Русская живопись начала 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Русская живопись начала XIX века
Глава 2. Биография и творческий путь О.А. Кипренского
Глава 3. Жизнь и творчество В.А. Тропинина
Глава 4. Русский художник, живописец, монументалист, представитель академизма К.П. Брюллов
Глава 5. Творческий путь А.Г. Венецианова
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

русская живопись начала 19 века.docx

— 56.81 Кб (Скачать файл)

        Великий русский художник Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Петербурге. Его отец Павел Иванович Брюлло был академиком орнаментальной скульптуры. Поэтому неудивительно, что все дети, а их было семеро, обладали художественными способностями. Пятеро сыновей: Карл, Федор, Александр, Павел и Иван стали художниками. Однако наибольшая слава выпала на долю Карла. Карл был очень болезненным ребенком, семь лет он практически не вставал с постели и страдал золотухой. Выдающиеся способности к живописи у мальчика проявились рано. С детства занимался с ним Павел Иванович, он был настолько строг, что мог оставить больного сына без завтрака за невыполненное домашнее задание по рисованию.

В десятилетнем возрасте Карл Брюллов поступает в Академию художеств в Петербурге. С первого  года обучения юный художник стал выделяться среди своих сверстников ярким  талантом и серьезной подготовкой, полученной в результате занятий  под руководством отца. Карл настолько  любил рисовать, что мог сымитировать приступы золотухи, чтобы в лазарете писать портреты своих друзей.

Среди его преподавателей в Академии были А. Иванов, А. Егоров, В. Шебуев. Первым признанным произведением  Брюллова стала картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». В основу сюжета этой картины лег греческий  миф о прекрасном юноше, пленившемся  своим отражением в воде. За эту  работу в 1819 году художник получил золотую  медаль 2-й степени. А в 1821 году за картину «Явление Аврааму трех ангелов» Карл Павлович был удостоен Большой  золотой медали. В 1819 году Брюллов  поселяется в мастерской своего брата  Александра, который работает на строительстве  Исаакиевского собора помощником у  Монферрана. Художник зарабатывает на жизнь тем, что пишет портреты на заказ. Среди заказчиков оказались  люди, впоследствии вошедшие в Совет  Общества поощрения художников. По их просьбе Карл Павлович создает  произведения «Эдип и Антигона»  и «Раскаяние Полиника», получая  за это право на пенсионерскую  поездку для себя и брата в  Италию на четыре года.

В 1822 году Карл и Александр  Брюлловы отправился в Рим для  изучения искусства мастеров Эпохи  Возрождения. Несмотря на то, что художник много времени посвящал обучению, вел активную светскую жизнь, за годы, проведенные в Италии, он создал большое количество разнообразных произведений. В картинах «Итальянское утро» и «Итальянский полдень», которые Карл Брюллов написал для отчета Обществу поощрения художников, он обратился не к историко-мифологическим сюжетам, а к будничным сценам утреннего умывания и сбора винограда. Полотно «Итальянское утро» Николай I подарил императрице. В итальянский период творчества Брюллов значительное место уделял портретной живописи. Из портретных произведений этого периода следует отметить портреты музыканта М. Виельгорского (1828), графини Ю. Самойловой с арапчонком (ок. 1832), знаменитую картину-портрет «Всадница» (портрет Джоанны Паччини, 1832), автопортрет (ок. 1834). После возвращения в Россию в Москве художник написал несколько прекрасных портретов более интимного характера: И. Витали за работой (1836-37), А. Погорельского, А. Толстого. Затем, живя в Петербурге, художник пишет портреты В. Жуковского (1838) и И. Крылова (1841). Примечательно, что портрет Жуковского Брюллов написал специально для лотереи, организованной с целью сбора денежных средства для выкупа из крепостной зависимости Т.Г. Шевченко.

