Сценография в структуре детского праздника «Ура! Каникулы!»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 23:32, контрольная работа

Описание работы

Основной целью исследования является обоснование значимости элементов сценографии в образном решении детского праздника. В соответствии с основной целью в квалификационной работе поставлены и обоснованы следующие задачи:
Рассмотреть исторические этапы развития искусства сценографии и определить функциональные особенности основных сценографических систем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2

Сценография в структуре детского праздника «Ура! Каникулы!»
2.1 Роль художественного оформления в структуре праздника
2.2 Основные типы вещественного оформления детского праздника «Ура! Каникулы!»
2.3 Этапы работы над художественным оформлением праздника
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СЦЕНОГР. ПРАЗДНИКА.docx

— 65.84 Кб (Скачать файл)

Приведённую выше методику нахождения единого художественного образа праздника можно представить в следующей схеме.

Схема 3.

 

 

Художественный образ праздника



 

 

 

Образно-смысловой ход



 

Декоративно-образный

 

Образно-игровой

 

Музыкально-образный


 

Декоративно-образный ход – детская площадка с качелями, горкой и «асфальтом» для рисования мелом, и «крыльцо» дома, которое может стать концертной площадкой, а может стать кораблём, необитаемым островом.

Так, на празднике «Ура! Каникулы!» декоративно-образный ход стал и сюжетной основой действия: сначала дети рисовали на асфальте свое представление о лете, затем играли на детской площадке, затем показывали родителям концерт на концертной площадке, и, в завершении, осуществили свои летние мечты, побывав на необитаемом острове. 

Сценографическая образность в отличие от образности пространственных видов искусства не может составлять целостный образ, она является только частью целого и в спектакле находится во взаимодействии с образным строем, возникающим на основе иного материала творчества: звука и конкретно-чувственного представления. Поэтому художественная целостность театрального произведения образуется благодаря образному строю, создающемуся сюжетно-драматической линией развития действия спектакля, звуко-музыкальным строем и его сценографией. Только это взаимодействие образует целостность сценического представления и в результате этого формируется особый образный строй произведения театрального искусства.

Ведя поиск современного изобразительного решения, художник и режиссёр исходят из режиссёрского замысла праздника, когда уже определена цель, сформулирована тема и «выстрадана» идея.

Праздник «Ура! Каникулы!» проводится в первый день летних каникул и направлен не только на защиту прав ребёнка, но и символически открывает самый радостный и весёлый сезон года, поэтому  тема  праздника: открытие сезона летних каникул.

Так как мы знаем адресность детской аудитории - праздник организуется для дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, можно сделать заключение, что говорить о правах детей в области воспитания, образования, социального обеспечения, говорить об отмеченной выше печальной статистике мы не будем. Наша цель – открыть для детей свободный и солнечный праздник летних каникул.

Для мира детства каникулы – это не только долгожданная пора активного отдыха, но и ожидание всевозможных приключений, которые детвора всегда связывает с природой (лесом, морем, речкой).

Идея праздника:  Ради счастья этого ребенка,

Ради мира, детства без забот,

Чтоб всегда заливисто и звонко

Хохотал его беззубый рот!

Момент, когда идейно-художественный замысел праздника у режиссера уже определился, режиссёр подключает к работе художника.

Профессия режиссера и художника близки своей позицией, ибо нахождение смысловой пластической образности есть конечный результат как режиссера так и художника. Режиссер должен знать основы изобразительного искусства, владеть законами композиции и цвета и художник должен быть режиссером, то есть уметь увидеть прочтенный им сценарий и ощутить его в движении, в динамическом развитии. Работа режиссера с художником над пространственным решением массового действа начинается с выражения единого смысла и сверхзадачи будущего представления.

Первый этап. Точный выбор выразительных средств (музыка, живопись, скульптура, архитектура). На помощь режиссеру и художнику приходит монтаж: они выстраивают элементы оформления не в статике, а в динамике. В монтажном представлении, оформление различных эпизодах в их динамичной взаимосвязи. Художественная организация пространства – главная задача работы как режиссера, так и художника праздника.

Уже на уровне замысла режиссер и художник решают вопросы общего драматургического, монтажного развития оформления, логически подводящее к кульминации спектакля.

Процесс поиска художником сценографического решения завершается созданием его эскиза или макета, которые так же обсуждаются с режиссёром. И если возникает необходимость, режиссёр вносит поправки, предложения, которые и фиксируются в эскизе или на макете.

Правильный отбор выразительных деталей делает оформление компактным, лаконичным и помогает создавать жизненную обстановку на сцене. Их выбор дает простор ребячьей фантазии и воображению.

