Русская живопись начала 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Русская живопись начала XIX века
Глава 2. Биография и творческий путь О.А. Кипренского
Глава 3. Жизнь и творчество В.А. Тропинина
Глава 4. Русский художник, живописец, монументалист, представитель академизма К.П. Брюллов
Глава 5. Творческий путь А.Г. Венецианова
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

русская живопись начала 19 века.docx

— 56.81 Кб (Скачать файл)

                                              Содержание

Введение

Глава 1. Русская живопись начала XIX века

Глава 2. Биография и творческий путь О.А. Кипренского 

Глава 3. Жизнь и творчество В.А. Тропинина

Глава 4. Русский художник, живописец, монументалист, представитель академизма К.П. Брюллов

Глава 5. Творческий путь А.Г. Венецианова

Заключение 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

                                                 Введение

   Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года, которая в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению.                                                                                                               Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создавали новые условия для развития культуры. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля проявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, поднимали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств. Культура России второй половины XIX - начала XX века впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века" предшествующего времени. На рубеже веков XIX - XX веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущениями человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современника назвали "серебреным веком" русской культуры.

  Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства 19 века.

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

                                              Глава 1.

                    Русская живопись начала XIX века

  Первая половина 19 века — яркая страница в культуре России. Все направления - литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность. В XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизма. Значительную роль классицизм играл и в самом начале XIX века. Однако к 1830-м годам данное направление постепенно утрачивает свое общественное значение, и все больше превращается в систему формальных канонов и традиций. Такая традиционная живопись становится холодным, официальным искусством, поддерживаемым и контролируемым Петербургской Академией художеств. Впоследствии понятие «академизм» стали употреблять для обозначения косного, оторванного от жизни искусства.                                         

   Новизну воззрений привнес в русское искусство романтизм - европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII — XIX веков. Один из основных постулатов романтизма, противоположный классицизму, — утверждение личности человека, его мыслей и мировосприятия в качестве главной ценности в искусстве. Закрепление за человеком права на личную независимость порождало особый интерес к его внутреннему миру, и в то же время предполагало свободу творчества художника. В России романтизм приобрел свою особенность: в начале века он имел героическую окраску, а в годы николаевской реакции - трагическую. В то же время романтизм в России всегда был формой художественного мышления, близкой по духу революционным и вольнолюбивым настроениям.

  Имея своей особенностью познание конкретного человека, романтизм стал основой для последующего зарождения и становления реалистического направления, утвердившегося в искусстве во второй половине 19 века. Характерной особенностью реализма являлось обращение к теме современного народного быта, утверждение новой тематики в искусстве — жизни крестьян. Здесь прежде всего необходимо отметить имя художника А.Г. Венецианова. Наиболее же полно реалистические открытия первой половины 19 века отразились в 1840-е годы в творчестве П.А. Федотова.

  В целом культурная жизнь данного периода была неоднозначной и многообразной: одни преобладающие тенденции в искусстве сменялись другими. Поэтому исследователи при более детальном рассмотрении искусства первой половины XIX века его обычно делят на два периода — первую и вторую четверти столетия. Однако стоит отметить, что данное разделение условно. Кроме того, говорить о классицизме, романтизме и реализме в чистом виде в этот период не приходится: их разграничение, как хронологически, так и по признакам не является абсолютным.

 Живопись в первой половине XIX века приобрело гораздо большую значимость в жизни общества, чем это было в XVIII веке. Развитие национального самосознания, вызванное победой в Отечественной войне 1812 года, подняло интерес народа к национальной культуре и истории, к отечественным талантам. Вследствие чего в течение первой четверти столетия впервые возникли общественные организации, основной задачей которых ставилось развитие искусств. Среди этих организаций были такие, как Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, Общество поощрения художников. Появились специальные журналы, предпринимались первые попытки коллекционирования и показа русского искусства. Так, в образованных кругах приобрел известность небольшой частный «Русский музеум» П. Свиньина, а при императорском Эрмитаже в 1825 году была создана Русская галерея. В практику Академии художеств с начала века вошли периодические выставки, которые привлекали немало посетителей. При этом большим достижением был допуск на эти выставки по определенным дням простого народа, что вызывало, тем не менее, возражения некоторых журнальных критиков. Под веянием эпохи, вследствие повышения интереса общества ко всему национальному, была изменена и тематика учебных и выпускных работ в Петербургской Академии художеств: ученикам стали задавать сюжеты бытового характера, стали частыми темы из отечественной истории.

