Русская живопись начала 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Русская живопись начала XIX века
Глава 2. Биография и творческий путь О.А. Кипренского
Глава 3. Жизнь и творчество В.А. Тропинина
Глава 4. Русский художник, живописец, монументалист, представитель академизма К.П. Брюллов
Глава 5. Творческий путь А.Г. Венецианова
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

русская живопись начала 19 века.docx

— 56.81 Кб (Скачать файл)

Самым известным художником-пейзажистом  первой четверти XIX века был Сильвестр  Феодосиевич Щедрин. В творчестве Щедрина пейзаж как естественная среда человеческого бытия получил  наивысшее воплощение. Художник обладал  незаурядным живописным талантом. В  своем творчестве Щедрин близко подошел  к решению задач пленэрной  живописи, явившейся достижением  уже следующих поколений художников. Во время поездки по Италии, живописец  познакомился в Риме с различными художественными направлениями. Щедрин критически отнесся к искусству  популярных в то время представителей классицизма. Художнику была близка красота реального и естественного, он интересовался близкими ему по духу мастерами романтического толка. Творчество Сильвестра Феодосиевича Щедрина  явилось рубежом старого и  нового в истории русского пейзажа. Художник довел до совершенства то, к чему стремились его предшественники, и положил начало новому реалистическому  развитию русской пейзажной живописи.

Иван Константинович Айвазовский, прожил долгую творческую жизнь. Его  большой творческий путь от романтизма к реализму соответствовал общему ходу развития русской живописи XIX века. Произведения художника 1840-х годов  носят ярко выраженный романтический  характер. В своих картинах Айвазовский  изображает особые моменты в жизни  природы (морские пейзажи), ищет прекрасное и возвышенное и необычном. В самом своем известном произведении «Девятый вал», написанном в 1850 году, он доносит до зрителя великолепную красоту разбушевавшейся морской стихии, многоцветие пенящихся, сверкающих в лучах солнца могучих волн, которые, как кажется, почти достигают облаков. Трагедия людей, потерпевших кораблекрушение, отодвигается художником на второй план — она лишена эмоционального воплощения и воспринимается лишь разумом. В то же время выглядывающее из-за облаков солнце символизирует, что после бури обязательно настанут светлые ясные дни.

Крупнейшими художниками  второй четверти XIX века, каждый из которых  по-своему выразил свои художественные устремления, были Брюллов, Александр Иванов и Федотов.

Карл Павлович Брюллов  был одним из самых ярких, и  в то же время противоречивым художником в русской живописи XIX века. Брюллов  обладал ярким талантом и независимым  образом мыслей. Несмотря на веяния времени (влияние романтизма), художник не смог полностью избавиться от классицистических канонов. Возможно поэтому его творчество высоко ценилось далеко не передовой Петербургской Академией художеств: в молодости он был ее учеником, а в последствии стал заслуженным профессором. Однако, за исключением Федотова, у художника не было значительных по таланту учеников. Его последователи по большей части стали поверхностными салонными живописцами, усвоив лишь некоторые внешние приемы Брюллова. Тем не менее при жизни Брюллова, или «великого Карла», как его прозвала элита, почитали не только в России, но и многие выдающиеся люди Европы. Во второй же половине XIX века, в период расцвета реализма, художники и критики видели в Брюллове лишь представителя неприемлемого для них «академического» направления. Прошло немало лет, прежде чем художник занял по праву принадлежащее ему место в истории русского искусства.

Великий русский художник Александр Андреевич Иванов обогатил российскую и европейскую живопись XIX века глубиной философской мысли. Творческий диапазон Иванова был  очень широк: он являлся новатором  не только в области исторической картины, но и в пейзажной живописи. О портретном мастерстве художника  говорят выполненные им натурные этюды голов для картины «Явление Христа народу». В своем творчестве Иванов поднимал многие проблемы современной  ему жизни: художник первым в русской  живописи поднял вопрос о социальном неравенстве людей. Пейзажи и  натурные этюды на открытом воздухе  являются наивысшей точкой творчества художника. Их новаторский характер становится особенно очевидным при  сравнении с работами предшественников Иванова: лирические произведения предшественников выглядят слишком идилличными рядом  с мощной материальной природой Иванова. Ни один из художников старшего поколения  не умели воспринимать мир в таком  разнообразии красок, не владели пленэрной  живописью, таким разнообразием  живописных приемов.

С именем Павла Андреевича Федотова связан важный этап становления  русской реалистической живописи XIX века. Федотов обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного  строя. Обладая талантом сатирика, художник впервые в русской живописи придал бытовому жанру социальное, критическое  выражение. В своих картинах живописец  показывал жизнь горожан: среди  персонажей его произведений были купцы, офицеры, чиновники, бедняки. Федотов  большое значение придавал наблюдениям  окружающей его жизни, много делал  набросков с натуры. Часто действия его картин построены на конфликте, где дается социальная характеристика людей.

