Музыка как вид искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 09:06, реферат

Описание работы

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития, выполняя преимущественно утилитарную роль – ритуальную, ритмическую в трудовой деятельности, способствуя при этом объединению людей в едином процессе.
В дальнейшем музыка стала неразрывно связана с литературой. Поэтические произведения – сказы, баллады и пр. интонировались мелодией, напевались. Музыка находилась и в синтезе с танцем.
Музыка - вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей, Л.Н. Толстой говорил, например, что музыкальное искусство "по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы"'.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика музыки как вида искусства
2. Народная музыка
3. Вокальное искусство
4. Хоровая музыка
5. Камерная музыка
6. Симфоническая музыка
7. Опера
8. Балет
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Общая характеристика  музыки как вида искусства

2. Народная музыка

3. Вокальное искусство

4. Хоровая музыка

5. Камерная музыка

6. Симфоническая музыка

7. Опера

8. Балет

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие «искусство» - это художественное творчество в  целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и  другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности.

В истории эстетики сущность искусства истолковывалась  как подражание (мимезис), чувственное  выражение сверхчувственного и  тому подобное.

Эстетика рассматривает  искусство как форму общественного сознания, специфический род духовно-практического усвоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого общения, в узком смысле - изобразительное искусство, высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.

Основные виды искусства: музыка живопись, графика, скульптура, архитектура, литература, кино, театр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика музыки как вида искусства

 

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития, выполняя преимущественно утилитарную роль – ритуальную, ритмическую в трудовой деятельности, способствуя при этом объединению людей в едином процессе.

В дальнейшем музыка стала неразрывно связана с литературой. Поэтические произведения – сказы, баллады и пр. интонировались мелодией, напевались. Музыка находилась и в синтезе с танцем.

Музыка - вид  искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо  активным действием на чувства людей, Л.Н. Толстой говорил, например, что музыкальное искусство "по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы"'. Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п.

Музыка создает  звуки особого свойства, которых  нет в природе и которые  не существуют вне музыки. Музыкальный  звук имеет интонационную природу. Первым музыкальным инструментом был  голос. Основа музыки – ритм и гармония, в своем соединении дающая мелодию. В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным "языком", не требующим перевода.

Многие выдающиеся деятели культуры - и не только композиторы - из всех видов искусства отдавали предпочтение именно музыке. Вот как писал о ней великий немецкий писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете: "Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться. Она - все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить".

По сравнению  с произведениями всех видов пространственных искусств, музыкальные творения практически не уничтожаемы, ибо, если не считать их далеко не обязательной нотной записи, они существуют не в материальной, предметной, а в идеальной форме. Их нельзя пощупать, подделать, как это случается с картинами и скульптурами, хотя и можно украсть, дав свое авторство чужому произведению.

В отличие от изобразительного искусства в музыке играют огромную роль другие искусствоведческие категории - интерпретация и исполнительство. По существу, у виртуозно исполненного музыкального произведения не один, как  в живописи, а несколько "авторов", если считать композитора, исполнителя (или исполнителей), а также возможности используемых инструментов.

В музыкальном  творчестве, если иметь в виду и  его исполнительскую сторону, больше, чем в других видах первоначальных искусств, присутствует коллективность. Вот почему понятие фольклора ассоциируется, прежде всего, с музыкой, песней и стихами, также связанными с музыкальным началом.

 

 

2. Народная музыка

Народная музыка (фольклорная) - художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Создаваемая народом и бытующая в народных массах музыка - песни, инструментальные наигрыши и пьесы. Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Русская народная музыка. Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 веке. Русская народная музыка не была однородна, как не были однородны племена, составлявшие Киевскую Русь; кроме славянских, она включала в себя финно-угорские, тюркские и другие прототипы. До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические (донациональные) традиции. Так, свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек - Оки, Волги, Дона. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни, иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости.

Жанровая система  русского фольклора включает следующие  основные виды: календарные обрядовые  песни; песни свадебного цикла; эпос; танцевальные жанры; лирические песни; частушки.

Инструментальная  музыка занимает несравнимо меньшее  место, нежели вокальная: церковный  запрет на использование музыкальных  инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

Инструменты в  фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространенные струнные инструменты - гудок, гусли. Наиболее известные духовые инструменты: дудка (она же сопель, пищалка); жалейка (рожок) - инструмент с одним или двумя деревянными стволами, с раструбом из рога; кувиклы. В летописях упоминаются также военные трубы, охотничьи рога, бубны. С 19-20 вв. распространение в народном быту получили такие инструменты, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь).

В песенном фольклоре  особое место занимает цикл календарных  песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных  областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников). Для этих песен характерна жесткая регламентация кратких ладовых и ритмических формул в каждом цикле, большая их устойчивость; здесь сохраняются древнейшие бесполутоновые и узкообъемные звукоряды.

Древнее происхождение  имеют также эпические жанры - былины (старины), скоморошины, некоторые  виды духовных стихов, а также некоторые  исторические песни. Коренная эпическая  традиция дожила до 20 века в устном крестьянском творчестве в основном на русском Севере, а также у донских казаков.