 Одно из известных произведений начала века на историческую тему - картина Дмитрия Ивановича Иванова «Марфа Посадница», написанная в 1808 году. Художник обращается к истории древней Руси, периода борьбы Новгородского княжества с усиливающимся Московским княжеством. На картине изображен Мирослав, который готовится повести новгородцев на борьбу с Москвой, и принимает от отшельника Феодосия Борецкого меч Ратмира. Мирослава привела к отшельнику дочь Феодосия, Марфа, возглавляющая новгородскую оппозицию. Классицистическому стилю отвечают как характер сюжета, так и художественный язык картины. Отсутствие глубины пространства и устойчивый «треугольник» в компоновке персонажей делают художественную композицию строгой и уравновешенной. Лица торжественны и спокойны, доблестные чувства героев выражены лишь при помощи жестов. В этой картине, как и в большинстве произведений Д. Иванова преобладают темно-коричневые тона. Вообще классицисты отводили цвету в живописи второстепенное место, отдавая предпочтение графической стороне изображения, которая, по их мнению, составляла основу картины. Величественная простота, гармония форм, - все это должно соответствовать величию героических помыслов, — вот к чему стремился Д. Иванов. Тем не менее, в произведении обнаруживаются свойственные классицизму отвлеченность, риторическая условность изображения заметные в лицах и жестах героев. Именно эти черты приведут во второй половине 19 века классицистическую живопись к упадку.

Выдающимися достижениями в  русском искусстве начала 19 века характеризуется портретная живопись. Русский портрет в течение  всего столетия будет являться тем  жанром живописи, который наиболее непосредственно связывал художников с обществом, с выдающимися современниками. Ведь, как известно, большое количество заказов от отдельных лиц художники  получали именно на портреты.

Одним из выдающихся мастеров портретной живописи конца XVIII – начала XIX веков был Владимир Лукич Боровиковский. Художник в своем творчестве испытал  влияние сентиментализма — литературно-художественного  направления, соприкасавшегося порой  с классицизмом. Сентиментализм явился, по существу, предвестником романтизма. В.Л. Боровиковский в своих портретных произведениях начала XIX века верен лирическим женским образам. Характерной является картина «Портрет сестер Гагариных», написанная в 1802 году. Здесь, на фоне пейзажа изображены прильнувшие друг к другу девочки, поглощенные занятием музыкой. Образы девочек являют собой пример нежной чувствительности и душевной чистоты. Пейзажный мотив, следуя канонам сентиментализма, создает представление о естественной красоте деревенского бытия, о сочетании тонких и нежных душевных порывов с красотой природы.

Тем не менее самым известным представителем русской портретной живописи этого периода является Орест Адамович Кипренский. Искусство этого художника, как и любого большого мастера неоднородно. В своих творческих устремлениях Кипренский подвержен влиянию как романтизма, так и классицизма. Произведения художника даже одного периода часто несхожи. В лучших картинах Кипренского отмечается романтическое понимание человеческой личности. В своих произведениях художник наделяет человека духовными качествами — умом, благородством, характером, умением размышлять и чувствовать. Именно поэтому в своих портретах Кипренский преимущественно изображал или выдающихся современников – среди его работ портреты Пушкина, Батюшкова, Жуковского, героев Отечественной войны 1812 года, или свих близких знакомых.