Федотов был человеком  разносторонне одаренным, отличался  широтой взглядов и интересов. Был  знаком со многими выдающимися людьми своей эпохи: с членами кружка Петрашевского, с редакцией журнала  «Современник», с Островским, с Гоголем. Неудивительно, что передовые идеи творческой общественности этого периода  оказывали огромное влияние на творчество художника.

Несмотря на разнообразие творческих индивидуальностей и  при различии конкретных художественных задач, общая тенденция в русской  живописи первой половины XIX века сводилась  к приближении всех жанров искусства  к жизни. Эта тенденция нашла свое отражение в обращении большинства художников к современным сюжетам и проблемам, во внимании к внутреннему миру человека, к переживаниям самого художника. Появились характерные для художников этого периода особенности творческого процесса. Большинство живописцев, в числе которых Щедрин, Венецианов и его последователи, Брюллов, Иванов, Федотов, исходили из тщательного и непосредственного наблюдения натуры. Именно поэтому знакомство с творчеством мастеров первой половины XIX века вызывает у зрителя живое ощущение эпохи, дает представление о мыслях и чувствах русского общества.     Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.

                                        

 

 

 

 

 

                                                     Глава 2.

  Кипренский Орест Адамович (13 марта 1782-17 октября 1836)

        Кипренский Орест Адамович (13 марта 1782, Мыза Нежинская, около Копорья, ныне в Ленинградской области — 17 октября 1836, Рим), русский художник. Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, известен как замечательный портретист. В картине «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805, Русский музей) продемонстрировал уверенное знание канонов академической исторической картины. Но рано областью, где его талант раскрывается наиболее естественно и непринужденно, становится портрет. Первый его живописный портрет «А. К. Швальбе»( 1804) написанный в «рембрандтовской» манере, выделяется своим выразительным и драматичным светотеневым строем. С годами его мастерство, — проявившееся в умении создавать в первую очередь неповторимые индивидуально-характерные образы, подбирая особые пластические средства, чтобы эту характерность оттенить, — крепнет. Кипренский Орест Адамович. Портрет отца художника Адама Карловича (Карповича) Швальбе. Глядя на портрет, практически невозможно определить тот круг общества, к которому принадлежит изображенный. Это человек вне времени и среды. Художник целиком поглощен напряжением чувств, захвативших его модель. Свободная, сочная живопись, сочетание глубоких коричневых и золотистых тонов и характер освещения говорят об изучении Кипренским творчества Рембрандта и фламандского портрета XVII века, что характерно и для западноевропейских художников-романтиков. Кипренский считал портрет Швальбе одной из лучших своих работ. Портрет относится к ранним произведениям Кипренского, в 1804 году он был показан в Академии художеств и уже тогда заслужил лестные отзывы. Адам Карлович Швальбе (1742-1807) был крепостным небогатого ораниенбаумского помещика А.С. Дьяконова. Мать Кипренского, Анна Гаврилова, была выдана замуж за А.К. Швальбе через год после рождения у нее сына. Известно, что он был хорошим отцом Оресту. В семье Швальбе было ещё пятеро детей (сын и четыре дочери). В 1800 году, после смерти А.С. Дьяконова, А.К. Швальбе получил вольную. Впечатляющей жизненности полны: портрет мальчика А. А. Челищева (около 1810-11), парные изображения супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных (1809) и В. С. и Д. Н. Хвостовых (1814, все — Третьяковская галерея). Художник все чаще обыгрывает возможности цветовых и светотеневых контрастов, пейзажного фона, символических деталей («Е. С. Авдулина», около 1822, там же). Даже большие парадные портреты художник умеет сделать лирически, почти интимно непринужденными «Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова» ( 1809, Русский музей). Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. «Ты мне льстишь, Орест»,— вздохнул Пушкин, взглянув на готовое полотно. Кипренский был также виртуозным рисовальщиком, создавшим (преимущественно в технике итальянского карандаша и пастели) образцы графического мастерства, зачастую превосходящие открытой, волнующе легкой своей эмоциональностью его живописные портреты. Это и бытовые типажи («Слепой музыкант», 1809, Русский музей; «Калмычка Баяуста», 1813, Третьяковская галерея), и знаменитая серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года (рисунки с изображением Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина, тот же рисунок с поэтом Батюшковым и др.; 1813-15, Третьяковская галерея и др. собрания); героическое начало здесь приобретает задушевный оттенок. Большое число набросков и текстовые свидетельства показывают, что художник весь свой зрелый период тяготел к созданию большой (по его собственным словам из письма А. Н. Оленину 1834 года), «эффектной, или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины», где в аллегорической форме были бы изображены итоги европейской истории, равно как и предназначение России. «Читатели газет в Неаполе» (1831, Третьяковская галерея) — по виду просто групповой портрет — на деле есть скрытно-символический отклик на революционные события в Европе. Однако наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались неосуществленными, либо пропали (подобно «Анакреоновой гробнице», завершенной в 1821). Эти романтические поиски, однако, получили масштабное продолжение в творчестве К. П. Брюллова и А. А. Иванова.

