Рекомендательная библиография: состояние, проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В последние годы в Российском обществе всё чаще поднимается вопрос об отсутствии интереса к чтению. Причём не только у подрастающего поколения, но и у взрослых людей.
Чтение по своей сути было и остаётся единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человеческого знания. Уровень интеллекта нации, стабильность её развития и процветания, конкурентоспособность страны непосредственно определяется именно уровнем и качеством чтения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Рекомендательная библиография в России: основные характеристики………………………………………………………………….9
Рекомендательная библиография: сущность, цели, задачи,
функции………………………………………………………………...9
История становления рекомендательной библиографии … 11
Глава 2. Основные проблемы и тенденции развития рекомендательной библиографии на современном этапе………………………………………..19
2.1. Рекомендательная библиография в просвещении и образовании:
современное состояние………………………………………………19
2.2 Роль рекомендательной библиографии в чтении и детей и
юношества…………………………………………………………….21
2.3 Перспективы развития рекомендательной библиографии……24

Заключение…………………………………………………………………...…28
Список использованной литературы………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Четвёртый комплекс составляют проблемы обоснования и разработки типологии пособий рекомендательной библиографии, структурирования кругов чтения как основополагающей формы развития рекомендательной библиографии., выявления аксиологической ценности библиографируемых объектов, учёта параметров восприятия текста, стимулирования читательской активности (М. Г. Вохрышева, А. М. Горбунов, С. И. Коровицына, А. П. Куликова, С. А. Трубников, Ю. М. Тугов и др.) [5, с. 27].  

Чтение в России к кон. 20 в. оказалось под влиянием, с одной стороны, реформы системы образования, с другой – вторжения аудиовизуальной информации в структуру свободного времени. Произошла резкая поляризация читательских предпочтений: прагматические цели на одном полюсе и развлекательные – на другом. Самообразовательные цели чтения, реализацию которых в основном обеспечивала рекомендательная библиография, стали занимать более скромное место. Н. Е. Добрынина выделила основные взаимопроникающие функции рекомендательной библиографии: информационная, просветительская, образовательная, воспитательная. Все они направлены на развитие духовного мира человека и обеспечение его потребностей. Просветительство продолжает оставаться для рекомендательной библиографии главной функцией [12, с. 856].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные  направления  и перспективы развития рекомендательной библиографии на современном этапе

2.1. Рекомендательная библиография в просвещении и образовании: современное состояние

К середине 90-х годов сам термин «рекомендательная библиография», как уже говорилось выше, считался идеологизированным штампом, от которого необходимо освободиться. Свобода должна быть во всем, в том числе и в выборе книги. Свобода без советов, поводырей, указателей. По прошествии десятилетия профессионалы убедились, что наряду с идеологической составляющей, библиотеки отказались от двух важнейших функций, без которых просветительство невозможно. Речь идет об отборе и оценке изданий. Особую значимость эта проблема приобретает с развитием компьютерных технологий и подключением публичных библиотек к Интернету. Наше книжное пространство все больше стало напоминать бескрайний океан, в котором очень просто «утонуть» даже человеку достаточно подготовленному. Особую актуальность приобрели вопросы: «Что читать детям?», «Какие книги рекомендовать в помощь учебе, досугу?». Рекомендательная библиография, как главный путеводитель в море информации, становится насущной общественной потребностью [22, с.12].

К настоящему времени в нашей стране организационно сложилась система рекомендательной библиографии, включающая российские библиотеки: российскую государственную библиотеку (РГБ), Государственную юношескую библиотеку (ГРЮБ) и ГПНТБ России. Второй уровень составляют библиотеки субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей. В своей совокупности на этих двух уровнях создаются рекомендательные библиографические пособия универсального, комплексного, отраслевого и тематического содержания в помощь общему (политическому, политехническому, эстетическому) образованию и самообразованию и т.д.

И наконец, третий уровень, который представляют различные органы ГСНТИ (в том числе и библиотеки), создающие пособия рекомендательной библиографии в помощь профессиональному образованию и самообразованию рабочих массовых профессий, служащих, повышению квалификации специалистов.

Главным центром в области теории и практики рекомендательной библиографии является по прежнему РГБ, основные направления деятельности которой составляют: подготовка рекомендательных пособий, организационно-методическая работа, научно-исследовательская работа. Она создает рекомендательные библиографические пособия универсального содержания. Специфическую роль играет в системе рекомендательной библиографии РНБ, основное внимание, уделяя проблемам обслуживания массовых профессий работников промышленности и сельского хозяйства. ГПНТБ России является головным центром рекомендательной библиографии по отношению к научно-техническим и специальным библиотекам различных ведомств, входящим в ГСНТИ [5, с.27].