В 1827 году на одном из приемов  художник знакомится с графиней Юлией  Павловной Самойловой, ставшей для  него художественным идеалом, ближайшим  другом и любовью. Вместе с ней  Карл отправляется в Италию осматривать  развалины античных городов Помпеи и Геркуланума, погибшие в результате извержения вулкана в 79 году н. э. Впечатлившись  описанием очевидца трагедии римского писателя Плиния Младшего, Брюллов  понял, что нашел тему для своего следующего произведения. Три года художник собирал материал в археологических  музеях и на раскопках, чтобы каждый написанный на полотне предмет соответствовал эпохе. Вся же работа над картиной, получившей название «Последний день Помпеи», продолжалась шесть лет. В  процессе работы над картиной было сделано множество эскизов, набросков, этюдов, а сама композиция несколько  раз перестраивалась. Когда в  середине 1833 года произведение было представлено широкой публике, то оно вызвало  взрыв восторга и преклонения  перед художником. Ранее ни одной  картине русской школы живописи не выпадала такая европейская слава. В 1834 году на выставках в Милане и  Париже успех картины был потрясающим. В Италии Брюллова избирают почетным членом нескольких академий искусств, а в Париже ему была присуждена Золотая медаль.

Успех картины предопределил  не только удачно найденный сюжет, отвечающий романтическому сознаю эпохи, но также и то, как Брюллов делит толпу гибнущих людей на локальные группы, каждая из которых иллюстрирует тот или иной аффект - любви, самопожертвования, отчаяния, алчности. Показанная на картине губящая все вокруг сила, вторгшаяся в гармонию человеческого бытия, вызывала у современников мысли о кризисе иллюзий, о неосуществившихся надеждах. Это полотно принесло художнику всемирную славу. Заказчик картины - Анатолий Демидов – подарил ее царю Николаю I.

После написания «Последнего  дня Помпеи» Брюллов впадает  в творческий кризис. Художник одновременно начинает несколько полотен и  ни одно из них не заканчивает. Поэтому  в мае 1835 года Карл Павлович с радостью примыкает к экспедиции В.П. Орлова-Давыдова в Грецию и Турцию. Путь из Афин в  Константинополь Брюллов совершает  на бриге «Фемистокл», которым командовал адмирал В.А. Корнилов. Написанный художником портрет Корнилова (1835) — одна из лучших его акварелей. Под впечатлением от поездки на восток Карл Павлович впоследствии пишет серию графических  рисунков, картин и акварелей, среди  которых можно отметить «Раненый грек» (1835), «Турок, садящийся на коня» (ок. 1835), «Турчанка» (1837-39), «Бахчисарайский фонтан» (1849), «Гавань в Константинополе», «Сладкие воды в Константинополе» (1849).

Осенью 1835 года Брюллов, вынужденный  подчиниться приказу царя, возвращается в Россию. Первым русским городом, в который приехал художник, была Одесса. Здесь прославленному мастеру  был устроен торжественный прием. Одесский генерал-губернатор граф М.С. Воронцов стал хлопотать о продлении  срока пребывания художника в  Одессе, однако сам Брюллов задержаться  в городе не захотел. 25 декабря художник приехал в Москву. Древняя столица  произвела на художника грандиозное  впечатление. Больше всего Карла  Павловича поразил Московский Кремль. Брюллов, рискуя навлечь гнев царя, требовавшего немедленного возвращения  художника в Петербург, решил  задержаться в Москве. Важным событием в жизни художника было его  знакомство с Пушкиным.

После приезда Брюллова в  Петербург царь потребовал от него писать портреты императорской семьи. Однако художник каждый раз находил  причины и не исполнял работу. Все  поражались дерзости, с которой Брюллов  позволял себе относиться к высокопоставленным особам. Отстаивая свою творческую независимость, художник заставил всех уважать себя.

