Сценография в структуре детского праздника «Ура! Каникулы!»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 23:32, контрольная работа

Описание работы

Основной целью исследования является обоснование значимости элементов сценографии в образном решении детского праздника. В соответствии с основной целью в квалификационной работе поставлены и обоснованы следующие задачи:
Рассмотреть исторические этапы развития искусства сценографии и определить функциональные особенности основных сценографических систем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2

Сценография в структуре детского праздника «Ура! Каникулы!»
2.1 Роль художественного оформления в структуре праздника
2.2 Основные типы вещественного оформления детского праздника «Ура! Каникулы!»
2.3 Этапы работы над художественным оформлением праздника
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СЦЕНОГР. ПРАЗДНИКА.docx

— 65.84 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………2

 

  1. Сценография в структуре  детского праздника «Ура! Каникулы!»

2.1 Роль художественного  оформления в структуре праздника

2.2 Основные типы вещественного  оформления детского праздника  «Ура! Каникулы!»

2.3 Этапы работы над  художественным оформлением праздника

Заключение

Список литературы

Приложение: сценарный план;

сценарии праздника;

афиши;

эскиз оформления сцены;

эскизы костюмов

 

 

Введение

Праздничное оформление - это мощный инструмент создания настроения. Масштабные композиции из воздушных шаров, наполненных гелием, способны создать объёмное тематическое оформление. Современные декорации  любой сложности, в любом стиле и направлении, сценические многоуровневые конструкции, объёмные композиции из цветов помогают организаторам создавать атмосферу праздничности, пробуждая в зрителе положительные эмоции, способствуя активному восприятию художественного замысла.

Но какое отношение сегодняшняя «богатая» сценография с дорогостоящими гелиевыми шарами, с лазерами, сварными станками, космическими технологиями, компьютерным управлением имеет к беднейшей сцене провинциальных Домов культуры? 

В данном случае единственной возможностью организации  праздничного пространства являются принципы  так называемого «бедного театра»  - условного решения пространства. Такое направление в искусстве сценографии принято считать, с лёгкой руки Н.П. Акимова «оформительским» .

 «Оформительский» подход  более универсален, динамичен, да  и дёшев. Однако, при всей экономичности  и кажущейся эффектности такого  приёма, в нём есть своё коварство. Этот приём действует, если в  условном решении пространства  заключен образ.  Если же такое  образное, действенное начало отсутствует  в оформлении - мы видим только  приблизительное обозначение разных  мест действия, дающее сухую информацию, но не прибавляющее ничего  к эмоциональному миру зрителя.

Данное положение и определяет актуальность темы квалификационной работы в  исследовании действенных выразительных средств оформления праздников, которые могут быть использованы как по отдельности, так и комбинированно.

 

Объектом  исследования является сценография как искусство создания зримого образа постановки.

Предметом  исследования – декорация, костюм и реквизит как ведущие выразительные средства детского праздника «Ура! Каникулы!»

Основной целью исследования является обоснование значимости элементов сценографии в образном решении детского праздника. В соответствии с основной целью в квалификационной работе поставлены и обоснованы следующие задачи:

  1. Рассмотреть исторические этапы развития искусства сценографии и определить функциональные особенности основных сценографических систем.
  2. Обосновать значение сценографии в культурно-досуговых программах и установить функциональные особенности декорации, реквизита и сценического костюма в создании художественного образа детского праздника.
  3. Описать процесс подготовки художественного оформления детского праздника                                            «Ура! Каникулы!»

Сценография в структуре  детского праздника «Ура! Каникулы!»

 

    1. Роль художественного оформления в структуре праздника

Сценография как область теории и практики культурно-досуговой деятельности, связана с использованием различных художественно-декоративных и технических средств для реализации сценарно-режиссерского замысла той или иной программы.

Основная особенность клубной сценографии, ее отличие от сценографии театра заключаются не в создании сценической среды для актёров, а в достижении оптимальных условий для жизнедеятельности собравшихся вместе людей, являющихся одновременно и участниками, и зрителями мероприятия.

