Рекомендательная библиография: состояние, проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В последние годы в Российском обществе всё чаще поднимается вопрос об отсутствии интереса к чтению. Причём не только у подрастающего поколения, но и у взрослых людей.
Чтение по своей сути было и остаётся единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человеческого знания. Уровень интеллекта нации, стабильность её развития и процветания, конкурентоспособность страны непосредственно определяется именно уровнем и качеством чтения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Рекомендательная библиография в России: основные характеристики………………………………………………………………….9
Рекомендательная библиография: сущность, цели, задачи,
функции………………………………………………………………...9
История становления рекомендательной библиографии … 11
Глава 2. Основные проблемы и тенденции развития рекомендательной библиографии на современном этапе………………………………………..19
2.1. Рекомендательная библиография в просвещении и образовании:
современное состояние………………………………………………19
2.2 Роль рекомендательной библиографии в чтении и детей и
юношества…………………………………………………………….21
2.3 Перспективы развития рекомендательной библиографии……24

Заключение…………………………………………………………………...…28
Список использованной литературы………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Так же в последнее время среди библиотек активно ведётся работа по формированию блогосферы. Рекомендация литературы посредством блогов.

На сегодняшний день в России количество пользователей сетью Интернет растёт в геометрической прогрессии. Поэтому большинству людей, гораздо проще найти рекомендации книг именно в сети, а не идти в библиотеку, и это в первую очередь обусловлено отсутствием достаточного количества свободного времени. Поэтому в Интернете зачастую можно встретить рекомендации книг не только на специальных сайтах разработанных библиотеками, но и на сайтах книготорговых организаций, а так, же на молодёжных форумах. Поэтому в библиотечном сообществе и встаёт вопрос о распространении недостоверной информации о книгах, в том числе и о тех, которые предназначены в помощь образовательному процессу.

Практика показывает, что дети и юношество с необычайной легкостью адаптируются в виртуальном, мультимедийном мире.

На сегодняшний день нельзя говорить о том, что рекомендательная библиография в сети Интернет сформирована. Напротив она только формируется, постепенно приобретая  новый инструментарий. Подключение всё большего числа библиотек к Интернету поможет решению задач стоящих перед современной рекомендательной библиографией в области образования и просвещения: довести до читателей информацию о литературе, содержащей ценную и полезную информацию, новые научные данные;  раскрыть содержание научно-популярных журналов; представить информацию о книгах, которые необходимо прочитать в определённом возрасте и по определённой тематике [27, с. 36].

Таким образом, современная рекомендательная библиография не стоит на месте. Огромный поток информации, обрушивающийся на жителей нашей страны, требует систематизации. Поэтому современная рекомендательная библиография является своеобразным «компасом» помогающим из огромного моря информации вычленить именно ту, которая будет необходима каждому конкретному человеку с любым уровнем образования и профессиональной подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Если ещё совсем недавно в библиотечном сообществе бытовало мнение о том, что рекомендательная библиография как вид практически изжила себя, то сегодня всё чаще стали говорить о том, что она получила своё второе рождение.

Неслучайно основными функциями рекомендательной библиографии с момента её формирования являлись образовательная и просветительская. Посредством рекомендательной библиографии читатели всегда могли выбрать лучшие образцы литературы в помощь образованию и самообразованию.

Рекомендательная библиография нашла своё место, в новых средствах коммуникаций сохраняя при этом традиции.

Библиографическая рекомендация – широко применяемый в традиционной и электронной библиографии метод ценностной ориентации читателей в документных массивах с точки зрения полезности, качества, доступности и соответствия документов определённой читательской аудитории.

Многие современные дети и подростки черпают информацию из сети Интернет, который в свою очередь не застрахован от распространения дезинформации. Это обусловлено, прежде всего, доступностью распространения информации в сети. Поэтому одной из основных задач стоящих перед современной рекомендательной библиографией является доведение до пользователей достоверной информации в частности об изданиях в помощь учебному процессу или способствующих расширению их кругозора.

Создание электронных библиографических ресурсов является перспективным направлением раскрытия фондов библиотек с целью аккумуляции информационных ресурсов и предоставления более широкого доступа к ним пользователей.