В 1836 году Карл Павлович Брюллов  становится профессором Петербургской  Академии художеств. Работая в Академии, он много сил отдавал обучению молодых художников, создав целую  школу своих последователей, так  называемую «брюлловскую школу». Под влиянием творчества Карла Павловича выросли такие известные мастера как П. Федотов, Т. Шевченко и многие другие. Занимаясь с молодыми художниками, Брюллов в этот период также пишет около 80 портретов. Среди самых известных работ 1830-х годов — портреты В.А. Перовского (1837), сестер Шишмаревых (1839), Ц.В. и Пл.В. Кукольников (1836 и 1837), певицы А.Я. Петровой (1838). Также художник участвует в росписи строящегося Исаакиевского собора.

Во второй половине 1830-х  годов в личной жизни живописец  был одинок: Юлия Самойлова находилась за границей. В сорок лет Брюллов  знакомится с очень одаренной  пианисткой, ученицей Эмилией Тимм, дочерью рижского бургомистра. Но у  Эмилии было горькое прошлое —  связь с родным отцом, в чем  она честно призналась Карлу. Тем  не менее, художник был ослеплен любовью  и жалостью и понадеялся, что его  искренние чувства все одолеют. Они обвенчались, однако через два  месяца, пройдя через бесконечные  притязания отца Эмилии, через грязь, выплеснувшуюся на публику, и скандал  в обществе, их брак был расторгнут. Вскоре в Россию возвращается графиня Самойлова. Брюллов выходит из угнетенного состояния. Художник пишет ее парадный портрет — картину «Графиня Ю.П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амалией Паччини» (1841).

В 1847 году тяжелая простуда, ревматизм и больное сердце на семь долгих месяцев приковали Брюллова к постели. Тем не менее, даже будучи больным, художник продолжал много  работать. Замечателен его «Автопортрет», написанный в 1848 году.

В апреле 1849 года по настоятельному совету врачей Брюллов навсегда уезжает  из России. Лечение на острове Мадейра  облегчения не приносило. Художник пишет  несколько портретов, среди которых  наиболее известен портрет археолога  и ориенталиста Микеланджело Ланчи (1851). Но удовлетворения от работы Брюллов  не получал. Весной 1852 года живописец  переезжает в местечко Марчиано под  Римом. 23 июня 1852 года великий русский  художник Карл Павлович Брюллов уходит из жизни. В его мастерской осталось множество набросков, изображавших сцены народной итальянской жизни («Возвращение римского пастуха домой», «Полдень»).

                 

                                              Глава 5.

            Венецианов Алексей Гаврилович(1780—1847)

     В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847). Он посвятил свое творчество изображению жизни крестьян. Эту жизнь он показывает в идеализированном, приукрашенном виде, отдавая дань модному тогда сентиментализму. Однако картины Венецианова «Гумно», «На жатве. Лето», «На пашне. Весна», «Крестьянка с васильками», "Захарка", "Утро помещицы" отображая красоту и благородство простых русских людей, служили утверждению достоинства человека вне зависимости от его социального положения.

    Великий русский художник Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве 18 февраля 1780 года в семье купца. Отец будущего художника перебрался в Москву из Нежина и торговал саженцами деревьев. Способность к рисованию проявилась у мальчика в детстве. Особенно тяготел юноша к портрету. Наиболее раннее из сохранившихся произведений молодого художника это портрет его матери А.Л. Венециановой.

Закончив обучение в частном  московском пансионе, Венецианов в 1802 году переехал в Петербург, где поступил на службу в Департамент почт. Помимо работы молодой человек серьезно увлекался живописью. Алексей устроился  учеником к известному русскому художнику-портретисту  Владимиру Лукичу Боровиковскому. Венецианов старательно и с большим увлечением занимался под руководством мэтра  русской живописи. Молодой художник копировал произведения знаменитых европейских живописцев, находившиеся в экспозиции Эрмитажа.