Еще один известный представитель  русской живописи начала века - Александр  Осипович Орловский. В творчестве Орловского, также как и Кипренского, были ярко выражены романтические тенденции. Художнику были интересны свободные, сильные люди, национальные особенности  различных народностей. В своих  картинах Орловский порой изображал  характерные, острые сцены. Излюбленный  романтический образ художника - человек на коне. Всадники и конные сцены в окружении эмоционального пейзажа присутствуют во многих его  художественных произведениях.

Знаменитый русский художник-портретист Василий Андреевич Тропинин продолжал  свою творческую деятельность более  полувека, большую часть жизни  при этом, оставаясь крепостным. Лучшие годы творчества художника совпали  по времени с периодом расцвета таланта  Кипренского. Оба художника были близки своим стремлением к простоте и непринужденности образа человека. Однако персонажи Тропинина будничнее  и проще, что свидетельствует  о следовании художником характерных  для того времени новых тенденций  к демократизации искусства. Еще  одной отличительной особенностью многих произведений Тропинина является их жанровый, бытовой характер.

Еще один известный портретист начала века - Александр Григорьевич  Варнек. В своих работах, в отличие  от Тропинина, Варнек значительно холоднее и академичнее. Возможно именно поэтому впоследствии художник стал профессором Академии художеств в Петербурге. Показателен чистый и серьезный образ мальчика в произведении «Портрет Н.А. Томилова в детстве», написанном в 1825 году. При всей своей привлекательности он лишен трепетности и эмоциональности детских портретов Кипренского и Тропинина.

Замечательный русский художник-жанрист  и портретист Алексей Гаврилович Венецианов впервые в русской  живописи соединил образы крестьян и  национальной природы. Венецианов —  создатель целой галереи крестьянских портретов. В своих художественных произведениях живописец выражает свою идейно-эстетическую позицию. Венецианов показывал душевную привлекательность крестьян, утверждал в нем личность, отстаивая тем самым его человеческие права. Живописец глубоко сочувствовал крестьянской доле, много сил прилагал к облегчению положения крепостных художников, но в то же время он был далек от социальной критики. На творчество Венецианова оказало большое влияние классическое наследие: он не боялся использовать в своих произведениях средства старой живописи. В то же время, являясь реалистом по устремлениям, ему наряду с возвышенной гармонией классицистов было близко уважение к личности, свойственное романтизму.

Начало века характеризуется  развитием русской пейзажной  живописи. Но прежде остановимся на художниках старшего поколения, осуществлявших свою творческую деятельность еще в XVIII веке, когда русская пейзажная  живопись стала самостоятельным  жанром.

Федор Яковлевич Алексеев, мастер городского пейзажа, является одним  из родоначальников русского пейзажа. До Алексеева архитектурные виды выполнялись в основном в гравюре  и носили характер «перспектив». В  творчестве Алексеева же они превратились в один из видов живописного искусства. В городских пейзажах художника  главное место занимала национальная тематика, а именно образы Москвы и  Петербурга. Эта особенность творчества Алексеева укрепляла растущее самосознание русского общества. Одним из главных  достижений творчества Алексеева было «оживление» городского пейзажа. Несмотря на то, что в целом принцип написания  картины оставался у художника  традиционным, тем не менее, его видение  натуры было более живым и непосредственным, чем у современников. Алексееву, благодаря его уникальному таланту, удавалось передавать не только детали архитектурных форм, но и прозрачную легкость воздуха.

Русский художник Федор Михайлович Матвеев был типичным представителем классицизма в пейзажной живописи. В своих произведениях художник изображал природу - возвышенную, соразмерную  во всех своих частях. В классицизме  канонизированными признаками величия  природы считались горы, широкие  равнины, а также остатки былых  героических эпох. Любимым мотивом  в творчестве Матвеева, как и многих других представителей классицистской пейзажной живописи, были древние  здания и сооружения. У Матвеева независимо от изображаемого места  и времени дня, художественное построение картины подчинялось определенным правилам: пространство делилось в  глубину на три плана, воспроизводившихся в коричневых, зеленых и голубых тонах. Все формы отличались ясностью и отчетливостью.

Информация о работе Русская живопись начала 19 века