Роды, виды и жангры театрального искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы :
1.Изучить развитее театрального искусства , начиная с античности
2.Расскрыть что такое род в театральном искусстве
3. Дать определение видам театрального искусства и разобрать каждый из них, как мы можем использовать его в сценарии .
4. Дать определение жанрам театрального искусства и и разобрать каждый из них, как мы можем использовать его в сценарии .

Файлы: 1 файл

Rody_vidy_i_zhanry_teatralnogo_iskusstva.docx

— 66.54 Кб (Скачать файл)

Благодатную почву для становления и развития жанра феерии предоставлял придворный театр эпохи абсолютизма (Западная Европа – 17–18 вв., Россия – 18–19 вв.), когда финансовые средства на постановки спектаклей были практически неограниченными. Характер феерии очень часто носят оперные и балетные спектакли.

Считается, что черты феерии свойственны и народному ярмарочному, балаганному театру, использующему в своих представлениях сложные механизмы машинерии, звуковые и световые эффекты. Однако в строгом смысле эстетика народного балагана скорее противоположна принципам феерических представлений, стремящихся к достижению максимально убедительного, жизнеподобного впечатления чуда. Грубоватые эффекты балагана, густо замешанные на юморе, импровизации, непосредственном контакте с публикой, недвусмысленно отсылают к условному театру маски и фарса.

Точно так же к жанру феерии невозможно отнести и, скажем, многочисленные голливудские триллеры. При всем том, что современные сложнейшие постановочные технологии здесь позволяют достичь максимально убедительного эффекта, подобный тип зрелищ подразумевает принципиально иную эмоциональную включенность зрительской аудитории.

В феерии зрительские реакции базируются на удивлении и восхищении; сильные психологические реакции возможны только в этих границах эмоционального поля. Вот почему жанр феерии чрезвычайно распространен в цирковых представлениях. Изначально запрограммированная реакция восхищения необычными навыками и умениями артистов, превышающих способности среднего человека и выходящих за рамки обыденного, может быть многократно усилена сложным техническим оснащением – например, полностью заполненным водой манежем. Как правило, в жанре феерии строятся номера циркового и эстрадного иллюзиона, по своей природе близкие к чуду.

Говоря о театральной феерии, нельзя не вспомнить русского антрепренера, актера, режиссера М.В.Лентовского, открывшего в 1882 в Москве «Фантастический театр» (позже переименованный в «Антей»). Театр пользовался огромной популярностью, поражая зрителей грандиозностью постановок, необычностью эффектов, живописностью массовых сцен. В содружестве с блистательным театральным машинистом и декоратором К.Ф.Вальцем, Лентовский создавал феерии, исполненные яркой зрелищности и изобретательности. Театр Лентовского произвел большое впечатление на К.С.Станиславского, хотя, казалось бы, трудно представить себе более полярные театральные эстетики. Это, собственно, лишний раз свидетельствует о том, что в театре все жанры – равноправны, и что высокий уровень профессионализма в любом из них не оставит равнодушным представителей иных эстетических стилей и направлении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     3.4.  Монодрама

Монодрама  (от греческ. monos — «один» и drama — «драма») — драматическое произведение, разыгрываемое с начала до конца одним актером. Если этот единственный актер играет одну роль, тогда Монодрама  представляет развернутый монолог , обращенный либо непосрфедственно к зрителю, либо к присутствующему безмолвному персонажу ,либо к персонажу, находящемуся за сценой. Иной вид имеет Монодрамы, в которой единственный актер последовательно исполняет несколько ролей, соответственно изменяя свою наружность. Первообразом такой Монодрамы является архаическая, доэсхиловская греческая трагедия (Феспис, Фриних), в которой актер, меняя маску и костюм, последовательно изображал разных персонажей перед хором, заполнявшим своими песнями-плясками перерывы между его появлениями. С такой архаической трагедией, в которой драматический элемент находился еще в эмбриональном состоянии, чисто внешнее сходство имеет новейшая Монодрама  актеров-трансформаторов вроде Фреголи или Франкарди, к-рая по своей тематике и построению почти ничем не отличается от ходовых пьес буржуазного театра XIX—XX вв..        Н. Н. Евреинова, выдвигал на первое место внутреннюю централизацию действия, превращение «чуждой мне драмы» в «мою драму», т. е. драму самого зрителя, сопереживающего с центральным «действующим» персонажем пьесы. Этого «действующего» Евреинов называет «субъектом действия» или просто «я». Отношения этого «я» к миру, его субъективные восприятия людей и вещей определяют характер развертывающегося действия Монодрамы. Монодрама  является «проекцией души» центрального персонажа на внешний мир; «остальных участников драмы зритель  воспринимает лишь в рефлексии их субъектом действия, и следовательно переживания их, не имеющие самостоятельного значения, представляются сценически важными лишь постольку, поскольку проецируется в них воспринимающее „я субъекта действия». Такая последовательная субъективно-идеалистическая теория, выдвинутая упадочной буржуазно-дворянской интеллигенцией, в сущности являлась выводом из драматургической практики некоторых поэтов-символистов.

