Роды, виды и жангры театрального искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы :
1.Изучить развитее театрального искусства , начиная с античности
2.Расскрыть что такое род в театральном искусстве
3. Дать определение видам театрального искусства и разобрать каждый из них, как мы можем использовать его в сценарии .
4. Дать определение жанрам театрального искусства и и разобрать каждый из них, как мы можем использовать его в сценарии .

Файлы: 1 файл

Rody_vidy_i_zhanry_teatralnogo_iskusstva.docx

— 66.54 Кб (Скачать файл)

С 19 в. термин фарс употребляется в качестве названия отдельного жанра драматургии и театральных спектаклей, сохраняющих основные черты средневекового фарса: легкость и непритязательность сюжета, буффонный юмор, однозначность характеров, внешние комические приемы. Часто служит синонимом водевиля, сценического анекдота, комедии положений, театральной и цирковой клоунады и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Мелодрама

Мелодрама — жанр художественной литературы, театра, кино, телевидения, обычно относимый к «низовому искусству», массовой культуре, в основе которого лежат трогательные истории преследования невинных жертв, поиска истинных родителей и детей, несчастья хороших людей на фоне успеха негодяев, верной и самоотверженной любви, преданности в сопоставлении с ненавистью, завистью и предательством, пафос борьбы добра со злом, предельное напряжение чувств. Отличительная черта мелодрамы — наличие в сюжете некой тайны, отсюда построение произведения как интриги (непредсказуемого действия). При обилии намеков, приоткрывающих завесу над тайной, этой тайны не знают не только герои пьесы, но и зрители, которые, смутно догадываясь о втором, «роковом» плане событий, вынуждены пристально следить за развитием первого плана, за интригой.

Ориентированностью не на сцену, а на зрительный зал, объясняется как невысокий художественный уровень мелодрам, так и их необычайная популярность, какой никогда не знало высокое искусство классицистической трагедии. В предромантической мелодраме совершается переход от словесного воздействия поэтической речью к зрелищному спектаклю, где основа воздействия — зрительные образы, а слуховые образы во многом дублируют зрительный эмоциональный ряд (музыка в мелодраме).

Заметным новаторством явилось также свободное нарушение правила трех единств, смешение трагического и комического (комический слуга был призван снимать какую-то долю эмоционального напряжения зрителей), патетико-лирического и сниженно-комического стилей. Если мы захотим писать сценарий нам необходимо знать  пять правил главного героя :

1.    Герой — бедный, гонимый, голый на высокой скале. 
Он один на ледяном ветру. Его цель поначалу кажется зрителю недостижимой. Но герой преодолевает все препятствия и достигает цели. 
2.    Цель у героя всегда одна, и она не меняется на протяжении всего сценария. 
Целей четыре, на выбор: 
— спасение; 
— любовь; 
— месть; 
— деньги/богатство.

Цели всегда личные. Герой не может сражаться за родину, не может отправиться на Кубу, чтобы совершить революцию, не может свергнуть Временное правительство, чтобы издать декрет о мире, таких целей у главного героя быть не может. То есть, конечно, он может делать что угодно по ходу действия (сражаться за родину, за свободу Кубы, за права рабочих), но только чтобы достичь своей личной цели.

Хороший сценарист пытается любую из целей свести к любви. Иначе говоря, у хорошего сценариста главный герой, как правило, имеет целью Любовь (к человеку, не к родине, не к родному городу, березкам, пенатам).

Завязка сценария заканчивается в тот момент, когда герой определяет свою цель (или эту цель определяет зритель, а герой декларирует ложную цель и прозревает позже).

3. У героя должен быть смертельный  недостаток (то есть такой недостаток, который смертелен, невозможен с  точки зрения остальных персонажей; это недостаток, с которым герой  больше не может жить, как раньше  жил).

4. Герой никогда и ни с кем  не соглашается. Еще раз, для спорщиков: никогда и ни с кем.

5. Герой совершает только лишь  судьбоносные (необратимые) поступки.

Эти правила абсолютны и нерушимы. Если вам захочется нарушить хотя бы одно, знайте, вы проиграете.

 

 

 

 

Глава 3

Понятие жанр в театральном искусстве

Жанр  (франц. genre - род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества.