В практике рекомендательного библиографирования наряду с традиционными жанрами пособий (библиографический список, указатель, обзор) сложились свои специфические жанры. К ним относятся: беседы о книгах, типовой каталог библиотеки, календарь знаменательных и памятных дат, семинарий, круг чтения, план чтения, листовки («Что читать дальше?», «С чего начать?», «Прочтите эти книги»), памятка о писателе, ученом или общественном деятеле, библиографический плакат и т.д. Они могут выпускаться в качестве монографических, справочных и серийных изданий, сборников. Особое место в системе рекомендательных библиографических пособий и изданий занимают так называемые «малые формы»: листовки-закладки, планы чтения, памятки, плакаты и т.п. Они отражают обычно небольшое число книг и статей и рассчитаны на конкретный эффект рекомендации и пропаганды.

К сожалению, современные крупные библиотеки на сегодняшний день не имеют возможности передачи подготовленных пособий в библиотеки всех уровней, так как подготовка рекомендательного пособия это дело трудоёмкое и долговременное конечный продукт то есть пособие имеет довольно высокую цену. Покупать пособия могут себе позволить далеко не все библиотеки в первую очередь из-за отсутствия должного финансирования [31, с. 99].

Таким образом, рекомендательная библиография в нашей стране не утратила своей функции, хотя несколько видоизменилась, уйдя от назидательности, пропаганды и руководства.

 

2.2 Роль рекомендательной  библиографии в чтении и детей  и юношества

Чтение и воспитание будущих граждан – важнейший стратегический ресурс российского общества, от состояния которого зависит будущее страны, вот почему вопрос о том, что читать детям, становится сегодня особенно актуальным, а информационная деятельность, связанная с поиском и отбором информации для работы с детьми, формированием информационной культуры, приобретает государственное значение [29, с. 30].

У современных детей и подростков возрастает сугубо развлекательная составляющая чтения и стремление свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении; уменьшается востребованность «высокой», наиболее развивающей и информативной профессиональной и художественной литературы

Рекомендательная библиография для детей и юношества призвана, прежде всего, удовлетворять информационно-библиографические запросы юных читателей, связанные с познавательными потребностями, выполнением учебных заданий, с самообладанием и самовоспитанием, организацией досуга, личностным развитием, с поисками ответов в морально-этических ситуациях и проблемах нравственного выбора.

Не случайно рекомендательная библиография литературы для детей и юношества возникла, как область педагогическая. Важнейшей общественной функцией этого вида библиографии является педагогическая, которая в пособиях для самих читателей-детей проявляется непосредственно в методике библиографирования литературы, а в рекомендательных пособиях для руководителей детского чтения действует опосредованно [25, с.67].

Воздействую (непосредственно или опосредованно) на круг чтения ребёнка, способствуя его читательскому развитию, рекомендательная библиография литературы для детей и юношества решает педагогические задачи по формированию личности юного читателя, его социализации.

Важнейшей особенностью рекомендательных библиографических изданий для детей и юношества является то, что они одновременно адресуются как читателям – учащимся разных возрастных групп, так и организаторам (учителям, библиотекарям, родителям) детского и юношеского чтения. И те и другие нуждаются в надёжном руководстве и помощи: взрослые в систематической информации о литературе, в отборе книг для чтения детей и в методических рекомендациях по работе с книгой, дети так же в доступной и понятной им информации о книгах, в советах по организации и углублению чтения, овладению знаниями, умениями и навыками в области информационной культуры [13, с. 50].

На сегодняшний день в нашей стране благодаря реформе в области образования появилось многообразие форм общеобразовательных учреждений (традиционные школы, лицеи, гимназии и пр.), широкий выбор вариантов учебных программ, большей частью авторских, видеокурсы, введение в активный оборот произведений русского зарубежья, религиозных текстов, материалов на иностранных языках, первоисточников по философии, праву, введение в учебные планы новых дисциплин – политологии, социологии, экономики, маркетинга и менеджмента,  экологии и т.п. – всё это формирует новые потребности учителей и обучающихся.  В связи с этим возникает необходимость в подготовке рекомендательных пособий способных помочь юному читателю сориентироваться в потоке литературы предназначенной в помощь учебному процессу.

Так же появилась необходимость в создании рекомендательных библиографических пособий по отдельным предметам, которые предоставляли бы возможность выбора материалов учащимися (для выбора дополнительной литературы к классным занятиям по изучаемым предметам).

Исследование, проведённое PISA в 2006 году, показало, что в России чтение научно-популярной литературы находится на очень низком уровне. Это и не удивительно современная наука продвигается, что называется семимильными шагами, а на полках многих библиотек отраслевая литература пополняется новинками только в читальных залах, а на витринах большинства книжных магазинов представлена в основном художественная литература [29, с.33].

Таким образом, перед современней рекомендательной библиографией остро стоит ещё один вопрос, вопрос просвещения подрастающего поколения. Функцию издания рекомендательных пособий просветительского характера взяли на себя библиотеки государственные, областные, краевые, центральные городские.