Это значит, что к любому выразительному средству предъявляется средство функциональной целесообразности, т.е. с какой сценарно-режиссёрской функцией оно введено в данное мероприятие.

Например,  какую основную функцию сценография выполняет в детском празднике «Ура! Каникулы!»:

  1. Персонажную, которая предполагает включение сценографии в сценическое действие в качестве самостоятельно значимого материально-вещественного, пластического, изобразительного или какого-либо иного (по средствам воплощения) персонажа – равноправного партнера исполнителей – в данном случае это детская дворовая площадка с качелями, песочницей, горкой – яркий образ городского детства; эту же функцию несут и костюмы главных действующих лиц – попугая Кеши и обезьяны Чи-чи-чи.
  2. Функцию обозначения места действия, которая  заключается в организации среды, в которой происходят события.

Сценография детского праздника «Ура! Каникулы!» решает свои задачи в конкретно-заданном пространстве ГДК и его территории, в том числе и создание окружающей среды,  и  которая включает в себя целый ряд качественно новых по сравнению с традиционным театром элементов.

Во-первых, создание окружающей среды предусматривает оформление всего места действия, включая подходы к нему, с целью погрузить зрителя в определённую, необходимую для данного праздника атмосферу: сквер и площадка были оформлены растяжками цветных флажков, в больших рекламных окнах ГДК были выставлены масштабные насыщенные по содержанию и образные по оформлению афиши праздника.

Вторая задача – это конструирование специальной сценической площадки, которую необходимо увязать с масштабами пространства. В зависимости от типа и от места действия, возможны разные способы решения такого сценического пространства.

Это может быть несколько сцен, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, по принципу симультанной декорации, так что зрители переходят с места на место.

Это может быть группа движущихся сцен-платформ, проезжающих перед зрителем стоящим (или сидящим) на месте.

Это может быть построенная специально сцена, состоящая из целой системы площадок больших и маленьких для переброски места действия с одной на другую.

В детском празднике «Ура! Каникулы!»  был применён симультанный принцип и организованны три площадки: «вернисаж на асфальте» (справа от центра), «детская площадка» (слева от центра) и «концерт на крыльце» (центровая).

Третья задача - при создании праздничной сценической площадки необходимо заранее учесть возможность выхода и ухода исполнителей. На больших комбинированных сценах эти задачи, как правило, решаются либо переносом света, интермедийным действием среди зрителей, либо проносом знамён, либо использованием передвижных ширм на роликах. В нашем празднике площадка, на которой выступали исполнители, находилась перед крыльцом ДК и была обозначена растяжкой из цветных флажков. Соответственно, все коллективы выходили из здания ДК.

Характер оформления диктует характер построения мизансцен, ритмического и пластического выражения сценического действия. Например, строить мизансцены не только по горизонтали, а и в глубину и по вертикали возможно, если на сцене будет создана система различных игровых площадок на разных уровнях от пола и наличие так называемых опорных точек – то есть определённым образом поставленных элементов декорации. В театрализованном представлении «Весёлые приключения на необитаемом острове» (2 часть праздника), которое проходило на сцене ГДК, чтобы создать образ маленького необитаемого островка в океане, в глубине сцены был поставлен полукруглый трёхступенчатый станок, имеющий сходы со всех сторон. Этот станок-остров венчала одинокая пальма, слегка склонившаяся в сторону зрительного зала. За пальмой находилась небольшая лестница, позволявшая актёрам появляться и «на пальме».  Это позволило режиссёру группировать и  строить мизансцены как в глубину, так и по вертикали.

Таким образом, различного рода станки, ступеньки и другие конструкции, то есть «сломанный» пол сцены, придают мизансценам динамичность, выразительность и зрелищность.

Декорация может быть условной или реалистической. Но условность на сцене проявляется по-разному. Можно сказать, что каждый художник и режиссёр по-своему устанавливают границы условного и безусловного на сцене. Н.П. Акимов выделял два метода оформления спектакля, условно названные им «иллюзорным» и «оформительским». Представитель первого рассматривают сценическое пространство как «некую безграничную вглубь среду, в которой свободно распоряжается художник, вызывая в глазу зрителя иллюзию любого пространства» [1, 159]. Проще говоря, сторонники этого направления стараются максимально спрятать сцену, создать у зрителя ощущение, что он не в театре, а в комнате, на колокольне, в подвале, полностью погрузить его в то пространство, о котором говорится в пьесе.

