Рекомендательная библиография: состояние, проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В последние годы в Российском обществе всё чаще поднимается вопрос об отсутствии интереса к чтению. Причём не только у подрастающего поколения, но и у взрослых людей.
Чтение по своей сути было и остаётся единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человеческого знания. Уровень интеллекта нации, стабильность её развития и процветания, конкурентоспособность страны непосредственно определяется именно уровнем и качеством чтения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Рекомендательная библиография в России: основные характеристики………………………………………………………………….9
Рекомендательная библиография: сущность, цели, задачи,
функции………………………………………………………………...9
История становления рекомендательной библиографии … 11
Глава 2. Основные проблемы и тенденции развития рекомендательной библиографии на современном этапе………………………………………..19
2.1. Рекомендательная библиография в просвещении и образовании:
современное состояние………………………………………………19
2.2 Роль рекомендательной библиографии в чтении и детей и
юношества…………………………………………………………….21
2.3 Перспективы развития рекомендательной библиографии……24

Заключение…………………………………………………………………...…28
Список использованной литературы………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Алтайская государственная академия культуры и искусств

Факультет информационных ресурсов и дизайна

Кафедра музеологии и документоведения

 

 

 

 

 

 

Рекомендательная библиография: состояние, проблемы развития

Курсовая работа по дисциплине «Библиографоведение»

 

 

                                          Выполнил:

 

Работа защищена                                                 

«___»________2014 г.                                         

оценка__________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2014

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Рекомендательная библиография в России: основные характеристики………………………………………………………………….9

      1. Рекомендательная библиография: сущность, цели, задачи,

                функции………………………………………………………………...9

      1. История становления рекомендательной библиографии …  11

Глава 2. Основные проблемы и тенденции развития рекомендательной библиографии на современном этапе………………………………………..19

               2.1. Рекомендательная библиография в просвещении и образовании:    

                 современное состояние………………………………………………19 

                 2.2 Роль рекомендательной библиографии в чтении и детей и

                 юношества…………………………………………………………….21

                  2.3 Перспективы развития рекомендательной библиографии……24

 

Заключение…………………………………………………………………...…28

Список использованной литературы………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

Введение

Актуальность. В последние годы в Российском обществе всё чаще поднимается вопрос об отсутствии интереса к чтению. Причём не только у подрастающего поколения, но и у взрослых людей.

Чтение по своей сути было и остаётся единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человеческого знания. Уровень интеллекта нации, стабильность её развития и процветания, конкурентоспособность страны непосредственно определяется именно уровнем и качеством чтения.

На сегодняшний день книгоиздательский бизнес в нашей стране процветает. В литературе постоянно появляются новые имена. Ежегодно огромными тиражами издаются книги развлекательного характера, так называемого «лёгкого чтива». Таким образом, возрастают сугубо развлекательная составляющая чтения и стремление людей  свести к минимуму  затраты интеллектуальных усилий при чтении; уменьшается востребованность «высокой», наиболее развивающей и информативной профессиональной и художественной литературы .

С тех пор, когда библиотеки признали своей основной функцией – информационную, произошло полное отрицание их рекомендательной деятельности, вместе с отрицанием такого термина, как «руководство чтением».

Таким образом, перед современным обществом встал вопрос о том, как повысить престиж чтения, как помочь читателю сориентироваться в потоке информации. И поскольку основным источником информации о литературе всегда была рекомендательная библиография, то ведущая роль в отборе лучших книг для образования и просвещения принадлежит именно ей.

Рекомендательная библиография в нашей стране сформировалась исходя из задач идеологического воспитания, просвещения – прежде всего, самообразовательного и профессионального.