Сегодня одним из самых крупных центров рекомендательной библиографии для детей и юношества является Российская государственная детская библиотека. Среди потока издаваемых рекомендательных пособий подготовленных РГДБ можно выделить серию «За страницами школьного учебника», в которую входят такие пособия как: «Что читать по русскому языку учащимся 6-8 классов», «Что читать по химии учащимся 7-10 классов», «Что читать учащимся 3-го класса?». Подготовкой рекомендательных библиографических пособий в области образования и просвещения детей и юношества так же занимается и Российская государственная юношеская библиотека».  На протяжении 1980-90-х годов специалисты данной библиотеки выпустили серию пособий под названием «За страницами вашего учебника» для старшеклассников. И сегодня в данной библиотеке продолжают выходить пособия призванные помочь старшеклассникам и студентам в учёбе, выборе профессии, а так же в выборе литературы по интересующей их теме [13, с.50].

На сегодняшний день существует такая проблема. Библиотеки готовы предоставлять информацию о книгах юным читателям, вот   только как донести её до пользователя. С внедрением в жизнь человека компьютерных технологий и сети Интернет многие дети перестали практически совсем пользоваться литературой. Чтобы помочь таким детям организовать своё чтение, найти без труда именно ту литературу, которая им необходима   рекомендательная библиография перешла со страниц традиционных бумажных носителей на «страницы» Интернета.

Таким образом, проблемы молодёжного чтения в России сегодня выходят на первый план, приобретают государственное значение.  Чтобы помочь молодым людям в получении дополнительной информации в образовании, самообразовании и просвещении библиотеками активно используются приёмы рекомендательной библиографии. Рекомендательная библиография литературы для детей и юношества сегодня развивается параллельно, как на бумажных, так и на электронных носителях. Широкое использование   новейших информационных технологий профессионалами и всё более увеличивающаяся аудитория пользователей – важнейшие условия информирования читателей о лучшей издательской продукции, в том числе и в образовании и просвещении.

 

2.3 Перспективы развития рекомендательной библиографии

За последние 10 лет значительно расширились рамки рекомендательной библиографии, пособия включают в себя не только общеизвестную и общедоступную информацию, но и отражают ранее закрытые, спорные темы, предоставляют новые источники. И, наконец, меняется ситуация в плане жанрового и тематического разнообразия рекомендательных пособий, появляются календари-альманахи, иллюстрированные календари, хроники, летописи, дайджесты, пресс-дайджесты, путеводители, каталоги и т.д. Все чаще в подобных изданиях присутствует поясняющий, сопроводительный текст, знакомство с проблемой.

В связи с активным внедрением в практику работы библиотек всех уровней компьютерных  технологий у библиотек появилась возможность, сохраняя и развивая традиционные методы отбора и систематизации информации, кардинально изменить и расширить возможности продвижения интеллектуально чтения. Идя в ногу со временем, рекомендательная библиография получает свою вторую жизнь, потому что продолжает оставаться навигатором в потоке информации.

Уровень компьютеризации современных библиотек позволяет сегодня изобретать и осуществлять на практике инновационные методы донесения библиографической информации до читателей.

Специалисты убеждены, что новые формы библиографического информирования читателей, непосредственно связанные с компьютером, привлекают детей и подростков гораздо больше, чем традиционные. А одним из основных преимуществ электронной рекомендательной библиографии является возможность охвата более широкого круга пользователей. Ведь большинство выпущенных библиотекой пособий выставлены на веб-сайте (www. kinder. mksat. net), созданы и их мультимедийные версии на CD-ROM. Следовательно, с ними можно работать не только в библиотеке, но и дома, в учебных заведениях, школьных библиотеках.

Рекомендательная библиография в сети имеет ряд достоинств. Из технических и технологических решений можно выделить, например достоинства для детей:

  • мультимедийные технологии, что делает электронную рекомендательную библиографию в Интернете особо интересной, прежде всего ребёнку, который в отличие от взрослых, воспринимает мир в образах, звуках и красках, с преобладанием наглядно – образного мышления вплоть до подросткового периода развития;
  • присутствие игры и возможности поиграть, а в игре получить новые знания или стимул к их самостоятельному приобретению;
  • музыкальные или мини - звуковые заставки;
  • «детский стиль в графическо – цветовом оформлении сайтов с рекомендательно-библиографической информацией, в частности, использование смайликов, фигурок литературных персонажей и т.д.;
  • двуязычие или многоязычие в обращении к детям, в рекомендательных текстах, что создаёт определённый положительный настрой для юных пользователей Интернета;
  • и главное достоинство – это гиперссылки, которые намного сокращают путь от библиографической информации к полным текстам документов, непосредственно к самому первичному документу [11, с.47].

Информация о работе Рекомендательная библиография: состояние, проблемы развития