Сторонники второго направления, названного Акимовым «оформительским», совершенно не скрывают сцену как особое пространство, как место для игры. Для них сценическая площадка - демонстративно условное место, на котором реализуется Актёр как художник, тот самый «коврик», на котором и происходит искусство театра. Их не очень интересует историческая и бытовая достоверность, правдоподобие интерьера, верность буквальной реальности.

Оформительское искусство оперирует теми же средствами художественной выразительности, что и архитектура,— объемно-пространственной композицией, пропорциями, масштабом, конструкцией, ритмом, фактурой материала. Чем выше уровень декоративно-оформительских работ, тем теснее сливаются они с задачами архитектуры.

Обычно оформляется объект или место проведения праздничного действия. Это действие и его оформление в самых общих своих чертах может быть по своему характеру динамичным (парад физкультурников, колонны демонстрантов, группы людей, техника и движущиеся атрибуты) и статичным (украшение зданий и сооружений, площадей и парков, площадок отдыха и различных помещений). В практике объекты праздничного убранства в их динамичном и статичном проявлениях оформляются комплексно и праздник в целом представляет собой художественный ансамбль оформления.

К. И. Рождественский, известный советский художник-оформитель, пишет: «...если в результате содружества архитектуры, живописи, скульптуры, графики, декоративного искусства с помощью света, цвета, музыки, слова и различных произведений научного и технического прогресса создается единый выставочный художественный ансамбль, выражающий определенное миропонимание и неотразимо действующий на мысли и чувства человека, то мы говорим: это подлинное современное синтетическое искусство».

 Применительно к условиям  художественного оформления детских  празднеств единый художественный  ансамбль предполагает комплексное  использование выразительных средств  музыки и слова, пения и танца, изобразительных, прикладных искусств  и архитектуры, создание общего  эмоционального тонуса праздника.

Необходимо выделить и ещё одну важную особенность сценографии культурно-досуговых программ, в которых  сценография является средством художественной выразительности не только в создании среды, но и в разработке основных компонентов творческого замысла, в частности сюжетно-композиционного решения.

Если исходить из того, что сюжет в клубной драматургии  - это совокупность каких-то явлений, событий (или игровых элементов), расположенных в определенной последовательности и раскрывающих тему в намеченном объеме, характеризующих тот или иной конфликт, то необходимо отметить, что сценография может  играть значительную роль в его разработке.

В работе над сюжетом основные творческие трудности возникают при решении трех задач:

1) Разработка  определенной последовательности  изложения материала, логики развития основной мысли, что связано с поиском интересного и нестандартного образно-смыслового  хода.

2) Организация на этой  основе событийного, т. е. конфликтного, действия.

3) Разработка художественно-образного  решения всего замысла, т. е. создания единой художественной формы мероприятия.

В решении всех этих задач искусство сценографии может выступать в роли незаменимого помощника.

Исключительную важность в сюжетно-композиционной обработке материала имеет процесс поиска образно-смыслового хода, который проходит через все театрализованное мероприятие, лежит в основе всей его структуры. Он оказывает существенное влияние практически на все элементы театрализации, а нередко даже выполняет функцию самого сюжета.

В отличие от театрального режиссера, у которого значительную роль в рождении замысла спектакля играет поиск наиболее яркого воплощения уже выстроенного драматургом сюжета и сквозного действия, режиссеры праздника, должны сами найти, придумать такой  ход, который органически, образно и действенно соединит в единое целое зрелищные и игровые компоненты и создать на основе придуманного образно-смыслового хода единое логически развивающееся действие, предполагающее и ролевую персонификацию ведущих.

Образно-смысловой  ход не только заставляет зрителей следить за развитием действия, но и понимать и принимать логику его построения.

Информация о работе Сценография в структуре детского праздника «Ура! Каникулы!»