 

 

Глава 4

Использование жанров и видов театрального искусства  в сценарии

 

Сценарий – это подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения. К общим относятся доминирующие черты драмы: действие, цепь событий, связанных сюжетом, наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, наличие композиции, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды, блоки) в единое целое.

Содержательный материал сценария несет документальную и художественную основу, сочетая информационные и зрелищные компоненты, а способ его обработки имеет тяготение к публицистичности, поскольку тематика программ имеет ярко выраженную социальную окраску. Сценарий пишется для конкретного зрителя. Организация общения также «закладывается» в структуру сценария, используя приемы активизации участников программы. Сценарий рассматривают как программу педагогического влияния на аудиторию, формирующую общественные настроения и сознание участников. Сценарист вплетает в драматургическую ткань организационные моменты, связанные с вопросами ее подготовки и проведения.

Создание сценария - это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение.

Когда мы начинаем писать сценарий, мы выбираем жанр, в котором будет проходить мероприятие. Если это эстрадный концерт, то мы можем использовать такие жанры театрального искусства как Пародия, Монодрама, или Феерия. Из каждого из этих жанров можно написать эстрадные номера, из которых получится театрализованный концерт. В сценарии театрализованного концерта номер можно определить как отдельный отрезок действия, обладающий собственной внутренней структурой. Структура номера идентична структуре любого драматического действия. Здесь должен быть своеобразный экспозиционный момент, необходимая завязка действия. Номер не может существовать и без развития, напряженность которого зависит от конкретных задач постановщика. Кульминационный момент в номере выражается чаще всего как контрастный перелом, без которого не может быть необходимой полноты развития всего сценария. Заключается номер, как правило, разрешительным моментом, приводящим действие к относительной завершенности.

Если мы пишем сценарий по видам театрального искусства как трагедия или комедия, то важно знать что действующие лица в сценарии живые реальные герои, однако, могут быть литературные и художественные образы. Содержательный материал сценария несет документальную и художественную основу, сочетая информационные и зрелищные компоненты, а способ его обработки имеет тяготение к публицистичности, поскольку тематика программ имеет ярко выраженную социальную окраску. Сценарий пишется для конкретного зрителя. Организация общения также «закладывается» в структуру сценария, используя приемы активизации участников программы. Сценарий рассматривают как программу педагогического влияния на аудиторию, формирующую общественные настроения и сознание участников. Сценарист вплетает в драматургическую ткань организационные моменты, связанные с вопросами ее подготовки и проведения. Эти жанры можно использовать в сценарии как отрывки из пьес или шуточные номера.

Мюзикл и Водевиль, можно использовать в том же эстрадном концерте, использовать некоторые сцены , из наиболее знаменитых постановок или же яркие и зажигательные номера, которые будут близки данному мероприятию . Завершенность этих жанров обусловлена самой музыкальной формой. Если же в качестве номера берется отрывок из большого произведения, то он должен быть относительно законченным, производящим целостное впечатление. Действие необходимо довести до кульминации, в которой наиболее концентрированно выражается идея драматургического замысла. Финал несет в себе особую смысловую нагрузку - это наиболее важный момент для максимального проявления активности всех участников.