В этот период находилось место  в творчестве Алексея Гавриловича  и юмористическим шаржам. Так в 1808 году художник задумал издать сатирический «Журнал карикатур», девизом которого было изречение «Смех исправляет нравы». Данный журнал должен был представлен  в виде гравюр с текстом, в которых  высмеивались пороки общества. Однако изданы были только две гравюры. Перед  самым выпуском третьей гравюры  по распоряжению царя Александра I данное издание было запрещено. Изданные ранее гравюры были уничтожены. Причиной столь категоричного решения стала третья гравюра, на которой был изображен спящий чиновник, в то время как его ожидали посетители.

В 1811 году Венецианов пишет  «Автопортрет» и большой портрет  инспектора Петербургской Академии художеств К.И. Головачевского, за который  Алексей Гаврилович был избран академиком. Наиболее известное произведение, из написанных художником в этот период, — портрет его соседки В.С. Путятиной. Образ девушки выделяется из общего ряда женских портретов «светских львиц» характерных для русской живописи начала 19 века.

В годы Отечественной войны 1812 года Алексей Гаврилович Венецианов снова обращается к сатирическим гравюрам. На этот раз сатира русского художника направлена против дворянства, восхищавшимися всем французским. В этот же период Венецианов пишет несколько бытовых картин, среди которых «На Конном рынке», «Уличная иллюминация», «Гулянье», «У Петербургской биржи», «На Сенном рынке».

В 1818 году Венецианов оставляет  государственную службу, женится  на дочери малоизвестного художника  и уезжает с семьей в имение Сафонково, принадлежавшее его новой  жене. Именно здесь, вдали от городской  суеты Алексей Гаврилович находит  главную тему своего творчества. Венецианову  открывается неиссякаемый источник вдохновения, разнообразие сюжетов  и образов. Огромным вкладом Алексея  Гавриловича Венецианова в развитие русской живописи является создание им своей школы, своего метода. От частных  портретов крестьян художник приходит к великолепным художественным композициям, в которых народная жизнь, ее аура, находит многокрасочное выражение.

В 1819 году организовывается Общество учреждения училищ по методике взаимного обучения. Целью этого  Общества было распространение грамотности  среди простого народа. Венецианов был одним из первых его членов.

В 1822 году впервые работа художника Алексея Гавриловича  Венецианова была представлена императору. За нее живописец получил тысячу рублей, а само произведение было помещено в Бриллиантовую комнату Зимнего  дворца. Называлась картина «Очищение  свеклы». Это полотно стало своеобразной «поворотной точкой» в русской  живописи, зарождением нового направления  в русском искусстве — бытового жанра. Именно Венецианов добился популярности этого направления живописи в  народе.

Вслед за «Очищением свеклы»  Венецианов написал картину «Гумно», которая впоследствии встала в ряд  лучших картин художника. Чтобы реалистичнее передать пространство и свет, Алексей Гаврилович распилил переднюю стену гумна в своем имении, рассадил там крестьян и изобразил все это на холсте, включая срезы отпиленных бревен. За эту картину Венецианов получил 3000 рублей, а сама картина была передана в постоянную экспозицию Эрмитажа.

Полученные от продажи  картины «Гумно» деньги Венецианов решил использовать на обучение молодых  бедных людей. Ученики художника  были из всех сословий, жили и учились  у него бесплатно. Всего через  Венецианова прошло более семидесяти учеников. Алексей Гаврилович занимался  с каждым индивидуально, заботился  о материальном обеспечении. Нескольким своим подопечным художник помог  освободиться от крепостной зависимости. Школа живописи Венецианова попеременно  находилась в Сафонково и в  Петербурге, получала поддержку Общества поощрения художников. Академия художеств  относилась к педагогической деятельности живописца сдержано. Причиной тому была педагогическая система художника, которая развивала способность  видеть и изображать окружающий мир  в его непосредственной реальности, а не в рамках официальных академических  норм и канонов.

Информация о работе Русская живопись начала 19 века