Таким образом, рекомендательная библиография в России за всю историю своего существования играла огромную роль в жизни людей и сегодня после спада, вновь наступает её расцвет. Рекомендательная библиография не утратила того лучшего, что было привнесено в неё за многие годы её существования при этом шагая в ногу со временем. Она осваивает новое пространство и ориентируется на современного пользователя с учётом его запросов и потребностей. Сегодня же  социальное предназначение рекомендательной библиографии несравненно шире ее реальной социальной роли. В ожиданиях – вера в жизнь рекомендательной библиографии, в ее завтрашний день. Независимо от формы – электронной или книжной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бабичева, М. Е. Рекомендательно-библиографическая деятельность как функция библиотеки (на примере РГБ) / М. Е. Бабичева // Библиография. – 2007. – №5. – С. 15 – 23.
  2. Бавин, С. П. Вымысел или реальность в популярной библиографии/ С. П. Бавин // Современные проблемы рекомендательной библиографии: сб. науч. ст./ Рос. гос. б-ка. НИО библиографии. – М.: Пашков дом, 2001. – С. 47 – 52. – Вопросы библиографоведения. Вып.11.
  3. Бавин, С. П. «Книжная вселенная» возвращается: о пользе библиографических пособий по художественной литературе / С. П. Бавин // Библиотечное дело. – 2013. – № 5. – С. 31–34.
  4. Бавин, С. П. Проект «Книжная вселенная» – начало пути / С. П. Бавин // Библиография. – 2013. – № 1. – С. 31–34.
  5. Бавин, С. П. Рекомендательная библиография в РГБ на рубеже эпох: эстетический комплекс / С. П. Бавин // Мир библиографии.– 2006.–№2.– С. 21–31.
  6. Бавин, С. П. Системный кризис рекомендательной библиографии / С. П. Бавин // Библиография. – 2011. – № 2. – С. 36-40.
  7. Бахтина, Е. У истоков рекомендательной библиографии. Библиографический отдел «Металлист за книгой» / Е. Бахтина // Библиотечное дело. – 2013. –№ 1. – С. 33–36.
  8. Бондаренко, Я. Л. Кто сказал, что библиография – это скучно?/ Я. Л. Бондаренко, Т. И. Сафонова // Школьная библиотека.– 2003.– №7.– С. 18-20.
  9. Вохрышева, М. Г. Теория библиографии / М. Г. Вохрышева. – Самара, 2004. – 367 с.
  10. Ганзикова, Г. С. Играть, творить, читать / Г. С. Ганзикова // Библиография. – 2011. – № 5. – С. 43-50.
  11. Ганзикова, Г. С. Рекомендательно-библиографическая деятельность детских библиотек в Интернете (направления и педагогические принципы) / Г. С. Ганзикова // Библиотековедение.– 2008.– №3.– С. 46-50.
  12. Горбунов, А. М. Рекомендательная библиография / А. М. Горбунов // Библиотечная энциклопедия/ Рос.гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2007. – С. 855 – 858.
  13. Грузинова, Л. Б. Рекомендательные информационно-библиографические ресурсы для детей и юношества / Л.Б. Грузинова, А. В. Митрофанова // Библиография.– 2005.– №5.– С. 48-62.
  14. Девяткина, Т. П. Победный май. О рекомендательной библиографии в новом формате / Т. П. Девяткина, Т. Б. Быстрова // Библиотечное дело. – 2010. – № 13. – С. 18-19.
  15. Добрынина, Н. Е. Рекомендательная библиография и ее читатель / Н. Е. Добрынина // Российское библиографоведение: итоги и перспективы: сб. науч. ст. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – С. 556 - 584. – (Специальный издательский проект для библиотек)
  16. Добрынина, Н. Е. Рекомендательно-библиографическая деятельность: миссия, предназначение и роль / Н. Е. Добрынина // Библиография. – 2007. – №1. – С. 28 - 37.
  17. Елисеева, Т. Р. Библиотрансформер по-алтайски. Живая форма рекомендательной библиографии / Т. Р. Елисеева // Библиотечное дело. – 2012. –№ 14. – С. 18–20.
  18. Знаменщикова, О. Ю. Руководство в дружеской манере. Опыт создания рекомендательной библиографии /О. Ю. Знаменщикова. – Библиотечное дело – 2007. – № 9. – С. 19 - 20.
  19. Инягина, А. Л. Рекомендательная библиография как фактор влияния на чтение юношества / А. Л. Инягина // Библиография. – 2007. – № 4. – С. 46 - 49.
  20. Керзум, А. П. Библиография – технология, наука и творчество / А. П. Керзум // Библиография.– 2008.–№5.– С. 35-38.
  21. Кондратьева, О. Н. Читающее юношество – будущее России / О.Н. Кондратьева // Мир библиографии.– 2008.– №6.– С.2-9.
  22. Коршунов, О. П. Принципы библиографической деятельности / О.П. Коршунов // Мир библиографии.– 2000.– №5.– С. 11-13.
  23. Маслова, А. Н. Рекомендательная краеведческая библиография: «Пациент скорее жив, чем мёртв»/ А. Н. Маслова // Мир библиографии.– 2003.– №3.– С. 13-18.
  24. Моргенштерн, И. Г. Рекомендательная или популярная?/ И. Г. Моргенштерн // Современные проблемы рекомендательной библиографии: сб. науч. ст./ Рос. гос. б-ка. НИО библиографии. – М.: Пашков дом, 2001. – С. 33 - 39. – Вопросы библиографоведения. Вып.11.
  25. Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей и юношества / Е.Ф. Рыбина.– М.: Либерия, 2004.– 368 с.
  26. Соколов, А. Главные вехи нашей науки/ А. Соколов // Библиотека.– 2006.– №7.– С. 69-72.
  27. Тарачева, О. Служба on-line: независимый помощник / О. Тарачева // Библиотека.– 2006.– №7.– С. 35-36.
  28. Теплицкая, А. В. Создание библиографической информации в РГБ: от теории к практике / А. В. Теплицкая // Библиография.– 2005.– №5.– С.32 - 39.
  29. Томашева, Е. Н. Библиография как экспертная система и организатор чтения детей / Е. Н. Томашева // Школьная библиотека.– 2004.– №7.– С. 30-35.
  30. Томашева, Е. Н. Рекомендательная библиография детской литературы в России сегодня / Е. Н. Томашева // Библиография. – 2011. – № 3. – С. 64-69.
  31. Туркина, Т. В. Возрождение рекомендательной деятельности библиотек / Т. В. Туркина // У книжной полки.– 2005.– №4.– С. 99-100.
  32. Урусова, Н. М. Литературная рекомендательная библиография и популярное литературоведение / Н. М. Урусова // Мир библиографии.– 2000.– №5.– С. 23-26.

 

 

 


 



Информация о работе Рекомендательная библиография: состояние, проблемы развития