Наиболее сложным  в музыкальном отношении жанром русского фольклора является лирическая песня и ее высшая форма - протяжная, которая предположительно сложилась  в 16-17 вв. в Московской Руси. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Весьма развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы (обычно женщины).

К самым поздним  жанрам относятся получившие распространение  с 19 века:

частушки - жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая песенка быстрого исполнения. Частушка особенно ярко раскрывает душу русского человека, распахивает целый мир человеческих характеров, переживаний, страстей. Гамма чувств, выраженных в частушке, простирается от легкой усмешки до ядовитой подковырки; не лишен этот жанр и определенной доли озорства, высказанного «соленным» словцом, не содержащих, однако, откровенного мата. Будучи откликом на какое-либо событие, обращенная к определенному лицу или слушателям, частушка отличается прямотой высказывания, реалистичностью, экспрессией.

городская лирическая песня (романс) - музыкально-поэтическое  произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Название «романс» носят  и некоторые инструментальные пьесы  напевного характера. Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Но форме романс схож с песнью; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нем не обязательна та квадратура, та четность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде т.н. расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса имеет ясное и рельефное мелодическое очертание и отличается певучестыо. В романсе обращает внимание передача общего настроения текста, чем подробная иллюстрация его деталей. Интерес главным образом лежит в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется  для пения с аккомпанементом  одного инструмента, преимущественно  фортепиано, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Но он встречается и в операх (например Р.Рауля в первом действии «Гугенотов»). Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles»: это - пьеса в коленном складе, с преобладающим мелодическим значением, такие романсы пишутся для фортепиано или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом. Романс развился из песни, это - продукт новейшего времени. Шуберт, Шуман, Мендельсон, Брамс, Григ, Массене, Гуно - лучшие представители романса на западе. Из русских композиторов замечательные образцы в этом роде дали Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Рубинштейн.

Первые сборники народных песен были изданы в России во второй половине 18 века: «Собрание  русских простых песен с нотами»  В.Ф.Трутовского и «Собрание народных русских песен» с их голосами» Н.А.Львова и Ивана Прача. В дальнейшем широкой известностью пользовались собрания народных песен Д.Н.Кашина и И.А.Рупина. Еще ранее, в середине 18 веке, был составлен первый рукописный сборник былин, исторических песен, духовных стихов и др. с нотами, отражающий северную традицию, - т.н. сборник Кирши Данилова, изданный с нотами частично лишь в следующем столетии.

Одним из первых фольклорных коллективов в России стала Славянская капелла Д.А.Агренева-Славянского, которая пропагандировала русскую и славянскую народную песню в России и за рубежом. В начале 20 веке возникли - Оркестр русских народных инструментов В.В.Андреева и Русский народный хор М.Е.Пятницкого.

 

3. Вокальное искусство

Пение (вокальное искусство) - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. Пение может быть со словами и без слов. Обычно пение сопровождается инструментальным аккомпанементом, но может осуществляться и без него - а капелла. Для исполнения профессиональной музыки голос должен быть специально приспособлен и развит. Пение различается:

по видам - сольное (одноголосое), ансамблевое (на два голоса - дуэт, на три - трио, на четыре - квартет и др.) и хоровое;

по жанрам - оперное, связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства  и камерное (концертное исполнение арий, романсов, песен главным образом соло или небольшими ансамблями). В лёгкой музыке соответственно существуют жанр оперетты и эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).

Существуют  три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно три манеры пения:

певучий стиль, где требуется широкое, плавное, связное пения - кантилена;

декламационный  стиль, где пение воспроизводит  строение и интонации речи (речитатив - род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате. В 17-18 вв. возникли «сухой речитатив», в сопровождении аккордов клавесина и «аккомпанированный речитатив», с развитым оркестровым сопровождением. Речитативные интонации встречаются и в песнях, инструментальной музыке и монологи);

колоратурный  стиль, где мелодия в известной  мере отходит от слова и уснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги.

Пение без слов - вокализ (от франц. Vocalise - гласный звук), музыкальное произведение для пения  без слов на гласный звук, обычно упражнение для развития вокальной  техники. Известны и вокализы для  концертного исполнения.

Различные национальные школы пения характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Национальная школа пения как исторически сложившееся стилистическое направление оформляется тогда, когда возникает национальная композиторская школа, выдвигающая перед певцами определённые художественно-исполнительские требования. В национальной манере пения находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности.

Первой европейской  школой пения была итальянская - она сложилась в начале 17 века. Выделяясь совершенной техникой бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, которому в основном следуют остальные национальные школы пения. Высокое совершенство итальянского певческого искусства оказало влияние на формирование и развитие других национальных вокальных школ - французской, отличительную особенность которой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации актёров французской классической трагедии, немецкой, в своём развитии отвечавшей требованиям, которые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших немецких и австрийских композиторов, самобытной, ведущей начало от манеры исполнения народных песен, русской школы.

Информация о работе Музыка как вид искусства