Громоздкие декорации, костюмы, грим задерживают ритм композиции, тормозят, мешают непрерывному развертыванию сценического действия, вызывают неоправданные паузы, а это, в свою очередь, приводит к спаду внимания зрителей, расхолаживает их, снижает качество восприятия композиции. Лаконичное, условное, но характерное оформление, правдивость деталей в костюмах, одним словом, все, что подчеркивает положение героев, эпоху, время, - повышает качество восприятия композиции зрителями, будит их ассоциативное мышление и воображение. 

Декорации могут обойтись и без реальных предметов на сцене. Тогда условная среда существования героев организуется с помощью занавесей, ширм, объемных конструкций и т.п. Их форма, цвет, композиция должны быть подчинены художественным целям спектакля.

Таким образом, сценография в праздничном действии - специфический, действенно-изобразительный вид искусства, представляющий собой образное пластическое решение праздничного  пространства средствами предметной среды и предполагающий смысловое и физическое взаимодействие со зрителем.

2.2Основные типы вещественного оформления детского праздника «Ура! Каникулы!»

Поиск сценографии, это, главным образом решение ее предметно-вещественной среды. Звеньями сценической среды являются предметы и вещи.

Сценическая среда - это действенная динамическая система предметов и вещей, организующая определенным образом сценическое пространство эмоционально и психологически воздействующая на реципиента, направляя его мышление и воображение.

Например, в эпизоде «Узнай меня» (концертно-игровая программа «Здравствуй, лето!») трансформация сценической площадки происходила за счёт вывоза с двух сторон на импровизированную сцену двух ширм, поставленных на колёса. При соединении ширмы образовывали декорационный фон песни-загадки «Бабки Ёжки», который  представлял собой убранство крестьянской избы. Исполнители, уходя со сцены по окончании номера, «переворачивали» ширмы обратной стороной, на которой была расписана ярмарочная палатка для следующей песни-загадки «Бабкины песни».

Не следует, однако забывать, что внешний образ строится не только за счет трансформации конкретного материала (вещей, костюмов, декораций, среды, света и т.д.). Вещи многое могут сказать о человеке, но могут и нести собственную смысловую нагрузку, вырастая в художественный образ.

Например: исполнители разом щёлкнули зажигалками и сомкнули руки – родился символ Вечного огня. Вечным огнём смотрелся и полыхающий в солдатской каске спирт. Горящие детские рисунки стали символом Войны, а бумажные голуби – символом Мира, детства, дружбы.

Принцип оформления детского праздника диктуется его спецификой и в выборе выразительных средств предпочтение отдаётся детали. Деталь, дополненная действенной детской фантазией в состоянии передать место действия и выразить атмосферу происходящих на празднике событий гораздо полнее, чем самая подробная декорация. Например, ограждение концертной площадки флажками, позволяет юным зрителям не только представить себя актёром, но и тут же попробовать свои силы, пусть даже просто постояв не «за», а «перед» флажками, т.е. на сцене, особенно, когда выступают юные артисты цирка. Точно такое же соединение происходит на площадке «вернисаж на асфальте».

Сценический театральный костюм так же является одним из основных компонентов в создании художественного образа спектакля.  В нем соединяются достоверность функционально оправданной одежды и условность необходимая для организации особого типа зрелища, в соответствии с замыслом режиссера, сюжетом, художественными традициями. Как правило, учитывается так же специфика восприятия.

В современной клубной  практике функции костюма множатся, выходя за рамки копирования и символа, требуя пересмотра таких устоявшихся категорий, как декорация, реквизит, грим, маска, жест и т.д. Внешность действующих на сцене актеров - одна из первейших забот театрального художника. Создание общего эскиза должно начинаться с серии черновиков, причем самое правильное – решить сначала в черновиках костюмы всех исполнителей, а потом уже приступать к разработке каждого.

Персонаж – это характер, и так же, как и сейчас, в те далекие времена каждый обладал какими-то ему одному свойственными чертами характера, которые могут получить выражение в костюме. Ибо эскиз персонажа, помимо всех его рабочих функций, имеет еще одну важнейшую функцию: зрительно сообщить актеру то, о чем ему говорит режиссер на словах, вдохновить его образом, который ему предстоит еще создать на сцене, но на который уже можно посмотреть на этом листе бумаги. Поэтому хороший эскиз персонажа («эскиз костюма»), будучи совершенно ясным для практического использования, должен одновременно быть произведением изобразительного искусства, увлекающим воображение его первых зрителей – режиссера и актеров.

Для детского праздника «Ура! Каникулы», в соответствии с замыслом режиссёра были сделаны эскизы костюмов всех действующих лиц с учётом возраста исполнителей и характера исполнения. Например, костюм обезьяны Чи-чи-чи  - яркий, праздничный, кокетливый, с лёгкой долей самолюбования. Костюм попугая Кеши предполагал подчеркнуть напыщенность, иногда свойственную этому герою. Костюм пирата Бумса сохранил все исторические силуэты и характеристики.