Жанр – подразделение каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности. Жанр отражает свойство избирательности искусства, его прагматическую, утилитарную сторону приспособления к обстоятельствам жизни. Автор, как правило, вынужден для реализации своих идей выбирать из множества путей, решений, способов какой-то один, наиболее реальный, достижимый. Поэтому жанровая определенность — в значительной степени «функция мастерства, нежели таланта».

      В отличие от  других близких понятий, жанр  точнее всего отражает актуальность  произведения, отклик творческих  усилий драматургов на запросы  времени, исторической обстановки. Одним из самых важных режиссерских  выразительных средств Дикий  считал определение жанра будущего  спектакля.

Применение определенного жанра всегда позволяет отобразить конкретику многообразной действительности, подчеркнуть отдельные ее особенности. Характер жанра в большинстве случаев определяется мировоззрением автора, его отношением к жизни. 
Форму театрального искусства порождает жанр. В разные эпохи общество стремилось предъявить различные требования к одинаковому жанру, а драматурги-теоретики преподносили абсолютно противоположные законы построения одного и того же стиля. Каждый этап развития общества характеризовался пересмотром существовавших ранее запросов к искусству. С течением времени совершенствовались представления об отличительных характеристиках конкретного жанра, менялись законы драматургии. 
Предписания, разграничивающие стили игры, определяли также четкое деление актеров на комиков и трагиков. Так, актеры, театры определенного направления пользовались исключительно сценическими приемами, которые им диктовали законы жанров.

Жанров этих не сегодня десятки, и невозможно рассказать обо всех из них. Поэтому в данном разделе будут представлены, наверное, самые интересные и популярные направления, но при этом по каким-то причинам история их рождения или развития сегодня малоизвестна обычному зрителю.  
Итак, ниже здесь имеется короткие рассказы о таких жанрах театрального искусства, , пародия, мюзикл, монодрама и феерия . Нельзя сказать о том, что какое-то из этих направление важнее, а какое-то имеет второстепенное значение. Все они важны и интересны в написании сценария . 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       3.1. Пародия

Пародия — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт другого, обычно широко известного, произведения в специально изменённой форме. Говоря иначе, пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе литературе, музыке, кино, эстрадном искусстве и других. Пародироваться может одно конкретное произведение, сочинения некоторого автора, сочинения некоторого жанра или стиля, манера исполнения и характерные внешние признаки исполнителя. Искаженное подобие чего-либо, неумелое подражание. Зародилась пародия в античной литературе. Первый известный образец жанра — Батрахомиомахия, где пародируется высокий поэтический стиль «Илиады» Гомера. При написании «Войны мышей и лягушек» использовался прием травестия — о низком предмете повествуется высоким стилем.

Комизм пародии достигается обычно использованием комбинации достаточно стандартных методов, наиболее распространённые из которых: 
- Нарушение единства стиля и тематики изложения. Типичными примерами являются вышеупомянутые травестия и бурлеск, когда комизм достигается путём изменения традиционно принятого для описываемых тем «высокого» или «низкого» стиля изложения на противоположный. Сюда можно отнести, например, пародийное исполнение стихов, когда мрачные и торжественные тексты, предполагающие серьёзное, торжественное прочтение, читаются в манере детских стишков на утреннике.

- Гиперболизация. Характерные черты  пародируемого произведения или  жанра, широко применяемые в нём  штампы сильно, до абсурда, акцентируются  и многократно повторяются. 

- «Переворачивание» произведения. Характерные черты произведения  заменяются в пародии на прямо  противоположные. 
Смещение контекста. Контекст изменяется таким образом, что точно повторённые особенности исходного произведения становятся нелепыми и смешными.

 

Пародия как прием комического скрывает два ряда явлений :

1.Когда оригинал (литературное  произведение, песня, стихотворение) изменяют  его суть и смысл , т.е. комически  имитируют манеру автора, исполнения.

2. Пародическая , в основе которой  пародия, когда артист полностью  соблюдает авторские тексты , образ, но вносит свои значения .

Пародия является самым распространенным и ярким жанром. Пародию можно соединить с хореографией , вокальным исполнением ,разговорным жанром и т.д.

Что бы пародия получилась хорошей, более правдоподобной нужно соблюдать некоторые пункты:

1.Изучение объекта. 
Узнать больше о том что или кого ты будешь пародировать, познакомиться с коллективом, перед которым будет выступление.

 

2.Уделение внимания пластике. 
Походка, жесты, телодвижения. Очень удачным будет тот жест, которому зрители не предают особого внимания.