Прежде чем писать какой либо сценарий необходимо знать главные критерии жанра или вида, его историю и его особенности . Каждый из этих жанров уникален и интересен. Разумеется, охарактеризовать все жанровые разновидности  было бы невозможно, да, и вряд ли нужно, так как они, отражая различные стороны действительности, являются наиболее “текучими”, изменчивыми, особенно в искусствах, синтезирующих в себе разнородные выразительные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Театр — школа жизни. Так говорили о нем из века в век. Говорили всюду: в России, во Франции, Италии, Англии, Германии, Испании...

Кафедрой добра называл театр Гоголь.

Герцен признавал в нем высшую инстанцию для решения жизненных вопросов.

Весь мир, всю вселенную со всем их разнообразием и великолепием видел в театре Белинский. Он видел в нем самовластного властелина чувств, способного потрясать все струны души, пробуждать сильное движение в умах и сердцах, освежать душу мощными впечатлениями. Он видел в театре какую-то непобедимую, фантастическую прелесть для общества.

В своей курсовой работе я раскрыла такие понятия как «Жанр» и «Вид» театрального искусства.  В процессе работы я определила для себя что каждый жанр по –своему интересен и уникален , сотнями лет формировались мировоззрения людей, какие –то жанры утеряла история, какие то пришли к нам совсем не давно. Но по сути каждый из них не теряет актуальности, интереса и зрителя . Работая над курсовой я поняла что на сцене нельзя играть жанр в лоб. Комедия —  это  смеши, сколько умеешь. Лирическая пьеса — легкий, «поэтический» тон рассказа о прошлом, немножко слез, немножко смеха и много наивности. Драма — много пауз, много слез, много вздохов, шепота, возгласов, неоконченных фраз, намеренно разорванного текста... Трагедия? — вам еще рано о ней думать.  Нет, на сцене комедию надо играть, как самую строгую серьезную драму, — тогда будет смешно. Там, где надо, по пьесе, по замыслу автора, а не по желанию актера посмешить зрителя. Драму надо играть сдержанно, просто, ничего не прибавляя и не убавляя от текста Лирическую пьесу надо играть, как драму.

Так же работая над курсовой я узнала для себя новые формы , приемы которые ,основываясь на театральных жанрах можно добавить в сценарий.

    Ведь в  процессе работы сценарист  сталкивается с различными видами  творческой деятельности, которые  могут быть успешно реализованы  в случае, если он опирается  на прочный фундамент знаний  закономерностей творческого процесса. Навыкам сценариста необходимо  постоянно учиться, тем более  с активным развитием технической  стороны. Рассмотренные особенности  композиционного построения сценария  с опорой на закономерности  ее композиции и структуры  требуют  глубокого изучения данной  проблемы как в теоретическом  так и в практическом плане. Чтобы работа над сценарием  не составляла больших трудностей, необходимо четко себе представлять, как работать над ним, какие  аспекты выявлять, как не допускать  ошибок. Здесь нам поможет разобраться  научная литература, а также практика  и анализ своих предыдущих  работ, так же выбор жанра и  вида и подробное изучение  материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников: 
1. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б.  
2. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии).  
3. Ищук-Фадеева Н.И. Жанры русской драмы.  
4. Радугин А.А. Эстетика.  
5. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера.  
6. Радугин А.А. Культурология.  
7. Абалкин Н. Рассказы о Театре.  
8. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века.  
9. Немирович- Данченко В.И. Рождение Театра.  
10. Сорочкин Б.Ю. Театр между прошлым и будущим.  
11. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды.  
12. История западно-европейского театра под общей редакцией Мокульского  
13.Буало Н. Поэтическое искусство.  
14. Бентли Э. Жизнь драмы.  
15. Гармаш Т. В поисках утраченной трагедии. Современная драматургия 
16. Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра.  
17. Аристотель. Риторика. Поэтика.  
18. Ищук-Фадеева Н. И. Жанры русской драмы.  
19. Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси.  
20 . Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха.  
21. Фрейденберг О.М. Происхождение пародии. – Русская литература ХХ века в зеркале пародии. 
22. Ю.Н.Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. 
23.Тынянов Ю.Н. О пародии. – В кн.: Ю.Н.Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино.  
24. Новиков В.И. Книга о пародии.  
25.Русская литература ХХ века в зеркале пародии. Антология.

 

 

 


Информация о работе Роды, виды и жангры театрального искусства