Рассмотрим, соответствуют ли  данные характеристики костюма характеру персонажей:

«Кеша - Караул! Каникулы! Праздник!

 

Выходит обезьянка Чи-чи и не понимая смотрит на него.

 

Чи-чи-чи  - Кеша, что с тобой?

Кеша - А ты что не знаешь? Сегодня самый светлый и добрый праздник – День защиты детей.

Чи-чи-чи - Да! А у нас на острове не бывает такого праздника. А можно я тоже сегодня с вами буду его праздновать?

Кеша - Конечно можно! Правда, ребята? (Дети отвечают – Да!). Только для начала мы должны познакомиться с ребятами.

Чи-чи-чи - Меня зовут самая красивая и привлекательная обезьянка Чи-чи-чи.

Кеша - Ну, а меня зовут самый умный попугай Кеша.»

 

 

Дело в том, что все эскизы, и мы подчёркиваем это, разрабатываются на уровне замысла, когда нет ещё законченной, или даже начатой драматургии праздника. В данном случае, драматургия образа полностью соответствует характеру эскизов костюмов, предложенных художником.

 Выдающийся театральный  художник и режиссер Н.П. Акимов  советует молодым художникам: «Эскизы  костюмов (вернее персонажей, так  как я рисую действующих лиц  одновременно в костюме, гриме  и наиболее выразительном положении) претерпевают почти те же стадии  – от черновиков, через накопление  материалов, к окончательному эскизу  и делаются параллельно с декорациями.

Я убежден, что выразительный эскиз может подсказать исполнителю очень много, вплоть до нахождения зерна образа»

В истории театра известны три основные типа театрального костюма: персонажный, игровой, и одежда действующего лица. Эти три основные типа костюма существуют на всех стадиях сценического искусства – от ритуально-обрядового и фольклорного предтеатра до современной художественной практики.

Персонажный костюм это своего рода изобразительно-пластическая композиция на фигуре исполнителя, приводимая им в движение и озвучиваемая (произнесением текста или пением), иногда скрывающая его фигуру полностью аналогично тому как маска закрывала его лицо. Например, шаманский костюм народов Севера, воплощает образы фантастической птицы, связанной с «верхним миром», и зверя (жителя «нижнего мира»). Южнорусский – своего рода модель Вселенной.

Если для ритуально обрядовых и фольклорных действ персонажные костюмы (как и все другие элементы сценографии) были плодом творчества народных безымянных мастеров, то в 20 в., с самого его начала, их стали сочинять художники: И.Билибин – в опере Золотой петушок Н.Римского-Корсакова (1909), В.Татлин – в «Царе Максимилиане», П.Филонов – в трагедии «Владимир Маяковский», а также фантастические коллажи в качестве персонажных костюмов спектакля Ревизор, которые создали ученики П.Филонова (Н.Евграфов, А.Ландсберг и А.Сашин) на тему штемпелей, гербов, печатей, конвертов и т.п – персонаж Почтмейстера; рецептов, сигнатур, шприцов, клистиров, градусников – персонаж Лекаря;  бутылей, колбас, окороков, арбузов и т.п. – персонаж Человека-Трактира.

Игровой костюм это средство преображения облика актера и один из элементов его игры. В обрядовых и фольклорных действах преображение чаще всего носило гротесково-пародийный характер, когда мужчины рядились в женщин, женщины в мужчин, юноши в стариков, красавицы в ведьм, или когда изображали разных животных. При этом в ход шло все, что имелось под руками: жупан, тулуп, кожух, овчина, – обязательно вывернутые наизнанку, посмешнее и позабавнее, а также всякая иная, чем-либо нелепая, «перевернутая» одежда, например, сверх укороченные штаны, непомерно широкая рубаха, дырявые чулки, всяческое рванье, тряпье, лоскуты, мешки, веревки; использовалось и все, что давала природа: трава, цветы, солома, листья. Наконец, для ряжения использовались и различные искусственные украшения: цветная бумага, береста, фольга, стекляшки, ленты, зеркала, бубенцы, перья и т.д. На бесконечных переодеваниях и ряжениях строились представления итальянской комедии дель арте, пьес Шекспира и Лопе де Вега. В конце 18 в. на игре с шалью строила свой знаменитый танец Эмма Харт (леди Гамильтон), после чего аналогичные приемы (манипуляций с шарфами, покрывалами, вуалями и другими аналогичными элементами костюма) широко использовались в балетном театре 19 в., достигнув своей высочайшей художественной высоты в творчестве Л.Бакста, эскизы хореографических образов которого включали в себя динамику разнообразных летящих тканей, поясов, шарфов, юбок, платков, плащей, накидок, подвесок, подвязок.

Информация о работе Сценография в структуре детского праздника «Ура! Каникулы!»