего места и формы с тем, чтобы занять положение, лучше удовлетворяющее общей структуре»

Композиция сценической среды - сложная действенно-кинетическая система, которая не существует сама по себе, а вступает в активное физическое и психологическое взаимодействие с актером-персонажем. Актер-персонаж - мера всему. Авторами постановки программируется соотношение актера-персонажа и сценического пространства. Это есть первое композиционное соотношение, от которого зависят другие.

Вторым композиционным соотношением будет соотношение сценического пространства и игрового сценического пространства, пластически освоенного исполнителями. В культурно-досуговых программах и праздниках игровое сценическое пространство трансформируется в общее игровое пространства актёров и зрителей.

Третье композиционное соотношение - соотношение главного и второстепенного элементов сценографии постановки (или отдельного эпизода). В пределах этого соотношения определяется система соподчинения элементов пространственной структуры.

   

                                                        Заключение

В данном квалификационном исследовании были рассмотрены основные выразительные средства искусства сценографии и выявлены её роль в театральном синтезе. В теории  театра имеется достаточно много примеров, позволяющие видеть сценографию как всю совокупность пространственного решения спектакля, а так же проследить смену сценографических форм в контексте различных культур и эпох. При этом отчетливо просматриваются взаимосвязи сценографии с другими организующими частями спектакля в процессе становления театрального искусства. Так же в истории декорационного искусства отражаются принципы оформления спектаклей и влияние на сценографию пространственных видов искусства,  прослеживается развитие художественно-технических средств спектакля, и выявляются особенности сценического пространства в зависимости от смены исторических форм театра.

На современной стадии развитая науки о театре термин "сценография" приобрел одно из основополагающих значений: сценография есть вся совокупность пространственного решения спектакля, определяющая визуальную значимость театрального образа. Она включает в себя как отдельные грани декорационное искусство, архитектурно-технические возможности сцены и, главное - пластические возможности, проявляющиеся в развитии мизансценического рисунка.

Во многом правы и те исследователи, которые считают, что собственно сценография характерна для театра XX века, т.е. режиссерского театра, так как только такой театр осознал значимость сценографической образности спектакля. Поэтому и сценография формировалась в большей степени режиссерами, а в свою очередь художники стали во многом режиссерами, т.е. художниками-сценографами.

Сегодня мы знаем, что оформление может выполнять в спектакле уже не одну, а три основные, равнозначные по отношению к сценическому действию функции:

Персонажная – предполагает включение сценографии в сценическое действие в качестве самостоятельно значимого материально-вещественного, пластического, изобразительного или какого-либо иного (по средствам воплощения) персонажа – равноправного партнера исполнителей, а зачастую и главного действующего «лица».

Игровая функция – выражается в непосредственном участии сценографии и ее отдельных элементов (костюм, грим, маска, вещественные аксессуары) в преображении облика актера и в его игре.

Функция обозначения места действия заключается в организации среды, в которой происходят события спектакля.

Изучив назначение сценографии в структуре культурно-досуговых программ,  мы установили следующие функциональные особенности декорации, реквизита и сценического костюма в создании художественного образа детского праздника:

 

1. Основная особенность  клубной сценографии, ее отличие  от сценографии театра заключаются  не в создании сценической  среды для актёров, а в достижении  оптимальных условий для жизнедеятельности  собравшихся вместе людей, являющихся  одновременно и участниками, и  зрителями мероприятия.

 

2. Сценография  является средством художественной  выразительности в разработке основных компонентов творческого замысла и сюжетно-композиционного решения.

 

3. Создание окружающей среды предусматривает оформление всего места действия, включая подходы к нему, с целью погрузить зрителя в определённую, необходимую для данного праздника атмосферу и  конструирование специальной сценической площадки, которую необходимо увязать с масштабами пространства.

 

4. В зависимости от  типа и от места действия  способы решения такого сценического  пространства могут быть следующие: несколько сцен, расположенных на  некотором расстоянии друг от  друга, по принципу симультанной  декорации, так что зрители переходят  с места на место; группа движущихся  сцен-платформ, проезжающих перед  зрителем стоящим (или сидящим) на  месте; построенная специально сцена, состоящая из целой системы  площадок больших и маленьких  для переброски места действия  с одной на другую.

 

5. Характер оформления  диктует характер построения  мизансцен, ритмического и пластического  выражения сценического действия, поэтому различного рода станки, ступеньки и другие конструкции  придают мизансценам динамичность, выразительность и зрелищность.

 

6.В выборе выразительных  средств предпочтение отдаётся детали. Деталь, дополненная действенной детской фантазией в состоянии передать место действия и выразить атмосферу происходящих на празднике событий гораздо полнее, чем самая подробная декорация.

7. Сценический театральный  костюм и реквизит являются  одним из основных компонентов  в создании не только образа  персонажа, но и художественного  образа спектакля.  В нем соединяются  достоверность функционально оправданной  одежды и условность необходимая  для организации особого типа  зрелища, в соответствии с замыслом  режиссера, сюжетом, художественными  традициями. Как правило, учитывается  так же специфика восприятия.

8. Процесс поиска художником  сценографического решения завершается  созданием его эскиза или макета, которые так же обсуждаются  с режиссёром. И если возникает  необходимость, режиссёр вносит  поправки, предложения, которые и  фиксируются в эскизе или на  макете.

Таким образом, сценография в праздничном действии - специфический, действенно-изобразительный вид искусства, представляющий собой образное пластическое решение праздничного  пространства средствами предметной среды и предполагающий смысловое и физическое взаимодействие со зрителем.

 

 

 

 

                                                                   Литература:

  1. Акимов, Н.П. Театральное наследие. М., 1978.
  2. Аникст А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М., 1983
  3. Базанов В.В. Техника и технология сцены. Л., 1976.
  4. Барро Ж. Размышления о театре. М., 1963
  5. Бахтин  М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975
  6. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до середины ХХ века. Т.1 1997.
  7. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Мастера. М., 2002
  8. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра: Вторая половина ХХ века. В зеркале Пражских Квадриеннале 1967-1999 годов. Т.2. 201
  9. Березкин, В.И. Искусство оформления спектакля В.И.Березкин. – М., 1986.
  10. Блок Вл.Б. Диалектика театра. М., 1983
  11. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров. М., 1981
  12. Брехт Б. Театр, в 2-х томах. М., 1965
  13. Брук П. Пустое пространство. М., 1976
  14. Власова Р.И. Русское театрально-декорационное искусство начала ХХ века. Наследие петербургских мастеров. Л., 1984
  15. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968
  16. Гончаров А.А. И поэзия, и педагогика. В сб.: «О М.О.Кнебель». М., 1998
  17. Гончаров А.А. Мои театральные пристрастия. В  2-х томах. - М., 1997, Т. 1
  18. Горчаков, Н.М. Работа режиссера над спектаклем. М., 1956.
  19. Давыдова М.В.. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства ХVIII – начала ХХ века. М., 1974
  20. Джурова Т. С. Арлекин милосердия. Евреинов Н. Самое главное. М., 2006
  21. Джурова Т. С. Маскарад жизни и его разоблачение. Евреинов Н. Двойной театр. М., 2007
  22. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1978.
  23. Захаржевская, Р.В. Костюм для сцены. М., 1974.
  24. Клитин  С. С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987

 

 


Информация о работе Сценография в структуре детского праздника «Ура! Каникулы!»