 

3.Пародируйте только при герое. 
Зрители будут наблюдать не только за вами, но и за пародируемым и то добавит веселья. Но так же вы сами должны следить за своей «жертвой», если он скрещивает ноги и руки, то ему скорее всего не нравится, не смотря на вежливую улыбку.

 

4.Гипертрофируйте, но не перебарщивайте. 
Известно, что успех пародии в преувеличенных чертах человека, но с этим нужно быть осторожным, не переборщить. Так же не частить с одной и той же шуткой, так как дважды повторенная шутка теряет свежесть.

 

5.Сам факт пародии – еще  не шутка. 
Даже в самом маленьком 3-х минутном выступлении присутствуют шутки обыкновенные, не связанные с объектом пародии. Это делается для того, чтобы надолго удержать внимание зрителя – не так легко выжать из одного человека много «характерных черт».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.  Мюзикл

Мюзикл — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался и до сих пор признается не всеми. 
При постановке мюзиклов часто используются массовые сцены с пением и танцами, нередко применяются различные спец. эффекты.

Наибольшее распространение в 19в.  получили бродячие труппы, состоящие из небольшого количества актеров. Малый состав трупп обусловливал их репертуар: набор разнородных, преимущественно комических, номеров, короткие скетчи, музыкальные или танцевальные сценки. Как любой бродячий театр, чье материальное благополучие напрямую связано с конкретными интересами зрителей, эти труппы были вынуждены осваивать «местную специфику», в том числе – негритянский фольклор.

В России взаимоотношения с мюзиклом начали завязываться очень давно, – правда, в несколько иной, своеобразной модификации этого жанра. Однако первые подступы к мюзиклу шли так же, как и в Америке, – через джаз.

Начиная с середины 1960-х предпринимались и многочисленные попытки постановок мюзиклов на советской сцене. В Ленинградском театре им.Ленинского комсомола была даже поставлена Вестсайдская история. Однако преимущественно диапазон постановок музыкальных спектаклей колебался между социальной публицистикой типа брехтовской зонг-оперы и лирической музыкальной комедией-опереттой, сыгранной с большей или меньшей психологической убедительностью .

Когда мы пишем сценарий, мы должны знать, как правильно и грамотно составить его

что будет лишним , а что сыграет нам на руку .Существуют определенные правила :  
При написании сценария следует знать, что композитор не всегда является автором стихов к песням и сценария в целом. Чаще для этого приглашается отдельный специалист. Далее, в создании мюзикла  следует перечислить основных персонажей, описать их характеры. Внешность описывать не нужно (вообще сценарное искусство не занимается описанием внешности героя), но представить заранее тембр (сопрано или контральто, бас или тенор) можно.

Вторым шагом будет написание событийного плана. Изложение основные действия во время экспозиции, формулирование первого поворотного события, нужно придумать  завязку, развитие, кульминацию, развязку.

Для удобства можно составить таблицу из нескольких столбцов. Их названия: действие, длительность, имя персонажа, реплика. Вписать действия и события в первый столбец, заполнить остальные.

4

Стихотворные фрагменты (тексты будущих песен) формулируются  из расчета восемь строк в одном запеве, три запева в песне; припев может состоять из четырех-восьми строк. Больший объем плохо воспринимается.

5

Отлично использовать юмор. Реплики и поступки героев должны привлекать внимание зрителей, а самый удобный и доступный способ – шутки и смех. Причем это могут быть не только каламбурные фразы, но и абсурдные поступки.

6

На основе либретто пишется музыка. Должна быть лейттема для каждого персонажа. Используемая   в песнях, исполняемых им соло или в дуэтах, но каждый раз немного видоизменяющая , в соответствии с развитием самого персонажа и хода действия. Песни строятся по схеме маленького театра: лишенная накала экспозиция, завязка и развитие, кульминация, затем спад и финал. Заимствуйте приемы у признанных мастеров музыкального театра.

 

 

 

 

3.3. Феерия

Феерия (франц. féerie, от fée – волшебница, фея), жанр сценических зрелищных искусств (театрального, эстрадного, циркового, кинематографического). В феерии, как правило, используется сказочный, волшебный сюжет; роскошные костюмы и декорации; многочисленные сложные постановочные эффекты. Феерия традиционно считается «легким», развлекательным жанром сценического искусства.

Информация о работе Роды, виды и жангры театрального искусства