                                                     

                                   

 

 

  

 

 

                                                   Глава 3.

Тропинин Василий  Андреевич (30 марта 1776 —15 мая 1857)

    Свидетельства  знавших его людей рисуют художника  человеком добрым, отзывчивым и  чувствительным. Это впечатление  от его личности полностью  соотносится с впечатлением, рожденным  от его искусства. Портреты  Тропинина легко узнать по  благодушному выражению лица, свойственному  его персонажам. Он наделял своих  героев собственным спокойствием  и доброжелательностью.

     Василий Тропинин родился в селе Карповка Новгородской губернии крепостным графа А.С. Миниха. Впоследствии он перешел во владение графа И.И. Моркова в составе приданого за дочерью Миниха, Натальей. Отец его, управляющий у графа, за верную службу получил вольную, однако без детей. Тропинин еще мальчиком посещал в Новгороде городскую школу, а затем, когда способности к рисованию стали очевидны, он был отдан учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.

       Переезд  в Петербург имел для Тропинина  огромное значение. После многочисленных  просьб Морков согласился определить  учиться живописи своего талантливого  крепостного. Императорская Академия  художеств не возбраняла посещать  академические классы крепостным  в качестве "посторонних", вольноприходящих  учеников. Тропинин прошел рисовальные классы и поступил в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял С.С. Щукин. Показательно, что в 1810-х годах в портретном классе Щукина ученикам и пенсионерам задавались следующие темы: "Возвращение ратника к своему семейству", "Русская крестьянская свадьба", "Русская крестьянская пляска" и "Ворожба на картах". Таким образом, Щукин ориентировал своих учеников на правдивую передачу сцен народной жизни. В мастерской Щукина были заложены также стилистические и технические основы живописи Тропинина. Будучи крепостным, Тропинин жил в доме учителя, тер ему краски, натягивал и грунтовал холсты. Отсюда - определенное сходство палитр художников. Излюбленное Тропининым сопоставление красновато-охристых тонов с глубокими оливково-зелеными и легкими голубовато-серыми вызывает в памяти одно из лучших произведений русской живописи рубежа XVIII и XIX веков - "Автопортрет" Щукина.

          По свидетельству Николая Рамазанова, впервые изложившего биографию  художника, Тропинин "мягкостью  своего характера и постоянной  любовью к искусству скоро  приобрел себе дружественное  расположение и уважение бывших в то время на виду лучших учеников Академии: Кипренского, Варнека, Скотникова". Ему благоволили профессора Академии. На академической выставке 1804 г. его картина "Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке", написанная по картине Грёза, была замечена самой императрицей. О Тропинине заговорили как о "русском Грёзе". Этого живописца Тропинин копировал и цитировал всю жизнь. Француз Ж.-Б. Грёз был тогда в России очень популярен. Русскому зрителю импонировала сентиментальная чувственность его произведений.

         Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба — в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823; автопортрет, около 1824; все три — там же). Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом. Он тоже написал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен. Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет от работ Тропинина. До 47-летнего возраста находился он в крепостной неволе. Поэтому, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы». Чаще всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа ("Кружевница", "Портрет сына" и др.).

        Заслуги  Василия Андреевича Тропинина  перед русским изобразительным  искусством не остались незамеченными.  В 1843 году он получил официальное  признание - Московское художественное  общество избрало его своим  почетным членом за "ревностное  содействие к пользе и процветанию  Общества и училища, при нем  состоящего". Это Общество было  создано в 1833 году усилиями  художников и любителей искусства  и благодаря "просвещенному  сочувствию частных лиц". Его  председателем стал московский  генерал-губернатор князь Д.В.  Голицын. Близкие Тропинину люди - художники Е. Маковский, Ф. Кюнель, К. Рабус, скульптор И. Витали - были учредителями Общества. Официально преподавателем училища Тропинин не являлся, однако он часто посещал рисовальные классы, помогал начинающим художникам своими советами и пользовался среди них огромным авторитетом.

                                           

                                  

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Глава 4 

Брюллов Карл Павлович (12 декабря 1799 - 11 июня 1852)

Информация о работе Русская живопись начала 19 века