Рекомендательная библиография невозможна без активной и плодотворной деятельности двух функционально предшествующих типов библиографии - государственной (учетно-регистрационной), научно-вспомогательной (критической). Лишь на основе учета и оценки источников информации становится действенной рекомендательная библиография: доведение до конкретного потребителя наиболее ценной информации с учетом возможностей ее освоения и принятия соответствующего информационного решения. Рекомендательная библиография прошла в своём развитии сложный путь. В 70-х годах ХХ века  в библиотечном сообществе шла о неприятия ее как особого функционального типа. Примером может служить документографическая концепция О.П.Коршунова, в которой она вообще исключена. Представитель книговедческой концепции  А.И.Барсук считал возможным называть ее не рекомендательной, а научно-популярной, исходя из ее «общеинтересного» назначения.

 И сегодня, опыт многих библиотек России свидетельствует о том, что умело и вовремя подготовленное, и к тому же хорошо оформленное библиографическое пособие может стать «точкой роста» как для маленького, так и для взрослого читателя при изучении той или иной темы.

Таким образом, актуальность данной работы определяется, прежде всего, требованием времени, так как многие специалисты в библиотечном деле видят в возрождении рекомендательной библиографии выход из кризиса связанного с отсутствием интереса к чтению.

 

Объектом исследования является рекомендательная библиография.

Предметом исследования в данной работе является состояние, проблемы, перспективы развития рекомендательной библиографии.

Цель данного исследования - рассмотреть историю зарождения, современное состояние и перспективы развития рекомендательной библиографии.

 

   

    Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. выявить сущность рекомендательной библиографии, определить её основные цели, задачи, функции;

2. рассмотреть историю становления рекомендательной библиографии в России;

3. Определить основные проблемы  и тенденции развития рекомендательной библиографии.

Изученность. Истории, теории, методике, практике рекомендательно-библиографической деятельности посвящено большое число публикаций, многие из которых принадлежат перу корифеев отечественного библиотековедения. Среди них – М.Г. Вохрышева, Н.Е. Добрынина, О.П. Коршунов, И.Г. Моргенштерн.

М.Г. Вохрышева в своей книге «Теория библиографии» рассматривает особенности инновационной методики рекомендательных пособий.

Н.Е. Добрынина в своих работах раскрывает  неразрывную  связь рекомендательной библиографии с читателем, а также рассматривает миссию, предназначение и роль рекомендательно-библиографической деятельности.

И.П. Моргенштерн в своей публикации обсуждает  проблемы рекомендательной библиографии, основной акцент делая на терминологический аспект.

М.Е. Бабичева рассматривает рекомендательно-библиографическую деятельность как функцию библиотеки на примере РГБ.

 По вопросам рекомендательной библиографии в библиотеках вышло и продолжает выходить множество учебных пособий, монографий, сборников статей.

После долгого перерыва РГБ возобновил выпуск профессионального научно-практического сборника «Вопросы библиографоведения». 11 выпуск, вышедший в 2001 году, посвящен проблемам теории и практики рекомендательной библиографии, которая в тот период переживала непростой  этап переосмысления собственного предназначения. Среди авторов сборника: Т.Н. Суминова, которая раскрывает проблемы жанра энциклопедии в литературной библиографии . С.И. Коровицина предлагает проект электронной базы данных в рекомендательной библиографии и др.

При написании данной курсовой работы был использован также статейный материал из таких профессиональных журналов, как: «Мир библиографии», «Библиография», «Школьная библиотека», «Библиотековедение», «Библиотечное дело».

Как уже говорилось выше изучением проблем и внедрением новых форм рекомендательной библиографии в практику занимается довольно большое количество специалистов разных уровней. Так, например, в журнале «Мир библиографии» в 2006 году вышел цикл статей касающихся различных комплексов рекомендательной библиографии в Российской государственной библиотеке.

В журнале «Библиография» в рубрике «Библиография - детям» опубликована статья Л. Б. Грузиновой и А. В. Митрофановой «Рекомендательные информационно - библиографические ресурсы  для детей и юношества». В статье идёт речь о рекомендательных библиографических изданиях, как о традиционных, так и электронных, обобщён и представлен опыт работы библиотек различных уровней.

Авторы статьи «Кто сказал, что библиография – это скучно?» Я.Л. Бондаренко и Т.И. Сафонова вышедшей в журнале «Школьная библиотека» в 2003 году рассказывают об уникальном, на тот момент, опыте работы  Центральной детской библиотеки города Николаева. Арсенал традиционных форм и методов работы данной библиотеки постоянно пополняется новыми пособиями, подготовленными с помощью новейших компьютерных технологий. Таким образом, речь в статье идёт об инновационных методах донесения библиографической информации до читателей.

В статье «Рекомендательная библиографическая деятельность детских библиотек в Интернете (направления и педагогические принципы)» опубликованной в журнале «Библиотековедение» (2008 год №3) идёт речь о результатах научно исследовательской работы по изучению сетевой рекомендательно-библиографической информации о детской литературе. Автор статьи Г.С. Ганзикова является доцентом кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии Пермского государственного института искусства и культуры на базе которого и проходило данное исследование с

2001 по 2006 годы.

      Рекомендательная библиография как  фактор влияния на чтение детей и юношества  рассмотрена  в работах таких авторов как А.Л. Инягина, Я. Л. Бондаренко, Е.Ф. Рыбиной.

      Таким образом, наблюдается  достаточно большой массив документов  по изучаемой тематике, что позволяет  сделать вывод, что данная тема  достаточно изучена.

Метод исследования - анализ опубликованных документов

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в оказании помощи студентам библиотечных факультетов по курсу «Библиографоведение», в подготовке докладов, рефератов и семинаров.

 

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

        Во введении раскрывается актуальность исследования, объект, предмет, изученность темы, определены цели, задачи и методы работы.

       В первой главе  «Рекомендательная библиография  в России: основные характеристики»  раскрывается сущность, цели, задачи. Функции рекомендательной библиографии, а также история становления данной отрасли.  

      Вторая глава «Основные проблемы и перспективы развития  рекомендательной библиографии на современном этапе» дает характеристику современного состояния   рекомендательной библиографии в просвещении и образовании, показана роль рекомендательной библиографии в чтении и детей и   юношества, представлены Перспективы развития рекомендательной библиографии.

Работа снабжена списком использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Рекомендательная библиография в России: основные характеристики

1.1. Рекомендательная библиография: сущность, цели, задачи, функции

По мнению А.М. Горбунова, рекомендательная библиография – область деятельности, обеспечивающая читателей библиографической информацией с учётом их дифференцированных потребностей в сфере образования и самообразования, воспитания и формирования личности. Информационное поле рекомендательной библиографии определяется особенностями удовлетворения многообразных потребностей широких кругов читателей [12, с. 855].

     Рекомендательная библиография определена в первом государственном терминологическом стандарте «Библиография. Термины и определения» (ГОСТ 16448—70): «...библиография, содействующая общему и проф. образованию, самообразованию, пропаганде научных и политических знаний». Согласно терминологическому словарю «Библиотечное дело» (М., 1997), основной  метод рекомендательной библиографии – «рекомендация читателям документов по определённым содержательным и качественным критериям» [9, с. 32].

В настоящее время рекомендательная библиография охватывает:

1) библиографические процессы оповещения о документах, целенаправленного их поиска в соответствии с уровнем начитанности, общеобразовательной подготовки, с глубиной, широтой и устойчивостью читательских интересов; доведение информации о документах до читателей;

2) совокупность рекомендательных  библиографических пособий;

3) метод организации чтения, включающий не только рекомендованные произведения, но и советы по их использованию;

4) канал информатизации общества в системе масс-медиа [31, с.99].

Рекомендательная библиография развивается по присущим ей законам, обладает свойством диалектики, взаимосвязи объективного и субъективного в отражении документов, вбирает в себя широкий спектр знаний о мире, определяет количество и качество необходимых сведений, оптимальные пути доведения информации до читателя, учитывает характеристики читательских групп.

Информация о работе Рекомендательная библиография: состояние, проблемы развития